То есть можно говорить, реализация внутришкольного образовательно-культурного пространства, возможно при условии его формирования на основе адекватного правового образования. И его реализация и будет представлять собой в дальнейшем, взаимосвязь с формированием общественных отношений, определением политики государства, формированием правовых составляющих системы образования, посредством реализации различного уровня предметных спецкурсов.
Изучение ситуации с организацией правового образования, и соотнесением его результатов с уровнем правовой культуры в некоторых общеобразовательных учреждениях городов Каспийска, Кизилюрта, Махачкалы, свидетельствует о том, что уровень правовой культуры, несмотря наличие в системе образования правовых дисциплин, дающих необходимый минимальный уровень знаний по основам обществоведения и права, катастрофически низок.
Проведённый нами социологический опрос, позволяет говорить о низком уровне правового образования, неумение оперировать законами России и регионального законодательства в области прав несовершеннолетних; Слабая правовая информированность, влечет за собой низкий уровень правовой культуры, выражается из неудовлетворительного знания правовых норм и требований права, прав и свобод личности, правоохранительной действий. Отсутствие правовых знаний - это огромная проблема. Если рассматривать современную информированность. К примеру, даже информацией из положений Конвенции о
Библиографический список
правах ребёнка 1989 г. (нашедшая в нашей стране отражение в законодательной базе с 2003 г.), согласно которой (ст. 42) декларируется право ребёнка знать свои права, и в рамках осуществления которой, «государства-участники берут на себя обязательства, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей», в необходимом для использования информативном объеме, не владеют ни педагоги, ни родители, не говоря уже о знаниях её положений школьниками.
Для развития правовой культуры, правовое образование оказывает первостепенную роль. В качестве эксперимента, нами в ряде учебных заведений. Были предложены к изучению некоторые методики и технологии правозащитного характера для школьников и их родителей. Главной задачей подобных действий - просветить школьников относительно их прав и обязанностей, а так же снабдить информацией относительно степени и меры ответственности за возможные правонарушения, а также предусматривало оказание правовой помощи, в решении различных сложных для ребенка ситуациях.
Разаработанная и реализованная в ряде школ Республики Дагестан Памятка для родителей, предусматривала различные варианты правовой поддержки при воспитании детей. В ней содержится материал, освящающий степень и меру ответственности родителей и учащихся, подробно рассмотрены их права и обязанности.
1. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.
2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. Москва, 2003.
3. Подласый И.П. Педагогика: в 2-х т. Москва, 2014.
4. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. Екатеринбург, 2010.
5. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Право и образование. 2011; 1: 55 - 62.
6. Абдулаева П.З., Абдулаева Х.С., Алибекова З.Н., Алиева У.Г., Березова Н.В., Богатырева Ж.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В. и др. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС: коллективная монография. Москва, 2018.
7. Абдулгалимов Р.М., Асадулаева Ф.Р, Богатырева Ж.В., Валиева П.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Джаватова Г.А., Джам-бекова Т.Б., Джиоева А.Р, Джиоева Г.Х., Дубовицкий И.Н.. Зинченко А.С. и др. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.
2. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
3. Podlasyj I.P. Pedagogika: v 2-h t. Moskva, 2014.
4. Kropaneva E.M. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2010.
5. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii. Pravo i obrazovanie. 2011; 1: 55 - 62.
6. Abdulaeva P.Z., Abdulaeva H.S., Alibekova Z.N., Alieva U.G., Berezova N.V., Bogatyreva Zh.V., Vezetiu E.V., Vovk E.V. i dr. PSIHOLOGO-PEDAGOGIChESKIE PROBLEMY RAZVITIYa VYSShEGO OBRAZOVANIYa V ROSSII V USLOVIYaH REALIZACII FGOS: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
7. Abdulgalimov R.M., Asadulaeva F.R., Bogatyreva Zh.V., Valieva P.V., Vezetiu E.V., Vovk E.V., Gadzhieva P.D., Dzhavatova G.A., Dzhambekova T.B., Dzhioeva A.R., Dzhioeva G.H., Dubovickij I.N.. Zinchenko A.S. i dr. PSIHOLOGIChESKIE I PEDAGOGIChESKIE ASPEKTY SOVERShENSTVOVANIYa UChEBNO-VOSPITATEL''NOGO PROCESSA V SISTEME OBRAZOVANIYa ROSSII: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 04.07.18
УДК 7.048:376:372.851
Kara-Sal N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University, (Kyzyl, Russia),
E-mail: [email protected]
Tanova O.M., senior teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
Kuular U.S., mathematics teacher, MBOU school №4 (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
ORNAMENTS AS A MEANS OF TEACHING MATHEMATICS FOR DISABLED CHILDREN. The article deals with the use of Tuvan ornaments in teaching mathematics to children with disabilities. The authors propose a system of six groups of tasks in geometry that differ one from another in contents and form of their realization. The authors are convinced that the use of the proposed system of tasks in teaching mathematics contributes not only to the systematization of knowledge in mathematics and positive motivation for the education of children with disabilities, but teaches students a sense of love for the art of their people and their native land. The study was carried out with the financial support of the Russian Found for Basic Research, scientific project No. 17-16-17002.
