6. Zaporozhec, L.Yu. Vovlechenie uchashchihsya v obuchenie [Involvement of pupils in training].
Obrazovanie v sovremennoj shkole [Education in a modern school], 2017, no. 11/12, pp. 22-23.
7. Matveeva E.F., R. Nasirov O formirovanii umeniya nauchno obosnovannogo prognozirovaniya [On the formation of science-based forecasting skills]. Himiya v shkole [Chemistry at school], 2012, no. 8, pp. 35-39.
8. Gara N.N., Ivanova R.G., Kaverina A.A. Nastol'naya kniga uchitelya himii: sprav.-metod. posobie [Chemistry teacher handbook]. Moscow: AST, 2003. 190 p.
9. Radzhabov H.M. O realizacii istoricheskogo materiala v processe prepodavaniya himii [Elektronnyj resurs] [On the implementation of historical material in the process of teaching chemistry]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2016, no. 5, pp. 127-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-realizatsii-istoricheskogo-materiala-v-protsesse-prepodavaniya-himii (Accessed 01.05.2019).
10. Razhabov H.M. Istoricheskij aspekt v obuchenii organicheskoj himii [The historical aspect in teaching organic chemistry]. Himiya v shkole [Chemistry at school], 2013, no. 6. pp. 27-31.
11. Stanovlenie himii kak nauki [Elektronnyj resurs] [The formation of chemistry as a science]. URL: https ://www. liveinternet.ru/co mmunity/3168041/post99287924 (Accessed 09.03.2019).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Н.В. Шарыпова, кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой биологии и географии с методикой преподавания ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: sharnadvla@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0942-5630.
С.И. Халявин, студент 211 группы педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: Semen17112017@yandex.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
N.V. Sharypova, Ph. D. in Biological Sciences, Associate Professor, Department of Biology and Geography with teaching methods Chair, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: sharnadvla@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0942-5630.
S.I. Khalyavin, Undergraduate student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, email: Semen17112017@yandex.ru.
УДК 378
Константин Николаевич Шмыков
г. Пермь
Организация учебного процесса для формирования профессиональных навыков будущих офицеров материально-
технического обеспечения
В статье рассматриваются основные условия, которые необходимо создать в высшем военном учебном заведении для формирования у курсантов профессиональной готовности к будущей служебно-боевой деятельности в качестве специалистов материально-технического обеспечения. Особое внимание автор уделяет многоаспектности и многогранности учебного процесса и созданию необходимой образовательной среды для успешного обучения специалиста материально-технического обеспечения жизнедеятельности войск. В статье отмечается важность роли информационного и учебно-методического обеспечения учебного процесса и его составляющие. Автор акцентирует внимание на предъявляемые требования к преподавательскому составу высшего военного учебного заведения. Обращено внимание на взаимодействие между преподавателями и обучаемыми в рамках образовательной деятельности. Автор уделяет внимание роли контроля и анализа оценок полученных результатов преподавания и возможности корректировки учебного процесса на основе полученных данных.
Ключевые слова: профессиональная готовность, умения, навыки, материально-техническое обеспечение, учебный процесс, функции учебного процесса, учебный план, формы организации учебных занятий, материально-техническая база, научно-исследовательская деятельность.
Konstantin Nikolaevich Shmykov
Perm
The organization of the educational process for the formation of professional skills of future logistics officers
The article discusses the basic conditions that must be created in a higher military educational institution in order to form professional readiness for cadets for future service and combat activities as material and technical support specialists. The author pays special attention to the multidimensional and multifaceted nature of the educational process and the creation of the necessary educational environment for the successful training of a specialist in material and technical support of the troops. The article notes the importance of the role of educational, methodological and informational support of the educational process and its components. The author draws attention to the requirements for the teaching staff of a higher military educational institution. Attention is paid to the interaction between teachers and students in the framework of educational activities. The author pays attention to the role of monitoring and analyzing the estimates of the results of teaching and the possibility of adjusting the educational process based on the data obtained.
Keywords: professional readiness, skills, material and technical support, educational process, functions of the educational process, curriculum, forms of organization of studies, material and technical base, research activities.
