4) образовательные программы по химии, включающие элементы педагогических технологий. на качественном уровне: положительная динамика уровня обученности, информационных и коммуникативных компетентностей обучающихся.
Формы представления результатов
1) печатные работы: в журналах, в сборниках на-учно-практических конференций;
2) проведение открытых мероприятий (семинары, презентации, открытые уроки) по теме экспериментального исследования;
3) участие в семинарах, конференциях.
Литература
1. Винниченко Л.Г. Повышение качества преподавания в начальной школе на уроках с применением ИКТ // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. -№4.
2. Постнова С. А. Методы практической реализации технологии критического мышления с использованием средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009.-№2.
3. Чернобай Е.В. Современные подходы к использованию средств ИКТ нового поколения на уроках: интерактивная доска в учебном процессе і і Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №4.
В статье автор показывает возможные пути ИКТ - сопровождения воспитательного процесса для повышения эффективности внеклассной и внеурочной работы в школе. Создание единого информационного пространства школы путем применения ИКТ в учебной, в неучебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей.
Синюк Оксана Александровна,
заместитель директора, к.биол.н.
МОУ «Л ян торс ка я СОШ №б» [email protected]
Организация
воспитательной работы в школе с использованием информационнокоммуникационных технологий
Как эффективно организовать воспитательную работу в школе с использованием ИКТ?
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, цифровые образовательные ресурсы, автоматизированное рабочее место, программное обеспечение
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний; постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Одним ив направлений школьной программы «Информатизация образовательного процесса» является ИКТ - сопровождение воспитательного процесса. Применение ИКТ в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной
машинки для подготовки каких - либо иллюстративных материалов, не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.
ИКТ с успехом применяются для повышения эффективности воспитательной работы, организации внеурочной (внеклассной) деятельности школьников, а именно: в работе классных руководителей при проведении тематических, классных часов, работе с родителями, работе с документами (базы данных, программа воспитательной работы (ВР), методическая копилка, ведение мониторинга, АРМ классного руководителя); в проведении воспитательных мероприятий (традиционные мероприятия, новые проекты); в работе ученического самоуправления; в организации дополнительного образования (школьные СМИ, сайт, школьный музей); в профилактической работе (с ОДН ГОМ, ГИБДД, ПБ; антиалкогольная, антинаркотиче-ская, антитабачная пропаганда); в организации летнего отдыха учащихся в каникулярное время.
Эффективность использования ИКТ во всех вышеперечисленных направлениях заключается в: экономичности (уменьшение материальных и временных ресурсов); компактности (возможность накапливать информацию
Использование ИКТ в работе школьного музея
на электронных носителях, исключая накопление папок с информационным материалом); наглядности (обозримости); возможности проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты) и творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.
Воспитательные функции в школе выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе. Цель деятельности классного руководителя - это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе.
В методических рекомендациях, утвержденных Приказом Министерства образования науки РФ № 21 от 3 февраля 2006 г., четко определены функции классного руководителя. Исходя из данных функции, можно определить круг мероприятий, где возможно использование ИКТ.
К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся тематические и информационные часы, ведение классного фотоальбома, подготовка и участие в общешкольных мероприятиях. Классные и информационные часы сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо учителями, либо учащимися. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
Аналитико-прогностическая функция подразумевается изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие. В этом классному руководителю способны помочь ИКТ. Проведение тестирования и подсчет результатов проводят с использованием компьютерных программ.
Под контрольной функцией подразумевается контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся учебных занятий. В распоряжении участников образовательного процесса «Электронный журнал» (ballov.net).
При выполнении организационно-координирую-щей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся.
Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность
взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.
Самый распространенный вид работы с семьей -это родительские собрания, конференции. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, следовательно, растет доверие в школе.
Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях, их результативности. Кроме этого сайт школы является для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.
В перспективе использование телекоммуникаций
и, в частности, электронной почты позволит педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретут возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника. Возможно, такие контакты родителей со школой будут способствовать комплексности учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс. Поэтому классному руководителю необходимо: быть грамотным пользователем различных программных средств и компьютерной техники; интересоваться новинками рынка программного обеспечения; иметь свободный доступ к компьютерной технике в учебном заведении; иметь сведения об обеспеченности компьютерной техникой своих учеников; быть готовым к кропотливой работе по обучению ребят пользованию компьютером, сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом, камерой; иметь желание заниматься данным видом деятельности, продиктованное требованием современности.
Также необходимостью времени является использование ИКТ в работе специалистов службы сопровождения. Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Владея пользовательскими умениями, социальный педагог ведёт регистр Table Pro, отслеживает и фиксирует в форме электронных таблиц сведения о посещаемости, успеваемости, поведении детей. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте, по факсу). Главным здесь становится
оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает. Психолог же направляет весь потенциал ИКТ вначале на изучение личности ребёнка, применяя для этого различные анкеты, тесты, а затем - на коррекционную работу.
Школа живет традициями. Но для поддержания их сегодня требуются либо новые формы, либо новое содержание, либо же новые технологии работы. Поэтому в организацию воспитательных мероприятий (в том числе традиционных) прочно входят информационные технологии. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point и Photo Story, выполненных с применением компьютера. Использование цифровой камеры и цифрового фотоаппарата позволяет выполнять видеоархив школы качественными материалами.
