Popova Yuliya Nikolaevna
SOME ASPECTS OF THE INNOVATIVE ..
psychological science
УДК 159.99
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0095 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СФОРМУЛИРОВАННЫХ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ К ВОЕННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
© 2019
Попова Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Тактико-специальной подготовки и организации ЗГТ» Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко (350063, Россия, Краснодар, улица Красина, 4, e-mail: birj@bk.ru)
Аннотация. В статье автором раскрыта основная составляющая применения инновационного подхода в формировании компетенций сформулированных с учетом требований к военному специалисту. Уточнены положения по формированию компетенций в современной высшей школе. Раскрыта роль преподавателя в военном образовательном учреждении, особенности моделирования учебных занятий с применением инновационного подхода. Раскрыты основная задача политики высшего военного образования в условиях переход от ранее сложившегося образовательного процесса к инновационному, направленному на формирование компетентности курсантов. Обоснованы принципы обучения, играющие важную роль в формировании компетентности будущего военного специалиста. Рассмотрена значимость инновационных технологий в военном образовании, как главный компонент мотивирования курсантов и развития их самостоятельности в процессе обучения.
Ключевые слова: военно-профессиональная подготовка, профессиональная подготовка, военный специалист, инновационный подход, профессионально важные качества, компетентность, мотивация, учебный процесс.
SOME ASPECTS OF THE INNOVATIVE CAMPAIGN IN FORMATION OF THE COMPETENCES FORMULATED TAKING INTO ACCOUNT REQUIREMENTS TO THE MILITARY EXPERT
© 2019
Popova Yuliya Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of «Tactico-special training and organization of HRT» Krasnodar Higher Military School named after General of the Army S.M. Shtemenko (350063, Russia, Krasnodar, Krasin Street, 4, e-mail: birj@bk.ru)
Abstract. In article the author opened the main component of application of innovative approach in formation of the competences formulated taking into account requirements to the military expert. Provisions on formation of competences of the modern higher school are specified. The role of the teacher in military educational institution, feature of modeling of studies with application of innovative approach is opened. Are opened the main objective of policy of the higher military education in conditions transition from earlier developed educational process to innovative, directed to formation of competence of cadets. The principles of training playing an important role in formation of competence of future military expert are proved. The importance of innovative technologies in military education as the main component of motivation of cadets and development of their independence in the course of training is considered.
Keywords: military vocational training, vocational training, military expert, innovative approach, professionally important qualities, competence, motivation, educational process.
Выпускники военных ВУЗов должны быть готовы решать самые сложные задачи. Для этого нужно запускать самые эффективные образовательные программы»
Министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К. Шойгу В своем выступлении В.П. Горемыкин отметил, что подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами Минобороны России и важнейшими направлениями деятельности для обеспечения обороноспособности нашего государства.
В настоящее время профессиональная подготовка в высшей военной школе необходимо переходить на новый уровень ориентации педагогического процесса, связанного с использованием новых педагогических подходов, образовательных технологий и содержания профессиональной подготовки современного военного специалиста, способного самостоятельно быстро адаптироваться в войсках.
Высшее образование в Российской Федерации в последнее время претерпевает значительные перемены. За последние годы кардинально меняются требования к подготовке специалистов в условиях модернизации традиционной системы образования (5 лет на очной и 6 лет на заочной форме обучения), на многоуровневое образование: бакалавриат - магистратура - аспирантура.
В свою очередь военное образование тоже переживает коренные преобразования, которые объясняются проводимыми в Вооруженных Силах Российской Федерации организационно-штатными изменениями, масштабным перевооружением в целях выхода на новый современный облик, отвечающий потребностями войск по подготовки высококвалифицированных кадров. Современное высшее военное образование потребовало разработки
принципиально новых стандартов образования, которые должны обеспечить универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность. Новый стандарт нацелен в первую очередь на область профессиональной деятельности выпускника, которая четко взаимосвязана с требованиями профессионального стандарта. Во всей системе высшего образования будут отсутствовать профессиональные компетенции. Их формулировка и формирование полностью ляжет в поле деятельности образовательной организации, т.е. вузы Министерства обороны Российской Федерации, исходя из того профиля, под который будет разработана основная профессиональная образовательная программа.
