Научная статья на тему 'Ориентиры деятельности современного учителя (по материалам международной конфференции "Учитель в современном мире")'

Ориентиры деятельности современного учителя (по материалам международной конфференции "Учитель в современном мире") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2088
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"УЧИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ" / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / УЧИТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунова Елена Витальевна, Синицына Анна Игоревна

Современная система образования претерпевает изменения, предъявляя особые требования ко всем участникам образовательного процесса. В связи с этим существенно меняется профессионально-педагогическая деятельность учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискунова Елена Витальевна, Синицына Анна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентиры деятельности современного учителя (по материалам международной конфференции "Учитель в современном мире")»

СОБЫТИЯ

Е. В. Пискунова,

профессор кафедры педагогики

А. Ю. Синицына,

доцент кафедры педагогики

ОРИЕНТИРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ (По материалам международной конференции «Учитель в современном мире»)

Современная система образования претерпевает изменения, предъявляя особые требования ко всем участникам образовательного процесса. В связи с этим существенно меняется профессионально-педагогическая деятельность учителя. Изучение изменений профессионально-педагогической деятельности особенно актуально в современных условиях развития отечественного образования, поскольку именно учитель является основным субъектом обновления образования, и без его активного, вдумчивого участия прогрессивные изменения невозможны.

В 2010 г., объявленном Годом учителя, на разных уровнях были инициированы обсуждения проблем современной системы образования. Роль учителя в развитии системы образования называлась определяющей.

Многие из аспектов проблемы деятельности учителя были затронуты в обсуждении на открытых дискуссионных площадках Педагогической ассамблеи, которой было ознаменовано открытие Года учителя, проходившей 21—22 января 2010 г. в Герценовском университете. В частности, речь шла об инновационных процессах в современной школе, о новом образе учителя.

Не случайно, что в завершение Года учителя именно в Герценовском университете прошла международная конференция «Учитель в современном мире» (4—6 октября), которая объединила более ста участников из трех стран, десяти регионов Российской Федерации, из более чем тридцати различных образовательных учреждений. В конференции приняли участие и исследователи, и педагогики-практики. Так, среди участников были представители Института педагогического образования Российской академии образования, НИИ общего образования и НИИ непрерывного педагогического образования Герценовского университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Московской высшей школы социальных и экономических наук, Поморского государственного университета, Мордовского педагогического института, Тобольского педагогического института, а также учителя школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Сочи, Челябинска.

Проблематика конференции раскрывалась в русле современных мировых исследований в области образования. В частности, организаторы планировали обсуждение глобальных вызовов профессиональной деятельности учителя, культурных и социальных изменений в обществе, оказывающих наиболее значительное влияние на профессиональную деятельность учителя, идеи образования для устойчивого развития как принципа деятельности учителя, вопросов государственной, региональной, местной политики в отношении учительства, различных аспектов профессиональной подготовки и профессионального развития учительства. Обсуждение заявленных проблем строилось в рамках пленарных заседаний, открытых дискуссионных площадок и круглых столов.

Обобщая основные идеи, прозвучавшие на площадках конференции, можно сделать несколько выводов.

Проблемы современного учительства обсуждались в контекстах развития образования, которое, по утверждению В. И. Слободчикова, должно стать универсальной формой становления и развития базовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность, быть не только материалом и ресурсом социального производства, но прежде всего — подлинным субъектом культуры и исторического действия.

Деятельность учителя становится влиятельным социальным творчеством, способным воздействовать на духовный мир другого человека. Необходимость такого ориентира в деятельности учителя можно выразить словами Н. Н. Моисеева: «Поскольку человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель... тот, кто создает систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям, и всех людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях — и будущность планетарной цивилизации». Именно эту особенность профессиональной деятельности современного учителя подчеркнула директор Института педагогического образования РАО И. И. Соколова в докладе, в котором современный учитель рассматривается как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий сущностную способность человека к созиданию другого, а школа — как социокультурное пространство становления личности учащегося.

В докладе заведующей кафедрой педагогики А. П. Тряпицыной были определены факторы, влияющие на педагогическую деятельность: интересы учащихся, интересы родителей, интересы государства. Интересы учащихся А. П. Тряпицына представила через их мнения о первоочередных задачах школы: до 80% выпускников основной и учащихся старшей школы полагают, что школа должна учить самостоятельности мысли и учения, создавать возможности для творчества, учить тому, что требует современная жизнь. Были приведены данные о том, что растет доля учащихся, считающих, что они учатся в школе по необходимости (в 2001 г. доля таких учащихся составила 5%, а в 2007 г. — 21%). С интересом ко всем предметам учились лишь 8% опрошенных.

