(125). - С. 100-104.
8. Корольков, А.Н. Мини-гольф: теоретические и методические основы спортивной подготовки : монография / А.Н. Корольков. - М. : Эдитус, 2015. - 264 с. - ISBN 978-5-00058-310-4.
9. Корольков, А.Н. Пороги восприятия движений различных звеньев тела / А.Н. Корольков, В.Г. Никитушкин // Прикладная спортивная наука. - 2016. - № 2 (4). - С. 27-32.
10. Корольков, А.Н. Тренировка кинестетических усилий в паттинге и мини-гольфе / А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 58-62.
11. Никитушкин, В.Г. Метаучение о воспитании двигательных способностей : монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов. - Воронеж : Элист, 2016. - 506 с. - ISBN: 978-587172-083-7.
12. Фризен, А.И. Возможности применения устройства для измерения скорости мячей в паттинге и мини-гольфе / А.И. Фризен, О.И. Фризен, А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 225-231.
REFERENCES
1. Bogen, M.M. (1985), Training to physical actions: monograph, FIS, Moscow.
2. Gellerstein, S.G. (1958), Time sense and speed of motor reaction, Medgiz, Moscow.
3. Golomazov, S.V. (2003), Kinesiology ofprecision of actions, SportAcademPress, Moscow.
4. Korol'kov, A.N. (2017), "Analysis of special cognitive images in playing minigolf', Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.143, No. 1, pp. 250-257.
5. Korol'kov, A.N. (2012), "Analysis of the effort sense when playing minigolf', Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 54-56.
6. Korol'kov, A.N. (2014), "Influence of the type of playgrounds on the sports result in minigolf', Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.114, No. 8, pp. 93-95.
7. Korol'kov, A.N. (2015), "Criterion of the stony talus as criterion of formation of the motor abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.125, No. 7, pp. 100-104.
8. Korol'kov, A.N. (2015), Minigolf: theoretical and methodical bases of sports preparation. Monograph, Editus, Moscow, ISBN 978-5-00058-310-4.
9. Korol'kov, A.N. and Nikitushkin, V.G. (2016), "The movements perception thresholds of the various body parts", Prikladnaya sportivnaya nauka, Vol.4, No. 2, pp. 27-32.
10. Korol'kov, A.N. (2013), "Training the kinesthetic efforts in a patting and minigolf', Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.98, No. 4, pp. 58-62.
11. Nikitushkin, V.G., Germanov G.N. and Kupchinov, R.I. (2016), The metadoctrine about education of motive abilities. Monograph, Elist, Voronezh, ISBN: 978-5-87172-083-7.
12. Frizen, A.I., Frizen, O.I. and Korol'kov, A.N. (2016), "Usage possibilities for balls' speed measuring device in putting and minigolf", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.135, No. 5, pp. 225-231.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.04.2017
УДК 796.011.3
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Галина Васильевна Хвалебо, старший преподаватель, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Таганрог
Аннотация
В статье представлены основные принципы организации занятий по физической культуре со студентками специальной медицинской группы. Разработанная экспериментальная программа комплексного воздействия на физическое состояние студентов специальной медицинской группы в структуре учебных занятий, которые были разделены на блоки, в каждый из которых входили три вида режимов работы: втягивающие (режим малой нагрузки), развивающие (режим средней
нагрузки), формирующие (режим большой нагрузки). При том, что занятия выстраивались на принципах постепенного, волнообразного наращивания физической нагрузки в каждом блоке от цикла к циклу на 10%, способствовали улучшению функционального и физического состояния студенток на достоверном уровне.
Ключевые слова: сколиоз, коррекция, студенты специальной медицинской группы, физическая культура, режим нагрузки.
SCIENTIFIC-METHODICAL BASES OF HOLDING PHYSICAL CULTURE LESSONS WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP
Galina Vasilievna Khvalebo, the senior teacher, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Rostov State Economic University,
Taganrog
Annotation
The basic principles of the organization of classes in physical culture with students of special medical group are presented in the article. The developed experimental program of complex impact on the physical condition of students of special medical group in structure of studies, which have been divided into blocks and three types of operating modes entered each of them: involving (the mode of small loading), developing (the mode of average loading), forming (the mode of big loading). While occupations were built up on the principles of the gradual, wavy strengthening of physical activity in each block from a cycle to a cycle by 10%, they promoted improvement of the functional and physical condition of the students at the reliable level.
Keywords: scoliosis, correction, students of special medical group, physical culture, mode of
loading.
ВВЕДЕНИЕ
Категория студентов, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), достаточно разнопланова и специфична, в силу различных отклонений в здоровье, поэтому в организации занятий физической культурой необходим специфический и личностно-ориентированный подход [1]. Этот факт в совокупности с требованиями новых Федеральных государственных стандартов высшего образования требует поиска новых подходов в работе со студентами, в особенности со студентами СМГ, научно-методического обоснования организации занятий.
