YAK 378.147 ББК 74.480.276.4
Л.И. ЯШИНА, A.A. ЭНВЕРИ
L.I. YASHINA, L.A. ENVERY
ОРГАНИЗАУИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
SELF - ORGANIZATION PRACTICE MODERN STUDENTS
В статье рассматриваются вопросы организации самообразовательной деятельности студентов, ее компоненты и функции. Отмечается, что самостоятельная работа является важным средством повышения качества подготовки будущих специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса. Привлечение к самообразовательной деятельности позволяет использовать интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся для решения образовательных задач.
The article deals with organization of self-educational activity of students, its components and functions. It is noted that independent work is an important means of improving the quality of training of future specialists able to creatively apply in practice achievements in scientific, technical and cultural spheres. Involvement in self-educational activity allows using intellectual and creative potential of students to solve educational problems.
Ключевые слова: студенты, профессиональное образование, педагогический процесс, самообразовательная деятельность, компетенции.
Key words: students, vocational education, pedagogical process, self-educational activity, competence.
Социально-экономические преобразования, трансформация системы ценностных ориентаций, растущий объём информации и наблюдающаяся тенденция ужесточения требований к работнику в профессиональной сфере обусловили внедрение инновационных подходов в преподавании учебных дисциплин.
Сегодня приобретает практическую значимость профессиональная компетентность молодого специалиста, проявляющаяся в адекватности восприятия жизненных ситуаций, их объективной оценки, оперативности адаптации к ним, умении использовать получаемую информацию и прогнозировании в дальнейшем профессиональной деятельности. Все эти качества необходимо формировать в вузе.
Современное образовательное пространство, сформированное в рыночных условиях, способствовало появлению студентов нового типа, которые определяют портретные характеристики другого поколения специалистов и профессионалов. В контексте этого исследования поколение рассматривается как совокупность идентичных по возрасту индивидов, социальная активность которых формируется под влиянием происходящих в обществе процессов и которые, как правило, имеют специфические черты.
Модернизация система высшего образования способствует повышению конкурентоспособности выпускников вуза. Известно, что знаниям свойственно устаревать, и это противоречие может быть преодолено только с помощью гибкой системы образования. Доступным средством повышения уровня подготовки студентов, активизации их познавательной деятельности является организация самостоятельной работы. Она является завершающим этапом решения учебно-познавательных задач, которые рассматриваются на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях, поскольку знания можно считать достоянием студента только при условии, если он приложил
для их получения свои интеллектуальные и практические усилия. В процессе самообразовательной деятельности студенты формируют такие качества, как самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, чувство ответственности, которые понадобятся будущему специалисту не только в обучении, но и профессиональной деятельности.
Самообразовательная деятельность студентов рассматривается как деятельность, оказывающая полифункциональное влияние и имеющая не только учебное, но и личностное, и социальное значение. По этому поводу Я.В. Хомяк говорит, что «продуманное комплексное и обязательное обучение студентов основам и навыкам самообразовательной деятельности применительно к избранной специальности в рамках учебного процесса важно и необходимо» [3, с. 18].
Правильно организованная самообразовательная работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет определенные функции:
- содействует оптимальному усвоению учебного материала;
- обеспечивает развитие познавательных и творческих способностей студентов;
- способствует овладению методами самоорганизации учебной деятельности;
- развивает у обучающихся потребность в самообразовании.
В структуру самообразовательной деятельности студентов (далее СДС) входят два контура: внешний и внутренний (рис. 1). Внешний контур образуют педагогические и организационные условия, функции СДС, принципы ее построения и программа ориентировочных, исполнительских и контрольных действий. Его элементы служат основой для построения СДС. Внутренний контур включает мотивацию, цели, содержание, методы, средства, организационные формы, контроль, результат, анализ и прогноз. Перечисленные элементы предназначены для координации СДС в учебное и внеучебное время. Каждый из вышеназванных элементов самообразовательной деятельности студентов имеет свое предназначение и выполняет определенную роль, но одновременно они взаимосвязаны, и их следует учитывать в комплексе [2].
Рис. 1. Структура самообразовательной деятельности студентов
Основные требования к организации самообразовательной деятельности студентов предполагают:
- наличие конкретной дидактической цели;
- соответствие психофизиологическим и интеллектуальным возможностям студента;
- сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление данным процессом деятельности;
- развитие познавательных способностей, творческого мышления, инициативы в принятии решения;
- стимулирование учебной мотивации у студентов через содержание самообразовательной деятельности;
- разнообразие форм самообразовательной деятельности;
- добровольность и активность студентов при организации самообразовательной работы;
- активное использование в процессе СДС информационных технологий.
