Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И АЛКОГОЛЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И АЛКОГОЛЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденные / наркотики / алкоголь / пенитенциарные учреждения / профилактика / реабилитация / ресоциализация / convicts / drugs / alcohol / penitentiary institutions / prevention / rehabilitation / resocialization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

Статья посвящена изучению специфики организации воспитательной работы с осужденными с зависимостью от психоактивных веществ и алкоголя в местах лишения свободы, автором приводятся данные проведенного анализа практики организации реабилитационной помощи и профилактики данных видов зависимости в пенитенциарных учреждениях. Раскрывается сущность реабилитационно-профилактической помощи осужденным с зависимостью от психоактивных веществ и алкоголя, характеризуются ее специфика и особенности проведения мероприятий, ожидаемые результаты на каждом этапе программы. Определяются объективные и субъективные факторы, способствующие преодолению осужденным зависимости, и на этой основе, предложена комплексная многоэтапная программа реабилитационно-профилактической помощи. Предлагаемые в программе этапы включают такие как: начальный (организационно-диагностический), основной, которой включает в себя четыре ступени, три из которых направлены на поэтапную реабилитацию, реадаптацию и ресоциализацию в процессе лечения и мотивационную которая может повторяться в зависимости от индивидуальных особенностей личности осужденного, затем идут завершающий и поддерживающий этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the specifics of the organization of educational work with convicts with addiction to psychoactive substances and alcohol in places of deprivation of liberty, the author provides data from the analysis of the practice of organizing rehabilitation assistance and preventing these types of addiction in penitentiary institutions. The essence of rehabilitation and preventive care for convicts with dependence on psychoactive substances and alcohol is revealed, its specificity and features of the activities, the expected results at each stage of the program are characterized. Objective and subjective factors are determined that contribute to overcoming addiction by convicts, and on this basis, a comprehensive multi-stage program of rehabilitation and preventive care is proposed. The stages proposed in the program include the following: pre-rehabilitation (organizational-diagnostic), the main one, which includes four blocks, three of which are aimed at gradual rehabilitation, readaptation and resocialization in the course of treatment and motivational, which can be repeated depending on the individual characteristics of the individual convict, then come the final and supporting stages.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И АЛКОГОЛЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

локусом контроля и профессиональной мотивацией студентов, и, соответственно, выдвинутое ранее предположение, о том, что локус контроля является детерминантой профессиональной мотивации является доказанным.

Таким образом, путем выполнения поставленных задач мы реализовали главную цель исследования и изучили локус контроля как детерминирующий фактор формирования профессиональной мотивации студентов педагогического университета.

В качестве заключения стоит отметить, что локус контроля является детерминантой, то есть обуславливающим фактором мотивации, в том числе и профессиональной, где внутренний локус контроля способствует формированию положительной мотивации, а внешний - отрицательной мотивации.

Литература:

1. Андреева, Т. Почему опадают яблоки или внутренняя де-мотивация персонала / Т. Андреева, Е. Юртайкин // Тор Manager. - № 22, 2002.

2. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2003. - 417 с.

3. Изотова, Е.Г. Роль дистанционного обучения в формировании учебной мотивации студентов / Е.Г. Изотова // Современное университетское образование: вызовы и проблемы, ценности и инновации, технологии и качество, сборник статей. - Иваново, 2021. - 478 с.

4. Изотова, Е.Г. Особенности психологической структуры учебной деятельности студентов / Е.Г. Изотова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 3. - С. 421-424

5. Куприянов, Е.А. Взаимозависимость личностных конструктов и профессиональной" мотивации у специалистов в области информационных технологий. Автореферат диссертации на соискание учёной"степени кандидата психологических наук / Е.А. Куприянов. - М.: МГУ, 2007.

6. Карпова, Е.В. Мотивация учебной и внеучебной деятельности школьников: учебное пособие / Е.В. Карпова, Е.Г. Изотова. - Ярославль: РИО ЯГПУ. - 2021. - 179 с.

