Научная статья на тему 'Иконография птицевидных образов с развёрнутыми крыльями в кулайской металлопластике'

Иконография птицевидных образов с развёрнутыми крыльями в кулайской металлопластике Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
752
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛАЙСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / МЕТАЛЛОПЛАСТИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ИКОНОГРАФИЯ / МИРОВОЕ ДРЕВО / KULAI CULTURAL AND HISTORIC COMMUNITY / REPOUSSE / CLASSIFICATION / ICONOGRAPHY / WORLD TREE

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Панкратова Людмила Владимировна

На основе учёта образов и их расположения в композиционном пространстве предложена классификации кулайских птицевидных бронзовых изображений с развёрнутыми крыльями. Установлено, что образы, участвующие в создании синкретического крылатого персонажа, а также геральдическая структура композиций указывают на семантическую связь поделок с мифологемой мирового древа. Конструирование изобразительной композиции кулайцами осуществлялось на основе таких приёмов формообразования, как «слияние» двух зеркальных образов в один, редуцирование, метонимия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iconography of birdlike images with spread wings in Kulai repousse

The article presents the classification of birdlike bronze images with spread wings, upon the consideration of characters and their location in the compositional space, in Kulai cultural and historic community in the Early Iron Age in Western Siberia. Depending on the combination of images the following groups of images were singled out: the bird; the bird-anthropoid; the bear-bird; the bird-anthropoid-bear. According to the number of heads of a syncretic character, the groups further subdivide into images with one and three heads. Based on the posture of heads, the images are differentiated between one-headed and three-headed characters. One-headed characters are represented by profile, full-face images and headless casts. Three-headed characters, in their turn, are also subdivided into profile, full-face images and images whose central head is full-face, and the flanking ones are profiles. It has been established that images involved in the creation of a syncretic winged character, as well as heraldic structure of compositions, point to the semantic connection of handicrafts with the mythologem of the world tree. It is suggested that a composition was constructed by Kulai people with the use of such form-building means as "blending" of two mirrored images into one, reduction, metonymy. The latter one substitution of one image for another, giving it a new, deeper meaning indicates semantic correspondence between images of men and birds in the mythological world view of creators of casts. Metonymical substitution of these characters for images of the bear in Late Kulai time show the development and rethinking of ancient mythological subject matter by the Taiga inhabitants. Preserving wings in compositions with the bear might mean not complete substitution of characters but supplementing subject matter with a new image and meaning. At the same time, a limited number of graphic portrayal of compositions with the bear can be explained by the specialized use of items with this character. Since the culture of primitive society has undifferentiated, integral nature based on mythological mindset, we suggest that the variety of heraldic compositions and instability of ornithomorphic images in repousse of Early Kulai people reflect the level of readiness of the mythologem they are based on. Being the plastic implementation of narrative motifs, they are likely to characterize the stage of formation of mythological subject matter. In Late Kulai time, particular motifs referring to the my-thologem of the world tree took the shape of a complex generalized character with wings. The popularity of the character with spread wings not only with Kulai people but also with Medieval population of Western Siberia shows stability of traditions and formation of an icono-graphic canon reconstructing significant and perhaps even the main mythological subject matter.

Текст научной работы на тему «Иконография птицевидных образов с развёрнутыми крыльями в кулайской металлопластике»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3 (23)

УДК 902:903.26(571.1)

Л.В. Панкратова

ИКОНОГРАФИЯ ПТИЦЕВИДНЫХ ОБРАЗОВ С РАЗВЁРНУТЫМИ КРЫЛЬЯМИ В КУЛАЙСКОЙ

МЕТАЛЛОПЛАСТИКЕ

На основе учёта образов и их расположения в композиционном пространстве предложена классификации кулайских птицевидных бронзовых изображений с развёрнутыми крыльями. Установлено, что образы, участвующие в создании синкретического крылатого персонажа, а также геральдическая структура композиций указывают на семантическую связь поделок с мифологемой мирового древа. Конструирование изобразительной композиции кулайцами осуществлялось на основе таких приёмов формообразования, как «слияние» двух зеркальных образов в один, редуцирование, метонимия. Ключевые слова: кулайская культурно-историческая общность, металлопластика, классификация, иконография, мировое древо.

