педагогика высшей школы
О.В. Борщева
организация языкового поликультурного образования студентов направления подготовки «педагогическое образование» на основе современных интернет-технологий
статья посвящена вопросам организации языкового поликультурного образования в процессе преподавания иностранного языка на примере педагогических направлений подготовки бакалавров. Автор анализирует особенности поликультурного образования и предлагает использовать интернет-технологии для реализации целей обучения.
Ключевые слова: поликультурное образование, языковое поликультурное образование, интернет-технологии, информационно-образовательная среда.
Переход на новые образовательные стандарты последнего поколения ставит педагога перед проблемой выбора как содержания, так и формы, методов, приемов обучения для наиболее эффективного достижения целей обучения - формирования необходимых компетенций. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») позволяет говорить о том, что профессионально-ориентированный курс иностранного языка, основанный на положениях языкового поликультурного образования с использованием современных интернет-технологий, будет наиболее эффективным не только для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и ряда общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с будущей педагогической деятельностью студента.
Идеи языкового поликультурного образования сегодня отражены в трудах многих ученых и исследователей. Актуальность исследования поликультурного образования на теоретическом уровне вызвана противоречием между существующей идеей поликультурного образования как необходимого источника формирования умений общаться, сотрудничать с представителями других культур и наций и неразработанностью моделей реализации данной идеи.
Под поликультурным образованием понимают «процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей, отличных от их собственных» [1, с. 63].
Достаточно емкое определение поликультурного образования дает Л.С. Миллер, которая понимает под ним процесс усвоения человеком всего многообразия культур (расовой, региональной, этнической и т.д.) для духовного обогащения, формирования готовности жить в поликуль-турном обществе, в котором каждый из участников утверждает свою культурную идентичность и готов к взаимодействию и взаимообмену ценностями, смыслами и творчеством [3, с. 12].
Во многих исследованиях подчеркивается, что в поликультурном образовании особая роль отводится изучению национальной культуры, культурам региона и родной страны, т.к., принимая разнообразие культур своего региона, учащиеся будут принимать разнообразие культур всего мира. Известно, что благодаря изучению национальной культуры учащиеся будут осознавать свою роль в глобальных общечеловеческих процессах; осознавать себя в качестве культурно-исторического и поликультурного субъекта [1, с. 109].
Языковое поликультурное образование является частью поликультурного образования, где культуроведческое обогащение учащихся осуществляется средствами иностранного языка. Традиционно обучение иностранному языку было основано на изучении и анализе англоязычной культуры, однако сегодня как никогда важно и актуально интегрировать национальную культуру учащихся в этот процесс, что будет способствовать расширению кругозора, гибкости мышления, формированию нравственных ценностей, патриотических чувств, толерантности [2, с. 71].
основными целями языкового поликультурного образования должны быть: сохранение и развитие многообразия культурных реалий и культурного наследия общества и передача этого наследия другим поколениям; подготовка учащихся к жизни в полиэтническом социуме; рассмотрение
педагогика и психология
педагогика высшей школы
образовательного процесса с точки зрения удовлетворения образовательных запросов всех этносов; развитие навыков поликультурного общения; формирование положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; формирование человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, способного жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [4].
Очевидно, что в эпоху инновационных технологий невозможно не использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет в образовательном процессе. Поэтому одним из педагогических условий организации языкового поликультурного образования выдвигается применение интернет-технологий. Разнообразие информационных и коммуникативных служб Интернета (электронная почта, телеконференция, веб-форум, видеоконференция, чат, гипермедиа WWW (World Wide Web), поисковые системы, информационные каталоги и служба FTP), технические и программные возможности, используемые с целью образования, позволяют рассматривать его как современную информационно-образовательную среду, обладающую всеми ее свойствами: целостностью и интегративностью (создание образовательных порталов, концентрирующих информационные ресурсы, позволяющих создавать на основе технологий гипертекста и мультимедиа ассоциативные связи между различными дисциплинами); мно-гоаспектностью, обширностью, открытостью (неограниченный доступ к мировым информационным ресурсам, возможность ознакомления с различными аспектами изучаемых явлений, свобода выбора коммуникации, направленной на организацию различных форм самостоятельной и познавательной деятельности); универсальностью (различные способы поиска, структурирования, анализа, представления информации, моделирование предполагаемых результатов); лингвистической ориентацией (свободная трансляция информации, информационное наполнение Web-документов). Технологии Веб 2.0. позволяют формировать образовательную интернет-среду с помощью довольно обширного ряда технологий, среди которых для языкового поликультурного образования наиболее эффективными можно считать блог-технологии, вики-технологии и подкасты.
В рамках данной статьи невозможно привести полную методику организации языкового поликультурного обучения студентов, однако проведенное в 2011-2013 гг. на педагогическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова экспериментальное обучение позволяет констатиро-
с
вать, что данные технологии и ресурсы интернета способствовали формированию профессиональных иноязычных компетенций и достижению целей обучения в целом.
Библиографический список
1. Атаева Р.Д. Педагогические условия социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.
2. Борщева О.В. Интеграция национальной культуры в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2010. № 4. С. 69-73.
3. Миллер Л.С. Развитие гуманистического мировоззрения студентов в процессе поликультурного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2008.
4. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: Монография. Тамбов, 2001.
педагогика и психология