DOI 10.46566/2541-9285_2021_50_35 УДК 371.1
Багандова С.И. студент
Дагестанский государственный университет
Алиев З.Г. старший преподаватель Дагестанский государственный университет
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ
ТЕХНОЛОГИИ M-LEARNING В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: В данной статье рассматриваются учебно -методические возможности мобильных приложений при организации внеклассной деятельности учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе. Автором выделяются основные задачи и аспекты внеклассной деятельности, условия и возможности организации внеклассной работы с использованием современных мобильных образовательных приложений.
Ключевые слова: внеклассная деятельность, внеурочная работа, иностранный язык, проектные технологии, Интернет-технологии, мобильные приложения.
Bagandova S. I. student
Dagestan State University Aliev Z. G. senior lecturer Dagestan State University
ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BY MEANS OF M-LEARNING TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A SECONDARY SCHOOL
Abstract: This article discusses the educational and methodological capabilities of mobile applications in organizing extracurricular activities of students at the middle stage of learning a foreign language in a comprehensive school. The author highlights the main tasks and aspects of extracurricular activities, conditions and opportunities for organizing extracurricular activities using modern mobile educational applications.
Key words: extracurricular activities, extracurricular activities, foreign language, project technologies, Internet technologies, mobile applications.
В настоящее время в сфере отечественного образования актуальной становится проблема внедрения мобильных средств в образовательный процесс на всех ступенях и во всех видах деятельности учащихся, а также разработка особых моделей и технологий их использования, новых подходов к преподаванию иностранного языка.
Широкое распространение и беспрецедентная популярность мобильных устройств среди молодежи ведет к их стихийному применению в учебном процессе, а неструктурированное и не рациональное их использование грозит неизбежными трудностями и сложностями, с которыми сегодня сталкиваются все участники учебного процесса. Организация внеклассной деятельности является неотъемлемым звеном учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, представляющую собой целенаправленную образовательно-воспитательную работу с учащимися, которая осуществляется педагогом во внеурочное время. В соответствии с индивидуальными способностями обучающегося создаются условия для развития личности, формируется его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит процесс социализации.
Ш.А. Амонашвили рассматривает внеурочную работу, как составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей [1, с. 88].
Основными задачами организации внеклассной работы являются: определение интересов обучающихся, а также их склонностей, способностей и возможностей в разных видах деятельности; организация условий для успешного развития каждого обучающегося в интересующей его сфере внеклассной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся; развитие творческих способностей, обучающихся; организация условий с целью успешной реализации учащимися накопленных знаний, приобретенных умений и навыков; расширение круга общения обучающихся; дополнительная корректирующая работа с обучающимися, столкнувшимися с трудностями в обучении [8, с. 86-87].
Во внеклассной деятельности по иностранному языку принято различать такие формы работы, как индивидуальные, групповые и массовые. Эти формы определяются на основании количественного охвата
учащихся, регулярности проводимой работы, стабильности состава группы учеников.
Индивидуальные формы работы проводятся с отдельными учениками, которые готовят, например, сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о знаменательных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают песни, стихотворения, прозу на иностранном языке, готовят наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды. Как индивидуальную форму внеклассной работы по иностранному языку можно рассматривать и ученические конференции, а также написание работ научного направления [6, с. 309].
Одним из эффективных видов внеклассной работы представляются технологии Интернет в организации проектной деятельности. Глобальная сеть представляет возможность создания подлинной языковой среды и постановки задачи формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичными материалами. В сети Интернет имеется необходимая для создания проекта информация: о музеях и их экспонатах по всему миру, статистические данные по самым разнообразным вопросам, информация о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события, информация об экологической ситуации в разных районах мира, о национальных праздниках, возможность побеседовать в режиме онлайн со сверстниками или со специалистами интересующей профессии из разных стран мира. Этим и привлекательны совместные международные проекты с носителями языка. Олимпиады, викторины на иностранном языке также вносят определенный вклад в совершенствование умений иноязычной речи, но в них участвуют, как правило, продвинутые учащиеся [2, с.170].