Основная задача политики высшего военного образования - это переход от ранее сложившегося образовательного процесса к инновационному, направленному на формирование компетентности курсантов. В соответствии с Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации до 2005 года инновационная деятельность во всех вузах получила статус основного вида деятельности. Однако до настоящего времени этот факт не отражен в руководящих документах, например Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-Ф3 от 29 декабря 2012 г.), приказ МО РФ от 15 сентября 2014 г. №670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в основе которого описана организация и осуществление образовательной деятельности по основным профессиональным образовательных программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования МО РФ.
В системе традиционного обучения учебный процесс
370
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
психологические науки
Попова Юлия Николаевна НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ...
нацелен на получение и усвоение информации, когда потребность современного образования предъявляет требования в переориентировании на приобретении компетентности, так как передача «готовых» знаний отходит на второй план. Нынешний учебный процесс ориентирован на овладение компетентностями, которые являются основополагающими в определении профессиональной квалификации военного специалиста. Военному образовательному учреждению необходимо перекодировать знания, умения, навыки и владения в компетенции, необходимые для военно-профессиональной деятельности.
В справочной литературе термин «компетентность» имеет многозначное значение с одной стороны это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, если рассматривать компетенцию в образовательном процессе, то это абстрактный набор знаний, умений и навыков, а также личностных качеств опыта в определенной профессиональной сфере. Распространил понятие компетентность Р. Бойяцис, разграничив успешного специалиста от не успешного не одним единственным фактором, а целым рядом факторов сформированными, в процессе обучения и жизнедеятельности.
Другой по мнению Р. Бойяцис, компетентность - это способность человека вести себя определенным образом, удовлетворяя требования, предъявляемые к специалисту, для достижения желаемых результатов профессиональной деятельности [2].
В военном образовательном учреждении на первый план выдвигается стремление наделить будущего офицера - военного специалиста набором соответствующих квалификационным требованиям компетенций, на второстепенный план отодвигается то, что человеческие, профессиональные и военно-профессиональные качества, будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни и времени нахождения на военной службе.
Владение набором стандартных компетенций полезно для использования в стандартных ситуациях воинской деятельности, так как из умений надежно действовать в стандартных ситуациях рождается хороший исполнитель, а не творческая личность, которая способна к проявлению гибкости мышления, как того требуют боевые уставы. В боевых условиях, никогда не бывает стандартных ситуаций.
В образовательном учреждении военной направленности необходимо переориентировать процесс обучения на инновационное содержание, а также применение методов и принципов инновационного учебного процесса. Преподавателю необходимо владеть инновационными технологиями компетентностного обучения для эффективного внедрения инноваций в высшее военное образовательное учреждение. Основная задача которого, подготовить военного специалиста с качественно новым стилем мышления, для будущей военно-профессиональной деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации.
Нынешний военный специалист - это курсант, прошедший обучение в высшем военном образовательном учреждение, в котором само обучение представлено как двусторонний целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к курсанту, в свою очередь задача курсанта усвоить эти знания, умения и навыки. Так как в современном образовательном учреждении преподаватель из «транслятора», наставника и воспитателя чаще всего превращается в служащего предоставляющего обучающимся образовательные услуги.
Курсант и педагог - самые главные фигуры в образовательной среде, однако центральное место в системе инновационного образовательного процесса отводится курсантам, так как этот процесс является личностно-ориентированным и должен воспитывать самостоятельного человека, нацеленного сформировать собственные компетенции. В учебном процессе одним из способов формирования компетенций является увеличения объ-
ема самостоятельной практической работы обучающихся.
Одним из условий увеличения объема самостоятельной работы и эффективного военного обучения является обеспечение таких условий, которые будут нацелены на благотворный психологический климата в процессе обучения, являющиеся главной составляющей в формирование профессиональных качеств необходимых военному специалисту, так как в образовательной системе необходимы изменения в позициях преподавателя с директивно-инструктивной на коммуникативную. Основная задача его нацелить процесс обучения на том, чтоб курсант овладел способностью применения сформированных компетенций в реальных ситуациях военной службы.
Следовательно, для формирования компетенций у курсантов преподавателю необходимо хорошо знать особенности каждого обучающегося, а также общее отношение к военной профессии в целом.
Главная задача учебного процесса не передача знаний, а управление процессом подготовки курсантов, в котором педагог выступает не только и не столько как носитель информации, сколько как консультант и организатор обучающей среды. Курсанту необходимо стать активным действующим лицом, интересующимся в приобретении не только конкретных знаний, но и получении их от включенности в систему инновационного образовательного процесса.
