6. Куулар У.С. Математика вокруг юрты. Программа дополнительного курса по математике. Кызыл, 2016.
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва, 1999.
8. Фокина Л.В. Орнамент. Москва: Феникс, 2005.
References
1. FGOS obrazovaniya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya. Available at: www.fgos.ru
2. Tanzy M.V., Tanova O.M., Kara-Sal N.M., Mongush A.S. 'Elektronnyj slovar' matematicheskih terminov kak sredstvo rezul'tativnogo obucheniya matematike detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah dvuyazychiya. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2017; 4 (42): 12 - 18.
3. Kuular Ch.B. Programma dopolnitel'nogo kursa po discipline «Istoriya Tuvy». Kyzyl, 2015.
4. Oorzhak L.B. Programma dopolnitel'nogo kursa po discipline «Tyva dyl». Kyzyl, 2014.
5. Oorzhak L.B. Programma dopolnitel'nogo kursa po discipline «Tor'e'en chogaal». Kyzyl, 2015.
6. Kuular U.S. Matematika vokrug yurty. Programma dopolnitel'nogo kursa po matematike. Kyzyl, 2016.
7. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 1999.
8. Fokina L.V. Ornament. Moskva: Feniks, 2005.
Статья поступила в редакцию 20.07.18
УДК 378
KlingV.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Surdina E.V., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Vinogradova L.V., senior teacher, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
COMPETENCE ASPECT OF STUDENTS' EDUCATIONAL WAY AT A MEDICAL UNIVERSITY. The paper considers the influence of the contents of a complex approach on the working out and realization of students' educational way at a medical university. The main objectives are to identify the basics of competence aspect in professionally-centered medium; to establish conditions and to devise techniques in order to develop students' systemic thinking, as well as interdisciplinary relation as indices to be used for student's educational way and assessment of the competencies evidence; to work out the algorithm of readiness and capability development. The two concepts are developed by means of "Doctor's conference", "Round table" and "Technology map" that greatly contribute to the personal development of psychophysical processes and qualities.
Key words: students' educational way, medical university, competence, professionally-centered medium, techniques, readiness and capability development.
В.И. Клинг, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Е.В. Сурдина, канд. пед. наук, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Л.В. Виноградова, ст. преп., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ АСПЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье рассматривается характер влияния содержания комплексного подхода на построение и реализацию образовательной траектории студента медицинского университета. Основными задачами являются: определение сущности компе-тентностного аспекта в профессионально-ориентированной среде; создание условий и разработка технологий для развития системности мышления, междисциплинарности как показателей определения специфики образовательной траектории студента и сформированности определенных компетенций; разработка алгоритма развития готовности и способности к профессиональной деятельности. Развитие готовности и способности происходит при реализации в учебном процессе таких технологий, как: «Врачебная конференция», «Круглый стол» и внедрении технологической карты, каждая из которых вносит вклад в личностное развитие психофизических процессов и качеств студентов.
Ключевые слова: образовательная траектория, медицинский университет, профессионально-ориентированная среда, компетенция, развитие готовности и способности, технология.
В последнее десятилетие компетентностная парадигма широко внедряется в практику образования. В работах Д.В. Афанасьева, Н.П. Канина, И.А. Серова, О.А. Волкова, В.И. Клинг и др. рассматривается компетентностный подход, определенный на основе разработанной и нашедшей отражение в документах инновационной парадигмы. Ценностно-смысловые компетенции, как и компетенции самообразования и саморегуляции, становятся ориентирами в организации деятельности студентов по освоению профессионального содержания образования. При этом как преподаватель, так и студенты должны овладеть особенностями организации деятельности инновационной направленности [1], что предполагает внедрение в содержание учебного процесса новых, ориентированных на самостоятельное осмысление, технологий [2; 3; 4]. Компетентностная парадигма концентрирует внимание (в отличие от традиционной - знаниевоориентированной) на развитии способностей, связанных с саморазвитием и самообразованием. В связи с этим учебная деятельность студента университета ориентирована в целом на самоизменение его как субъекта деятельности.