Одним из ярких и популярных образов изобразительного творчества создателей кулайской культурно-исторической общности является птица. Изображения пернатых отлиты в металле, выполнены на керамической посуде, вырезаны из камня, кости, рога, дерева, бересты (и на бересте), выгравированы на металле и камне. Все они, в зависимости от позы, могут быть разделены на профильные и фасовые. Последние часто называют изображениями птиц в «геральдической позе». Они воспринимаются исследователями по-разному. Одни полагают, что это трактовка птицы в полёте [1], другие, что подобные позы птицы принимают и в статическом состоянии [2]. Возможно и то, и другое. Однако представляется, что семантика образа может быть иной, связанной с композиционным построением изображения.

Бронзовые изображения птиц и птицевидных персонажей с развёрнутыми крыльями неоднородны. Существует несколько типологических классификаций отливок [1, 3, 4], что, однако, не исключает возможности разработки иных, нацеленных на решение конкретных задач. На мой взгляд, классификация изделий не должна проводиться по таким признакам, как: «опущенные крылья», «птицы в полете»/ «летящая птица» [5. С. 166; 6. С. 183], «статичные сюжеты», «динамичные сюжеты» [4. С. 178, 179], поскольку они вносят уже на этапе формализации материала интерпретационную составляющую, требующую обоснования. Учитывая опыт предшественников, можно предложить классификацию птицевидных изображений с развёрнутыми крыльями на основе учёта образов и их расположения в композиционном пространстве. В работе использована наиболее полная сводка орнитоморфных изображений, опубликованная Ю.П. Чемякиным и С.В. Кузьминых [2], дополненная изделиями из Елыкаевского

клада (МАЭС ТГУ, кол. № 5959) и Айдашинской пещеры [7] (рис.1/ 8) (64 ед.1). В полной мере осознаю проблему датировки и культурной интерпретации некоторых отливок. Очевидно и их локальное разнообразие. Тем не менее, считаю, что отобранные находки образуют единый массив, обладающий общими признаками, положенными в основание классификации. Выявлены три вида композиций:

1) зооморфные/зоо-антропоморфные изображения с развёрнутыми крыльями: одноголовые (рис. 1/ 1-9; 15, 16); трёхголовые (рис. 1/ 10-14; 17-19); трёхчастные, у которых образы, фланкирующие центральный персонаж композиции, представлены полными фигурами (рис. 1/ 27-29);

2) изображения крылатых синкретических персонажей, стоящих на спинах других животных (рис. 1/ 30-32);

3) сложные композиции, состоящие из образа человека (или пары людей) и птицы, распростершей над ним крылья (рис. 1/ 33, 34). В композициях данного вида центральным образом является антропоид. Птица, являясь самостоятельным персонажем, дополняет центральный, превращаясь в рамку-декор.

Целью работы является классификация композиций первого вида зооморфных/зоо-антро-поморфных изображений с развёрнутыми крылья-

1 Бронзовые орнитоморфные изображения, учтённые в классификации, происходят из Кулайского, Саровского, Парабельского, Ишимского, Кривошеинского, Соровского 22-23с культовых мест; святилища Барсов городок У9; Мурлинского, Истяцкого, Холмогорского, Елыкаевского кладов и клада на городище Барсов городок !/20; Айдашинской пещеры; Барсовских III и VII могильников; городищ Барсов городок Ш, Барсов городок У9, Барсов городок !/20, Усть-Полуй, Няксимволь I, городища на Соровском мысу; селища Барсова гора !/40, поселения Катра-Вож, а также случайные находки: бокчарские (бакчарские), пиковские, васюганские, находки на оз. Кислоры (СОКМ).

Таблица

Классификация синкретических птицевидных образов с развёрнутыми крыльями в кулайской металлопластике

Группа: основной образ Подгруппа: количество голов Вариант: поза головы Подвариант: иконография голов Тело персонажа Дополнительный образ Нижние конечности

Группа 1: птица Подгруппа 1: одна голова Вариант 1: голова в профиль Птица Птица Нет Нет

Вариант 2: голова анфас Птица Птица Личина на груди/ теле птицы или морда животного над головой: есть/нет Есть/нет

Вариант 3: голова отсутствует ? Птица Личина на груди/ теле Есть/нет

Подгруппа 2: три головы Вариант 1: голова в профиль Одинаковые птичьи Птица Нет Нет