Key words: children with disabilities, teaching means, teaching mathematics, using elements of national and decorative art, Tuvan ornaments, using ornaments in teaching mathematics.
Н.М. Кара-Сал, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл,
E-mail: [email protected]
О.М. Танова, ст. преп., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
У.С. Куулар, учитель математики, МБОУ СОШ №4 г. Кызыла, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ОРНАМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-16-17002.
В статье рассматривается использование тувинских орнаментов в обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторами предложена система из шести групп заданий по геометрии, отличающихся друг от друга содержанием и формойвыполнения.Авторы убеждены.чтоиспользованиепредложенной системы заданий в обучении математике способствует не только систематизации знаний по математике и положительной мотивации к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, но и воспитанию у обучающихся чувства любви к искусству своего народа и к родному краю.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, средства обучения, обучение математике, ис-плльзонаные эееменеосеационаньнеодекоративнпге искдссовы,тывиесеиеоонаменты, испоыезжваноддрнаментов в обучении математике.
На о сновониыФедорельногезаионо РФ ат 2С.12.201П № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ОВЗ» вятуполв де^твиесиецеаленый фэде^лсняи0 иооударетиен-ный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ОВЗ [1]. Отапетребонаооразрабетки адапоиревапнсСосооиной обрамо-вательной программы в соответствии с ФГОС, который создает благоприятную социальную ситуацию развития и обучения де-яей с ММЗ. В соязнФэтсмпелзд удияелямятаит зодаеа поиека и разработки новых методов, средств и технологий в оказании индивидуальной помощи детям с ОВЗ, так как они нуждаются в оаобжй пядднежке.
Проблема обучения и образования детей с ОВЗ в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития образования в РФ. Большинство регионов РФ, в том числе Республика Тыва, включены в федеральные программы организа-цииобуче ния детей с ОВЗ. По данным Министерства образования и науки Республики Тыва, в 2018 году на её территории по федеральной программе приоритетного национального проекта «МерФзасание» носеинываеепя одоао ЮОнелей с СВЗ, которы е охвачены в четырёх районных муниципальных центрах дистанционного обучения и г. Кызыла [2]. Большинство детей с ОВЗ яеучаюясявКс13в1лснсм мувиципасьесм цонтяе диспанциеыноыо обучения, среди которых есть дети с изменениями опорно-дви-гасслниягя нппоpета1ДДЫЫыя неpешeнюяди эмflсиенaмьиfl-вныe-вой сферы (аутизм), с нарушениями речи и с множественными нарушениями.
В этям цеотяе дети пслячаштобразивание в яяятнететвеи с индивидуальным учебным планом по адаптированным учебным программам. Как правило, уроки проводятся в течение 30 - 40 мнннтоичееоеросяояниязверевья ебвчaющeгocЫ■Пpегеaшмa обучения и расписание составляются по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии на основе заявлений родителей. В настоящее время имеются все условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, включая необхо-Симо етеучи ческое оборудование, бесплатный интернет и т. д. В зависимости от категории, к которой относятся дети по состоянию здоровья, в процессе обучения осуществляется индивиду-слынывпныхад чкaж,еoдвоeЫынкy. Xapскяepйoй осоеенооатью центра является то, что 90% обучающихся составляют учащиеся тувинской национальности. В связи с этим для обучения детей возеииланчабхадемеетн^зреботки паeнpaиlлсатеel<yльоурншд составляющим по различным дисциплинам. Так, были состав-
«Тяш
дыл» и «Торээн чогаал» для 5 - 9 классов (автор Л.Б. Ооржак) [3; 4; 5]. Особое место занимает программа «Математика вокруг юяоы», pпзеaбетaюнияадиимнз aктыяявженнядетaтьиУ,C.Kyс-лар, которая преподает математику в 5-11 классах этого центра.
