УДК - 332.1(470.325):001.895
ОРГАНЫ ВЛАСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
О.В. Ваганова, Г.Н. Лихошерстова
В статье рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием системы управления инновационным производством на основе кластерного подхода. Предлагается общая схема инфраструктуры кластера и состав наиболее предпочтительных мер региональной государственной поддержки для его развития.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационные организации,
инфраструктура инновационной деятельности, интенсификация, инновационный процесс, кластеры
Целью государственной политики в области развития инновационного производства является модернизация российской экономики на основе высокотехнологичного производства. Это дает возможность построения новой экономики, основанной на знаниях, способной обеспечить устойчивую динамику экономического роста в стране за счет расширения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках наукоемкой продукции.
Формирование и развитие инновационной составляющей экономики региона во многом определяется хозяйственной структурой региона, где ключевое значение играют структурообразующие предприятия, то есть те, которые образуют доходную часть регионального бюджета, приносящие региону основную долю валютных поступлений, непосредственно обуславливающие социальную стабильность региона в результате вовлечения в производственную деятельность значительного числа трудовых ресурсов.
Для правильного формирования и развития инновационной составляющей экономики региона необходимо знание реального положения и перспективы развития промышленных предприятий, характеризующихся такими показателями, как динамика выпуска продукции, фонд заработной платы и численность занятых, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, возможность привлечения иностранных инвесторов. Подобный анализ поможет выявить эффективные предприятия, на которые стоит «ставить ставки». Вместе с тем эффективность или неэффективность хозяйствования в целом определяется внутри региональными процессами. В регионе должны осуществляться меры, которые позволили бы компенсировать депрессию в неэффективном секторе быстро доходной сферой деятельности. Это осуществимо посредствам стимулирования частного предпринимательства в таких областях, как разработка природных ресурсов региона, производство товаров народного потребления. В приоритетных для региона отраслях целесообразно строительство заводов-модулей, которые могут посредством лизинга или долгосрочной аренды передаваться предпринимателям и выкупаться через кредиты и займы банков и специализированных фондов. Развитию инновационной составляющей способствуют технологические парки и базы проката оборудования, машин и приборов.
Создание условий для научно-производственной интеграции обеспечит тесную технологическую взаимосвязь между научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями региона и предприятиями, а также позволит решить социальные задачи, связанные с кризисной ситуацией в научной сфере. В связи с этим, региональным органам власти целесообразно координировать деятельность академического, вузовского и отраслевого секторов науки, перепрофилирую их на решение практических задач кластеризации экономики региона.
Основная роль региональных органов власти в становлении инновационной составляющей экономики региона - это ликвидация барьеров для инноваций и инвестиций, централизованная подготовка кадров для инновационного производства, концентрация производства и связанных с ним организаций на одном географическом пространстве.
Кластеризация экономики предполагает и направления, с одной стороны, на стимулирование развития кластерных инициатив, а с другой, — на создание благоприятной среды для развития уже существующих кластеров. При этом может быть выбрана та или иная политика развития инновационного производства. Это может быть формирование инновационного кластера, когда органы власти делают акцент на создании условий для инновационного производства, либо
стратегия стимулирования спроса инновационной продукции, заключающаяся в размещении государственного заказа и обеспечении трансферта технологий. И в том, и в другом случае для выбора инструментов развития инновационного кластера следует четко определить проблемные зоны. Так, если существует проблема с недостаточной критической массой участников кластера, то инструментами поддержки могут быть развитие инкубаторов, поддержка стартапов, привлечение новых фирм. Если участники потенциального кластера сталкиваются с недостатком информации, то в данном случае целесообразно создавать информационные порталы для участников, организовывать выпуск различных информационных материалов, проводить аудит и картографирование компетенций. Инновационный кластер не является простой суммой своих отдельных частей, ему присущ синергетический эффект. В процессе развития инновационного кластера все виды ресурсов начинают притекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут использовать их столь же продуктивно^].
Таким образом, в числе основных направлений государственной региональной кластерной политики можно выделить следующие:
• определение финансовых возможностей по софинансированию с бизнесом территориальных кластеров;
• определение структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев, софинансирование аналитических исследований перспектив развития кластера на внешнем рынке и оценка влияния кластера на социально-экономическое развитие региона;
• способствование реализации программ инновационного развития территорий, содействие формированию институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров;
• развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах;
• содействие выходу предприятий на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной программы, согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникаций и коопераций предприятий и образовательных учреждений;
• Обеспечение эффективной поддержки инновационных проектов;
• Формирование условий для эффективного развития кластеров, включая выявление участников, разработку стратегии его развития, обеспечивающей устранение негативных факторов.