Центральная роль отводится преподавателю, активно использующего в учебном процессе инновационные педагогические образовательные технологии. Педагог выступает в качестве организатора процесса обучения осуществляющего одновременно мониторинг успеваемости курсантов, консультанта помогающего в самостоятельной работе, которая является неотъемлемой частью в его образовательном процессе, оказывающая благотворное воздействие на формирование компетенций необходимых военному специалисту.
В основании Приказа МО РФ от 15 сентября 2014 г. №670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», самостоятельная работа представляет собой часть учебной деятельности обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной программы ... Самостоятельная работа включается в общую трудоемкость учебной нагрузки обучающегося. Самостоятельная работа организуется и контролируется командирами подразделений слушателей (курсантов)... [1].
Основное звено в инновационном подходе является осознанное участие обучающихся курсантов в повышении качества своих знаний и приобретения военно-профессиональных компетенций. От учебной мотивации, её структуры и методов достижения цели зависит эффективность образовательного процесса в высшем военном учебном учреждении, а также уровень подготовленности военного специалиста к самостоятельной работе.
Для понимания как в инновационном и компетент-ностном подходе формируются компетенции участников образовательного процесса, необходимо рассмотреть, как происходит управление процессом обучения и мотивацией курсантов в высших военных учебных заведениям.
В военном обучении учебная мотивация складывается из оценки курсантами различных аспектов учебного процесса (содержания, форм и способов организации с точки зрения их личных, индивидуальных потребностей) и целей военно-профессиональной направленности, которые могут совпадать либо не совпадать полностью или частично с целями обучения.
Соответственно, структура учебной мотивации будет выглядеть следующим образом:
- профессиональные мотивы (отношение к конечной цели);_
Popova Yuliya Nikolaevna psychological
SOME ASPECTS OF THE INNOVATIVE ... science
- учебно-познавательные мотивы (отношение к самому процессу познания и учения);
- мотивы социального престижа (потребность личности в социальной оценке);
- утилитарные мотивы, направленные на текущие условия учебной деятельности (учащиеся руководствуются ограниченными требованиями и указаниями во избежание получения неудовлетворительных оценок) [2, 3].
Каждая из форм имеет доминирующее или подчиненное значение, определяя уровень индивидуальных достижений в учении и приближения к конечным целям обучения.
В сложном процессе обучения учебная мотивация предопределяет общее и избирательное отношение курсантов к отдельным учебным дисциплинам, в которых представлены содержание и способы будущей военно-профессиональной деятельности [4-6]. Подобно военно-профессиональной направленности мотивация, а также отношение курсантов к учебным дисциплинам имеет, многомерный характер и складывается из разных оценок. Учебная дисциплина оценивается курсантами: с точки зрения важности её для военно-профессиональной подготовки; с точки зрения личного познавательного интереса определенной области знаний; с точки зрения качества преподавания, вызывающего чувство удовлетворенности или неудовлетворенности учебной дисциплиной; с точки зрения собственных возможностей и способностей, определяющих меру трудностей усвоения той или иной учебной дисциплины [7, 8].
Принято считать, что преподавателю как транслятору знаний, достаточно знать содержание дисциплины, которую преподаёт, при этом упуская основную составляющую успешного преподавателя - это владение и применение методик преподавания. В связи с тем, что в нынешнее время вопросам педагогики не уделяется должного внимания, а современные преподаватели не интересуются такими областями, как мотивация обучающихся, педагогические технологии, способы активизации и моделирования учебного процесса, методы и принципы их использования, это накладывает отпечаток на формирование компетенций необходимых для успешной военно-профессиональной деятельности.
В учебном процессе основной задачей для успешного преподавателя является знание методов обучения, при помощи которых можно мотивировать курсантов, качественно обучать и управлять ими, что является главной составляющей профессиональной деятельности преподавателя, владеющего ими в совершенстве. Малое внимание к мотивированию участников процесса обучения со стороны педагога накладывает отпечаток на его умение управлять активностью курсантов на занятиях, так как низкая их активность отражается на качестве их обучения.
Опытным путем было установлено, что большинство курсантов стремиться получить диплом, а не получение знаний и овладения профессией одной из причин ошибочного профессионального выбора является слабое представление курсантов о содержании и уровнях будущей военно-профессиональной деятельности и обучения в военном вузе.
Представления курсантов о целях обучения, об уровнях, требованиях и содержании будущей военно-профессиональной деятельности на этапе выбора военной профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления в период обучения в военном образовательном учреждении, когда повышение информированности о профессии становится фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения, а также формирования профессионально важных качеств и компетенций необходимых для будущей военной специальности.
