вень сформированности профессиональной компетенции. Итоговая аттестация качества усвоения знаний осуществляется в форме зачета.
Таким образом, в результате освоения данной дисциплины студенты получают опыт в применении технологий LEGO и технологии конструирования в образовательный процесс, за счет чего у студентов формируется способность к организации сотрудничества обучающихся, самостоятельность и творческие способности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ботух, А.И. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по LEGO-конструированию / А.И. Ботух, С.Н. Фортыгина // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века : сб. науч. тр. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 30-32.
2. Григорьева, Л.Ю. Применение метода проектов во внеклассной работе с использованием LEGO / Л.Ю. Григорьева, С.Н. Фортыгина // Инновационные технологии научного развития : сб. науч. тр. - Уфа : Аэтерна, 2017. - С. 56-58.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 № 1426 (ред. от 11.01.2016) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71300970/. - Дата обращения 01.09.2017.
REFERENCES
1. Botukh, A.I. and Fortygina, S.N. "Development of social and communicative skills in preschool children in classes on LEGO-designing", The intellectual and scientific potential of the XXI century: collection of scientific works, Aeterna, Ufa, pp. 30-32.
2. Grigorieva, L.Yu. and Fortygina, S.N. (2017), "Application of the project method in extracurricular work using LEGO", Innovative technologies of scientific development: collection of scientific works, Aeterna, Ufa, pp. 56-58.
3. Federal state educational standard of higher education in the field of training. 44.03.01 Pedagogical education (bachelor's level). Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 04.12.2015 № 1426 (edited on January 11, 2016), available at: http://base.garant.ru/71300970/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2017
УДК 796.011.3
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Галина Васильевна Хвалебо, старший преподаватель, Ирина Анатольевна Сыроваткина, старший преподаватель, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Таганрог
Аннотация
В статье рассмотрены особенности организации занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы, направленные на коррекцию физического состояния. Результаты педагогического исследования показали, что индивидуально-дифференцированный подход способствует оптимизации образовательного процесса.
Ключевые слова: сколиоз, коррекция, физическая культура, студенты специальной медицинской группы, опорно-двигательный аппарат.
ORGANIZATION OF OCCUPATIONS IN SPECIAL MEDICAL GROUP TAKING INTO ACCOUNT THE PHYSICAL CONDITION OF THE ENGAGED
Galina Vasilievna Khvalebo, the senior teacher, Irina Anatolievna Syrovatkina, the senior teacher, A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov state economic university, Taganrog
Annotation
In article, the features of the organization of the physical culture occupations with students of the special medical group aimed at correction of the physical state are considered. Results of the pedagogical research have shown that the individual differentiated approach promotes optimization of the educational process.
Keywords: scoliosis, correction, physical culture, students of special medical group, mode of loading, musculoskeletal system.
ВВЕДЕНИЕ
Сохранность здоровья молодежи, на сегодняшний день, является приоритетной для государства. Одной из важнейших задач, стоящих перед вузами, как отмечают М.Я. Виленский, С.П. Евсеев является сохранение оптимального состояния здоровья студентов и, в этой связи, необходимо создавать соответствующие системы обучения.
Снижение уровня здоровья молодого поколения, увеличение количества студентов, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ) требуют более пристального внимания к организации образовательного процесса по физической культуре.
В последнее десятилетие проблема организации занятий физической культурой со студентами СМГ привлекает внимание многих исследователей, что говорит об ее актуальности [1; 2; 3; 4]. Комплектование СМГ для занятий физической культурой, в основном происходит по нозологическому принципу, при этом не учитывается уровень физической и двигательной подготовленности студентов. По мнению А.Ю. Лутонина данное несоответствие, когда в группу попадают студенты с одинаковыми диагнозами, но с различным уровнем физической подготовленности, в процессе занятий может дать отрицательный результат и привести к ухудшению здоровья [5].
В свою очередь, Е.М. Янчик предлагает комплектовать СМГ для занятий физической культурой, учитывая возраст и состояние здоровья независимо от имеющейся патологии, и привлекать к комплектованию группы педагога для выявления уровня физической подготовленности и выбора необходимых, для ведения занятий, здоровьесберегаю-щих технологий [8].
Наиболее эффективным, по нашему мнению, данный процесс будет при условии, что комплектование СМГ будет проходить при тесном взаимодействии врача, педагога и психолога. В таком случае будут учтены все необходимые характеристики для эффективной работы (пол, курс, функциональные возможности организма, физическое развитие и физическая подготовленность).
Низкий уровень физической и двигательной подготовленности студентов СМГ, низкий уровень двигательной активности [6] требуют особых подходов к организации образовательного процесса. Поскольку в работе с данным контингентом необходимо наряду с коррекцией, имеющейся патологии и профилактики сопутствующих заболеваний, решать задачи повышения уровня физических возможностей, двигательной активности, формировать адекватную самооценку своего здоровья.