Для успешного формирования необходимых умений и навыков следует создать определенные условия подготовки будущих специалистов тыловых подразделений воинских частей.
В первую очередь следует грамотно подойти к планированию учебного процесса. Разработать и подготовить учебные планы и соответственно программы для обучения будущих специалистов материально-технического обеспечения (далее МТО) [4, с.25].
Во-вторых, образовательные циклы предметов в учебном плане должны быть направлены на выработку способностей специалиста свободно ориентироваться в будущей профессиональной среде. Особенности формирования профессиональной готовности данных специалистов должны учитываться как в учебных предметах основной части учебных циклов, так и в учебных предметах их изменяемой части.
Следующий аспект подготовки подобных специалистов - наличие соответствующих педагогических кадров. Подготовка специалиста тыловых подразделений должна осуществляться профессорско-преподавательским составом, обладающим, как правило, основным (базовым) образованием, соответствующим направлению преподаваемой дисциплины, эмпирическим опытом в данной области и регулярно реализующим исследовательскую и научно-методическую работу. Преподаватели должны обладать учеными регалиями и опытом работы в данной профессиональной деятельности. Для формирования устойчивых навыков будущих специалистов необходимо, чтобы доля преподавателей, имеющих научные степени и звания, составляла не менее 65 %, а ученую степень доктора наук и звание профессора имели не менее 10 % от общего их числа. К преподавателям, имеющим ученые степени и звания, могут быть приравнены преподаватели учебных дисциплин, не имеющие таковых ученых степеней, но успешно освоившие соответствующее высшее образование и имеющие практику службы в войсках не менее 10 лет. В свою очередь, преподаватели, имеющие государственные награды, регалии, отраслевые почетные звания, имеющий боевой и профессиональный опыт, а также имеющие воинское звание не ниже «майор», также приравниваются к преподавателям имеющие ученые степени и звания [4]. Не менее важную роль в организации учебного процесса, наряду с педагогами с ученой степенью доктора наук и званием профессора, выполняют педагоги с ученой степенью кандидата наук.
Важная роль в подготовке специалиста обозначенного профиля отводится созданию определенного уровня учебно-методического и информационного обеспечения профессиональной подготовки. В данные обеспечения входят:
- наличие достаточного количества учебных и методических пособий по всем типам преподаваемых дисциплин, дающих возможность параллельно осваивать учебные предметы;
- организация свободного доступа каждого участника подготовки к базам данных учебных материалов и фондам библиотек (электронных библиотек) учреждения;
- наличие рекомендаций и необходимых методических материалов, в том числе в электронной форме, предоставляющие возможность прямого изучения, включая практическое, реальных тактико-технических характеристик вооружения, военной и специальной техники, средств связи и управления, а также наглядные пособия, как аудио, так и видео учебные материалы.
В библиотечном фонде высшего военного учебного заведения должны содержаться как печатные, так и электронные издания. Основой для этого фонда литературы должны составлять издания не старше 10 лет, а для дисциплин основной части социального, гуманитарного и экономического цикла не старше 5 лет.
Для достижения высоких результатов и целей в образовательном процессе в высшем военном учебном заведении должна быть создана необходимая материально-техническая образовательная база со специально спроектированными для этого зданиями и сооружениями.
Содержание подготовки военнослужащих (специалистов) МТО должно отражать обязательную профессиональную направленность, глубину преподавания предметов и их частей, относящихся к базовой составляющей циклов, в соответствии с направлением подготовки специалиста; определять номенклатуру и включать предметы изменяемой части циклов, определять их объем и содержание, а также формы контроля за овладением; ежегодно, с целью соответствия современному состоянию учебного плана и программ, самостоятельно вносить в них дополнения и изменения, учитывая передовой опыт войск и современные достижения военной науки, выполнение требований директора ФС ВНГ РФ.
