Научная статья на тему 'Гуманизация как стратегия личностно ориентированного образования будущего педагога по физической культуре'

Гуманизация как стратегия личностно ориентированного образования будущего педагога по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщевский А. А.

The article is devoted to the analysis of professional training of a future physical training teacher. On the basis of the analysis of theoretical and scientific sources, and own practical experience of the work in the Pedagogical University the author reveals basic and productive means of professional training underlying the priority of moral and physical health under the conditions of person-oriented education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization as a Strategy of a Person-Oriented Education of a Future Physical Training Teacher

The article is devoted to the analysis of professional training of a future physical training teacher. On the basis of the analysis of theoretical and scientific sources, and own practical experience of the work in the Pedagogical University the author reveals basic and productive means of professional training underlying the priority of moral and physical health under the conditions of person-oriented education.

Текст научной работы на тему «Гуманизация как стратегия личностно ориентированного образования будущего педагога по физической культуре»

Вестник ТГПУ 2003. Выпуск 5 (37). Серия: ЭКОНОМИКА. (СПЕЦВЫПУСК)

АА Борщевский

ГУМАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Томский государственный педагогический университет

Реалии современного общества диктуют новые требования относительно соотношения педагогической науки и практики.

Классический стиль научного мышления, сложившийся к концу XX - началу XXI в., обязывающий исследователя строго придерживаться рамок одной из конкретных наук и общепринятой парадигмы, максимально сужая предмет своего исследования, на современном этапе все чаще оказывается неэффективным.

Во-первых, с 1992 г. население страны стремительно сократилось. Причем если общая численность россиян уменьшилась (с учетом притока беженцев) на 2 %, то численность детей уменьшилась почти на 16 %, т.е. сокращалась в 8 раз быстрее.

К концу первого десятилетия XXI в. прогнозируется двукратное уменьшение количества детей школьного возраста.

Во-вторых, резко ухудшилось здоровье детей: в 1998 г. только 20 % новорожденных были здоровыми, 44.2 % - составили группу риска, 35.8 % - родились здоровыми.

По данным медицинских осмотров детей школьного возраста, среди младших классов здоровыми оказываются 10—12 %, в средних классах - 8 %, а в старших - всего 5 %. Более чем у 50 % детей в возрасте до пяти лет и более чем у 60 % старшеклассников диагностируются хронические заболевания.

В-третьих, например, в Новосибирской области число курящих старшеклассников составляет четверть опрошенных; доля систематически употребляющих спиртные напитки - более 16 % (при этом половина из них - девушки); особую тревогу вызывает рост пробовавших наркотики - за год с 16 до 25 %.

В-четвертых, снижается уровень и качество образования школьников. Результаты исследований, проведенных в вузах Сибири, показывают, что задачи по математике, которые 25-30 лет назад успешно решало на приемных экзаменах большинство поступающих, в последние годы оказываются посильными лишь немногим. Требованиям 1960-х гг. по русскому языку и литературе сегодня соответствуют не более 10 % общего числа абитуриентов. Это тем более обидно, что в начале 1960-х гг. эксперты ЮНЕСКО признавали нашу систему образования одной из лучших в мире.

Таким образом, будущее в российском образовании зависит от качества педагогической деятельности, от преподавателя с его культурным уровнем, фи-

зическим и нравственным здоровьем, творческим потенциалом. В современных условиях преподавателю необходимо не только выбирать в конкретных условиях соответствующие методы и методики обучения, но и создавать собственные. Это возможно в том случае, если преподаватель обладает необходимыми способностями, получил соответствующую подготовку, владеет средствами и способностями рефлексии по отношению к своей деятельности, владеет средствами перехода от описания деятельности к ее критике и нормированию, а также к сопоставлению разработанных им методов с уже имеющимися.

Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели формирования систематизированных знаний, умений и навыков. Именно такое понимание цели образования послужило причиной дегуманизации процесса обучения, которая привела к тому, что воспитательное значение знаний о ценности физической культуры оказалось неопределенным в отношении личности. Во многом была дискредитирована идея физического воспитания, поскольку она была лишена нравственно-эстетического содержания. В результате общество столкнулось с губительным дефицитом духовности.

В настоящее время сложился довольно широкий комплекс научных дисциплин, изучающих область физической культуры, однако анализ по данному вопросу указывает на отсутствие общепринятого его понятия. Физическое воспитание представляет социально-педагогический по своей природе процесс со всеми присущими ему признаками.

Вместе с тем это целенаправленный процесс по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его дееспособность.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям и воспитание физических качеств. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека. Понятия «физическая культура» и «физическое воспитание» взаимопроникающие, но не тождественные. Практика физического воспитания - это своеобразный канал, по которому идет целенаправленная передача ценностей физической культуры от одного поколения к другому. Физическое воспитание является одним из показателей состояния физической

А. А. Борщевский. Гуманизация как стратегия лтностно ориентированного образования будущего..

культуры в обществе. Физическая культура-это сфера культуры, которая включает в себя социально сформированные физические качества и способности человека, ту социальную реальность, которая обеспечивает их формирование и развитие.

Гуманистическая направленность формирования физической культуры личности предполагает отказ от общепринятой трактовки обучения и преподавания спортивно-педагогических дисциплин, сводящихся к механическому выполнению студентами на практических занятиях множества упражнений. Необходимо учить студентов мыслить, выявлять целесообразность и обоснованность применения тех или иных упражнений, степень их воздействия на формирование двигательных навыков в связи не только с двигательной подготовленностью, но и с интеллектуальным развитием, возрастом и т.д.

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, отражающее основные условия общественной жизни. Ценности гуманизма не второстепенные элементы определенной надстройки, по своей значимости они соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры.

Индивидуальный опыт организации физической активности как культурная ценность приобретается человеком в процессе занятия физическими упражнениями, при его физическом воспитании, спортивной подготовке, различных других формах индивидуальной и коллективной физической активности.

С мотивацией, уровнем физкультурной образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно осуществляется человеком физическая активность.

Таким образом, именно в физической активности человека реализуется потенциал его физической культуры на основе использования и освоения накопленных обществом знаний, опыта, технологических возможностей и соответствующих условиям жизненных установок.

Гуманистическая ценность физической культуры и спорта заключается в ориентации на интерес к эстетике спорта, в стремлении познать резервные возможности человеческого организма. Недооценка гуманистической направленности физического воспитания привела к тому, что занятия спортом стали привлекательны для той категории людей, которые пропагандируют грубую физическую силу, агрессивность, жестокость, достижение победы любой ценой, установление высоких спортивных результатов ради прибыли. Поэтому следует непременно усилить гуманистическую направленность физической культуры как сферу проявления эстетики, красоты, общей культуры, психологически комфортного общения, как средство гармонического развития личности. Поскольку личность - это особое качество человека, приобретаемое им в процессе деятельности и общения. поскольку личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества, то следует, что ценности физической культуры личности определяется теми же группами факторов, что и физическая культура общества.

На первое место при этом выходят уровень, глубина, полнота и основательность знаний каждого отдельного человека о сущности и правилах физической подготовки, методы организации физической активности, двигательной деятельности и ее социальной, нравственной и эстетической ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.