Научная статья на тему 'Организация здоровьесберегающей деятельности в вузе – важный фактор формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи'

Организация здоровьесберегающей деятельности в вузе – важный фактор формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Д. Д., Шахмурова Г. А., Таирова М., Маннапова Н. Ш.

В работе рассматриваются вопросы реализации здоровьесберегающей деятельности вузе, способствующей формированию здорового образа жизни у студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация здоровьесберегающей деятельности в вузе – важный фактор формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© Шарипова Д.Д.*, Шахмурова Г.А.*, Таирова М.*, Маннапова Н.Ш.*

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В работе рассматриваются вопросы реализации здоровьесберегаю-щей деятельности вузе, способствующей формированию здорового образа жизни у студенческой молодежи.

Воспитание физически здорового и духовно-зрелого молодого поколения в Республике Узбекистан поднято на уровень государственной политики, что нашло свое отражение в законах «Об образовании», «О физической культуре и спорте», в национальной программе подготовки кадров. Убедительным свидетельством этого является провозглашение государственных программ к «Году здоровья» (2005 г.) и «Году гармонично развитого поколения» (2010 г.).

В Постановлении Президента Республики Узбекистан «О государственной программе «Год гармонично развитого поколения» отмечено, что в целях осуществления широкого комплекса целенаправленных мер по созданию в стране необходимых возможностей и условий для воспитания здорового, гармонично развитого поколения, реализации молодежью своего творческого и интеллектуального потенциала, формированию юношей и девушек всесторонне развитыми личностями одной из ключевых задач является осуществление комплекса мер по утверждению среди молодежи принципов здорового образа жизни, (ЗОЖ), ограждению ее от алкоголизма и наркотиков, а также последовательное усиление проводимой работы в сфере физического воспитания подрастающего поколения и детского спорта, по широкому вовлечению в регулярные занятия спортом молодежи, особенно девушек в сельской местности, строительство и оснащение новых спортивных комплексов, укрепление их высококвалифицированными тренерскими кадрами и наставниками [1].

* Профессор кафедры «Зоология, анатомия и физиология», доктор педагогических наук.

* Заведующий кафедрой «Зоология, анатомия и физиология», кандидат биологических наук, доцент.

* Доцент кафедры «Зоология, анатомия и физиология», кандидат биологических наук.

* Старший преподаватель кафедры «Зоология, анатомия и физиология».

Подводя итоги 2010 года, Президент Республики Узбекистан И. Каримов, выступая с докладом на торжественном собрании, посвященном 18-летию Конституции Республики Узбекистан подчеркнул, что «Сегодня нет необходимости говорить много о том, что самый решающий фактор нашего продвижения вперед, обеспечения реализации наших самых заветных целей - это человеческий капитал, это растущее и вступающее в жизнь поколение молодых людей, обладающих современными знаниями и востребованными профессиями, способных взять на себя ответственность за будущее страны».

В контексте этого, важное значение приобретает формирование здорового образа жизни, для успешной реализации которого будет способствовать принятый закон «О профилактике безнадзорности и правонарушения среди несовершеннолетних», а также подготовленный к принятию закон «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции», которые станут важными факторами формирования здорового поколения, ограждения его от вредных привычек, подрывающих здоровье студенческой молодежи.

Весьма важным вкладом в формирование ЗОЖ студентов является создание условий для реализации одного из его компонентов - активного двигательного режима, нашедшего свое отражение в проекте новой редакции закона «О физической культуре и спорта», направленный на дальнейшее реформирование постановки физической культуры и спорта среди студенческой молодежи, совершенствование системы подготовки специалистов в этой сфере.

В Узбекистане успешному воспитанию гармонично развитого поколения и формированию у него ЗОЖ несомненно будут способствовать строительство спортивных объектов для проведения спортивных соревнований «Баркамол авлод-2011»; строительство и реконструкция объектов детского спорта, строительство спортивных залов в общеобразовательных школах; реконструкция и капитальный ремонт бассейнов; реконструкция существующих детско-юношеских спортивных школ по футболу при профессиональных футбольных клубах; оснащение детских спортивных сооружений, плавательных бассейнов спортивным инвентарем, отвечающими государственным и международным стандартам; приобретение спортивной формы и принадлежностей для девочек из семей, нуждающихся в социальной поддержке, в целях широкого привлечения их к массовым видам спорта; проведение спортивных игр в рамках «Универсиады»; участие в 1 юношеских Олимпийских играх в Сингапуре.

О результативности работы, проводимой в республике по формированию ЗОЖ среди девушек, свидетельствует их участие в республиканских соревнованиях по художественной гимнастике, шахматам, шашкам, настольному теннису и минифутболу под девизом «Физическая гармония - символ прекрасного», а также в зональных соревнованиях «Алпомиш и Барчиной» среди населения сельской местности, включая национальные подвижные игры.

Как известно, активный двигательный режим, занятия физической культурой и спортом, являясь неотъемлемыми компонентами здорового образа жизни, приобретают особую значимость для студентов высших учебных заведений, так как, с одной стороны, они обеспечивают развитие моторики, формирование двигательных качеств, с другой стороны - всячески способствуют оздоровлению студенческой молодежи [2, 3].

В настоящее время назревшей проблемой является валеологизация вузовского образования, предусматривающая обновление теории и практики обучения ЗОЖ, и воспитания здоровой личности, которая должно опираться на такую модель студента, которая представляет собой творчески работающего активного субъекта на данном этапе развития общества.

Здоровьесберегающая деятельность студента успешно осуществляется в ходе реализации следующих типов жизнедеятельности человека: трудовая (производственная), общественно-политическая (социальная), познавательная (учебная), культурная, воспитательная, коммуникативная, медицинская, педагогическая, физическая деятельность в быту и т.д.