ИарраВотониняорегра ммФпдедурмаприваеыиряведенич иняе-грированных уроков математики с другими дисциплинами (географией, физикой, изобразительным искусством, черчением, теенологвееи т. д.)[в].жто пcoлeннoйaжиo дледезей так как им необходимы различные виды деятельности, которые нриеущиинтпгеинеюенв™ чТянНИВшыююи
интерес у детей, предотвращают утомляемость детей, обладают потенциальными возможностями для развития интеллекта реЫенкс и овьш кна-
ний, для которых характерны динамичность и системность.
Авторская программа У.С. Куулар предназначена для обу-чмющиоси то освевниюеопелнитеыш^пз кнряеоя мат-манные и разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Особенностью программы является освоение учебного материала детьми с ОВЗ на примере этнокультурных традиций тувинского народа с использованием средств народной педагогики. Как отмечает известный советский ученый-педагог Г.Н. Волков, «народная педагогика - это совокупность и взаимосвязь представлений, взгля-дои, -аденнй,ндeо,йнвсlнoвйчpиeмсв в обеаФто иоапитенвпи обучения, отраженных в народном творчестве, которое включает в себя разнообразные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, oбвlчaи. обртды, □.эидн-ко, пиры, оaкцы.нaендноe изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное наеяыеяесвоечоятвяне.й.» [л].
В обучении математике детей с ОВЗ можно рассматривать различные аспекты использования средств народной педагогики, о^^нян^с^еи, эле^^^т^ал декоротаиным искуяятвсоyвиня.-flГfl народа - орнаментов. Тувинским орнаментам посвящена одна из тем авторской программы У.С. Куулар, которая имеет целью формор нвй лжн-нит-виня кого код-
лостной системе и эмоционально-ценностного отношения детей к жизни своего народа, чувства сопричастности к его бытию [6].
В искусстве тувинского народа орнамент издревле занимал важное место. Тувинцы стремились придать художественную выразительность предметам быта через орнамент, который изображается различными узорами: кривые линии с завитками; лепестки цветов, вписанные в треугольники; косая сетка; зубчатый узооныж.-л^вдю),
Часть орнаментальных мотивов имеют специальные геометрические названия. Например, «Дербелчин» - это прямоуголь-ннлепиеaыь,«жeгпpик» - футао c™дпе, «Tлpсыa»-яpсy-flдо-ники т. д. Каждый орнамент имеет глубокий смысл, например, cнмводoн1cчaитля сииеаетея изоврн» - я--ного из самых распространенных орнаментальных мотивов в прикладном искусстве тувинцев. «Узел долголетия» не имеет ни оайалв,нм кянндряэеявянн и нвлячтеяеивчолом долгих лет жизни. Характерная особенность этой фигуры заключается в
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
том, что её можно нарисовать одним росчерком пера. В выполнении форм и цветов линий отражено свое понимание красоты и гармонии тувинского народа.
Самым распространенным орнаментом в тувинском декоративном искусстве является орнамент «Аяк хээзи». Считается, что в нем выраженыотражение солнца, луны.звезд Большой Медведицы. Интерес вызывает история возникновения этого орнамента. Тувинцы брали пиалу из корня березы, клали на бумагу, проводили круглую линию по окружности, получался круг, внутри его с точки середины рисовали крест с загнутыми под прямым углом концами и начинали рисовать узоры. Так, с помощью обыкновенной деревянной пиалы придуман был знаменитый узор «Аяк хээзие. Это яький примерыроктическыго применения знаний геоо метрии при изображении тувинских орнаментов.
Орнамент часто используется в тувинском национальном еоотюое.в буддийткихонькехияимволах, вйнтетьсре мтболт, на одежде и украшениях: на лицевой стороне сундука; на изголовье кровати; на подушках, на посуде и т. д. (рис. 5 - 8).
Туоитцы всыгда уоелоли особое внимание любимому домашнему животному - лошади, украшение которой являлось особым искусством у тувинцев. Так, седло, уздечка, оголовье, етыымя, потпруж ие.д. изготаолевелысюиз сыребри.Пциэтом использовались орнаменты, инкрустрированные полудрагоценными камнями - кораллами, бирюзой и др.
еащевоесо оюнамтнеы ийпельоовялиоь для женских украшений - чавага, кольца, сережек, бляшки для ремня и т. д.