Исходя из указанных требований, предъявляемых к организации самообразовательной деятельности, следует акцентировать внимание на том, что она представляет дополняющую, расширяющую и углубляющую знания студентов форму образовательной деятельности при подготовке к учебным занятиям, коллоквиумам, зачетам, экзаменам и др.
В практике обучения самообразовательная работа студентов представлена разнообразием видов деятельности (рис. 2).
Виды работ, используемых педагогом в учебном процессе
о ю
(О Рч
СО ю СО СО
о н СО
а
а)
■е-
о н о
и «
о С
а) к в со ю о а к
>1
а н о в о и к а) к в со м о а в ч а) Ч о 2 а) о И о а) в1 в в И а) Н
«
в в
а) в П
со а
в
>>
к в в
а) н 2 ч ю
СО
в
в
а о н со а о ю
СО
ч а) в в В со 2 о Н
в а а) н в К
ю СО Е-О
\о
СО Рч
Рис. 2. Типы самообразовательной деятельности студентов
Рассмотрим наиболее распространенные и эффективные из них: 1. Работа с книгой:
а) работа с текстом и графическим материалом учебника;
б) работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного текста.
2. Упражнения:
а) тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу;
б) реконструктивные упражнения;
в) составление различных задач и вопросов и их решения;
г) рецензирование ответов других студентов, оценка их деятельности на занятии;
д) различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
3. Решение разнообразных задач, выполнение практических и лабораторных работ.
4. Написание курсовых и выпускных квалификационных работ.
5. Подготовка докладов и рефератов.
6. Проверочные самостоятельные работы, контрольные работы.
7. Техническое моделирование и конструирование.
8. Работа в среде Интернет [1].
Большая часть перечисленных видов самообразовательной деятельности может быть составлена с учетом различных уровней подготовки студентов. Следует отметить, что овладение методами и видами самообразовательной деятельности происходит, прежде всего, на лекциях, практических и семинарских занятиях. Как правило, лекция должна содержать предпосылки для организации самостоятельной деятельности студентов. В ходе лекции возможна проблемная постановка вопросов с целью активизации интереса студентов к научному поиску истины. А это, в свою очередь, предполагает обращение к дополнительной литературе.
Семинарские занятия призваны развивать у студентов самостоятельность мышления, формировать умение делать выводы, прививать навыки публичного выступления. Во время семинарского занятия должно быть больше выступлений оценочного характера и различных форм дискуссионной работы.
Одной из распространенных форм самообразовательной деятельности является написание реферата - логически законченного повествования об одной или нескольких актуальных, связанных между собой идей. Выбор темы реферата студентом осуществляется с учетом его интересов и способностей.
В настоящее время деятельность вуза направлена на совершенствование самообразовательной деятельности студентов. Наибольшее внимание ее организации уделяется на младших курсах. Студенты активно привлекаются к участию в научно-исследовательской деятельности, проведении коллоквиумов, реальном проектировании по заказам предприятий ТЭК. В процессе обучения осуществляется модульно-рейтинговый контроль СДС, используются задания с нестандартными решениями, проводятся занятия, предполагающие предварительную самообразовательную деятельность студентов по конкретной теме учебной дисциплины.
Для изучения организации самообразовательной деятельности студентов в вузе в 2015 году было проведено авторское исследование. В качестве эмпирического объекта были выбраны студенты гуманитарных и технических специальностей Тюменского индустриального университета. Объем выборки составил 98 студентов. В ходе исследования использовался метод анкетирования.
За период обучения в вузе студенты получают по разным дисциплинам большое количество различных заданий письменного и графического выполнения. Рассмотрим, какие задания студенты предпочитают выполнять самостоятельно, а какие - заимствовать из Интернета. В ходе исследования выявлено, что студенты скачивают из Интернета чаще всего доклады и рефераты (62 %), домашние контрольные работы (54 %), курсовые работы (35 %), презентации (21 %), видеоролики (18 %) и т. д. (рис. 3).