Для повышения эффективности системы военного образования, необходимо целенаправленно заняться формированием мотивации обучающихся к учебе в во-372
енном учебном заведении, к постижению знаний и овладению компетенциями, отвечающими требованиям заказчика.
Инновационный подход к учебному процессу в высшей военном образовательном учреждении должен на современном этапе основываться на принципе: курсанту необходимо учиться самому, а преподавателю осуществлять управлением его учением - мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.
Следовательно, преподавателю при проведении учебных занятий формировать у обучающихся необходимые военно-профессиональные качества, мотивацию к овладению выбранной специальностью, самостоятельность при изучении дисциплин, инициативу и организаторские способности.
Структура инновационного подхода заключается в применении новых методик преподавания, новых способах организации занятий, в интеграционных программах. Учебный процесс организуется таким образом, что включает в себя:
1. Организация занятий
- игровые методики.
2. Представление и передача содержания образования
- опорные сигналы;
- организация межпредметных занятий с предъявлением межпредметных связей;
3. Методы оценивания образовательного результата:
- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);
- рейтинговая оценка;
- создание портфолио.
В нашем случае главной составляющей в инновационном подходе в современном военном обучении является игровые методики, т.е. игра, она способна мотивировать и развивать продуктивное творческое поисковое мышление курсантов не вообще, а применительно к выполнению будущих должностных обязанностей и функций.
В ходе учебной игры преподаватель может моделировать ситуаций, в которых имеется возможность отменить решение, оказавшееся неудачным, вернуться назад и принять другой ряд решений, для того чтобы определить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. При этом одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз для того, чтобы дать возможность обучающимся побывать в разных ролях и предложить в них свои решения.
Как отмечает Образцов П.И. применение игры как метода обучения отличаются не только существенной активностью участников, но и большим, по сравнению с традиционными методами, интеллектуальным и психическим напряжением курсантов. Преподаватель в военном учебном заведении при разработки, планировании и проведении занятий с применением игровых методов, должен ясно представлять и учитывать их дидактические особенности [9].
Итак, применяя инновационные подходы, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых курсант сможет занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.
По окончанию военного вуза курсант обязан не только ориентироваться в жизненной окружающей среде с помощью знаний, но и быть готовым к поиску выхода из складывающихся ситуаций и принятию адекватных практических решений.
Военное образовательное учреждение создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся, которая является основой в формировании компетенций необходимых для военно-профессиональной деятельности. Это:
- четкая постановка учебных задач;
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
психологические науки
Попова Юлия Николаевна НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ...
- владение курсантами методами, способами выполнения работ;
- помощь в консультировании обучающихся;
- овладение знаниями о критериях оценки, отчетности для профессиональной деятельности;
- обеспечение курсантов современными информационными, техническими средствами обучения, материальной частью;
- обеспечение системного контроля самостоятельной работы.
Обновление содержания образования, выработка новых технологий обучения и поиск новых подходов позволяют решать важнейшие задачи профессионального обучения курсантов военного вуза, как: формирование компетенций; развитие критического мышления будущих военных специалистов; формирование профессионально важных качеств необходимых для оперативного и эффективного решения возникающих профессиональных проблем; развитие самоанализа и осознание собственных возможностей; приобретение глубоких и разносторонних знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ МО РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Ефремова О.Ю. Военная педагогика / Под редакцией О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008, - 640 с.
3. Дубовицкая Г.Д. К проблемам диагностики учебной мотивации //Вопросы психологии. 2005. - №1 - С. 73-78.
4. Анфалов Е.В. Результаты педагогического эксперимента по формированию рефлексивно-прогностической готовности у курсантов военных вузов // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 189-192.
5. Рачковская Л.А. Организация самостоятельной работы курсантов по иностранному языку с применением электронного учебника //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 57-60.
6. Бакленева С.А. Оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 250-253.
7. Томилов А.А. Трансформирование опыта и современных подходов к обучению в качественное проведение учебных занятий. / Вестник военного образования №5(8), 2017. — С. 49-51.
8. Шайдулина А. А., Мамадалиев О. О. О применении инновационных подходов в процессе обучения //Молодойученый. — 2016. - №6. — С. 839-841. (дата обращения: 05.05.2019).
9. Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. — Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . - 317 с.
Статья поступила в редакцию 12.05.2019
Статья принята к публикации 27.08.2019