Основу физиологических потребностей организма составляет потребность в движениях, поскольку движение является важным условием его нормального формирования и развития. Несмотря на значимость, в последнее время, наблюдается снижение двигательной активности обучающейся молодежи, это приводит к морфофункциональным отклонениям позвоночного столба, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на функциональные и физические возможности организма и порождает различного рода проблемы [8, 10].
Актуальность данной проблемы неоспорима, поскольку от нормального состояния и функционирования ОДА зависит деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других функциональных систем организма, все это требует особого внимания и своевременной коррекции физического состояния студентов, имеющих отклонения в состоянии ОДА. Важность вопроса заключается в выборе наиболее эффективных путей его решения.
Цель данного исследования - обосновать выбор разработанной нами программы коррекции физического состояния студенток СМГ с нарушениями ОДА (сколиоз 1-2 степени) в процессе занятий физической культурой.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, выкопировка медицинских карт студенток, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, определение функциональных
возможностей, физической подготовленности, соматоскопии и самооценки здоровья.
В эксперименте участвовали студентки СМГ (278 чел.) с нарушениями ОДА (сколиоз 1-2 степени), из числа которых составили экспериментальную (22 студентки) и контрольную (22 студентки) группы.
В обеих группах занятия по физической культуре проводились в рамках академических часов и самостоятельно. В экспериментальной группе (ЭГ) основное внимание уделялось коррекции различных компонентов физического состояния студенток СМГ со сколиозами 1-2 степени в сочетании с динамикой этой патологии в процессе занятий физической культурой, формированию адекватной самооценки. В контрольной группе (КГ) занятия проводились в соответствии с программой по физической культуре для СМГ вузов.
Всестороннее и глубокое изучение личности студента, сопоставление различных данных педагогической и медицинской характеристик является необходимым условием для обеспечения правильной организации и методики проведения занятий по физической культуре в вузе, осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к студентам, имеющим различные отклонения в состоянии здоровья.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ медицинских карт студентов позволил выявить что, состав СМГ по нозологическим формам (по диагнозам заболеваний) в Таганрогском институте имени А. П. Чехова не является постоянным, а из года в год изменяется. Так, на момент эксперимента, из студентов СМГ самый большой процент наблюдался с нарушениями ОДА - 42,1%; сердечно-сосудистой патологией страдало 29%; с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы - 16,1%; высокой степенью миопии 6,8%; 5% студентов страдало заболеваниями ЛОР-органов; и менее всего студентов страдало нарушением обмена веществ - 1%.
Сколиотическая болезнь развивается в период роста позвоночника, особенно у девочек вследствие их большой усидчивости. Всего около 5% сколиозов относятся к врожденным, а остальные 95%, это сколиозы, возникшие в процессе развития и роста организма [6].
При проведении исследования в процессе занятий физической культурой, для нас важно было выявить принципиальную возможность изменения физического состояния путем ее целенаправленной коррекции.
Во-первых, профилактика и коррекция сколиоза - процесс длительный, и поэтому важно добиться от студенток осознанного отношения и активного участия в данном процессе. В этой связи все занятия по физической культуре начинались с установки на процесс самооценивания. Преподаватель обращал внимание всех студенток СМГ на качество выполняемых заданий, на показатели результатов движений и на основные критерии оценивания каждого двигательного действия и общей оценки за занятие.
Во-вторых, низкая физическая подготовленность, в силу того, что у студентов СМГ, из-за достаточно длительного щадящего режима, рекомендованного медицинскими работниками, отмечается слабое развитие основных двигательных качеств, поэтому важно комплексно воздействовать на организм занимающихся, для повышения уровня физической работоспособности, и устранения имеющихся недостатков в физическом развитии [8, 10].
При разработке программы мы исходили из того, что при сколиозе студентки, осознанно укрепляя мышечный корсет, для поддержания позвоночного столба в правильной позиции, способны корригировать (или стабилизировать) имеющуюся патологию [7].
В-третьих - для развития отношений, влияющих на коррекцию физического состояния студентов, нам необходимо было обеспечить соблюдение следующих психолого-педагогических условий: создание нравственно здоровой среды; индивидуально -дифференцированный подход; использование знаний и опыта студентов при организации совместной деятельности; планирование нагрузки с учетом общепринятых режимов ра-
боты; осуществление процесса коррекции физического состояния студентов на основе умения объективно оценивать свои возможности при выполнении конкретной деятельности; осуществление процесса коррекции состояния позвоночника во взаимосвязи с формированием адекватной самооценки.
Анализ научно-методических источников показал, что физическая культура является важным и необходимым средством профилактики и лечения сколиоза.
Эффективность применения физических упражнений на занятиях со студентками СМГ, во многом зависит от организации занятий, подбора адекватных средств и методов физического воспитания [3].