И. И. Соколова привела данные исследования младших школьников, проведенного РАО. Современный ребенок существенно изменился в социальном, психологическом, физиологическом аспектах: понизилась креативность, энергичность мышления, волевые качества; возрос эмоциональный дискомфорт, наблюдается неразвитость внутреннего плана действий, рост психических заболеваний детей; 25% младших школьников можно отнести к группе социально некомпетентных детей; четко проявляется потребность экранной стимуляции познавательных процессов и деятельности вообще: дети стали хуже понимать тексты; появление множества одаренных детей — в личностной, интеллектуальной сфере, художественно одаренных и детей с высокой спортивной одаренностью.

Меняются и ценностные ориентации школьников. За последние 10 лет ценностные ориентации старшеклассников все больше изменяются в сторону прагматизма, утилитаризма, достижения личного успеха любой ценой; опасность представляют и завышенные ожидания и самооценки старшеклассников — об этом рассказал в своем докладе С. Г. Вершловский (Академия постдипломного педагогического образования).

Профессор О. Е. Лебедев подчеркнул, что возникает реальная угроза отчуждения от школы значительной части учащихся. Одновременно можно говорить и об угрозе отчуждения школы от своих учеников, от их проблем.

Исследуя ожидания родителей от школы, А. П. Тряпицына отметила, что в настоящее время очевидна тенденция уменьшения ориентации родителей на формирование в школе системы предметных знаний и увеличение ожиданий, связанных с развитием ключевых компетенций школьника, необходимых для успешной самореализации в современном мире, на развитие способностей каждого ученика. Интересы государства проявляются, в первую очередь, в целевых ориентирах государственной образовательной политики, которые были заявлены в Концепции модернизации и последовательно реализовывались в практике последних лет: ориентация образовательного процесса на развитие ключевых компетенций учеников, введение профильного обучения, введение ЕГЭ для выпускников и ГИА для учащихся основной школы, расширение практики публичных отчетов школ как формы социальной отчетности перед общественностью, наконец, ориентация на актуальные задачи развития образования, сформулированные в инициативе «Наша новая школа». При этом правительство предприняло ряд мер для поддержки учителя в решении задач модернизации школьного образования, основной из которых стали конкурсы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Можно было бы ожидать, что перечисленные (и некоторые другие) ориентиры изменений должны были бы привести к росту профессионализма учителя. Однако, если посмотреть на сложившуюся ситуацию с позиций анализа профессиональной деятельности учителя, то очевидно, что вместо тенденции усиления профессионализма учителя набирает силу противоположная тенденция — пролетаризации учительского труда. Так считает А. П. Тряпицына. По ее мнению, учитель, как и прежде, ориентирован, прежде всего, на передачу предметных знаний, процент успеваемости, поступление выпускников школ в профессиональные учебные заведения, успешное выполнение проверочных работ при аттестации школ, что не приводит к ожидаемым качественным изменениям школьного образования. Определенное несовершенство индикаторов и методик оценки качества образования и работы учителя, будучи усилено экономическими механизмами, в немалом числе случаев оказывало разрушающее воздействие на содержательную сторону образовательного процесса. В 2008 г. заметно возросла доля учителей, жалующихся на чрезмерную нагрузку, бюрократические проблемы, на несоответствие содержания работы аттестации.

Возможно, проблема кроется в том, что «образование, став услугой, перестает быть самостоятельной ценностью, не позволяющей реализовывать позитивные потенциалы личности в их уникальном своеобразии. «Рыночная философия, коммерциализируя сферу образования, выдвигает на первый план полезный эффект изученного, — утверждает в своем докладе С. Г. Вершловский — Она ориентирует учителя на достижения конечного успеха, а не на процесс духовно-нравственного развития личности».

Этой мысли были созвучны слова О. Е. Лебедева о том, что учитель — работник умственного труда, поэтому количественные показатели не должны применяться для измерения качества его труда. В докладе О. Е. Лебедева подчеркивалось, что если эти результаты соответствуют требованиям, которые предъявляются учителю, школе, то не возникает необходимости в освоении новых образовательных технологий, в поисках новых подходов к организации образовательного процесса, модернизации системы оценивания образовательной деятельности учащихся, в иных качественных изменениях школьного образования.