Тувинские орнаменты показывают, что тувинцы с давних времен отладаьигеомезричесеиыизоанзями.Ыейятвительяоы при изображении орнаментов соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. При изображении ирамтос иопoФнзyютсоеaнлизныe гeoмeеpмкeокиeпиeибpa-зования: параллельный перенос; центральная симметрия; осевая симметрия; поворот. При параллельном переносе все точки фогуры1ймыщаюттяныдеоми том ценасройлйноина одно и ео же расстояние. При центральной симметрии каждая точка переходит в точку, симметричную ей относительно фиксированной тычки . Юре есывий ссммытрми кеждтятсчюа фигуры! г^^е^орыть точку, симметричную ей относительно фиксированной прямой. При повороте все точки фигуры поворачиваются на один и то же угол вокруг одной и той же точки - центра поворота. При этом получаются различные виды орнаментов: плоскостной (выполненный на плоскости с помощью линий); линейный; сетчатый; центричный (узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают центричное движение); геометрический (в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и др.); растительный (в них формы заимствованы из мира природы: листья растений, плоды, цветы, веточки
и др.) [8].
Использование знаний об орнаментах является одним из эффективных средств обучения детей с ОВЗ на занятиях по математике и во внеурочной деятельности. Учитывая, что обучение детей с ОВЗ должно носить предметно-практическую направленность, непосредственно связанную с геометрией, задания долж-
ны быть тесно связаны с жизнью, с практической деятельностью учащихся.
Учителю целесообразно разработать систему заданий, направленную на формирование геометрических знаний с использованием орнаментов. Эти задания можно разбить на следую-щуегрьпыы.
Первую группу могут составить задания на классификацию орнаментов по выбранному признаку (задачи на определение видов орнаментов, на выделение существенных признаков, на сравнение орнаментов и др.).
Вторая группа заданий направлена на составление орнаментов из простых геометрических фигур.
Моееьюгрепоу сосеаиляют зафания нетпредтлоние геометрических преобразований для получения орнаментов (параллельный перенос; центральная симметрия; осевая симметрия; еовнрнт). Здесь мегытбыточaдaыиянa пнснрзение фигур, метричных относительно заданной точки, прямой, на выполнение поворота около заданной точки, выполнение параллельного переноса на вектор.
Четвертая группа состоит из заданий на вычисление длины отрезков, звеньев ломаных, периметра и площади фигур, из ко-торыж соснаелтнытувинскте оонаменны.
Пятая группа заданий имеет целью выработку навыков изображения тувинских орнаментов для предметов быта (сундук -аптара, шкаф - YЛГYYP и т. д.), для украшений (серьги - сырга-лар, кольцо - билзек, браслет - билектээш и др.), для украшений лошади (уздечка - ЧYген, стремя - эзенги, чепрак - чонак и др.). Тамы екэда мнжзт быте в клюоеоа п^^о^^скаетаеоьаенрафа-ретом для орнамента на основе измерения и вырезки ножницами и др.
Шесоуф гуyчпycocрaйлоюо тпoтчнcкиь зрдннмы(кaпеымур, придумать орнамент для украшения и т. д.).
Наш опыт проведения занятий по математике с детьми с ОВЗ покаеам, что езаченио темыоОрнаыенты» ноибтлоший оффект дает использование компьютерных программ «Живая математика», «Логомир». Работая с этими программами, дети с большим МД^^о^с^^^еем^^^ли т^^^и ичыпслнелк"гвopчecсие зодтнии. Но при этом следует учесть имеющиеся трудности, связанные со спецификой здоровья и психофизических особенностей детей с ОВЗ: неустойчивое внимание; повышенная утомляемость; недостаточная сформированность приемов общеурочной деятельности и т. д. Кроме того, необходимо принять во внимание также трудности, которые требуют особых технических условий для отдельного ребенка в соответствии с его возможностями. Это связано с тем, что некоторые дети не могут работать руками, для чего необходим джойстик для ног, для шеи и т. д.
Таким образом, использование предложенной системы заданий способствует не только систематизации знаний по математике, но и положительной мотивации к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как содержание заданий составляют тувинские орнаменты, то это способствует воспитанию чувства любви к искусству своего народа и к родному краю.
Библиографический список
1. 2.
3.
4.
5.
ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Available at: www.fgos.ru
Танзы М.В., Танова О.М., Кара-Сал Н.М., Монгуш А.С. Электронный словарь математических терминов как средство результативного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях двуязычия. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017; 4 (42): 12 - 18.
Куулар Ч.Б. Программа дополнительного курса по дисциплине «История Тувы». Кызыл, 2015. Ооржак Л.Б. Программа дополнительного курса по дисциплине «Тыва дыл». Кызыл, 2014. Ооржак Л.Б. Программа дополнительного курса по дисциплине «Торээн чогаал». Кызыл, 2015.
6. Куулар У.С. Математика вокруг юрты. Программа дополнительного курса по математике. Кызыл, 2016.
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва, 1999.
8. Фокина Л.В. Орнамент. Москва: Феникс, 2005.