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук Казберов Павел Николаевич

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И АЛКОГОЛЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация. Статья посвящена изучению специфики организации воспитательной работы с осужденными с зависимостью от психоактивных веществ и алкоголя в местах лишения свободы, автором приводятся данные проведенного анализа практики организации реабилитационной помощи и профилактики данных видов зависимости в пенитенциарных учреждениях. Раскрывается сущность реабилитационно-профилактической помощи осужденным с зависимостью от психоактивных веществ и алкоголя, характеризуются ее специфика и особенности проведения мероприятий, ожидаемые результаты на каждом этапе программы. Определяются объективные и субъективные факторы, способствующие преодолению осужденным зависимости, и на этой основе, предложена комплексная многоэтапная программа реабилитационно-профилактической помощи. Предлагаемые в программе этапы включают такие как: начальный (организационно-диагностический), основной, которой включает в себя четыре ступени, три из которых направлены на поэтапную реабилитацию, реадаптацию и ресоциализацию в процессе лечения и мотивационную которая может повторяться в зависимости от индивидуальных особенностей личности осужденного, затем идут завершающий и поддерживающий этапы.

Ключевые слова: осужденные, наркотики, алкоголь, пенитенциарные учреждения, профилактика, реабилитация, ресоциализация.

Annotation. The article is devoted to the study of the specifics of the organization of educational work with convicts with addiction to psychoactive substances and alcohol in places of deprivation of liberty, the author provides data from the analysis of the practice of organizing rehabilitation assistance and preventing these types of addiction in penitentiary institutions. The essence of rehabilitation and preventive care for convicts with dependence on psychoactive substances and alcohol is revealed, its specificity and features of the activities, the expected results at each stage of the program are characterized. Objective and subjective factors are determined that contribute to overcoming addiction by convicts, and on this basis, a comprehensive multi-stage program of rehabilitation and preventive care is proposed. The stages proposed in the program include the following: pre-rehabilitation (organizational-diagnostic), the main one, which includes four blocks, three of which are aimed at gradual rehabilitation, readaptation and resocialization in the course of treatment and motivational, which can be repeated depending on the individual characteristics of the individual convict, then come the final and supporting stages.

Key words: convicts, drugs, alcohol, penitentiary institutions, prevention, rehabilitation, resocialization.

Введение. В общей системе исправления осужденных воспитательная работа, реабилитация, реадаптация, ресоциализация и профилактическая работа в местах лишения свободы, имеет свою специфику для различных категорий осужденных [4, 7, 9]. Отдельные категории лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, требуют от пенитенциарных сотрудников знаний, учений и навыков для оказания им специализированной помощи. Так, особой категорией таких лиц остаются осужденные с зависимостью от психоактивных веществ и алкоголя. Согласно статистическим данным, с синдромом зависимости от алкоголя на учете у психиатров состоят в России около миллиона человек [10]. По результатам мониторинга наркоситуации регулярно потребляет наркотики около 1,6% населения страны [1, 3]. Однако, скорее всего, данные показатели не полностью отражают реальность и количество зависимых от психоактивных веществ и алкоголя в России выше [2]. Данные виды зависимости разрушают у употребляющих лиц социальные связи и подчас приводят к разрушению морально-ценностных, нормативно-правовых ориентаций человека, исходом чего становиться нарушение им норм закона. По данным исследования Института современного общества до 30% осужденных отбывают наказание за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, при этом в последние 2 года отмечается значимый рост количества данного вида преступлений. При этом рецидив данных преступлений составляет более 60% [2, С. 408].

С целью изменения сложившейся ситуации, в целях профилактики повторных преступлений и формирования системы работы с лицами, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, распоряжением директора ФСИН России от 21.02.2018 № 52-р, в 2018 году в деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы внедрена Ведомственная программа социально-психологической работы в отношении лиц, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, одной из основных целей которой ставилось в том числе и сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных. Документ подписан директором ФСИН России. Это определяет актуальность поиска и разработки комплексных программ в отношении рассматриваемой категории осужденных [4, 5, 9, 12].

Изложение основного материала статьи. Работа по предупреждению злоупотребления психоактивных веществ и алкоголя осужденными в пенитенциарных учреждениях это комплекс мероприятий организуемый сотрудниками всех подразделений учреждения и ФСИН России в целом, включающий помимо собственно воспитательной работы с осужденным еще и комплекс мер по предупреждению, противодействию проносу данных веществ, раннему распознаванию у осужденных данных видов зависимости, коррекции социально-психологических явлений, способствующих рецидивам зависимости, а также комплексную подготовку сотрудников к осуществлению плана реализации программ работы с данной категорией осужденных и комплекса иных мер [6, С. 275-276]. Безусловно, в пенитенциарном учреждении, осужденные лишаются возможности употребления психоактивных веществ и алкоголя. Этим зависимость смещается, но вместе с тем, остаются изменения, свойственные аддиктивному процессу. Представляется, что одной из важных предпосылок, определяющих успешность работы с данной категорией осужденных, является обращение к накопленным теоретическим и практическим данным, объясняющих структуру и динамику преодоления зависимого поведения.