Важным аспектом в организации образовательного процесса будет являться способность организаторов грамотно выбрать стиль и конструкцию дидактического взаимодействия педагога с обучающимися, что и будет составлять фундамент для успешного достижения поставленных целей. Такое взаимодействие может иметь два направления: на воспроизведение изученного материала обучающимися и на исследовательскую деятельность обучающихся. В первом направлении преобладает объяснительно-иллюстративное изложение изучаемого материала, задания по шаблону, программное обучение, постепенная, пошаговая проработка умственных действий. Во втором направлении предпочтение отдается проблемному обучению, изучению жизненных ситуаций, самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Оба направления вполне допустимо использовать в подготовке будущих специалистов. Задача же обучающих состоит в том, чтобы определиться в использовании наиболее подходящей для их стиля преподавания модель и обеспечить всестороннее обучение, направленное на созидательную и поисковую деятельность курсантов [1].
Умения и навыки специалистов материально-технического обеспечения формируются на разнообразных формах занятий.
Основными формами организации учебных занятий являются: лекции, практика, семинары, самостоятельная работа обучающихся, лабораторные занятия (работы), индивидуальные собеседования групповые занятия, практические занятия [3, с.15].
Еще одним значимым этапом процесса обучения выступает контроль над овладением учебными знаниями, оценка успешности обучения, регулирование процесса образовательной деятельности педагога и обучающихся. Эффективный контроль учебного процесса несомненно повышает уровень преподавания и достигается по средством его правильной организации. Правильная организация контроля позволяет преподавателю не только фактически оценить уровень знаний студента, но и получить «обратную связь», что очень важно для успешного процесса обучения. Контроль позволяет вносить необходимые изменения в учебный процесс и наглядно ощутить динамику освоения изучаемого материала по дисциплине. Контроль может осуществляться различными способами, формами и видами, но обязательно оценкой результатов учебной деятельности обучающихся.
Завершающим этапом процесса обучения специалистов МТО является изучение полученных результатов профессиональной подготовки. Такое исследование дает возможность педагогу в дальнейшем вносить изменения во все этапы обучения с помощью специальных методов и средств, повышая эффективность всей профессиональной подготовки.
Образовательный процесс является многогранным и многофункциональным, но основная его функция обучающая, то есть глубокое и стойкое овладение системой профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионального мировоззрения и гражданской активности. На протяжении всего процесса обучения осуществляются как воспитательная, так и организационная функции, позволяющие развивать профессиональные, этические, волевые и личностные характеристики обучающегося. В одном ряду с вышеперечисленными функциями учебного процесса выступает развивающая, совершенствующая все психические процессы в разнообразных видах эмпирической и учебно-познавательной деятельности. Также осуществляется психологическая функция, то есть адаптация и привыкание к определенной динамике, ритму деятельности, месту работы, условиям формирования готовности к решению и выполнению профессиональных задач. Кроме того, выполняется стимулирующая функция, активизирующая дидактическую, мыслительную деятельность курсантов, побуждающая их к самовоспитанию, самообразованию, самоконтролю и совершенствованию личностных характеристик. Все функции обучения взаимосвязаны и реализуются в комплексе.
Для успешного формирования профессиональной готовности специалиста материально-технического обеспечения обязательно необходимо организовывать для него практику.
Практики организовываются и реализуются на основе конкретных задач будущей деятельности специалиста соответствующего профиля. Для более полной его подготовки применяются несколько типов практик: учебная практика, производственная практика и военно-профессиональная практика.
Кроме того, для курсантов военных учебных заведений обязательно прохождение войсковой стажировки.
Войсковая стажировка должна быть организована и проведена с целью формирования опыта будущих специалистов при исполнении служебных обязанностей по предназначению. Главный акцент при осуществлении стажировки следует сделать на
развитии командно-методических умений в самостоятельной реализации должностных обязанностей на начальной офицерской должности, формированию опыта по вопросам организации и ведения войскового хозяйства и повседневной деятельности войск.
Кроме того, в течение подготовки и формирования профессиональной готовности специалистов материально-технического обеспечения, они реализуют научно-исследовательскую деятельность.
Научно-исследовательская деятельность осуществляется в качестве военно-научной работы, происходит в единой системе научной деятельности высшего учебного заведения и плотно взаимодействует с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями. Ее следует ориентировать на системное развитие общекультурных, профессиональных, профессионально-специализированных, а также военно-профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС [4].
