Научная статья на тему 'Организация управленческого учета на предприятиях хлебопекарной отрасли'

Организация управленческого учета на предприятиях хлебопекарной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ХЛЕБОПЕКАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОТРАСЛЬ / ПЛАН СЧЕТОВ / ФОРМА / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгих Т. С.

В статье проанализированы особенности управленческого учета на хлебопекарных предприятиях. Предложены формы отчетности, которые будут способствовать совершенствованию информационной базы управления, позволят повысить эффективность принятия управленческих решений, увеличить уровень конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация управленческого учета на предприятиях хлебопекарной отрасли»



ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ

Т. С.ДОЛГИХ,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: dolgihts@mail. ru Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений

В статье проанализированы особенности управленческого учета на хлебопекарных предприятиях. Предложены формы отчетности, которые будут способствовать совершенствованию информационной базы управления, позволят повысить эффективность принятия управленческих решений, увеличить уровень конкурентоспособности.

Ключевые слова: управленческий учет, хлебопекарное предприятие, отрасль, план счетов, форма, отчетность.

Хлебопечение является социально значимой отраслью экономики. Устойчивая работа и развитие этой отрасли, стабильное и повсеместное обеспечение населения страны высококачественными хлебобулочными изделиями в широком ассортименте и по доступным ценам — задача первостепенной важности, так как это один из факторов обеспечения продовольственной безопасности страны [1].

По данным Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров, российский рынок хлебопекарной продукции ежегодно увеличивается в денежном выражении на 1,5%. По состоянию на начало 2009 г. в производстве хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения по стране участвовали 1 327 предприятий. Хлеб выступает как социальным, так и рыночным продуктом одновременно. По данным Росстата, в структуре стоимости минимального набора продуктов питания доля хлеба, круп и макаронных изделий составляет 25 %. При этом в селах тратят на хлеб 28 % семейного бюджета на продукты.

Актуальной проблемой на сегодняшний день остается качество управления промышленными хлебопекарными предприятиями. После реформирования плановой экономики изменилось состояние рынка сбыта — расширился товарный

ассортимент, повысились требования к качеству обслуживания покупателей, изменились технологии производства, возрос уровень конкуренции. Несмотря на то, что хлебобулочная продукция относится к товарам первой необходимости и на данные продукты, как правило, спрос стабилен, производители хлеба испытывают трудности в управлении хозяйственной деятельностью. Им приходится подстраиваться под изменения рынка, под государственное регулирование цен на продукцию. Это требует эффективного решения задач формирования ассортиментной программы, загрузки производственных мощностей, обоснования ценовой политики и инвестиционных решений. Ошибки в решении этих задач приводят к появлению убыточных предприятий, предприятий-банкротов.

Эффективность функционирования коммерческих организаций в значительной мере зависит от создания хозяйственного механизма, адекватного современным экономическим условиям, составной частью которого является управленческая деятельность. Система управления предприятием реализует различные функции, такие как учет, планирование, нормирование, организация и контроль за производственной деятельностью. Хлебопекарные предприятия также нуждаются в построении эффективной системы управления, но реализация этой цели сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, в силу специфики действующего российского законодательства система бухгалтерского учета строится не по принципу обеспечения руководителя управленческой информацией, а с позиции сбора данных для расчетов по налогам.

Система бухгалтерского учета в России регулируется законодательно [2,3]. Как известно, выделяют четыре уровня регулирования бухгалтерского учета. На первых трех уровнях методологию учета разра-

батывают специалисты Минфина России, отраслевых министерств и ведомств, профессиональных объединений и т. д. Методических рекомендаций для хлебопекарных предприятий на этих уровнях крайне мало, а имеющиеся методики не учитывают отраслевую специфику таких предприятий. Общеотраслевые методические указания в полной мере не учитывают всю вариативность и многообразие хозяйственных ситуаций, возникающих на практике. Поэтому возникают проблемы уточнения, конкретизации и адаптации к специфике деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, решить проблему управления производством в значительной степени помогает постановка управленческого учета. Однако имеющиеся в экономической литературе методические рекомендации по его постановке и управлению производством крайне редко адаптированы к специфике хлебопекарных предприятий.

Очевидным является противоречие между необходимостью обоснования эффективных управленческих решений на хлебопекарных предприяти -ях и отсутствием необходимой для этого организационной и методической основы, построенной на базе системы управленческого учета.

Хлебопекарные предприятия обладают спецификой, связанной с технологическими особенностями производственного процесса. Для качественного обоснования управленческих решений необходимо выделить особенности, которые повлияют на постановку управленческого учета.