Каждый студент призван твердо усвоить, что понятие здорового образа жизни включает в себя следующие позиции:

- отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

- регулярная физическая и двигательная активность, оптимальный двигательный режим;

- рациональное и сбалансированное питание;

- закаливание организма;

- личная и общественная гигиена;

- положительные эмоции, избегание конфликтов и умелое разрешение стрессовых ситуаций;

- правильный режим труда, полноценный отдых;

- психологический комфорт и психофизиологическая удовлетворенность;

- высокая медицинская активность;

- активная жизненная позиция;

- экономическая и материальная независимость;

- удовлетворенность работой.

В Узбекистане в этом направлении уже имеются работы по выработке новой концепции обучения и воспитания студента. Они согласуются с нашими позициями по формированию ЗОЖ и сохранению здоровья студенческой молодежи. Во-первых, главной целью обучения и воспитания здесь остается идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой здоровой личности и возможности проявления всех ее способностей. Этот идеал ориентирует педагогический процесс, всю педагогическую практику на широкий подход к процессу обучения, воспитания и оздоровления, остерегает от

односторонности, ограниченности мышления, сведения его к однобокой и пассивной адаптации, конкретным требованиям социальной практики. Становление и проявление способностей каждого студента предполагает всестороннее развитие личности - органическое единство интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических качеств человека.

Вузовский курс «Основы валеологии» является важным звеном деятельности вуза по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, приобретению здоровьесберегающих знаний, формирование у них ЗОЖ развитию их физических качеств, двигательных умений и навыков, развитию мотивов и потребности физического совершенствования, проявлению позитивного интереса к сфере охраны здоровья [4-6].

Успешное внедрение здоровьесберегающих знаний, несомненно, способствует формированию высших нравственных качеств, воспитанию студентов физически крепкими, здоровыми, приобретению ими знаний по гигиене, анатомии, основам медицинских знаний, проявлению интереса к сохранению физического и психического здоровья.

Приобретение здоровьесберегающих знаний позволит существенно повысить информированность студентов по таким вопросам, как научно-методические основы здоровьеохранительной деятельности, основные направления валеологии (педагогическая, экологическая, социальная, психологическая, семейная, медицинская и т.д.), понятие о здоровом и больном организме, о факторах, влияющих на здоровье, об основных компонентах здорового образа жизни, о вредных привычках (токсикомании, употреблении наса, курении, алкоголизме и наркомании), о разновидностях «маний», получивших столь широкое распространение в жизни студенческой молодежи (телефономания, игромания, компьютеромания, телевизоромания и др.), и отрицательно влияющих на их здоровье. Особое внимание уделяется причинам возникновения, клинике и профилактике ВИЧ и СПИДа, вопросам укрепления репродуктивного здоровья населения, организации правильного питания и особой роли своевременного в достаточном количестве получения микроэлементов и витаминов.

Приобретение валеологических знаний закрепляется в повседневной здоровьесберегающей деятельности, а также в виде выработки умений и навыков, приобретаемых в ходе семинарских занятиях, по определению уровня здоровья, разработке кодекса здоровья, по умению дать подробную характеристику о сформированности основных компонентов здорового образа жизни и т.д.

На семинарских занятиях путем использования различных интерактивных методов (мозговой штурм, кластер, синквейк, работа в малых группах и т.д.) студенты приобретают следующие знания, умения и навыки:

- о закономерностях развития организма и его связи с природной и социальной средой;

- о закономерностях физического и психического развития подрастающего поколения;

- о правилах личной и общей гигиены;

- о принципах здорового образа жизни детей и подростков;

- о разработке рекомендаций по оптимизации и коррекции режима труда и отдыха;

- о формировании у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни;

- о вовлечении участников воспитательного процесса и родителей в здоровьеформирующую деятельность;

- о методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья и т.д.

Наряду с приобретением необходимых здоровьесберегающих знаний студенту представляется возможность в его будущей профессиональной деятельности широко использовать современные здоровьесберегающие технологии, необходимость реализации которых связана с тем, что на здоровье обучающихся в настоящее время влияют эндогенные (возрастные половые, наследственные), экзогенные (экологические, экономические, социальные), а также условия внутри учебного заведения (педагогические, физиолого-гигиенические, социально-психологические) [6].

Доказано, что игнорирование здоровьесберегающего принципа при организации образовательного процесса способствует формированию учебных факторов риска, негативно влияющих на рост, развитие и здоровье обучающихся.

К наиболее значимым факторам риска ученые относят: интенсификацию образовательного процесса, наличие авторитаризма в преподавании, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся, нерациональную организацию учебной деятельности (несоблюдение санитарно-гигиенических условий требований обучения не обеспечение комфортного психологического микроклимата), низкую грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Таким образом, профессиональная подготовка будущих педагогов должна предусматривать приобретение знаний о роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья обучающихся, о формировании здорового образа жизни, о гигиене и санитарно-гигиенических требованиях к обучению и воспитанию, об интерактивных методах приобретения здоровьесбере-гающих знаний, о врачебном контроле и лечебной физкультуре, о роли вне учебных мероприятий в оздоровлении студенческой молодежи.

Список литературы:

1. О государственной программе «Год гармонично развитого поколения» ПП-1271 от 27.01.2010 г.

2. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: автореф. дисс. - Барнаул, 2000. - 48 с.

3. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для Вузов. - М.: Наука, 2002.

4. Ишмухамедов Р.Д. Инновации в образовании и воспитании (практические советы). - Т., 2009. - 97 с.

5. Макеева А. Здоровье, здоровый образ жизни // Журнал «Валеология». - 2003. - № 4.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.

7. Чумаков Е.Н. Валеология: учебн.пособ. - М.: Пед.общество России, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.