Заместитель председателя Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Н. А. Заиченко обозначила «вызовы прошлого» профессии учителя и вызовы будущего. Что в нашем недалеком прошлом определило изменения профессиональной деятельности учителя? 90-е гг. XX в. рассматриваются как эпоха педагогических свобод, когда была ослаблена «вертикаль контроля» за содержанием обучения, и появились авторские программы, программы развития, новые предметы. Свобода творчества на время компенсировала материальную составляющую учительской профессии, общее недофинансирование системы. Появилось явление, сопутствующее перестройке и впервые переживаемое страной, — безработица. Это не затронуло дипломированных педагогов, но изменило структурный состав учителей. В школу пришли специалисты (оставшиеся без работы) с непедагогическим образованием (в Санкт-Петербурге 32,5% работающих на педагогических должностях имеют высшее непедагогическое образование). Именно тогда часть педагогического сообщества утратила ценностные ориентиры на развитие личности ребенка, заменив их ориентацией на преподаваемый предмет. Кроме того, как отметила Н. А. Заиченко, институциональная модель школы не вписывается в контекст рыночной экономики с ее базовыми ценностями — конкурентность, инициативность, выбор, ответственность, динамичность.

Определяя вызовы будущего, участники обсуждения в качестве основной поставили проблему качества учительского капитала. Собственно проблема заключается в стремительном обновлении научных знаний, а следовательно, и содержания школьных предметов (в среднем на 5,0% ежегодно, при этом их полное обновление должно происходить за 20 лет), что учитель должен обязательно использовать. При этом профессиональные же знания обновляются в 4 раза быстрее, что придает дополнительное значение повышению квалификации и самообразованию учителя. Таким образом, становится необходимым переход от централизованных и жестко организованных траекторий профессиональной подготовки к свободному рынку постоянно обновляющихся образовательных программ и их отдельных модулей, что облегчается использованием персональных бюджетных сертификатов повышения квалификации, которые «идут за учителем» на свободный рынок образовательных услуг.

К вызовам будущего можно отнести установку на обновление знаний и компетенций. Совершенно очевидно, что никакая система подготовки не может сравняться со скоростью самообновления — самообразования, и инновационное движение становится мощнейшим стимулом самообразования, то есть инновации важны для формирования иного образа мышления и действия.

К безусловным вызовам будущего следует отнести необходимость «открыть» закрытую школу. Прошло время монополии учителя на знания, на информацию, наступила эпоха сотрудничества между учеником и учителем. «Педагогика сотрудничества» сегодня стала возможностью адекватно времени, окружающему информационному пространству и возможностям выстраивать обучающий процесс без конфликта с самой целью обучения — развитие личности учащегося. Открытость школы и «ликвидация монополии учителя» задают новое условие деятельности учителя — вхождение в конкурентный учительский рынок, на котором побеждает качество и репутация как слагаемые «конкурентоспособного учителя».

Профессор кафедры педагогики Е. В. Пискунова в своем пленарном выступлении отметила, что социокультурные изменения требуют от педагога творчества, способности быстро реагировать на изменения общества, школы, ученика, инициативности, коммуникабельности, разностороннего развития. Современная социокультурная ситуация вы-

зывает необходимость изменения функций профессиональной деятельности учителя, когда ведущей становится содействие образованию ребенка, что предполагает создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ребенка в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования.

Директор НИИ общего образования Герценовского университета Е. П. Суворова отметила необходимость формирования нового методического мышления учителя в связи с переходом на новые стандарты общего образования. В связи с этим необходимы кардинальные изменения в методическом мышлении учителя: переосмысление привычных понятий в контексте новых задач, расширение познавательного пространства, в котором работает учитель, готовность к работе в условиях междисциплинарного взаимодействия.

Отдельным предметом обсуждения стали проблемы непрерывного педагогического образования. Современная система подготовки учителя связана с необходимостью решения ряда проблем. В своем докладе Н. Ф. Радионова, директор НИИ непрерывного педагогического образования РГПУ им. А. И. Герцена, указала на проблемы, связанные с построением процесса подготовки учителя в вузе (согласование ориентаций на запросы личности и обеспечение качества образования, готовность преподавателей вуза к осуществлению инноваций и использованию их возможностей, совершенствование качества учебно-методического и управленческого обеспечения), и проблем взаимодействия педагогических вузов со школами, с педагогическими колледжами, с учреждениями постдипломного образования, с работодателями, с другими вузами. Были названы и направления развития современного педагогического образования: ориентация на человека, обеспечение качества образования, непрерывность образования, вхождение в единое европейское образовательное пространство, глобальная информатизация.

