Речевое развитие
Возрастная норма 0% 21%
Легкое отставание 11% 65%
Умеренное отставание 47% 14%
Значительное отставание 42% 0%
Сравнивая результаты полученных данных при первичном и вторичном обследовании, можно заметить, что в младшем дошкольном возрасте отмечается большая взаимосвязь между компонентами психического развития детей по сравнению со старшим дошкольным возрастом. В старшем дошкольном возрасте эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы уже в меньшей степени влияют на уровень развития речевой сферы. При этом, так же как и в младшем дошкольном возрасте, у старших дошкольников отмечается высокий коэффициент корреляции между уровнем развития познавательной сферы и речью.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы об особенностях психического де-тей-сирот дошкольного возраста с ЗПР церебральноорганического генеза:
1. Чем меньше возраст ребенка, тем больше нарушения одних компонентов его психической сферы влияют на уро-
вень развитие других. Ранняя психокоррекция способствует более благоприятному течению их развития.
2. Наиболее страдающим компонентом психического развития детей-сирот дошкольного возраста с ЗПР церебральноорганического генеза является эмоционально-волевая сфера, нарушения которой обусловливаются не только органическими поражениями, но и факторами различных видов деприваций, которым подвергаются эти дети.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы детей-сирот с ЗПР церебрально-органического генеза наиболее тесно связано с развитием мотивационно-потребностной сферы. Таким образом, для коррекции нарушений эмоционально-волевого компонента необходимо в первую очередь изменить мотивации и потребности такого ребенка.
4. Мотивационно-потребностная сфера является основным звеном, которое непосредственно или опосредованно влияет на развитие всех компонентов психической сферы детей, проживающих в учреждениях закрытого типа.
5. К старшему дошкольному возрасту нарушения развития речи детей-сирот с ЗПР церебрально-органического генеза больше обусловлены развитием познавательной сферы, чем другими психическими компонентами (эмоционально-волевой или мотивационно-потребностной сферой). Ранняя коррекция познавательной сферы этих детей положительно воздействует на их речевое развитие и предупреждает дальнейшие проблемы с адаптацией к школе.
Библиографический список
1. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб, 2003.
2. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Козаковой. - СПб., 2000.
3. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангеймер, З. Матейчик. - Прага: Авиценум, 1984.
4. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2005.
5. Шипицина, Л.М. Психология детей-сирот / Л.М. Шипицина. - СПб.:Изд-во СПб ун-та, 2005.
Статья поступила в редакцию 18.10.10
УДК 376
С.С. Белов, М.Г. Чухрова, Т.Г. Орлова, А.С. Шамикаева, НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ОРИЕНТИРОВАНИЕ И МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
В статье представлена программа и обоснованы основные принципы тренировки мобильного ориентирования незрячих лиц.
Ключевые слова: слепота, мобильное ориентирование незрячих.
Социальная адаптация - это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождается удовлетворением основных социогенных потребностей человека, и проявляется в переживании состояния самоутверждения. Органический дефект, по мнению Л.С. Выготского, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует возникновение у слепого ряда специфических социальных установок (например, установки на избегание зрячих, иждивенческих настроений и т. п.) [1]. Опосредствованное влияние дефекта на психическое развитие, обусловленное изменением отношений индивида с окружающей предметной и социальной средой, объясняется не только всеобщей закономерностью зависимости атропо-и онтогенетического развития психики от социальных факторов, но и тем, что для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактом психологическим. Психологическим фактом слепота становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми [2].
Для человека адаптация к социальной среде заключается в умении удовлетворить ряд специфических социально обусловленных потребностей, которые имеют для человека мотивационное значение. При рассогласовании в системе потребностей, согласно исследованиям Ф. Б. Березина, когда блокируется одна из конкурирующих потребностей (интрапсихиче-ский конфликт) значительно возрастает фрустрационная напряженность. Это является предпосылкой нарушения адаптации [3]. А.Г. Литвак отмечал влияние изменений, возникающих в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднениями их удовлетворения в связи с полной или частичной утратой зрения [3]. Глубокие нарушения зрения или его отсутствие, как писал А.Г. Литвак, затрудняют или делают невозможным удовлетворения ряда насущных потребностей, что, в свою очередь ведет к эмоциональному напряжению и проявляется состоянием фрустрации.
Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. Человек в процессе филогенеза сфор-
мировался как «существо оптическое» (С.Л. Рубинштейн). Психическая деятельность - это деятельность по сути своей отражательная. В ходе антропогенеза у человека сформировалась сложная система анализаторов, которая обеспечивает поступление жизненно важной информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая, тактильно-кинестезическая системы. Они лежат в основе так называемых гностических, то есть имеющих наибольшую познавательную ценность, ощущений и восприятий. При этом следует иметь в виду, что в данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит зрению [1].
Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых взаимоотношений анализаторов, образованию новых внутри- или межанализаторных связей, полному доминированию других, нежели у зрячих, анализаторных систем. Абсолютное доминирование слуха или осязания у незрячих приводит не только к перестройке межана-лизаторных связей, но и к образованию нового, иного по сравнению с нормой ядра сенсорной организации. В процессе деятельности у слепых складывается тактильно-кинестезически-слуховое ядро сенсорной организации. Аналогичным образом в оптико-вестибулярной установке происходит замена зрительного компонента двигательным [1].
Особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности, развитие которых позволяет в существенной степени компенсировать слепоту. В частности, предлагаемая программа ориентирования и мобильности для слепых позволяет активировать и развивать сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации человека в пространстве.
Программа предназначена для реализации в центрах реабилитации инвалидов по зрению и может быть использована в практике работы инструкторов по мобильному ориентированию и психологов-дефектологов. Программа рассчитана не менее, чем на 10 месяцев занятий с инструктором с интенсивностью полуторачасовых занятий 2 раза в неделю, при самостоятельном выполнении домашних заданий.
При работе с людьми, потерявшими зрение до 7-ми лет, прежде чем переходить к ориентированию и мобильности, необходимо сформировать образы и представления об окружающем мире, понятия о форме, величине, объеме и расстоянии. Незрячий человек чувствует расстояние при помощи сохранных анализаторов (кожно-кинестезического и слухового), поэтому развитие кожно-кинестезического анализатора -это очень важное условие для обучения мобильности. Также необходимо проведение психологических тренингов, которые должны проходить предварительно перед занятиями в открытом пространстве.
Ориентируясь на теорию Сверлова, мы предлагаем, чтобы мобильное ориентирование проходило по следующим этапам:
1. Ориентирование в предметно-познавательном пространстве.
2. Ориентирование в замкнутом пространстве с перемещением тела.
3. Подготовка к ориентированию в открытом пространстве.
4. Ориентирование в открытом пространстве [2].
5. Ориентирование в социо-культурном пространстве (данный этап отсутствует в теориях Сверлова и Наумова). Особенно важно при ориентировании в условиях мегаполиса.
Целью данного тренинга является научение незрячего человека элементарным навыкам ориентирования и мобильности - научить человека, потерявшего зрение, перемещаться по городу или в той местности, где он живет. Это необходимо, во-первых, потому что у родственников и окружающих не всегда имеется возможность систематически оказывать такую
помощь. Во-вторых, это необходимо для расширения его возможностей, появления чувства самостоятельности и уверенности в себе, чтобы при необходимости человек в любое время, благодаря приобретенным навыкам ориентирования, смог добраться до нужного места (магазин, остановка транспорта, поликлиника, аптека, библиотека и другие места социальной значимости). Любая реабилитация начинается с мобильности в замкнутом и в открытом пространстве. Для реализации любых видов деятельности необходимо добраться до места назначения. Например, для получения образования необходимо регулярно добираться до учебного заведения. При переходе на профессиональный уровень нужно владеть элементарными навыками ориентирования и мобильности, чтобы у руководства и коллег не возникало сомнений в том, что незрячий человек будет справляться с поставленными задачами. Таким образом, ориентирование и мобильность являются важной составляющей всей реабилитации и интеграции незрячего в общество.
При потере зрения человек перестает видеть любую опору, а предметы перестают быть стимулами. Чувствовать опору в ориентировании - это главный психологический компонент. Если человек теряет опору, у него возникает дискомфорт. Для того чтобы почувствовать опору, незрячий человек использует возможности руки и ноги, то есть кинестетическое чувство. Дополнительным средством ощупывания дороги является трость, которая также оказывает влияние на организм и выводит из состояния дискомфорта.
Использование данной программы предполагает учет следующих особенностей дефекта: возраст потери зрения и глубина дефекта.
Задачи, которые ставятся в процессе обучения:
1) Сформировать пространственные представления для выбора направления.
2) Активизировать сохранные органы чувств.
3) Научить пользоваться тростью.
4) Обучить способам определения своего местонахождения в данном пространстве.
5) Отработать умение идти к заданной цели.
6) Научиться обращаться к прохожим для уточнения маршрута.
Первый этап: активизация сохранных органов чувств.
1) Тренировка слухового восприятия. Цель: распознавание с помощью слуха расстояния, местоположения объектов, направление движения объектов.
2) Тренировка осязания. Цель: распознавание формы, величины, объёма предметов и объектов.
Второй этап: инструментальное осязание (работа с тростью).
Третий этап: формирование пространственных представлений с помощью работы с рельефно-графической картой.
Сама тактика ориентирования и мобильности состоит из трех этапов:
1. Определение своего местонахождения.
2. Выбор направления.
3. Движение к цели.
Кроме того, к тактике ориентирования и мобильности относится умение обращаться к прохожим за помощью.