К отличительным особенностям, обусловленным спецификой отрасли, продукта и организацией производственного процесса, можно отнести:

- наличие стабильного неэластичного спроса в связи с выпуском продукции первой необходимости. Производство продукции носит массовый характер с выпуском одних и тех же видов продукции: хлеба и хлебобулочных изделий;

- на хлебопекарных предприятиях, как правило, применяют дифференцированную систему скидок, в зависимости от объемов покупок, расстояния, доставки и других причин;

- продукция хлебопекарных предприятий имеет ограниченный срок хранения и реализации, что обуславливает неизбежное наличие возвратных отходов и расходов, связанных с переработкой отходов;

- на хлебопекарных предприятиях комплексный характер технологических процессов; непрерывность и небольшая продолжительность производственного цикла, в связи с чем, как правило,

отсутствует незавершенное производство, и, соответственно, сч. 20 «Основное производство» не имеет сальдо на конец отчетного периода;

- при расчете заработной платы рабочих, непосредственно связанных с процессом изготовления хлеба, как правило, используется сдельная бригадная система оплаты труда. Особенностью определения величины такой заработной платы является отсутствие на хлебопекарных предприятиях нормы трудоемкости изделия в нормо-ча-сах. Трудоемкость учтена в расценках на готовую продукцию, утвержденных на предприятии;

- хлебопекарная продукция изготавливается по установленным и утвержденным рецептурам (изменение норм незначительно);

- технология производства прозрачна и понятна потребителю, который может выпекать хлеб в домашних условиях. Поэтому потребитель способен оценить адекватность установления цены. Перечисленные особенности, присущие предприятиям хлебопекарной отрасли, отличают их от других предприятий перерабатывающего производства. Эти особенности оказывают существенное влияние на все процессы хозяйственной деятельности хлебопекарных предприятий, вплоть до формирования конечных финансовых результатов, поэтому их необходимо учитывать при организации управленческого учета на предприятии.

Например, на хлебопекарных предприятиях, как и в других хозяйствующих субъектах, начальным этапом учетной процедуры является сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни, а действующие формы унифицированной первичной учетной документации, ориентированные преимущественно на удовлетворение информационных потребностей внешних пользователей информации, не отражают специфических особенностей деятельности хлебопекарных предприятий. В связи с этим для рационализации учетного процесса на этих предприятиях большое значение приобретает совершенствование порядка документального оформления хозяйственных операций. С применением бюджетов формируется информация об отклонениях от плана, которая отражается в отчетности (см. таблицу) вместе с плановыми и фактическими значениями показателей.

Разработанный комплект форм электронных документов для представления данных может выполнять функцию вспомогательного средства к специализированным бухгалтерским программам. При применении электронных таблиц обязанности пользователя заключаются во вводе исходных дан-

Предлагаемый комплект форм отчетности для хлебопекарных предприятий

Название отчета Содержание Эффект

Отчет о работе смены Данные о плане-заказе выпуска; данные о движение сырья и материалов; данные о расходе сырья по видам продукции; количество и вес выпущенной продукции за смену Данные о расходе сырья и материалов будут учитывать по видам продукции по норме и фактически

Отчет по смене о затраченных материалах Наименование и объем произведенной сменой продукции; количество затраченных материалов по норме и фактически по видам продукции Бухгалтер рассчитывает стоимость материалов по видам продукции, выявляет отклонение

Количество потребляемых материалов за месяц Количество материалов, затраченных за месяц в натуральном и стоимостном выражении Необходим для расчета плана закупок материалов на следующий период

Отчет по центрам ответственности (центрам затрат (бригадам)) Затраты бригады за месяц: стоимость израсходованных материалов в стоимостном выражении; трудовые затраты Необходим для контроля за затратами бригады, а также за своевременным выявлением недостач, хищений материалов

Отчет о накладных затратах Накладные затраты по направлениям Применяется для контроля за накладными затратами

Отчет о коммерческих затратах Коммерческие затраты по направлениям Необходим для контроля за расходами на доставку продукции, расходами на сортировку, упаковку товара, на рекламу, других расходов, связанных с реализацией товара

Отчет о неполной себестоимости Прямые материальные затраты; прямые трудовые затраты; отчисления на социальные нужды; амортизация, начисляемая методом пропорционально объему продукции; себестоимость единицы изделия Позволяет оценить затраты, относимые на различные виды продукции, выявить тенденции изменения себестоимости, а также определить себестоимость единицы продукции, что необходимо для формирования цены на изделие

Отчет о финансовых результатах по видам продукции Выручка, неполная себестоимость, маржинальный доход по видам продукции, структура маржинального дохода, маржинальный доход на единицу продукции Позволит руководству выявить наиболее доходные и убыточные изделия с целью дальнейшего формирования ассортиментной политики

Отчет о прибылях и убытках Выручка; неполная себестоимость; маржинальный доход; постоянные затраты; прибыль (убыток) до налогообложения; доля маржинального дохода в выручке; точка безубыточности; единый налог; прочие выплаты; чистая прибыль Позволитдиректору оценить доход своего предприятия, принимать управленческие решения по увеличению прибыли. По этим данным можно определить точку безубыточности предприятия, запас финансовой прочности, рентабельность предприятия

ных, а также анализе итоговых данных и выборе вариантов развития предприятия в последующие периоды. Все расчеты результативных показателей и отклонений выполняются автоматически.