Наличие инновационного кластера в регионе является условием, при котором возможно эффективное развитие социально-экономической системы. Однако инновационный кластер не является сам по себе ростом инновационной экономики, его необходимо использовать и культивировать. Поэтому, необходимо найти формы воздействия на него.
С точки зрения системного подхода инновационный кластер является сложной пространственной, развивающейся во времени системой, обладающей синергетическими свойствами (табл. 1). Инновационный кластер региона включает в себя систему следующих компонентов консалтинговая составляющая, кадрового, информационного, финансового, производственно-технологического организационного, научно-технического, маркетингового и др. Структура кластера представляется в виде функционального ядра, организаций-разработчиков и инфраструктуры [2].
Достижение цели и решение задач региональной научно-технической и инновационной политики на региональном уровне возможно при государственном управлении научной, научнотехнической и инновационной деятельностью.
Таблица 1
Общая схема инфраструктуры инновационного класте ра
Производственно-технологиче ская составляющая Консалтинговая составляющая Финансовая составляющая Кадровая составляющая Информацион ная составляющая Маркетинговая составляющая
Инновационнотехнологические центры и технопарки Инновационно- промышленные комплексы Центры трансфера технологий Консалтинг в сфере экономики и финансов Технологический Бюджетные средства Инновационно инвестиционн ый фонд Повышение квалификации персонала в области инноваций Подготовка специалистов Система научно- технической информации Ресурсы структур поддержки Специализирован ные посреднические фирмы Ритейлеинговые ассоциации инновационных
Производственно-технологиче ская составляющая Консалтинговая составляющая Финансовая составляющая Кадровая составляющая Информацион ная составляющая Маркетинговая составляющая
Центры фундаментальных разработок Центры коллективного пользования высокотехнологич ным оборудованием консалтинг Маркетинговый консалтинг Консалтинг в области внешнеэкономичес кой деятельности Бюджетные и внебюджетные фонды технологическ ого развития Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научнотехнической сфере Белгородской области Посевные и стартовые фонды Г арантийные структуры и фонды в области технологическ ого и научного менеджмента малого бизнеса Региональные информационн ые сети Интернет, медийные библиотеки Электронные информационн ые базы, биржи высоких технологий технологий Интернет Выставки Ярмарки
Схема управления предусматривает в качестве основных элементов управления организации и объединения юридических лиц научно-технической и инновационной сферы и население области, субъектов федерации, других государств.
Для обеспечения надежной обратной связи между объектами территориального управления в сфере науки и техники и органами государственной власти схема государственного управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью на территории региона предусматривает функционирование при администрации коллегиальных органов, в которые организации, объединения, население направляет своих представителей, экспертов, информацию, предложения и т.п.
Реализация целей и задач развития инновационного кластера осуществляется посредством инновационных проектов и программ. Состав наиболее предпочтительных мер региональной государственной поддержки для каждого этапа развития инновационного кластера приведен в таблице 2.
Обязательным условием осуществления развития инновационного кластера должно быть наличие трех элементов:
• сформулированных целей и задач инновационного развития;
• стратегии развития инновационного производства в регионе;
• стратегии развития структуры инновационного кластера.
Кластерная организация инновационного производства позволяет в стратегическом плане:
• обеспечить возможность совместного развития и использования сырьевой базы (обеспечение бесперебойной поставки качественного сырья по приемлемым ценам);
• рационально использовать производственные мощности (возможности по специализации предприятий, входящих в кластеры, и снижение издержек производства, устранение неэффективных производств);
• снизить коммерческие риски
• повысить эффективность управления;
• снизить затраты по всей цепочке добавленной стоимости - от производства сырья до реализации конечной продукции;
• обеспечить эффективные масштабы производства;
• обеспечить стабильный рост бюджетных отчислений за относительно короткое время;
• обеспечить развитие целой группы предприятий, входящих в технологическую цепочку инновационного производства.
В результате развития инновационного кластера ожидается создание условий в среднесрочной перспективе для перевода экономики области на инновационный путь развития, через наиболее полное использование человеческого, научного, природно-ресурсного потенциалов области, а также повышение доли продукции высоких технологий в структуре ВРП Белгородской области до 30% за счет создания синергетического эффекта и развития инновационной деятельности организаций и предприятий области.