Проводимое автором многолетнее исследование новаций в области профилактики зависимого поведения показывает, что прослеживается тенденция нарастания прикладных разработок данной проблематики, в том числе и в местах лишения свободы (Ю.М. Антонян, Б.Г. Братусь, В.Ю. Завьялов, М.С. Басеико, А.Я. Гришко, Ю.В. Власова, C.B. Березин, К.С. Лисецкий, С.Е. Корышева и Д.В. Галкин, А.П. Донских, Л. Вермеер, О.Ю. Назаров и A.A. Левин, Г.К. Корнеева и Т.Н. Савельева, Г. Кристал, В. Segal и др.). Практически все исследователи отмечают у зависимых ряд специфических социологических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков таких как инфантильность, неадекватная оценка ситуации (и своей зависимости), игнорирование своих проблем с психоактивными веществами и алкоголем, тревожность, неадекватная самооценка, слабые адаптационные способности [6, 7, 8, 10, 11, 12]. Все это требует своей коррекции и должно быть учтено при разработке программы ресоциализации данных лиц.

Представим этапы реализации Программы реабилитационно-профилактической помощи осужденным, зависимых от психоактивных веществ и алкоголя (далее - Программа). Программа реабилитационно-профилактической помощи рассчитана на 1,5-3 года, в зависимости от степени заболевания, индивидуально-личностных особенностей и т.д., а предлагаемые в Программе основные этапы включают: начальный (организационно-диагностический), основной реабилитационный, которой включает в себя четыре ступени, три из которых направлены на поэтапную реабилитацию, реадаптацию и ресоциализацию и мотивационную которая может повторяться в зависимости от индивидуальных особенностей личности осужденного, заканчиваютПрограмму завершающий и поддерживающий этапы.

Начальный (организационно-диагностический) этап рассчитан на 1-3 недели. В него входят такие мероприятия, как ознакомление с материалами личного дела, диагностика, информирование осужденного о целях и программе и др. Методы используемые сотрудниками включают: беседы, информирование, использование наглядной агитации, медико-биологическое обследование и лечение коморбидной патологии, мотивационно-информационное консультирование и др. Задачи данного этапа - определение структуры зависимости, составление примерного индивидуального плана профилактики, реабилитации и ресоциализации, определение уровня исходной мотивации, информирование о методах и подходах к лечению, средствах и методах программы; уточнение анамнеза в отношении вида употреблявшихся веществ и др.

Основной этап, срок которого колеблется от 9 до 24 месяцев. Методы, методики и средства этапа зависят от исходных данных, включают групповые и индивидуальные встречи, план медикаментозного лечения, мероприятия воспитательного, психологического, социального и юридического характера, а также включение осужденного в культурно-массовые и спортивные мероприятия, трудовое воспитание, обучение и др. Структурно, данный этап Программы включает 4 ступени.

1 ступень основного этапа Программы - мотивационная по времени занимает 1-2 недели, кроме перечисленных она специфична такими методами как: мотивационно-информационное консультирование в рамках которого дополнительно уточняется анамнез зависимости определение преимущественных вариантов отрицания зависимости и заканчивается ступень составлением предварительного плана психокоррекционной работы с выделением сильных и слабых сторон в процессе реабилитации.