Цель данной работы определить оптимальные средства, формы и методы организации занятий со студентками СМГ с патологией опорно-двигательного аппарата (ОДА).
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С учетом специфики задач исследования, были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогическое наблюдение, пе-
дагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования.
Исследование проводилось на базе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», которое охватило 278 студенток, из которых были сформированы контрольная (п=20) и экспериментальная (п=20) группы.
На начальном этапе исследования важно было выявить уровень физической и функциональной подготовленности студенток, степень тяжести, имеющейся патологии. Данные результатов тестирования и анализ медицинских карт позволили сделать следующие выводы: в силу того, что большая часть студенток, из-за имеющихся патологий, не посещала уроки физической культуры в школе, они имели достаточно низкий уровень физической и функциональной подготовленности, слабую двигательную базу, у большинства исследуемых были отмечены нарушения ОДА. Поэтому для участия в эксперименте были отобраны девушки, относящиеся к подгруппе «А», с диагнозом сколиоз 1-2 степени, примерно одного типа телосложения.
Исходя из полученных результатов, было принято решение о комплексном воздействии на организм занимающихся, который позволит повысить уровень физической работоспособности и устранить имеющиеся отклонения в физическом развитии. Наряду с этим развивать компенсаторные функции, корректировать или стабилизировать патологические отклонения и, что не маловажно формировать осознанное отношение к взаимосвязи имеющейся патологии ОДА с возможностью достижения необходимого результата.
Для этого были конкретизированы семестровые задачи. Разработан протокол обследования, позволяющий четко отслеживать динамику физического состояния, включающий четыре блока: физическое развитие, функциональные возможности организма, в том числе состояние позвоночного столба, физическая подготовленность, самооценка здоровья, в котором все показатели регистрировались на начало первого и третьего и на конец второго и четвертого семестров. Созданы определенные педагогические условия, способствующие коррекции физического состояния студенток СМГ [7].
Используя индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий особенности физического состояния студенток, осуществлялось дифференцирование физических нагрузок, контроль их интенсивности (через контроль ЧСС), что позволило нам быстрее адаптировать организм студенток к воздействию данными нагрузками.
Системообразующим фактором на занятиях физической культуры являются физические упражнения. В нашем эксперименте использовались средства лечебной и физической культуры оздоровительной направленности, упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета для удержания позвоночника в правильном положении (корригирующие упражнения использовались в течение всего эксперимента), стрейчинговые и релаксирующие упражнения. Помимо этого, использовались общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на развитие физических качеств.
Время в каждом занятии, отводимое на силовую подготовку, примерно составляло 18-20%, на выносливость 20%, на гибкость 10-15%, на координационные способности 15%, на скоростно-силовые 10%, на освоение методико-практического раздела программы 12-20%.
Использование комплексной формы построения учебных занятий способствует одновременному решению целого ряда задач, различного воздействия на организм.
Одной из особенностей при комплексном воздействии на организм занимающихся являлось выполнение заданий методом круговой тренировки, который занимал 50% времени от всего занятия. Критерием эффективности экспериментальной программы являлось повышение уровня физического состояния и улучшение соматостатуса студенток СМГ. Планируя интенсивность нагрузки, использовали три, общепринятых режима нагрузки (малой, средней и большой нагрузки). В зависимости от режима показатели ЧСС изменялись от 80-95 уд/мин, при режиме малой нагрузки, до 140 уд/мин, при режиме большой нагрузки. При этом физическая нагрузка выстраивалась на принципах по-
степенного волнообразного увеличения, в соответствие с целевыми семестровыми задачами. Необходимо отметить, что эффективность увеличения нагрузки, в работе со студентками СМГ, наблюдается при увеличении объема работы, но не за счет повышения интенсивности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов, полученных в ходе проведенного эксперимента, показал, что комплексный подход к процессу коррекции физического состояния студенток СМГ позволил получить положительную динамику, как в развитии функциональных возможностей и физической подготовленности, так и в устранении (или стабилизации) патологических изменений в состоянии позвоночного столба. В пяти тестах из семи, определяющих функциональные возможности, у студенток ЭГ в сравнении с КГ, обнаружены достоверные улучшения (время восстановления после нагрузки, подвижность позвоночника влево и вправо, подвижность позвоночника вперед, сила мышц спины) на уровне р<0,05. Если на начало эксперимента студентки обеих групп имели низкий уровень физической подготовленности, то четкость поставленных задач, направленных на повышение уровня физической подготовленности, выбор оптимальных средств, методов и форм организации занятий в ЭГ способствовали его повышению. У 20% студенток ЭГ уровень физической подготовленности повысился до среднего, 60% студенток повысили до уровня ниже среднего и еще 20% повысили свои достижения незначительно, оставшись на низком уровне. Об этом мы можем судить, анализируя результаты тестирования, показавшие улучшение показателей по трем позициям (р<0,05): поднимание и опускание туловища, бросок набивного мяча и ходьба, бег 12 мин.