В сфере образования растет спрос на разработку эффективных электронных и мобильных средств. Быстрый доступ к необходимым материалам, легкость и наглядность представления и усвоения информации - все это является главным и весомым достоинством применения Интернет -ресурсов и мобильных приложений в учебном процессе, и во внеклассном обучении в частности.
Мобильное обучение (от англ. т-1еагш^) - это использование мобильных гаджетов преподавании и обучении в любом месте и в любое время, например, перемещаться по классу, школе, работать в разных командах, включая нахождения учителя и учеников в разных городах и регионах [5, с. 92]. В это и состоит уникальность данной технологии.
Определение «мобильный» характеризует прежде всего две основные составляющие педагогического процесса - доступ к средствам обучения и
формы реализации учебной интеракции. Обучающийся сегодня может иметь мгновенный доступ к учебным материалам и программам, учебным ресурсам, выполнять задания, общаться с педагогом в любое время и в любом месте [9, с. 15].
Информационно-коммуникационные и мобильные технологии обладают следующими дидактическими возможностями: наглядность -графические и звуковые средства предоставляют возможность наглядного обучения в любой точке мира; обратная связь - между обучающимся и мобильным приложением (программой или веб-сайтом) дает возможность выбрать необходимый материал и различные опции, например, объем материала, методику изучения, частоту выполнения занятий и т.д.; организации управления учебной деятельностью (система тестирования, контроля или самоконтроля) занимает небольшое количество времени и не требует больших усилий со стороны учителя; возможность повторного изучения материала: обучающийся возвращается к вызывающему у него трудность уроку; возможность сохранения, передачи или анализа любого объема данных» посредством современных систем сбора данных [3, с. 42]. Мобильное обучение тесно связано с электронным (от англ. e-learning). На современном этапе электронные технологии по сравнению с мобильными имеют больше возможностей и функций. Однако, учитывая скорость развития обучения посредством мобильных средств, такие недостатки, как быстрота действия процессора, время работы от батареи и размер экрана, представляются временными. Благодаря мобильным технологиям пользователи могут выполнять совместные групповые проекты и взаимодействовать с педагогом в нерабочее и внеучебное время. Вместе с тем мобильные устройства способствуют реализации индивидуального подхода к обучению, т.к. обучающиеся выбирают подходящий им стиль обучения: визуальный (использование фото, картинок, рисунков, видео, графиков), слуховой (использование аудиофайлов, музыки), логический (использование логики, размышлений и систематизирования) и др. Выбор учебных материалов также происходит на основе интересов и потребностей учащихся [4, с. 162].
Среди множества разработок в области использования мобильных приложений для формирования различных языковых навыков в магазинах для мобильных платформ присутствуют, как и универсальные продукты ("Lingualeo", "Puzzle-English", "Duolingo", "Busuu" и т.п.), позволяющие развивать все аспекты английского языка, так и продукты ("Quizlet", "StudyStack", "BBC Learning English", "LearnEnglish Grammar (British Council)", "English Grammar With Answers Free Lesson", "Cram", "Quizizz" и
т.п.), разработанные под конкретные языковые навыки. Первую группу обычно составляют приложения закрытого типа, т.е. материал разрабатывается, редактируется и обновляется самим разработчиком продукта, а учитель не имеет возможности добавлять собственно разработанные задания. Работа с подобными приложениями может осуществляться и без участия педагога (открытый тип предполагает, как использование заданий, подготовленных другими учителями, так и личных разработок).
Мобильное приложение 'Ът§иа1ео" предоставляет работу с огромным количеством медиа-материалов (фильмы, книги, песни, музыкальные и образовательные видеоролики и т.д.). Большая часть упражнений предоставляется бесплатно. Платный аккаунт позволяет проходить специальные курсы изучения грамматики, а также дает доступ к дополнительным видам упражнений.
Приложение 'ЮиоН^о" может использоваться как дополнительное пособие с большим выбором упражнений и заданий по принципу «от простому к сложному». В приложении формируются навыки посменной и устной речи (например, предлагается произнести изученные фразы), чтения и аудирования, и т.д.
Приложение "Вшии" предлагает следующие виды: тест для определения уровня; практика с носителями языка (пользователь получает исправления своих упражнений); постановка произношения - упражнения для правильной речи; полноценные курсы - более 150 уроков; правила и грамматика - разбираются сложные случаи и исключения.