2 ступень основного этапа Программы занимает от 2 недель до 5 месяцев, она включает такие методы и методики как: милиотерапия, когнитивно-поведенческая терапия информирование о био-психо-социо-духовных аспектах программы. Задачами данной ступени выступают: принятие осужденным того факта, что у него зависимость от ПАВ и все проблемы социально-психологического плана являются следствием наличия и прогрессирования зависимости; формирование у осужденного осознанного отношения к зависимости; работа с последствиями деформации личности, связанными с отбыванием наказания в местах лишения свободы; демонстрация осужденному его проявлений паттернов зависимого поведения; работа с отрицанием, алекситимией; осознание «потерь», связанных с употреблением ПАВ; данный этап обязательно включает конфронтацию с зависимой частью личности, и, как следствие, работу с принятием ответственности за свою жизнь, прекращение обвинений окружающих в неудачах и проблемах. С этой целью реабилитационные мероприятия первого блока фокусируется на следующих вопросах. Основными к работе темами выступают такие как: отказ от употребления и «выздоровление», в чем разница; компульсивное поведение: плюсы и минусы, почему важно научиться распознавать чувства, противоположность компульсивному поведению - приобретение навыка возвращать себя в «здесь и сейчас»; что такое отрицание, как оно проявляется в поведении; потери, связанные с употреблением (состояние здоровья, психологические, социальные, морально-нравственные); что такое и как проявляет себя бессилие от ПАВ; что такое состояние «неуправляемости», какие нормы поведения осужденный переступает в этом состоянии; какие оговорки и ловушки оставляет зависимое мышление. На данном этапе Программы начинается привлечение осужденного к построению терапевтической социальной среды, а именно, назначение «впередиидущим», после решения специалистов о достаточном уровне проработки первого блока. Добавляются воспитательные мероприятия, культурно-досуговая работа, спортивные мероприятия, кружковая работа, волонтерская деятельность и др.

Третья ступень основного этапа Программы занимает от5до 9 месяцев. Методами остаются когнитивно-поведенческая терапия, милиотерапия и экзистенциальная психотерапия, в качестве основы для самоанализа формирование навыка

самоанализа, предполагает работу по формированию навыка самоанализа и новых моделей поведения, построения межличностных отношений. Во втором блоке Программы затрагиваются вопросы морально-нравственной реконструкции личности и обучение пациента компенсирующим техникам, в кризисных ситуациях и при ухудшении эмоционального состояния. Мероприятия данной ступени фокусируются на следующих вопросах: проявления зависимости в социальной и духовно-нравственной сфере; последствия употребления ПАВ в виде компульсивных поступков; работа с экзистенциями доверия и ответственности; формирование представления о личностном и духовном росте, процессе выздоровления; формирование навыка просьбы о помощи и обращения в кризисных ситуациях; работа над повышением уровня самооценки и установкой личных границ; продолжается работа с отрицанием реальности и своего заболевания и повышением уровня мотивации на трезвость и правопослушное поведение.

Основными задачами третьей ступени выступают работа с экзистенциями ответственности и доверия; повышение уровня самооценки; формирование навыка обращения за помощью; формирование навыка применения инструментов выздоровления в кризисных и конфликтных ситуациях; начало работы по изменения отношений с семьей и социальным окружением; начало формирования навыков автономности и границами личности;

Четвертая ступень основного этапа Программы занимает от 9 до 12 месяцев и включает проработку вопросов, касающихся построения новых моделей поведения, закрепление полученных ранее знаний и навыков. Данная ступень работы направлена на формирование адекватной самооценки, на помощь осужденному в установлении «здоровых границ» в общении. Работа программы фокусируется на экзистенциальных категориях вины и стыда, доверия. Кроме того, в соответствии с индивидуальными особенностями, затрагиваются вопросы созависимости в социальных связях, проводится работа по построению новых отношений с семьей и социальным окружением. На четвертой ступени рассматриваются следующие вопросы: выработка новых способов выхода из кризисных и конфликтных ситуаций; работа с верованиями, сформированными химической зависимостью и воспитанием в дисфункциональной семье; формирование новых моделей поведения и межличностного общения; закрепление навыка применения инструментов выздоровления в кризисных и конфликтных ситуациях; работа по формированию навыков автономности, в частности навыков планирования бюджета и времени, построения кратко- и долгосрочных планов развития личности. К вышеперечисленным методам все активнее добавляются воспитательные, такие как формирование навыков ЗОЖ, культурно-досуговая работа, спортивные мероприятия, кружковая работа, волонтерская деятельность и др. Задачами ступени выступают: работа с экзистенциями ответственности, доверия, вины, стыда; формирование адекватной самооценки; формирование новых моделей поведения и межличностного общения; закрепление навыка применения инструментов выздоровления в кризисных и конфликтных ситуациях; работа по изменению отношений с семьей и социальным окружением; формирование навыков автономности; формирование навыка саморазвития и досуга.

Третий этап Программы - завершающий - проходит от 2 недель до 1 месяца. Задачами третьего этапа выступают: формирование навыка планирования; проработка экзистенциальных вопросов; выработка среднесрочных и долгосрочных задач выздоровления.