Научить студента учиться - это приобщить его к самостоятельному отбору содержательного материала, подлежащего усвоению. В этой ситуации важным становится системность, целостность знаний путем изучения не изолированных дисциплин, а согласованных с учетом внутри- и межпредметных связей.
Известно, что каждая компетенция формируется несколькими дисциплинами. В этом контексте полипредметность составляет основное свойство компетентностного аспекта в целой образовательной траектории. Она включает цель и средства развития компетенций и представляет собой сочетание как фундаментальных, профессиональных и гуманитарных блоков, так и их взаимопроникновение. Профессиональные знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к готовности и способностям в выполнении конкретной деятельности только до тех пор, пока не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере освоения студентом, способности продолжают развиваться дальше, формируя свою структуру и своеобразие.
В связи с этим основными задачами являются: определение сущности компетентностного аспекта в профессионально-ориентированной среде; выявление содержания и показателей
сформированности компетенции, ориентированных на самоизменение в деятельности студента; установление специфических условий и технологий для развития системности мышления, междисциплинарной интеграции, включенных в содержание образовательной траектории студента; выделение алгоритма развития готовности, способности к профессиональной деятельности.
Образовательная траектория студента медицинского университета есть наращивание личностной сформированности как универсальных, так и профессиональных компетенций, ориентированных на самообразование.
Компетентностный аспект в связи с этим связан с процессами развития «готовности» и «способности» к определенному виду когнитивной деятельности при получении специальности, профессии в целом. Специфику компетентностного аспекта составляют профессионально ориентированные технологии и условия, создаваемые в академической среде медицинского университета.
«Способность» представляет собой сложное синтетическое образование [5], включающее в себя различные психофизические функции и процессы, личностный комплекс своеобразных качеств: желание, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, эмоциональность, самообладание.
Признаки способности наблюдаются при реализации образовательной траектории в отношении успешности выполнения видов деятельности по указанным показателям. Станет ли способность далее действительностью, зависит от различных условий. Одним из условий является своеобразная «готовность» как систематическое соотнесение внутренних ресурсов с требованиями к профессии, выступающих основой самоутверждения человека в обществе и развитие мотивированности на успех; ответственности, самостоятельности, мобильности, креативности, коммуникативности.
Развитие «готовности» сопровождается формированием таких психофизиологических свойств как-то: умение слушать, направленность внимания, эмоциональная устойчивость, работа с дополнительной литературой и специфика запоминания.
Однако, компетенция - не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. В организации процесса обучения учебной дисциплине важным поэтому считается гармоничное сочетание индивидуальной работы и контактной при решении проблемных вопросов.
Эффективная контактная работа - это «ключ» к выделению моментов для развития способности в движении по своей траектории. Именно коллективная работа есть стимул для более быстрого освоения деятельности, достижения большей эффективности. В процессе контактной работы осваиваются ЗУН, которые остаются внешними по отношению к способностям. Однако, обнаруживаясь в деятельности по мере освоения, начинают приобретать структуру, своеобразие, включающие и психологические механизмы компенсации.
Компенсация осуществляется за счёт опоры на сильные стороны личности, как и приобретаемые самостоятельно ЗУН, формирование индивидуального стиля деятельности, что существенно развивает внутренний личностный потенциал обучаемого.
Другим условием может быть использование особенностей симуляционного обучения, начиная с первого курса, т.е. целенаправленно, целостно, системно в процессе профессионализации. Прежде всего, важным психологическим моментом, определяющим успех в будущем, является коммуникативная компетентность, т. е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты. Для успешной коммуникации в будущем необходимо в академической среде широкое использование симуляционных технологий, таких как ролевые, деловые игры, встречи, лекции с участием студентов, развивающих умения слушать, направленность внимания, активизирующих механизмы запоминания.
Профессионально-ориентированные технологии направлены на качественные изменения характера коммуникативной, саморегулирующих компетенций. Деловая профессионально направленная игра, например, «Врачебная конференция», позволяет оценить на старших курсах умения анализировать конкретный случай и высказывать свои мнения в отношении диагноза.