чертежи, графические работы переводы с ин. языка лабораторные работы видеоролики презентации курсовые работы контрольные работы доклады, рефераты
О 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 3. Виды скачиваемых работ студентами, %
С одной стороны, представленные на рисунке 3 данные свидетельствуют об организации самостоятельной учебной деятельности студентов, с другой - о значимости этих учебных работ для студентов и, соответственно, об их познавательной и обучающей эффективности.
Таблица 1
Причины, по которым студенты скачивают работы, %
Варианты ответов Студенты гуманитарных специальностей Студенты технических специальностей
Проблемы с пониманием заданной работы 17 31
Эти знания мне не понадобятся 14 18
Почему бы не скачать, если можно 28 31
Жалко времени, которое займет самостоятельная работа 17 21
Отсутствие мотивации к обучению 7 9
Лень, нежелание делать работу самостоятельно 28 24
Это удобно, может помочь самостоятельной работе 12 15
Итак, исследование показало, что определяющими причинами скачивания учебных работ стали следующие: «проблема с пониманием заданной работы» (17/31 %), «лень и нежелание самостоятельно делать работу» (28/24%), «почему бы не скачать, если можно» (28/31%), «жалко времени на самостоятельную работу» (17/21 %). Перечисленные варианты ответов порождают ряд тревожных вопросов. За ответом «не понимаю» стоит множество причин и явлений, которые требуют дальнейшего изучения выявленной проблемы. Например, поиски ответов на следующие вопросы: каков портрет непонимающего студента? Почему теряется ценность образованности, которая достигается только в результате самообразования?
К сожалению, треть студентов при покупке или скачивании работы только вписывают свою фамилию, при этом работа не только не усвоена, но и даже не прочитана. Работы по гуманитарным наукам скачиваются гораздо чаще, чем по техническим дисциплинам. Студенты видят больше смысла в выполнении самостоятельных работ по специальным дисциплинам. По мнению респондентов, эти знания полезнее усваивать. Почти 35 % респондентов не считают практику скачивания учебных работ нормальной.
Для части студентов, которая не прибегает к подобной практике, причины следующие:
Таблица 2
Причины, по которым студенты отказываются от скачивания работ, %
Варианты ответов Студенты гуманитарных специальностей Студенты технических специальностей
Боюсь быть уличенным в покупке учебной работы 11 9
Это идет вразрез с моими ценностями 13 10
Жалко средств 21 12
Отсутствие уверенности в качестве выполненной работы 23 35
Хочу выполнить сам 13 18
Затруднились в ответе 19 17
Как видим из таблицы 2, приоритетными причинами отказа от скачиваемых работ для трети респондентов гуманитарных (23%) и технических (35 %) специальностей является «отсутствие уверенности в качестве», «жалко денег» - 21/12 %. Стремится к самостоятельности в выполнении заданий 13/18 % студентов. Позиция «идет вразрез с моими ценностями» (13/10 %) характерна также для незначительной части респондентов.
Мы можем констатировать, что в настоящее время нет эффективных способов борьбы со скачиванием и покупкой учебных работ, да и вряд ли они появятся в ближайшее время, поскольку масштабы использования данных образовательных практик достаточно велики. Сегодня зарождается новая обучающая практика. Важная роль в организации СДС принадлежит преподавательскому составу вуза. Именно преподаватели способны разглядеть индивидуальные способности и потенциал каждого студента, мотивируя его на саморазвитие. Они изыскивают педагогические и дидактические приемы по формированию профессиональных компетенций студентов.
По мнению преподавателей, эффективность самообразовательной деятельности зависит от:
- понимания студентом персональной ответственности в получении дополнительных знаний как средства придания этому личного смысла;
- обладания необходимым интеллектуальным развитием, способностями вычленять при изучении учебного материала актуальные проблемы и находить пути решения;
- умения активизировать способы нахождения ответов на проблемные вопросы;
- участия в коллоквиумах, семинарах, разработке исследовательских проектов [4].
Таким образом, главным условием и средством формирования опыта самообразовательной деятельности студента является организованный педагогический процесс.
Литература
1. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А.Байковой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
2. Самообразовательная деятельность студентов [Текст] : учеб. пособие / И.М. Зельцер [и др.]. - Новосибирск : САФБД, 2012. - 150 с.
3. Человек как субъект социологического исследования [Текст] / под общ. ред. Л.И. Спиридонова. - Л. : ЛГУ, 1997. - 196 с.
4. Шурбе, В.З. Молодежь и общество: проблемы межпоколенных взаимодействий [Текст] : монография / В.З. Шурбе. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2015. - 271 с.