"Метше" - приложение, позволяющее изучать до 44 слов в час. Главное его «оружие» - мемы. Они позволяют гораздо лучше запоминать материал, а предлагаемые игровые режимы тренируют разные аспекты памяти: визуальное изучение, повторение и закрепление, быстрое вспоминание и т.д. Также в приложении доступны тысячи видео- и аудиозаписей носителей языка, различные тесты и т.д.
Области применения мобильных приложений для изучения английского языка делятся на несколько основных направлений, способствующих формированию фонетических, лексических, грамматических и речевых навыков.
Использование флэш-карточек является одним из
востребованных методов изучения нового лексического материала среди учащихся. Им предоставляется возможность использовать созданный другими пользователями материал по разным тематикам, тем самым сокращая время подготовки карточек и перераспределяя время на само
изучение слов. Привлекательной функцией является создание своих собственных карточек, где обучающимся предлагаются следующие варианты их составления: написание слова на английском языке и его перевод, либо слово и его определение на английском языке, а также добавление примеров употребления слов в речи, сопоставление эквивалентов, выбор соответствующего значения или сопоставления слов и определяющих их изображений (matching). В некоторых приложениях каждое слово раскрашивается отличным от других цветом, для визуальной различаемости (приложение "Words").
Игровые методы обучения лексике также нашли свое применение в таких формах, как например: игра «Гравитация», в котором необходимо ввести эквивалент слова во избежание столкновения с астероидом; всем известная игра «Виселица» ("Hangman"), игра "Word scramble" на восстановление порядка букв слова, соответствующего выбранной теме; игра «кроссворд» - заполнение полей по горизонтали и вертикали; игры-головоломки для поиска слов по вертикали, диагонали и горизонтали и многие другие.
При обучении грамматике английского языка мобильные технологии призваны помочь в выявлении грамматических ошибок, исправлении и недопущении их появления в дальнейшем. Среди способов работы мобильных приложений с грамматическим материалом выделяются такие, как: восстановление порядка слов в предложении; обнаружении грамматических ошибок и неточностей в предложении; ввод правильных форм глаголов; заполнение пропусков, например, предлогами; одиночный, логический (например, "true/false) или множественный выбор правильных грамматических форм из предлагающегося списка и др.
С развитием информационных технологий отсутствие естественной языковой среды успешно компенсируется виртуальной коммуникацией, в том числе и при помощи мобильных технологий. Однако на практике оказывается, что обучающиеся в недостаточной мере используют потенциал мобильных устройств в учебных целях. В основном они служат в качестве электронных шпаргалок, соответственно педагоги запрещают их использование на уроках. С другой стороны, применять мобильные технологии в образовательном процессе не позволяет недостаточный уровень владения навыками работы с информационно -коммуникационными средствами. И вместе с тем возникает необходимость разработки методики использования мобильных технологий как средства обучения, внедрение которых значительно меняет характер обучения иностранным языкам.
Использованные источники:
1. Амонашвили Ш. А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. М., «Университет», 1990.
2. Бондарева А. В. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 169-172.
3. Ветлугина Н. О. Организационно-педагогические условия применения мультимедиа технологий в повышении эффективности подготовки бакалавров профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 -Екатеринбург, 2016.
4. Вульфович Е. В. Роль мобильного обучения в оптимизации преподавания иностранных языков // Известия ВГПУ. 2014. № 6 (91). С. 161-164.
5. Горюнова М.А., Лебедева М.Б. Мобильное обучение в контексте реализации ФГОС // Человек и образование. 2016. №4 (49). С. 91-95.
6. Михеева А. В. Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному языку // Молодой ученый. 2017. №19. С. 308-310.
7. Педагогическая энциклопедия / под ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1964.
8. Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Под ред. Л.К. Балясной. М.: Просвещение, 1999.
9. Титова С.В. Мобильное обучения сегодня: стратегии и перспективы // Лингвистика и межкультурная коммуникация. Вестник Московского университета. 2012. №1(19). С. 9-23.
© С.И. Багандова, 2021