Библиографический список
Студенты учебной группы выполняют разные функции: участников, главного врача отделения, ассистентов, пациентов, представителей медицинских сообществ, врачей, журналистов. Каждый студент проигрывает определенные роли с учетом тех особенностей, которые характерны для этой роли в реальных ситуациях. До конференции разрабатывается последовательность ее проведения. Во время выступления слушателям предлагаются задания по оценке выступающего, а по окончании конференции студенты проводят самооценку, отвечая на ряд вопросов, в частности, что взяли они для себя и на что в этом контексте следует обратить внимание.
Профессионально-ориентированной технологией является также ролевая игра «Круглый стол». При обсуждении актуальной темы могут быть предложены следующие роли: председателя, врачей, журналистов. Широкий спектр проблем требует научного осмысления, владения уже профессиональными навыками, способностями к медицинской коммуникации, наличия определенных черт характера и их проявления в сложных ситуациях. В результате будущим специалистам дается возможность прочувствовать себя в разных ролях в симуляционно воссоздаваемых ситуациях.
Одновременно с этим преподаватель оценивает степень сформированности, например, показателей коммуникативной компетенции как владения профессиональными знаниями, (например, термины, факты, теории, гипотезы и т. д.) и имеет возможность обсудить со студентом аспекты для включения в образовательную траекторию. Эффективным становится использование современных образовательных порталов. Обучающийся может выступать в диалоге с компьютером в роли и активного, и пассивного партнера. Студент в общении с компьютером сам регулирует последовательность и объем информации, ее характер, форму и источник подачи.
Алгоритм же развития способности к самооценке и самообразованию включает следующие компоненты:
1. Оценка начального состояния (через употребление глагола «умеете»).
2. Анализ причин затруднений в процессе усвоения информации.
3. Планирование своих действий.
4. Описание трудностей в выполнении действий.
5. Оценка причин и характера этих трудностей.
6. Планирование действий для устранения затруднений и успешного их выполнения.
Данный алгоритм может реализовываться в такой форме, как технологическая карта.
Технологическая карта индивидуального развития используется для анализа субъектом обучения своей учебной деятельности и сравнения с уровнем, которого студент хотел бы или должен достичь. Она дает возможность ориентироваться в содержании материала, сроках проведения итоговых работ; помогает распределять время и планировать самостоятельное занятие. Подобная карта становится важным инструментом общения между студентом и преподавателем. Вопросы преподавателя, включенные в технологическую карту студента, способствуют выявлению трудностей в освоении материала. Для оценки уровня владения предлагаются различные задания, в том числе и анкетирование, которое дает преподавателю обратную связь. Технологическая карта индивидуального развития повышает уровень мотивации, чувство уверенности в себе, формирует адекватную самооценку. Как структурный компонент входит в состав траектории продвижения по пути профессионализации в медицинском вузе.
Сформированность компетенций определяют по трем показателям: когнитивному (знания), операциональному (умения, навыки), креативному (наличие опыта творческой деятельности). Уровень личностного развития оценивается по способности к организации и планированию индивидуальной образовательной траектории.
Таким образом, образовательная траектория студента в медицинском вузе насыщается как организационными моментами, так и содержательными при созданных условиях наращивания личностной сформированности самообразовательных компетенций.
1. Большакова О.Н., Алексеева Л.Ф. Готовность преподавателей вузов к организации работы по подготовке студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности. Высшее образование сегодня. 2012; 1: 62 - 64.
2. Бухарина Т. Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс медицинского вуза. Врач. 2011; 10: 71 - 73.
3. Аверченко Л.К., Доронина И.В., Иванова Л.Н. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций. Высшее образование сегодня. 2013; 10: 35 - 40.
4. Вульфович Е.В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевернутый класс». Высшее образование в России. 2017; 4: 88 - 96.
5. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии. 1960; 3: 3 - 15.
Refеrences
1. Bol'shakova O.N., Alekseeva L.F. Gotovnost' prepodavatelej vuzov k organizacii raboty po podgotovke studentov k samostoyatel'noj deyatel'nosti innovacionnoj napravlennosti. Vysshee obrazovanie segodnya. 2012; 1: 62 - 64.