Реализация кластерной политики наиболее актуальна именно на региональном уровне вследствие необходимого тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение. Только расположение в одном регионе или федеральном округе позволяет быстро обсудить общую задачу, оперативно решить проблему, а также определить то направление деятельности, которое является для данной территории наиболее конкурентоспособным сейчас и будет выгодным в бедующем. Особый интерес кластерного концепция управления региональной экономикой приобретает в свете усиления роли деятельности в социально-экономическом развитии регионов. Концепция позволяет определить «локомотивные» отрасли и приоритетные направления развития конкурентных преимуществ региона.
Одним из преимуществ развития инновационного кластера при осуществлении региональной политики является усиление роли экономических факторов и снижение административных. Роль региональных органов власти высока только на первых этапах формирования кластера: при оценке внешнеэкономического комплекса региона и выборе наиболее перспективных направлений формирования развития социально-экономической системы региона. В дальнейшем роль региональных органов власти сокращается, и главную роль начинают играть экономические законы, стимулирующие развитие производств, с наибольшим потенциалом.
Основным аргументом в пользу использования кластерного подхода при управлении инновационным производством региона является[3]:
• высокая согласованность с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ;
• эффективное обеспечение функционирования межотраслевых связей;
• распространение инновационных технологий, методов управления и информации;
• увеличение ВРП;
• минимизация затрат на внедрение инновационного производства;
• наличие в структуре инновационного кластера гибких предпринимательских структур в виде малых предприятий, способствующих формированию инновационных точек роста за счет высокой степени специализации при обслуживании конкретного инновационного производства;
• возможности мобильного обмена идеями между специалистами, а следовательно более быстрый процесс обучения персонала;
• более эффективный доступ к требуемым ресурсам.
Эффект инновационной региональной политики в значительной мере определяется, наряду с оптимальным размещением ресурсов, уровнем концентрации мероприятий на эндогенном (внутреннем) потенциале региона в соответствии с пространственными и целевыми аспектами. Поскольку эффективное использование сильных сторон, существующих внутри региона, производит дополнительный эффект развития, оно таким образом будет способствовать региональным процессам роста. Кроме того, на этот процесс оказывает влияние географическое и социально-экономическое положение региона. Это подразумевает, что регион должен прилагать значительные усилия по интеграции в макроэкономические структуры и улучшать свои связи с экономиками соседей [4].
Подводя итог, можно сделать вывод, что роль региональных органов власти в становлении инновационного производства прослеживается весьма слабо. Региональное инновационное производство в значительной степени связано с конкретными региональными факторами социально-экономического развития, среди которых человеческий, научно-технологический, информационный и финансовый ресурс, специализация на определенных сферах деятельности, геоположение региона, природно-климатические условия, уровень образования населения и т.д. Несмотря на то, что региональная инновационная политика является составной частью федеральной государственной инновационной и научно-технической политики, при формировании стратегии инновационного развития для каждого региона (или группы регионов) требуется индивидуальный подход к решению проблем инновационного развития, учитывающий
региональные особенности. Регион, независимо от того потенциала, которым он обладает, и не зависимо, то ли это регион-созидатель или регион-потребитель инноваций требует формирования инновационной инфраструктуры и выработки соответствующей стратегии развития. Этот процесс должен идти в рамках модернизации экономики, что относится к числу высших приоритетов социально-экономической политики российского государства.
The problems of perfecting of innovative production management system on the base of cluster approach are considered in this article. The general scheme of cluster infrastructure and the structure of the most preferable places of regional state support for its development are proposed here.
The key words: innovative activity, innovative organizations, infrastructure of innovative activity, intensification, innovative process, clusters.
Список литературы
1. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Институт региональных инновационных систем. Код доступа http://www.innosys.spb.ru/?tpl=Print&id=791&folder=100.
2. Семенова Т.Ю., Чекалин B.C. Социально-экономическое развитие регионов на основе инновационной деятельности. Спб.: Издательство «Инфо-да», 2008.
3. Ваганова О.В., Климова Т.Б. Интенсификация инновационных процессов в регионе на основе кластеризации экономики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление №2/2009. С. 47-54.
4. Козлов Л.А. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России// Российский экономический журнал, 2007. №3. С.58.
Об авторах
Ваганова О. В. - кандидат экономических наук, доцент Белгородского государственного университета, [email protected].
Лихошерстова Г.Н. - кандидат экономических наук, доцент Белгородского
государственного университета