Вариант 2: голова анфас Одинаковые птичьи Птица Личина на груди/ теле: есть/нет Есть/нет

Вариант 3: центральная -анфас, фланкирующие -профильные Одинаковые птичьи Птица Нет Есть

Центральная голова отличается от пары одинаковых фланкирующих Птица Личина на груди/ теле: есть/нет Есть/нет

Группа 2: птица -антропоид Подгруппа 1: одна голова Вариант 2: голова анфас Голова человека (?) Птица Личина на груди/ теле: есть/нет ?(неполная сохран-ность)

Подгруппа 2: три головы Вариант 3: центральная -анфас, фланкирующие -профильные Центральная -человека, фланкирующие - птичьи Птица Нет Есть (птичьи)

Группа 3: медведь -птица Подгруппа 2: три головы Вариант 3: центральная - анфас, фланкирующие -профильные Центральная -медвежья, фланкирующие - птичьи Медведь с крыльями Личина (или несколько) на теле: есть/нет Медвежьи лапы

Группа 4: птица - антропоид -медведь Подгруппа 2: три головы Вариант 3: центральная -анфас, фланкирующие -профильные Центральная -человека, фланкирующие - медвежьи Тело с крыльями (птица-?) Личина на груди/ теле ? (неполная сохранность)

ми, позволяющая выявить иконографические особенности образа и высказать гипотезу о его семантике. В зависимости от сочетания основных образов в одной композиции можно выделить несколько групп изображений (табл. 1): 1) птица, 2) птица-антропоид, 3) медведь-птица, 4) птица-антропоид-медведь.

Композиции группы 1 (табл. 1) в зависимости от количества голов делятся на две подгруппы: образы с одной головой и образы с тремя головами. Одноголовые птицы с распахнутыми крыльями (подгруппа 1) встречены в трёх вариантах: 1) с головой, развёрнутой в профиль (рис. 1, 1, 2);

2) фасовой головой (рис. 1, 3-8); 3) без головы (рис. 1, 9) (табл. 1).

Изображения птиц первого варианта не сопровождаются дополнительными образами. Отливки второго варианта могут иметь более или менее детально проработанные личины на груди/теле птиц (рис. 1, 8) или морду животного над головой (рис. 1, 7). Изображения птиц без голов (вариант 3) дополнены личинами. Стоит отметь определённое сходство между безголовыми изображениями кулайцев и аналогичными изделиями из Рогалихинского клада [2. Табл. 16]. Несмотря на иконографические осо-

Рис. 1. Металлопластика и гравировки на бронзовом диске кулайской КИО (без масштаба):

1, 3, 5 - Саровское культовое место; 2 - городище Барсов городок I/8; 4, 18 - Барсовский III могильник; 6, 12, 13 - Ишимское культовое место; 7, 25 - Айдашинская пещера; 8 - клад на городище Барсов городок I/20; 9, 11, 14, 33 - Парабельское культовое место; 10 - Барсовский VII могильник; 15, 21, 22, 24 - Кулайское культовое место; 16 - случайная находка (СОКМ); 17, 28, 29 - Холмогорский клад; 19, 27 - Истяцкий клад; 20 - бокчарские (бакчарские) находки; 23 - рыбинские находки; 26 - святилище Барсов городок I/9; 30—32 - городище Усть-Полуй; 34 - Мурлинский клад; 35 - васюганская находка.

1-6, 8-20, 22-24, 27-34 - [по 2]; 7, 25 - [по 7]; 21 - [по 12]; 26 - [по 13]; 35 - [МАЭС ТГУ, кол. № 6200]

бенности рогалихинских находок, они, несомненно, имеют общую семантическую основу с отливками кулайцев.

Подгруппа 2 орнитоморфных изображений с тремя головами также представлена несколькими вариантами'. 1) изображения с тремя одинаковыми головами, повёрнутыми в профиль (рис. 1, 10); 2) изображения с тремя одинаковыми фасовыми головами (рис. 1, 11, 12); 3) изображения с тремя головами, из которых центральная - фасовая, а фланкирующие - профильные (рис. 1, 13, 14). При этом все головы могут иметь одинаковую иконографию (птицы одного вида - ?), но могут и различаться (одинаковые фланкирующие головы отличаются от центральной). Единственное изделие с тремя головами, развёрнутыми в профиль (вариант 1), не имеет дополнительных образов. Остальные варианты изображений (вариант 2 и 3) могут сопровождаться изображениями ликов на груди или теле птицы, но могут и не иметь этого композиционного элемента. Среди опублико-ванных кулайских изображений нет трёхголовых персонажей без центральной головы. Однако наличие подобных изображений среди изделий Рогалихинского клада позволяет предположить возможность их существования и у кулайцев.