Четвертый этап Программы - поддерживающий - начинается примерно через 5-6 месяцев после завершения третьего этапа Программы и проходит в течение 1-1,5 месяцев. В его основе краткая модель собственно реабилитационного этапа, если осужденный продолжает отбывать наказание или за месяц до окончания срока отбывания наказания Методами остаются групповая психокоррекция, профилактика асоциального и антисоциального поведения и т.д. Возможны следующие варианты работы: с сотрудниками УФСИН по месту отбывания наказания в виде индивидуальных консультаций по запросу; посещения групп анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов по месту отбывания наказания, при наличии таковых; при наличии желания и мотивации, после решения медико-психологической комиссии осужденный может обратиться в службу за постпенитенцианой пробацией. Осужденный может вернуться к началу Программы не ограниченное количество раз, но не раньше, чем через 3 месяца после ее окончания.

В течение этого периода могут быть продолжены незавершенные медицинские обследования, по необходимости, проводится экспериментально-психологическое исследование и консультирование, продолжается воспитательная работа.

Выводы. Результаты прикладных исследований и наблюдений применения Программы реабилитационно-профилактической помощи осужденным, зависимых от психоактивных веществ и алкоголя в местах лишения свободы показывают эффективность, обусловленную тем, что этапы Программы созданы с учетом механизмов зависимости и индивидуально-личностных черт и поведения осужденных данной категории. С учетом этого этапы Программы предполагают комплексную целенаправленную работу с дефектами характера, сформированными в дисфункциональной среде и являющими собой паттерны зависимого поведения. Основная задача каждого этапа - профилактика асоциального и антисоциального поведения, работа по профилактике «срыва», а именно с опасными для зависимого от психоактивных веществ и алкоголя осужденного ситуациями, которые сложились за предшествующий период. Поддерживающий этап предполагает подкрепление нового поведения и работу по формированию адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.

Таким образом, представленное описание прикладного программного обеспечения воспитательной, реабилитационной и профилактической работы, посвященное проблематике работы с зависимым поведением, в том числе применительно к условиям изоляции от общества, позволяет сделать вывод о сложности и неоднозначности этого явления. Оно детерминируется многоуровневым сочетанием внутренних и внешних факторов различного характера, отношения между которыми едва ли имеют жесткую линейную зависимость. Представляется, что представленная в статье программа может широко использоваться при реабилитации и профилактике зависимости в различных слоях общества, являясь базовой, а также она может служить основой для дальнейшего исследования природы и механизмов формирования зависимости от психоактивных веществ и алкоголя, причем ее практическая направленность будет обусловливаться как научными критериями целостности объяснения природы зависимости, так и практическими потребностями создания программ превенции и реабилитации зависимых от психоактивных веществ и алкоголя лиц.

Литература:

1. Аксенкин, А. Наркопреступность в России: исторические предпосылки и уголовно-правовые аспекты борьбы с ней / А. Аксенкин // Наркоконтроль. - 2015. - № 5. - С. 22.

2. Бернацкая, A.B. Противодействие преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: история и современность / A.B. Бернацкая // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: Материалы XXI национальной научной конференции (с международным участием), Таганрог, 16-18 апреля 2020 года. - Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2020. - С. 406-409

3. Гришко, А.Я. О незаконном обороте наркотиков / А.Я. Гришко // Российский криминологический взгляд. - 2012. -№6.-С. 19.

4. Казберов, П.Н. Содержательные аспекты компетентности пенитенциарных сотрудников в медико-психологической реабилитации осужденных с наркологическими заболеваниями / П.Н. Казберов // Педагогическое образование. - 2023. - Т.4, №4.-С. 47-51

5. Казберов, П.Н. Основы психологической профилактики аутодеструктивного поведения в пенитенциарной сфере / П. Н. Казберов. - Краснодар : Новация, 2023. - 123 с.

6. Казберов, П.Н. Особенности организации деятельности сотрудников УИС с осужденными, имеющими опыт употребления наркотических веществ / П.Н. Казберов // Перспективы науки. - 2023. - № 5(164). - С. 274-276

7. Корнеева, Г.К. О передовом опыте работы с несовершеннолетними осужденными, склонными к аддиктивному поведению // Ведомости уголовно-исполнительной системы / Г.К. Корнеева, Т.П. Савельева. - 2011. - №1. - С. 28-30

8. Короленко, Ц.П. Личность и алкоголизм / Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялов. - Новосибирск, 2017. - 165 с.