Систематическое использование в процессе занятий физической культурой упражнений направленных на формирование мышечного «корсета», корригирующих упражнений, комплексов лечебной гимнастики позволили стабилизировать патологический процесс, а у пяти студенток снять диагноз сколиоз 1-2 степени (по результатам медицинского осмотра).
ВЫВОДЫ
Анализ результатов эксперимента позволяет констатировать, что комплексная диагностика различных сторон здоровья (соматического, функционального и физического) студенток СМГ позволяет, используя индивидуально-дифференцированный подход, осуществлять подбор оптимальных средств, форм и методов организации занятий физической культурой, с целью коррекции физического состояния студенток СМГ. Создание определенных педагогических условий, наряду с коррекцией физического состояния способствовало формированию адекватной самооценки своего здоровья, что позволило, на наш взгляд, с опорой на личную заинтересованность, интеллект достичь положительных результатов в улучшении, как физической подготовленности, так и состояния позвоночного столба, что подтверждается данными медицинского контроля студенток на этапе завершающего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрющенко, Л.Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий / Л.Б. Андрющенко ; Волгоград. гос. сельскохоз. акад.. - Волгоград : [б.и.], 2001. - 164 с.
2. Беликова, Ж.А. Упражнения хатха-йоги как средство коррекции деформации позвоночника студентов специальных медицинских групп с нарушениями осанки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Беликова Жанна Анатольевна. - Белгород, 2012. - 172 с.
3. Богоева, М.Д. Построение процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Богоева Мария Дмитриевна. - Санкт-Петербург, 2011. - 253 с.
4. Горелов, А.А. Коррекция состояния здоровья студентов специальной медицинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М.Д. Богоева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 37-41.
5. Лутонин, А.Ю. Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.51 / Лутонин Андрей Юрьевич. - М., 2009. - 24 с.
6. Хвалебо, Г.В. Дефицит двигательной активности занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы / Г. В. Хвалебо // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 246-251.
7. Хвалебо, Г.В. Формирование самооценки личности студенток специальных медицинских групп на занятиях по физической культуре / Г.В. Хвалебо, И.А. Сыроваткина, И.М. Туревский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 70-73.
8. Янчик, Е.М. Особенности физического воспитания в специальных медицинских группах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2001. - № 3. - С. 71.
REFERENCES
1. Andryushchenko, L.B. (2001), Physical training of students on the basis of integration of sports and improving technologies, VGSHA, Volgograd.
2. Belikova, Zh.A. (2012), Exercises of hatha-yoga as means of correction of deformation of a backbone of students of special medical groups with violations of a bearing, dissertation, Belgorod.
3. Bogoyeva, M.D. (2011), Creation ofprocess ofphysical training of students of special medical group with limited opportunities of cardiovascular system, dissertation. St. Petersburg.
4. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Bogoyev, M.D. (2011), "Correction of the state of health of students of special medical group with violations of cardiovascular system on occupations physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (73), pp 37-41.
5. Lutonin, A.Yu. (2009), Physiological and psychophysiological criteria of distribution of students to medical groups for occupations physical culture, dissertation, Moscow.
6. Khvalebo G.V. (2016), "Shortage of physical activity in physical culture occupations with students of special medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 8 (138), pp. 246-252.
7. Khvalebo G.V., Turevskiy L.M. and Syrovatkina I.A. (2017), "Individual self-esteem building process encouraging in female students of special health groups by physical education methods", Fizi-cheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No 3, pp. 70-73.
8. Yanchik E.M. (2001), "Features of physical training in special medical groups", Vestnik of the Southern Ural State University, No. 3. - pp. 71.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.10.2017
УДК 796.011
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ПОНЯТИЯ: «ЭНТЕЛЕХИЯ ИГРЫ»
Максим Михайлович Чернецов, кандидат педагогических наук, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), Смоленск
Аннотация
В статье предложен новый подход к рассмотрению проблемы формирования игрового мышления спортсменов в аспекте профессиональных понятий - энтелехия игры, энтелехия человека и энтелехия футбола. В настоящее время, существующие методы подготовки тренеров игровых видов спорта ни на теоретическом, ни на практическом уровнях не учитывают указанных понятий, и происходящее на футбольном поле в большинстве случаев носит рутинный и схематический характер.
Ключевые слова: энтелехия, игра, футбол, игровое мышление, игровая ситуация, целостное восприятие, чувство, геометрические формы.