Основные направления работы: работа со звуком (запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий); с видео (запись (съемка), оцифровка, обработка, видеомонтаж); с графической информацией (сканирование, обработка, создание собственных графических проектов); с профессиональными мультимедийными программами, не изучаемыми в шею льном курсе (Sound Forge, Adobe Premiere и др.); с учениками по подготовке и проведению школьных развлекательных мероприятий (демонстрация); самостоятельное подключение и настройка теле-, аудио-, видеоаппаратуры. В настоящее время идет создание школьного прессцентра с возможностью размещения оперативной информации на информационных экранах.
Такие направления работы позволяют увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности.
Ученическое управление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа включает использование электронных презентаций при проведении конференций, собраний, подготовку агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, ее дальнейшее транслирование (через школьную газету «Твой возраст», телестудию «Школа+ТВ» или школьный сайт), своевременное информирование участников образовательного процесса о деятельности и результатах работы органов самоуправления.
Внеурочная работа - составляет часть учебно-вос-питательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника.
Для достижения целей информатизации внеурочной деятельности школьников организовано: консультирование проектной деятельности; доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам (познавательная и развивающая деятельность учащихся); внеурочная деятельность с применением средств ИКТ (организация работы объединений дополнительного образования, дистанционного обучения, конкурсов и олимпиад; работа школьного музея; другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.); работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газета, телестудия, оформление кабинетов).
Всё чаще ИКТ начинают использоваться в работе школьного историко - краеведческого музея «Патриот», что позволяет по - новому использовать текстовую, звуковую, графическую, видео - информацию из самых различных источников (интернет, мультимедийных энциклопедии, справочники), наполнять работу с материалами музея дополнительным смыслом.
Удобным инструментом для демонстрационных материалов является программа Power Point. В последней составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке экскурсий. Презентации позволяет иллюстрировать рассказ, дает возможность использовать карты, рисунки, портреты исторических деятелей, отсканированные фотографии, видеохроники, диа-
Использование ИКТ в работе школьной телестудии
граммы. В настоящее время составлен электронный каталог экспонатов по каждой музейной экспозиции, ведутся учётные карты, создаются виртуальные экскурсии и экспозиции. Всё это стало основной для «АРМ руководителя школьного музея».
Также одним из видов внеурочной работы и дополнительного образования является школьная газета «Твой возраст». Создание современной школьной газеты невозможно без современных программных продуктов. Для иллюстрирования и верстки школьной газеты используется соответствующее программное обеспечение, среди которых наибольшее значение имеют Adobe Photoshop и CorelDRAW. Adobe Photoshop является наиболее популярным растровым графическим редактором. Это программа представляет собой профессиональный комплекс мощных средств и инструментов для обработки растровых изображений. При работе над газетой данная программа подходит для редактирования фотографий. CorelDRAW -является наиболее известным и универсальным среди программных продуктов, работающих с векторной графикой. Среди достоинств этих программ можно выделить следующие: высокое качество обработки графических изображений; удобство и простота в эксплуатации; богатые возможности, позволяющие выполнить любые мыслимые операции по созданию и обработке изображений; современный механизм работы с цветовыми профилями, допускающий их внедрение в файлы изображений с целью автоматической коррекции цветовых параметров при выводе на печать для разных устройств; общий набор команд фильтрации, с помощью которых можно создавать самые разнообразные художественные эффекты.
Школьная телестудия работает с использованием программы Pinnacle studio Movie Board Plus PCL. С помощью этой программы обеспечивается цифровой захват; кодирование видео в реальном времени во многих форматах; интуитивный интерфейс с переходами и эффектами на основе ключевых кадров; компоновка «картинка в картинке»; захват, редактирование, панорамирование и масштабирование; создание DVD фильмов
Сайт школы
с эпизодами и многоуровневым меню. Школьная телестудия «Школа+ТВ» - победитель конкурса «Лучшее школьное телевидение Сургутского района 2008 г.».
Школьный сайт - визитная карточка школы в мировой сети. Если еще несколько лет назад считалось престижным иметь свой сайт, то сейчас больше появляется мнений о том, что иметь свой сайт это удобно. Сайт связывает родителей, учеников, педагогов, выпускников школы, общественность, сближая всех общими интересами. Сайт школы создан для знакомства его посетителей с образовательным учреждением. Здесь приводятся общие сведения о школе, информация об учителях, учениках. Читая материалы нашего сайта, можно узнать все, чем живет школа, порадоваться нашим достижениям и победам, побывать на интересных уроках, мероприятиях, экскурсиях. Сайт создан с помощью конструктора школьных сайтов на базе некоммерческого партнерства «Школьный сайт».
Возможности использовать ИКТ в организации воспитательного процесса велики: повышают и стимулируют интерес; активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности; позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного ряда; позволяют индивидуализировать воспитание; создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.
Опыт показывает, что создание единого пространства школы путем применения ИКТ в учебной, внеу-чебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Все сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе, повышение уровня ее организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.
Список литературы
1. Матрос Д.Ш. Информатизация общего среднего образования: Научно- методическое пособие / Под ред. Д.Ш.Матроса. - М.: Педагогическое общество России,
2004. - 384 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ.пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. По-лат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред.Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия»,
2005. - 272 с.
3. Стаероеа О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах / Ставрова О.Б. - М.: «Интеллект - Центр», 2005. - 96 с.
4. Винниченко Л.Г. Повышение качества преподавания в начальной школе на уроках с применением ИКТ //Эксперимент и инновации в школе. - 2010. — №4