9. Корышева, С.Е. Профилактика алкогольной зависимости осужденных в местах лишения свободы / С.Е. Корышева, О.Ю. Назаров, A.A. Левин // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов III Всероссийского симпозиума психологов с международным участием, посвященного 30-летию со дня образования психологического факультета Академии ФСИН России. В 3-х частях, Рязань, 08-09 апреля 2021 года / Под общей редакцией Д.В. Сочивко. Том Часть II. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. -С. 84-89

10. Ураков, И.Г. Хронический алкоголизм / И.Г. Ураков, В.В. Куликов. - М., 2017. - 177 с.

11. Хорни, К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию / К. Хорни - СПб.: Вост.-Европ. ин-т психоанализа, 1997. - 316 с.

12. Patterns and trends of amphetamine-type simulants (ATS) and other drugs of abuse in East Asia and the Pacific / UN Office on drugs a. crime, Regional centre for East Asia a. the Pacific. - Bangkok: UN Office on drugs a. crime, Regional centre for East Asia a. the Pacific, 2007. - 30 p.

Психология

УДК159.9

кандидат психологических наук, доцент Коданева Михалина Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН С СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ

ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Аннотация. В статье обсуждается проблема личностной зрелости осужденных к лишению свободы. Проведенное исследование вносит вклад как в определение феномена личностной зрелости, так и в понимание направлений ее формирования у осужденных в условиях исправительного учреждения. Зрелость рассматривается как результат процесса развития личности. Будучи интегративным свойством, личностная зрелость включает в себя ряд характеристик. Среди прочих характеристик зрелости выделяются стремление к самоактуализации и жизнестойкость. Их сформированность является важным фактором адаптации осужденных к условиям лишения свободы и постпенитенциарной ресоциализации. Эмпирическое исследование показало различия между группами осужденных мужчин по отдельным характеристикам личностной зрелости. Осужденные мужчины с социально значимыми заболеваниями демонстрируют более высокие показатели самоактуализации и жизнестойкости по сравнению с осужденными, имеющими другие заболевания. Результаты исследования могут использоваться в психологической работе с осужденными.

Ключевые слова: личностная зрелость, осужденные, социально значимые заболевания, самоактуализация, жизнестойкость.

Annotation. The article discusses the problem of personal maturity of those sentenced to imprisonment. The conducted research contributes both to the definition of the phenomenon of personal maturity and to the understanding of the directions of its formation in convicts in a correctional institution. Maturity is considered as a result of the process of personality development. Being an integrative property, personal maturity includes a number of characteristics. Among other characteristics of maturity, the striving for self-actualization and hardiness. Their formation is an important factor in the adaptation of convicts to the conditions of imprisonment and post-penitentiary resocialization. An empirical study showed differences between groups of convicted men according to individual characteristics of personal maturity. Convicted men with socially significant diseases demonstrate higher rates of self-actualization and hardiness compared to convicts with other diseases. The results of the study can be used in psychological work with convicts.

Key words: personal maturity, convicts, socially significant diseases, self-actualization, hardiness.

Введение. Проблема личностной зрелости осужденных к лишению свободы, актуальна как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Прежде всего, понятие личностной зрелости не является до конца определенным в современной науке, поэтому каждое очередное исследование способствует его уточнению. Что же касается изучения зрелости у осужденных с социально значимыми заболеваниями, то это тема практически востребованная. Выявление характеристик личностной зрелости и формирование ее недостающих компонентов необходимо, с одной стороны, доя обеспечения безопасности в исправительном учреждении, с другой - для понимания направлений социальной адаптации и ресоциализации осужденных.

С точки зрения психологической науки зрелость может рассматриваться двояко: как возрастной этап и как результат развития Г2, С. 121. Мы будем придерживаться второго толкования, в связи с чем предметом исследования выступят характеристики (в определенном контексте выступающие в качестве критериев) личностной зрелости осужденных.

В отечественной психологии под личностью традиционно понимается системное качество, приобретаемое индивидом в социокультурной среде и проявляющееся в деятельности и общении. Личностной зрелостью, соответственно, может быть назван синтез свойств, «который наиболее полно отражает поведение взрослого социально и психологически благополучного человека: способность нести ответственность, терпимость к другим людям, способность к саморазвитию и самореализации, позитивное мышление и оптимизм, самодостаточность и самостоятельность в решении своих проблем» Г1, С. 181. Антиподом личностной зрелости выступает незрелость, или инфантилизм, подразумевающий недостаточную сформированность или отсутствие названных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.