Изображения орнитоморфных персонажей группы 1 составляют многочисленную выборку, демонстрирующую широкий спектр вариантов изображений образа (табл. 1). Видовые признаки персонажей (крылья, тело, хвост и когтистые лапы) не позволяют усомниться в их трактовке как птиц.

Композиции, в которых сочетаются два образа - птицы и антропоида (группа 2) (табл. 1), -представлены значительно меньшим числом находок. Они также составляют две подгруппы изображений: с одной (подгруппа 1) и тремя головами (подгруппа 2). Отливки с одной головой характеризуют один вариант - анфасные изображения птиц с расправленными крыльями и головами людей, с личиной или без неё на теле/груди (рис. 1, 15, 16). Подгруппа 2 представлена одним вариантом - изображением птицы с тремя головами: центральной, по-видимому, - человеческой, фланкирующими профильными - птичьими. Личины на груди сложного образа у известной нам отливки нет (рис. 1, 17). Таким образом, изображения персонажей второй группы в основе иконографии имеют орнитоморфный образ, дополненный антропоморфным.

Известно несколько изображений, в которых сочетаются признаки птицы и медведя (группа 3) (табл. 1). Все они принадлежат второй подгруппе изображений - с тремя головами. Особенностью

иконографии образов является то, что центральный персонаж - это медведь, а не птица. Медвежья фигура (голова и тело, опирающееся на медвежьи лапы) вместо верхних конечностей имеет крылья птицы. Антропоморфный лик многократно воспроизведён на теле и на конечностях животного (рис. 1, 18). Имеется также фрагментированное изображение, по-видимому, медведя-птицы без личины на груди/теле [2. Табл. 17, 12].

И только одно неполное (повреждённое) изображение характеризует группу 4 (табл. 1). В одном сложном образе сочетаются черты птицы, антропоида и медведя. Это поделка из Истяцкого клада (рис. 1, 19). Трёхглавая фигурка (подгруппа 2) представляет образ птицы с человеческим ликом, на крыльях которой размещены головы медведей, развёрнутые в профиль от центральной головы, на груди имеется личина (вариант 3).

Анализ деталей зооморфных/зооантропомор-фных изображений с развёрнутыми крыльями позволяет сделать следующие наблюдения. Изделия представляют орнитоморфные и синкретические образы, сочетающие элементы иконографии разных персонажей: птицы, человека, медведя. Центральными персонажами композиций, на основе которых создаётся сложный синкретический образ, являются птица и медведь. Расправленные крылья - основной признак, манифестирующий птицу, так как все прочие (голова, тело, хвост, лапы) не всегда имеются в наличии (не проработаны или не сохранились) и не всегда однозначно идентифицируются как птичьи. Признаком, манифестирующим человека и медведя, является голова. Образ птицы доминирует над остальными не только потому, что отливки с центральным персонажем композиции - птицей - преобладают в количественном отношении, но и потому, что птичьи признаки (крылья) являются элементами композиций с медведем и антропоидом. Личина на груди/теле персонажа является нерегулярным признаком, что позволяет рассматривать её в качестве дополнительного образа композиции. «Геральдическая поза» - не вполне корректное название для изделий рассматриваемого вида, более точный термин - геральдическая композиция.

Геральдическими являются композиции, в основе которых лежит симметрия плоскости отражения т, в результате чего зрительно создаётся равенство её частей. Ось симметрии в композициях может быть зафиксирована наличием центрального элемента, а может присутствовать лишь

Рис. 2. Геральдические композиции в пазырыкском изобразительном искусстве (без масштаба)

1 - Туэкта, первый курган; 2, 2а - Пазырык, первый курган; 3 - Пазырык, первый курган; 4, 5 - могильник Ак-Алаха I; 6 - Пазырык, первый курган; 7 - Пазырык, второй курган; 8 - Туэкта, первый курган; 9 - Пазырык, третий курган.