Главными целями военно-научной деятельности будущих специалистов выступают:
- развитие интереса у будущих специалистов к различным видам научного творчества, освоение методики и методов самостоятельного решения научно-технических задач и приобретение навыков сотрудничества и работы в исследовательских группах, формирование креативного мышления и самостоятельности, расширение и закрепление знаний, формирующихся в период образовательного процесса;
- выявление талантливых и наиболее одаренных учащихся, привлечение их интеллектуальных и творческих возможностей для решения важных задач военной науки;
- подготовка и воспитание научных и педагогических кадров из числа наиболее способных и одаренных учащихся [2].
Таким образом, соблюдение всех вышеперечисленных условий для формирования профессиональной готовности у специалиста материально-технического обеспечения, позволяет успешно подготовить офицера - специалиста своего дела. Офицера, умеющего действовать не по шаблону, а принимать решения в резко изменяющихся условиях выполнения задач, способного взять на себя ответственность за принимаемые решения и жизни своих подчинённых.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белин, Н.А. Содержание профессиональной компетентности и ключевые компетенции успешной деятельности преподавателя военного ВУЗа [Электронный ресурс] / Н.А. Белин, Е.Г. Плотникова, Е.А. Цариев // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru. - 05.05.2019.
2. Военная педагогика и психология для подготовки адъюнктов и повышения квалификации работников высших военных образовательных учреждений : учеб. пособие / Л.И. Лурье [и др.]. - Пермь : ПВИ ВВ МВД России, 2016. - 644 с.
3. Приказ ФСВНГ РФ от 07.11.2017 № 466 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosgvard.ru/ru/Documents/article/prikaz-federalnoj -sluzhby-voj sk-nacionalnoj -gvardii-rossij skoj -federacii-ot-07112017--466. - 05.05.2019.
4. Российская Федерация. Законы. О войсках национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71433920. - 05.05.2019.
REFERENCES
1. Belin N.A., Plotnikova E.G., Cariev E.A. Soderzhanie professional'noj kompetentnosti i klyuchevye kompetencii uspeshnoj deyatel'nosti prepodavatelya voennogo VUZa [Elektronnyj resurs] [The content of professional competence and key competencies of successful activities of a teacher of a military university].
Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2017, no. 1. URL: http://www.science-education.ru (Accessed 05.05.2019).
2. Lur'e L.I., et al. Voennaya pedagogika i psihologiya dlya podgotovki ad"yunktov i povysheniya kvalifikacii rabotnikov vysshih voennyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij: ucheb. posobie [Military pedagogy and psychology for the preparation of adjuncts and advanced training of employees of higher military educational institutions]. Perm': PVI VV MVD Rossii, 2016. 644 p.
3. Prikaz FSVNG RF ot 07.11.2017 № 466 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam, realizuemym v interesah oborony i bezopasnosti gosudarstva, obespecheniya zakonnosti i pravoporyadka v voennyh obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs] [Order of the FSVNG of the Russian Federation dated November 7, 2017 No. 466 "On approving the Procedure for organizing and implementing educational activities for the main professional educational programs implemented in the interests of the defense and security of the state, ensuring law and order in military educational institutions of higher education of the national guard forces of the Russian Federation"]. URL: https://www.rosgvard.ru/ru/Documents/article/prikaz-federalnoj-sluzhby-vojsk-nacionalnoj-gvardii-rossijskoj-federacii-ot-07112017--466 (Accessed 05.05.2019).
4. Rossijskaya Federaciya. Zakony. O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 03.07.2016 № 226-FZ [Elektronnyj resurs] [On the troops of the national guard of the Russian Federation]. URL: https://base.garant.ru/71433920 (Accessed 05.05.2019).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
К.Н. Шмыков, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», г. Пермь, Россия, e-mail: shmykovkn84@mail.ru, ORCID: 0000-00030945-5581.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
K.N. Shmykov, Post-Graduate Military Student, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Perm, Russia, e-mail: shmykovkn84@mail.ru, ORCID: 0000-0003-0945-5581.