В своем выступлении директор Датского центра культуры Рикке Хелмс отметила, что в Дании существуют похожие проблемы как в системе подготовки учителей, так и в связи с его профессиональной деятельностью, ее новыми контекстами и выдвигаемыми ориентирами.

В рамках видеоконференции с Потсдамским университетом Германии также обсуждалась проблема подготовки учителя. Интерес аудитории вызвал опыт Германии в вопросе отбора будущих учителей. Не секрет, что сегодня в России в массовом сознании укореняется представление о «двойном негативным отборе» — когда многие считают, что профессия учителя не престижная, тяжелая и поэтому далеко не лучшая часть выпускников школы идет в педагогические вузы и не лучшая часть выпускников вуза идет в школу, а значит система подготовки учителей — самое «слабое» звено системы подготовки кадров.

Важная идея, обсуждавшаяся в рамках конференции, — необходимость постепенных педагогических изменений, которая обусловлена перестройкой не столько педагогического инструментария, сколько педагогического сознания. Между тем результаты опросов свидетельствуют о том, что далеко не все учителя (разного возраста и преподающие разные предметы) признают выделенные исследователями характеристики профессионализма современного учителя: а) необходимость ценностного переосмысления профессионального взгляда на свою специальность, которое мобилизует учителя на дальнейшее повышение уровня своей компетентности, повышает ответственность за результаты работы; б) углубление понимания того, что ожидаемое от учителя качество работы должно быть аналогичным тому уровню услуг, который они вправе ожидать от профессионалов других специальностей (например, врачей, юристов); в) признание того, что в повседнев-

ной жизни в классе каждый учитель принимает радикальные ответственные решения, раскрывая тем самым положительный или отрицательный потенциал роли учителя.

Очевидно, что приоритетными для профессионального педагогического сообщества сегодня должны стать следующие задачи: 1) разработка новых форм и технологий работы по развитию профессиональной компетентности учителя на рабочем месте, курсах повышения квалификации, на новой ступени обучения в вузе (например, в магистратуре и аспирантуре); 2) разработка и внедрение нового поколения стандартов профессионального образования, профессиональных стандартов и профессионального кодекса; 3) проведение коллективных междисциплинарных исследований проблемы изменения учительской профессии в быстро меняющемся мире.

Проведенная конференция позволила еще раз осознать значимость профессии учителя, ощутить ответственность за качество учительского труда в сложном современном мире.

22 октября 2010 г. в РГПУ им. А. И. Герцена в рамках первого Всероссийского форума «Дом семьи — Россия» прошла научно-практическая конференция с международным участием «Семья — традиции и современность». В конференции приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, ученые, специалисты-практики и студенты. Программа конференции включала пленарное заседание, на котором прозвучали обзорные доклады, и несколько дискуссионных площадок, позволивших обсудить актуальные проблемы современной семьи. Предлагаем вниманию читателей обзор выступлений на дискуссионной площадке «Семья в системе образования».

Е. Е. Алексеева,

доцент кафедры педагогики и психологии семьи

СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМ К ИХ РЕШЕНИЮ

В современной ситуации модернизации системы высшего образования проблема семьи представляется одной из наиболее актуальных. К подготовке специалистов для работы с семьей сегодня предъявляются требования, связанные с умением предупреждать конфликты и адекватно реагировать на изменения, происходящие с семьей. Как подготовить педагогов к эффективному взаимодействию с современной семьей и в каких специалистах для работы с семьей нуждается рынок? Какие законодательные инициативы сегодня необходимы в области семейной и образовательной политики и какие первоочередные проблемы семьи в образовании требуют своего решения? Эти и другие актуальные вопросы привлекли внимание педагогов, психологов, представителей школ и психологических консультаций Санкт-Петербурга, преподавателей высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Москвы (РГПУ им. А. И. Герцена, Московского городского педагогического университета, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и др.). Поэтому не случайно 22 октября в РГПУ им. А. И. Герцена дискуссионная площадка «Семья в системе образования» на научно-практической конференции «Семья — традиции и современность» в рамках форума «Дом семьи — Россия» была наиболее представительной и активной.

Живой интерес аудитории вызвало выступление кандидата педагогических наук, директора лицея № 590 Санкт-Петербурга А. М. Каменского, который, обозначив острые проблемы, вызывающие дисбаланс взаимоотношений семьи и школы, отметил позитивный ресурс в школьно-семейных взаимоотношениях. Он подчеркнул изменение в семье отношения к образованию, когда оно все чаще становится компонентом престижа, отме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.