2. Buharina T. Vnedrenie innovacionnyh tehnologij v pedagogicheskij process medicinskogo vuza. Vrach. 2011; 10: 71 - 73.
3. Averchenko L.K., Doronina I.V., Ivanova L.N. Imitacionnaya delovaya igra kak metod razvitiya professional'nyh kompetencij. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; 10: 35 - 40.
4. Vul'fovich E.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty po inostrannomu yazyku na osnove modeli «perevernutyj klass». Vysshee obrazovanie vRossii. 2017; 4: 88 - 96.
5. Rubinshtejn S.L. Problema sposobnostej i voprosy psihologicheskoj teorii. Voprosy psihologii. 1960; 3: 3 - 15.
Статья поступила в редакцию 26.06.18
УДК 37.01
Komogortseva T.V., postgraduate, Director of MAOU "School №20 n.a. Cyril and Methodius", Novgorod State University
n.a. Yaroslav the Wise (Veliky Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF RELIGIOUS UPBRINGING AT PUBLIC ORTHODOX-SPECIALIZED SCHOOL. The publication identifies the main features of the program of spiritual and moral education of school: work with students, parents and teachers. On the example of intergenerational interaction of school students and adults in the implementation of the project "Volunteer Orthodox camp on the basis of the Valdai Iversky Holy Virgin monastery" shows the experience of combining the efforts of the municipal educational institution and the Novgorod metropolis in the education of the younger generation. The author presents the main ideas and approaches when working with parents on the issues of spiritual and moral education, on the example of school-wide parent meeting. An important part of the article was the experience of educating and enriching teachers through the educational reading of the regional stage of the international Christmas Readings.
Key words: volunteer project, relations between generations, orthodoxy, secondary school.
Т.В. Комогорцева, аспирант, ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»,
директор МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия», г. Великий Новгород, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ШКОЛЫ
В данной публикации выявлены и обозначены основные особенности программы духовно-нравственного воспитания вышеназванной школы: работа с учащимися, с родителями и учителями. На примере межпоколенного взаимодействия учащихся школы и взрослых при реализации проекта «Волонтерский православный лагерь на базе Валдайского Иверского Свято-озерского Богородицкого мужского монастыря» показан опыт объединения усилий муниципального общеобразовательного учреждения и Новгородской митрополии в вопросах воспитания подрастающего поколения. Автором представлены основные идеи и подходы при работе с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания, на примере общешкольного родительского собрания. Важной составляющей статьи стал опыт работы по просвещению и культурному обогащению учителей, через Знаменские образовательные Чтения регионального этапа Международных Рождественских Чтений.
Ключевые слова: воспитание; православие; общеобразовательная школа, волонтерский проект; межпоколенные отношения.
Проблема нравственного воспитания имеет глубинные исторические корни и продолжает оставаться актуальной по настоящий день. К примеру, И.Ф. Гербарт считал, что воспитание нравственного человека - единственная цель всей педагогики. Главным понятием в педагогике, по мнению Василия Зеньков-ского является личность. «Поскольку начало личности существенно связано с самосознанием, с духовной сферой в человеке, мы принуждены вернуться к трихотомии, т. е. к различению в человеке трех его сторон - духа, души и тела» [1]. Большое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется в современной России. В.И. Слободчиков утверждает: «...что современное образование не может ограничиться только трансляцией подрастающим поколениям совокупности знаний (пусть и новейших), формирования у них наисовременнейших компетенций, развития совершенных познавательных способностей» [2]. Духовно-нравственное воспитание, «должно быть целостным, системным, и тогда оно сможет выполнить свое предназначение» [3].
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [4].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года гласит: «Приоритетная задача Россий-
ской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей» [5].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество» [6].
Философские, а также богословские подходы к проблеме выбора методов духовно-нравственного воспитания в детском коллективе искали В.В. Зеньковский, о. Александр Ельчанинов, И.А. Ильин, свт. Иоанн Кронштадтский, свт. Иоанн Златоуст, С.С. Куломзина, о. Сергей Четвериков, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник и др.
Работы о возрождении традиций духовно-нравственного воспитания и образования представляют для нас большой интерес (Л.В. Бурмистрова, прот. А. Владимиров, о.А. Гармаев, В.К. Журавлев, прот. Г. Каледа, прот. В. Кречетов, В.Н. Крупин,