References
1. FGOS obrazovaniya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya. Available at: www.fgos.ru
2. Tanzy M.V., Tanova O.M., Kara-Sal N.M., Mongush A.S. 'Elektronnyj slovar' matematicheskih terminov kak sredstvo rezul'tativnogo obucheniya matematike detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah dvuyazychiya. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2017; 4 (42): 12 - 18.
3. Kuular Ch.B. Programma dopolnitel'nogo kursa po discipline «Istoriya Tuvy». Kyzyl, 2015.
4. Oorzhak L.B. Programma dopolnitel'nogo kursa po discipline «Tyva dyl». Kyzyl, 2014.
5. Oorzhak L.B. Programma dopolnitel'nogo kursa po discipline «Tor'e'en chogaal». Kyzyl, 2015.
6. Kuular U.S. Matematika vokrug yurty. Programma dopolnitel'nogo kursa po matematike. Kyzyl, 2016.
7. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 1999.
8. Fokina L.V. Ornament. Moskva: Feniks, 2005.
Статья поступила в редакцию 20.07.18
УДК 378
KlingV.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Surdina E.V., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Vinogradova L.V., senior teacher, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
COMPETENCE ASPECT OF STUDENTS' EDUCATIONAL WAY AT A MEDICAL UNIVERSITY. The paper considers the influence of the contents of a complex approach on the working out and realization of students' educational way at a medical university. The main objectives are to identify the basics of competence aspect in professionally-centered medium; to establish conditions and to devise techniques in order to develop students' systemic thinking, as well as interdisciplinary relation as indices to be used for student's educational way and assessment of the competencies evidence; to work out the algorithm of readiness and capability development. The two concepts are developed by means of "Doctor's conference", "Round table" and "Technology map" that greatly contribute to the personal development of psychophysical processes and qualities.
Key words: students' educational way, medical university, competence, professionally-centered medium, techniques, readiness and capability development.
В.И. Клинг, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Е.В. Сурдина, канд. пед. наук, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Л.В. Виноградова, ст. преп., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ АСПЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье рассматривается характер влияния содержания комплексного подхода на построение и реализацию образовательной траектории студента медицинского университета. Основными задачами являются: определение сущности компе-тентностного аспекта в профессионально-ориентированной среде; создание условий и разработка технологий для развития системности мышления, междисциплинарности как показателей определения специфики образовательной траектории студента и сформированности определенных компетенций; разработка алгоритма развития готовности и способности к профессиональной деятельности. Развитие готовности и способности происходит при реализации в учебном процессе таких технологий, как: «Врачебная конференция», «Круглый стол» и внедрении технологической карты, каждая из которых вносит вклад в личностное развитие психофизических процессов и качеств студентов.
Ключевые слова: образовательная траектория, медицинский университет, профессионально-ориентированная среда, компетенция, развитие готовности и способности, технология.
В последнее десятилетие компетентностная парадигма широко внедряется в практику образования. В работах Д.В. Афанасьева, Н.П. Канина, И.А. Серова, О.А. Волкова, В.И. Клинг и др. рассматривается компетентностный подход, определенный на основе разработанной и нашедшей отражение в документах инновационной парадигмы. Ценностно-смысловые компетенции, как и компетенции самообразования и саморегуляции, становятся ориентирами в организации деятельности студентов по освоению профессионального содержания образования. При этом как преподаватель, так и студенты должны овладеть особенностями организации деятельности инновационной направленности [1], что предполагает внедрение в содержание учебного процесса новых, ориентированных на самостоятельное осмысление, технологий [2; 3; 4]. Компетентностная парадигма концентрирует внимание (в отличие от традиционной - знаниевоориентированной) на развитии способностей, связанных с саморазвитием и самообразованием. В связи с этим учебная деятельность студента университета ориентирована в целом на самоизменение его как субъекта деятельности.
Научить студента учиться - это приобщить его к самостоятельному отбору содержательного материала, подлежащего усвоению. В этой ситуации важным становится системность, целостность знаний путем изучения не изолированных дисциплин, а согласованных с учетом внутри- и межпредметных связей.
Известно, что каждая компетенция формируется несколькими дисциплинами. В этом контексте полипредметность составляет основное свойство компетентностного аспекта в целой образовательной траектории. Она включает цель и средства развития компетенций и представляет собой сочетание как фундаментальных, профессиональных и гуманитарных блоков, так и их взаимопроникновение. Профессиональные знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к готовности и способностям в выполнении конкретной деятельности только до тех пор, пока не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере освоения студентом, способности продолжают развиваться дальше, формируя свою структуру и своеобразие.
В связи с этим основными задачами являются: определение сущности компетентностного аспекта в профессионально-ориентированной среде; выявление содержания и показателей