Предложенный комплект форм отчетности будет способствовать совершенствованию информационной базы управления, позволит хлебопекарному предприятию повысить эффективность принятия управленческих решений и, соответственно, увеличить уровень конкурентоспособности на рынке соответствующей продукции. Создание источников отчетных данных необходимо для последующего анализа финансовых результатов.

Формирование взаимосвязи управленческой отчетности и бюджетов происходит с помощью системы счетов учета доходов, расходов и финансовых результатов.

Для повышения аналитичности бухгалтерской информации с учетом отраслевых особенностей на

хлебопекарных предприятиях необходимо открыть ряд субсчетов и кодов.

Во-первых, к синтетическому коду 10 «Материалы» коды субсчетов, на которых отдельно будут учитываться сырье основное и вспомогательное, тара и тарные материалы, черствый хлеб и брак готовых изделий и прочие материалы. К коду субсчета 10-1 «Мука» предлагается открыть коды видов в группе по виду и сорту муки, так как мука — основное сырье для производства хлебобулочных изделий, и для нее необходимы особые условия хранения. Также рекомендовано ввести отдельные субсчета «Транспортно-заготовитель-ные расходы на муку» и «Расходы по мешкотаре на муку».

К коду субсчета 10-2 «Прочие основные материалы» предлагается открыть аналитические коды по основным видам материалов, используемых для производства хлебобулочных изделий.

Во-вторых, дополнительные субсчета к сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Так как на хлебопекарных предприятиях используются различные формы оплаты труда, рекомендуется сдельную заработную плату учитывать на сч. 70-1 «Переменные затраты на оплату труда», а повременную заработную плату учитывать на сч. 70-2 «Постоянные затраты на оплату труда». Переменные затраты на оплату труда учитывать в разрезе ассортимента продукции, производимой предприятием. Кодировка дополнительных субсчетов будет выглядеть так: Х/ЪК/ХХХ, где X—наименование счета; ИЯ — аналитический код по отношению к объему производства; ЪЪЪ — коды видов продукции группы в зависимости от ассортимента, производимого предприятием.

Счет 70-1 «Переменные затраты на оплату труда» будет корреспондировать со сч. 20 «Основное производство».

Заработная плата персонала, рассчитываемая по повременной системе оплаты труда (сч. 70-2 «Постоянные затраты на оплату труда»), будет списываться в дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

В-третьих, для сч. 20 «Основное производство» дополнительные субсчета в следующей кодировке: Х/ОО/ХХХ, где ОО — аналитический код по центрам ответственности (центрам затрат).

Переменные затраты будут собираться на сч. 20 «Основное производство». К переменным затратам отнесем сырьевую стоимость, сдельную заработную плату рабочих, непосредственно занятых производством и выпеканием хлебобулочных изделий; отчисления на социальные нужды данных рабочих, а также амортизацию, если организация начисляет ее методом пропорционально объему продукции. То есть по дебету этого счета будет формироваться неполная себестоимость по видам продукции.

В-четвертых, для сч. 40 «Выпуск продукции, работ, услуг», 43 «Готовая продукция» дополнительные субсчета в кодировке

В-пятых, субсчета для сч. 90 «Продажи» в следующей кодировке: Х/УУ¡ЪЪЪ, где УУ — объект учета.

На сч. 90-1 «Выручка от реализации продукции» будет формироваться выручка от реализации

Список литературы

различных видов продукции, в зависимости от ассортимента, производимого хлебопекарным предприятием.

На сч. 90-2 «Неполная себестоимость реализованной продукции» будут собираться условно-переменные затраты на производство продукции и формироваться неполная себестоимость хлебобулочных изделий.

Предприятиям, применяющим общий режим налогообложения, целесообразно использовать только сч. 90-3.

Счет 90-5 будет формироваться путем списания на него общепроизводственных, общехозяйственных расходов, которые будут распределяться на виды продукции пропорционально доле маржинального дохода от каждого вида продукции.

Предложенная кодировка позволит выявить себестоимость отдельного наименования изделия; определить, какую выручку и прибыль (убыток) приносит предприятию тот или иной вид продукции. Таким образом, предлагаемая кодировка даст возможность руководству предприятия определиться с ассортиментом выпускаемой продукции. С одной стороны, такая детальная аналитика позволяет накапливать статистический материал для анализа по каждому виду продукции, что необходимо для принятия правильных управленческих решений. С другой стороны, есть возможность группировать счета «низшей детализации» в более крупные группы для целей бухгалтерского или налогового учета.

В рамках предложенной системы записей руководитель в любой момент имеет возможность получить всю информацию о ходе финансово-хозяйственных процессов в организации и самое главное — вся информация становится легкодоступной для пользователей.

Информация, формируемая в системе управленческого учета, создает необходимые предпосылки для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений, роста эффективности деятельности предприятий хлебопекарной промышленности, повышения рентабельности продукции.

1. Аншба В. Ш. Отраслевое пособие по учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятияххлебопекарной промышленности М.: Руссия, 2002.

2. Обухгалтерскомучете: Федеральныйзаконот21.11.1996№ 129-ФЗ.

3. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от29.07.1998 № 34н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.