Пространство, в котором ориентируется слепой человек, делится на два вида. 1) Закрытое пространство. Пространство, замкнутое стенами, и туда не проникает звук окружающей внешней среды. Человеку доступно только то, что происходит внутри этого пространства. Также и человек не может выйти за пределы этого пространства. Только, если мы открыли окна, двери, в этом случае проникает всё, что происходит в окружающей среде. Сюда же относятся коридоры, вестибюли, холлы, этажи, то, что находится внутри здания - это пространство замкнуто. 2) Открытое пространство. Здесь нет границ, все природные явления распространяются беспрепятственно и влияют на человека и на окружающую среду. Напри-
мер, ветер может уносить звуки, дождь все глушит вокруг, а выпавший снег, мягкий и пушистый, он поглощает звук. Это все создает проблему в ориентировании. Звук, на который ориентируется незрячий, распространяется беспрепятственно, далеко, отражаясь от зданий, искажается. Например, в городе, звук от проезжающих машин, отражается от зданий, и, кажется, что машины едут и со стороны здания. Если звук идёт издалека, на пути врезаясь в предметы, он преломляется. Например, в лесостепной полосе вдали от трассы, которая излучает звук от машины, человеку будет казаться, что звук идет с другой стороны, от отражающих предметов. Необходимо научить различать особенности распространения звуков в открытом и закрытом пространстве, а также при изменениях в том или ином пространстве, например, отметить, что когда выпадает снег, меняется рельефная местность, и звук в ней распространяется по-другому.
В закрытом пространстве пошагово изучаются три разновидности: комната, коридор, этажи здания. В открытом пространстве, которое открыто для природных явлений, звук распространяется иначе, нежели в закрытом пространстве. Звук, на который ориентируется слепой, распространяется, свободно отражаясь от зданий и искажаясь, этот искаженный звук незрячий должен распознать, разобраться в обстановке. На улице незрячий человек может столкнуться с прохожими, с
проезжающими машинами. На этом этапе несколько рабочих шагов, в качестве примера мы рассмотрим два.
1) Вокруг здания. Цель: волевое удержание заданного маршрута.
2) Переход к другому зданию. Цель: снятие эмоционального напряжения и страха при отрыве от здания, умение перейти к другому зданию.
3) Переход улиц. Цель: умение перейти через дорогу самостоятельно.
4) Ориентирование в социальных объектах. Цель: формирование умения добраться до остановки, ориентироваться в магазине, в транспорте, в поликлинике, в больницах и т.д.
5) Изучение маршрутов, связанных с профессиональной реабилитацией.
6) Самостоятельное изучение необходимых маршрутов.
Технология формирования мобильного ориентирования у
незрячих лиц, потерявших зрение в возрасте после 7-ми лет, включает в себя описание большинства возможных ситуаций, которые подстерегают человека в большом городе. Применение вышеперечисленных приемов облегчит адаптацию незрячего человека в пространстве, а значит и в социуме. Кроме того, предлагаемые тренировки позволяют существенно расширить сознание незрячего человека, научить и подвигнуть его к самосовершенствованию, к поиску самостоятельных путей адаптации в обществе.
Библиографический список
1. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.
2. Сверлов, B.C. Пространственная ориентировка слепых: пособие для учителей и воспитателей школ слепых. - М.: Учпедгиз, 1951.
3. Наумов, М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: учебное пособие. - М.: ВОС, 1982.
Статья поступила в редакцию 18.10.10
УДК 376
Я.А. Кардаш, доц. НГПУ, г. Новосибирск; М.Г. Чухрова, проф. НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ К ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования у студентов-педагогов определенных личностных качеств, обеспечивающих способность оказании психокоррекционной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении учебного материала. Тем самым могут быть преодолены проблемы и кризисы профессионального развития личности самих студентов.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, развитие личности студентов-педагогов.
В последние десятилетия в общеобразовательных школах России происходит становление педагогической системы коррекционного обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала, в адаптации к школе и социальному окружению. По оценкам исследователей И.В. Дубровиной, В.И. Лубовского, У.В. Ульенковой, Г.Ф. Кумариной, С.Г. Шевченко количество учащихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, достигло более 30%, количество здоровых детей - 10%, а 4,5% от всех детей данного возраста относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и развития. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых типов дизонтогенеза. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного школьника, возникают дезаптационные проблемы, осложняющие развитие и социализацию детей [1; 2]. Вполне очевидно, что успешное функционирование общеобразовательной школы становится немыслимым без квалифицированной коррекционной работы.
В обобщенном виде разные аспекты подготовки учителя начальных классов представлены в многочисленных учебниках и учебных пособиях, в числе авторов и редакторов которых выступают известные ученые Н.В.Александрова, А.М. Арсеньева, К.И. Васильева, А.А. Вербицкого, Н.И. Вьюновой, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Е. Дмитриев, И.К. Журавлев, Н. Г. Казанский, Н.В. Кузьмина, Т. С. Назарова, А. А. Люблинская, В.А. Сластенина, А.Н. Ходусова, Т.И. Шамовой, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова и др. Вопрос о значимости формирования у будущих учителей понимания целостной структуры учебной деятельности во взаимосвязи всех компонентов рассматривается в работах А.А. Вербицкого, В.Я. Ляудиса, Ю.В. Сенько и др. Исследования А.И. Умана раскрывают проблему обучения студентов постановке и способам достижения целей в конкретных учебных ситуациях. Общие вопросы организации самостоятельной работы будущих учителей начальных классов, педагогически целесообразного ее сочетания с аудиторными формами, формирования готовности к самообразованию как необходимому условию профессионального саморазвития изучались Г.М. Коджаспировой, П.И. Пидкасистым, И.В. Усачевой и многими другими авторами [3; 4].