Общим для всех видов физических упражнений, используемых в эксперименте, являлось выполнение физической нагрузки, которая вызывала определенную напряженность в деятельности структур ОДА, сердечно-сосудистой, дыхательной и других функциональных систем организма.
При планировании нагрузки мы исходили из того, что наряду с коррекцией имеющейся патологии ОДА необходимо развивать двигательные качества организма для повышения его общей устойчивости и работоспособности, а также для повышения заинтересованности в занятиях, снижения степени их монотонности. Учитывая тот факт, что, одинаковые по величине тренировочные воздействия не дают функциональных сдвигов, поскольку организм успевает адаптироваться к ним [5], занятия нами выстраивались, используя три режима нагрузки.
Все занятия были условно разделены на три вида: втягивающие (режим малой нагрузки), развивающие (режим средней нагрузки), формирующие (режим большой нагрузки). Данные виды занятий соединены в микроциклы (блоки). Каждый режим подразумевал включение преимущественно в подготовительную и основную части в разных долях симметричных корригирующих упражнений, направленных на укрепление мышц «корсета», расслабляющих, дыхательных в сочетании с повышением заинтересованности в исправлении патологии на основе позитивной динамики своего состояния.
Продолжительность каждой части в структуре занятия, менялась в зависимости от поставленных задач. В силу того, что для студентов СМГ более эффективным является увеличение нагрузки, не за счет повышения интенсивности, а за счет увеличения объема [4]. В формирующих занятиях, где идет максимальное увеличение нагрузки, мы увеличили продолжительность основной части, сохраняя общее время занятия, поскольку именно в этой части занятия объем нагрузки имеет наивысшую концентрацию. По такой схеме планировались все занятия в ЭГ, сохраняя структуру занятий и величину нагрузки, которая определялась исходя из принципов постепенного и волнообразного увеличения нагрузки и целевых задач каждого семестра. Рекомендации по содержанию, объему и организации тренировочных занятий строились нами в соответствии с данными научно-методической литературы и собственных исследований [2].
Каждая нагрузка характеризовалась двумя параметрами: интенсивностью (в циклических упражнениях определялась скоростью передвижения) и объемом (длиной преодоленной дистанции, количеством упражнений - лучше на тренажерах). Достигалась взаимосвязь объема и интенсивности следующим образом: при малой нагрузке, при общем времени одного занятия 90 минут, время, отводимое на двигательную деятельность, составляло 65 минут, остальные 25 минут отводились теоретико-методической работе; при средней нагрузке, время, отводимое на двигательную деятельность, составляло 70 минут, остальные 20 минут отводились теоретико-методической работе; при большой нагрузке, время, отводимое на двигательную деятельность, составляло 75 минут, остальные 15 минут отводились теоретико-методической работе. Исходя из этого, интенсивность занятий в ациклических упражнениях оставалась постоянной, а объем деятельности увеличивался. Таким же образом регулировалась нагрузка в циклических упражнениях, только критерием нагрузки в этом случае являлось изменение времени, отводимого
на выполнение циклических упражнений (ходьба на тренажере).
При управлении нагрузкой различной величины, мы исходили из того, что для начинающих и слабо подготовленных в физическом отношении занимающихся, в первую очередь необходимо увеличивать объем выполняемой работы, а лишь потом, по мере повышения уровня подготовленности варьировать и интенсивность нагрузки.
Комплекс упражнений для коррекции сколиоза 1-2 степени использовался на протяжении всего экспериментального периода в различных частях каждого занятия. Критерием эффективности экспериментальной методики являлось повышение уровня физического состояния респондентов, оптимизация их самооценки и устранение сколиотиче-ской деформации.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал достоверные их улучшения у студентов ЭГ по ряду показателей в сравнении с результатами КГ.
Достоверные различия в показателях функциональных возможностей ЭГ и КГ отмечены в показателях - время восстановления пульса после нагрузки, подвижность позвоночника вправо, влево, вперед и сила мышц спины зафиксированы достоверные различия (Р<0,05).
В блоке физической подготовленности достоверные различия средних значений между показателями студентов ЭГ и КГ наблюдаются по трем позициям: поднимание и опускание туловища, бросок набивного мяча и ходьба или бег 12 мин. (Р<0,05).
Повторный осмотр соматического состояния, позволяет отметить положительную динамику у респондентов ЭГ, так правое и левое надплечия располагаются фактически на одном горизонтальном уровне, но еще наблюдается незначительная асимметрия треугольников талии (левый уступает правому).
Расстояние от 7 шейного позвонка до нижнего угла лопаток с обеих сторон в ЭГ фактически сравнялось (14,12 см и 14,93 см).