1, 2, 6, 8, 9 - [по 14]; 2а, 3 - [по 15]; 4, 5 - [по 16]; 7 - [по 17].

1, 3—6, 8 - дерево; 2, 2а - дерево и кожа; 7, 9 - рог

как условная линия (например, маскароны и морды животных анфас) [8. C. 72—74]. В композициях рассматриваемого вида вертикальная ось симметрии условна, но чётко выражена. Именно она задаёт вертикальную структуру композиции [8. C. 73], придаёт ей равновесие, статичность, стройность, возвышенность и величественность. Геральдическая композиция, наряду с фризовой, является одной из древнейших в истории искусства. Она хорошо известна по изобразительным памятникам верхнего палеолита и древних цивилизаций. Популярна геральдическая композиция и в кулай-ском изобразительном творчестве, где представлена несколькими вариантами: 1) композициями, состоящими из парных противопоставленных образов (рис. 1, 20); 2) трёхчастными композициями с центральным образом в виде дерева/растения, бутона, человека, птицы и др. (рис. 1, 21—25, 27— 29, 35); 3) композициями, представляющими

сложные зооморфные/зоо-антропоморфные изображения анфас, часть которых рассмотрена выше (композиции первого вида) (рис. 1, 1—19; 33, 34).

Общепризнанно, что геральдические композиции являются развитием трёхчастных композиций с мировым древом (или его алломорфом) в центре и животными или птицами по сторонам. Осознавая, что проблема происхождения геральдических композиций и птицевидного образа, в частности, в творчестве кулайцев остаётся открытой, можем предположить, как эти обитатели Западной Сибири конструировали и семантизировали анфасное изображение птицы. Анализ находок из Айдашин-ской пещеры и Ишимского культового места (рис. 1, 6, 7, 25) позволяет высказать гипотезу о том, что геральдическое изображение птицы возникает при соединении («слиянии») двух профильных зеркально противопоставленных изображений птиц у растительного элемента композиции. Избежать искажения, возникающего при анфасном моделировании головы из двух профильных, древнему мастеру удалось, применив технику горельефного литья. Сложенные крылья птиц, показанных в профиль, оказались развёрнутыми при фасовой подаче образа. Интересный материал в этой связи даёт гравировка на бронзовом диске из святилища Барсов городок I/9 (рис. 1/ 26). Центральная часть композиции представлена антропоидом и парой птиц, симметрично размещенных по сторонам от его головы. Фигуры птиц профильные. Сравнение изображений птиц и антропоида показывает, что головы (без верхней линии ограничения), глаза и тела персонажей переданы одинаковыми приёмами. Совмещение профильных изображений птиц позволяет получить ан-

фасный антропоморфный образ. Подобный художественный приём не является «изобретением» кулайцев. Он возник в древности и получил широкое распространение у многих народов [9. С. 150]. Его использовали обитатели Северной Азии эпохи неолита, в эпоху бронзы - окунёвцы, в раннем железном веке - пазырыкцы (рис. 2, 1-5). Последние были знакомы с несколькими способами создания геральдических композиций (рис. 2), в частности, использовали замену фигур животных изображениями их голов (рис. 2, 7-9) [5. С. 45, 46; 10, С. 52-53]. Аналогичный приём освоили и кулай-цы1 (рис. 1, 11-14; 17-21, 24, 35). Очевидно, трёхголовые птицевидные кулайские отливки появились в результате редуцирования трёхчастных геральдических композиций при замене боковых изображений головами. Примерами исходных трёхчастных композиций являются находки из Холмогорской и Истяцкой коллекций (рис. 1, 2729). По-нашему мнению, они относятся к изобразительным композициям первого вида, но, не являясь синкретическими персонажами, образуют отдельную группу.