Анализ карт после повторного медицинского обследования студентов ЭГ показал, что на завершающем этапе исследования диагноз «сколиоз 1-2 степени» был зафиксирован в 79% случаев в состоянии стабилизации процесса, в 21% случаев диагноз был снят.
ВЫВОДЫ
Значительное количество студентов, имеющих нарушения ОДА, в таганрогском институте диктует необходимость создания программы занятий по физической культуре, направленных на коррекцию или стабилизацию заболеваний и улучшению физического состояния студентов.
Направленность программы на формирование адекватной объективной самооценки личности у студентов на занятиях физической позволило испытуемым более объективно оценивать свои возможности при выполнении конкретных двигательных действий, анализировать и, делая адекватные выводы, вносить коррективы, и, что немаловажно, осознанно относится к своему здоровью и его сохранению [9].
Коррекционный процесс, основанный на комплексной диагностике различных сторон здоровья и используемых средств ЛФК и физической культуры, позволил достичь положительных результатов в улучшении состояния позвоночного столба, что подтверждается данными медицинского контроля студентов на этапе завершающего исследования.
Разработанная экспериментальная программа комплексного воздействия на физическое состояние студентов СМГ в структуре учебных занятий, которые были разделены на блоки, в каждый из которых входили три вида режимов работы: втягивающие (режим малой нагрузки), развивающие (режим средней нагрузки), формирующие (режим большой нагрузки). При том, что занятия выстраивались на принципах постепенного, волнообразного наращивания физической нагрузки в каждом блоке от цикла к циклу на 10%, способствовали улучшению функционального и физического состояния студенток ЭГ на
достоверном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердник, О. Основные закономерности формирования здоровья детского населения, проживающего в регионах с различной экологической ситуацией / О. Бердник, Н. Полька // Здоровье: существо, диагностика и оздоровительные стратегии : II международная научная конференция. - Радом : Издательство института технологии разработки, 2003. - С. 561-564.
2. Губанцева, И.Б. Физическая подготовка с ослабленным здоровьем на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок : дис. ... канд. пед. наук / Губанцева И.Б. - Тула, 1999. -207 с.
3. Завьялов, А. И. Физическое воспитание студенческой молодежи : учеб. пособие / А.И. Завьялов. - Красноярск : [б.и.], 1996. - 87 с.
4. Кряж, В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов / В.Н. Кряж. -Минск : Высшая школа, 1982. - 120 с.
5. Кряжев, В.Д. Развитие, сохранение и восстановление двигательных возможностей человека / В. Д. Кряжев ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2002. - 247 с.
6. Марченко, Б.И. Состояние здоровья городских и сельских школьников по результатам профилактических осмотров / Б.И. Марченко, Л.Б. Дыхан, Л.А. Дерябкина // Валеология. - 2015. -№ 2. - С. 18-29.
7. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура. Новейший справочник / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова ; под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. - СПб. : Сова ; М. : Изд-во Эксмо, 2003. - 862 с.
8. Румба, О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Румба Ольга Геннадьевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 472 с.
9. Хвалебо, Г.В. Дефицит двигательной активности занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы / Г.В. Хвалебо // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 246-251.
10. Хвалебо, Г. В. Самооценка студентов специальных медицинских групп как фактор повышения здоровья / Г.В. Хвалебо // Наука и мир. - 2016. - Т. 3. - № 5 (33). - С. 78-81.
REFERENCES
1. Berdnik, O. and Polka, N. (2003), "The Main regularities of formation of health of children population living in regions with different ecological conditions", Health: being, diagnostic and Wellness strategies: II international scientific conference, Radom, Publishing house of Institute of development technologies, pp. 561-564.
2. Gubantseva, I.B., (1999), Physical training with poor health based on the health efficiency loads, dissertation, Tula.
3. Zavialov, A.I. (1996), Physical education of students, Krasnoyarsk.
4. Kryazh, V.N. (1982), Circuit training in physical education of students, The High School,
Minsk.
5. Kryazhev, V D. (2002), Development, preservation, and restoration of motor capabilities of the person, BNIIFK, Moscow.
6. Marchenko, B.I., Dykhan, L.A. and Derjabkina, L.B., (2015), "The health status of urban and rural school students on the results of prophylactic examinations", Valeology, No. 2. pp. 18-29.
7. Milyukova, I.V. and Evdokimova, T.A., (2003), Therapeutic exercise, Sova, St. Petersburg, publishing house Eksmo, Moscow.
8. Rumba, O.G., (2012), System of pedagogical regulation of physical activity of students of special medical groups, dissertation, St. Petersburg.
9. Khvalebo, G.V. (2015), "Shortage of physical activity in physical culture occupations with students of special medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 246-252.
10. Khvalebo, G.V. (2016), "Self-concept of students of physical education special medical group as a factor of health improvement", Science and world, No. 5 (33), 2016. Vol. III, pp. 78-81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.04.2017