Поскольку возникшая в результате «слияния» птица в «геральдической позе» занимает в композиции место центрального образа - мирового древа, - можно предположить, что она является одним из его алломорфов. С другой стороны, это наблюдение объясняет, почему в восприятии древних мастеров и их современников трёхчастные геральдические композиции с птицами указывали на образ антропоморфного персонажа (даже при его отсутствии) и наоборот. Вероятно, эта же семантическая связь актуализировалась довольно рано появившимся [2. С. 71] изображением человеческого лика на груди орнитоморфного персонажа. Интересно, что в этой череде метонимий2 возникает новый персонаж - медведь. Использование фигуры медведя лишь в одном варианте подгруппы трёхголовых изображений третьей и четвёртой групп (табл. 1), видимо, может свидетельствовать о том, что замена происходит на финальном этапе разработки иконографии синкретического образа. Сохранение в композиции с медведем крыльев может означать не полную замену персонажей, а лишь дополнение сюжета новым образом и смыслом. В то же время ограниченное количество вариантов композиции с медведем

* Ср.: кулайского (рис. 1-35) и пазырыкского (рис. 2-8) фантастических персонажей.

2 Метонимия - замещение одного образа другим, придающим ему более глубокий смысл [5. С. 45].

может объясняться специализированным использованием изделий с данным персонажем.

Учитывая недифференцированный, целостный характер культуры первобытных обществ, базирующийся на мифологическом восприятии, можно предположить, что разнообразие геральдических композиций, представленных в металлопластике ранних кулайцев, а также неустойчивость иконографии орнитоморфных образов [2. С. 72] отражает уровень разработанности мифологемы, лежащей в их основе. Являясь пластическими реализациями повествовательных мотивов, они, по-видимому, характеризуют этап формирования мифологического сюжета [11. С. 8]. В позднекулай-ское время отдельные мотивы, отсылающие к мифологеме мирового древа, оформились в сложный собирательный крылатый образ. Популярность персонажа с развёрнутыми крыльями не только у кулайцев, но и у средневекового населения Западной Сибири свидетельствует об устойчивости традиции и о формировании иконографического канона, воссоздающего значимый, а, возможно, и основной мифологический сюжет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яковлев Я.А. Иллюстрации к ненаписанным книгам: Са-ровское культовое место. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 274 с.

2. Чемякин Ю.П., Кузьминым С.В. Металлические орни-томорфные изображения раннего железного века Восточной Европы, Урала и Западной Сибири (лесная и лесостепная зоны) // Тверской археологический сборник. Тверь: Триада, 2011. Вып. 8, т. II. С. 43-74.

3. Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа (кулайская культура). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. 255 с.

4. Яковлев Я.А. К проблеме классификации и семантики орнитоморфных изображений с раскрытыми крыльями эпохи железа из Приобья // Материалы и исследования культурноисторических проблем народов Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. С. 178-197.

5. Королькова Е.Ф. Теоретические проблемы искусствознания и «звериный стиль» скифской эпохи: К формированию глоссария основных терминов и понятий. СПб.: Вичи, 1996. 78 с.

6. Коренюк С.Н., МельничукА.Ф. Орнитофауна в культовых образах ранних гляденовских костищ // III Северный археологический конгресс. Ханты-Мансийск; Екатеринбург: ИздатНаукаСервис, 2010. С. 183-184.

7. Молодин В.И., Бобров В.В., Равнушкин В.Н. Айдашин-ская пещера. Новосибирск: Наука, 1980. 208 с.

8. Подольский М.Л. Зверь, который был сам по себе, или Феноменология скифского звериного стиля. СПб.: ЭлекСис, 2010. 192 с.

9. Заика А.Л. Серцевидные личины в петроглифах Северной Азии (об истоках изобразительной традиции) // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. СПб.: ИИМК РАН, Периферия, 2012. Кн. 1. С. 148-156.

10. Тришина И.В. Многофигурные композиции в искусстве пазырыкской культуры // РА. 2003. № 3. С. 44-60.

11. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.; Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1962. 433 с.

12. Косарев М. Ф. К вопросу о кулайской культуре // КСИА. М., 1969. Вып. 119. С. 43-51.

13. Чемякин Ю.П. Барсова Гора: очерки археологии Сургутского Приобья. Древность. Сургут; Омск: Омский дом печати, 2008. 224 с.

14Артамонов М.И. Сокровища саков. Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы. Сибирское золото. М.: Искусство, 1973. 280 с.

15.ГрязновМ.П. Древнее искусство Алтая. Л.: Государственный Эрмитаж, 1958. 96 с.

16. Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы» (Ак-Алахинские курганы). Новосибирск: Наука, 1994. 124 с.

17. Руденко С.И. Культура Алтая времени сооружения па-зырыкских курганов // КСИИМК, 1949. Вып. XXVI. С. 97-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.