ЛИТЕРАТУРА
1. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] / В. П. Белянин. - М. : Флинта, 2004. - 232 с.
2. Гриценко, Е. С. Тендер в семантике слова [Текст] / Е. С. Гриценко // Тендер: язык, культура, коммуникация. - М. : МГЛУ, 2001. - 126 с.
3. Ильин, Е. П. Пол и гендер [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010. - 686 с.
5. Костикова, И. В. Введение в гендерные исследования : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И. В. Костикова [и др.]. — М. : Аспект Пресс, 2005. - 235 с.
6. Манухина, И. А. Тендерная специфика речевого поведения [Текст] / И.А. Манухина // Язык и ментальность : сб. ст. / отв ред. М. А. Пименова. - СПб : СПбГУ, 2010. - С. 202-207.
7. Маслова, В. А. Лингвокультурология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. - М. : Академия, 2001. - 201 с.
8. Харьковская, А. А. Когнитивные аспекты эволюции гендерных маркеров в английском языке [Текст] / А. А. Харьковская // Вестник СамГУ. Лингвистика. - 1999. - № 1. - C. 139-143.
9. Манухина, И. А. Стратегии речевого поведения в диалогах мужских и женских персонажей современной американской литературы [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. филолог. наук : 10.02.04 / И. А. Манухина. - Барнаул, 2006. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/strategii-rechevogo-povedeniya-v-dialogah-muzhskih-i-zhenskih-personazhey-sovremennoy-amerikanskoy-literatury.
10. Fielding, H. Bridget Jones's Diary / H. Fielding. - Picador, 1996. - 157 p.
11. Harper, L. To Kill a Mockingbird / L. Harper. - Paperback, 1960. - 324 p.
12. Keyes, D. The minds of Billy Milligan / D. Keyes. - Shutterstock, 1981. - 570 p.
13. McCullough C. The thornbirds / C. McCullough. - Harper Collins c/o Toymania LLC, 1977. - 605 p.
УДК 37.016:811
О.А. Кириллова, г. Шадринск
Организация учебного коллективного взаимодействия на уроках иностранного языка на старшем этапе общеобразовательной школы
Статья посвящена анализу особенностей организации учебного коллективного взаимодействия на уроках иностранного языка. Автор рассматривает сущностные характеристики учебного коллективного взаимодействия, обозначает роль интерактивных методов в контексте учебного коллективного взаимодействия на уроке иностранного языка.
Учебное коллективное взаимодействие, интерактивные методы обучения иностранному языку.
O.A. Kirillova, Shadrinsk
The organization of collective interaction at foreign language lessons at the senior stage of comprehensive school
The article is devoted to the analysis of collective interaction at foreign language lesson. The author considers the essence of collective interaction, defines the role of interactive methods in the frame of collective interaction at foreign language lesson.
Keywords: Collective interaction at foreign language lessons, interactive methods of teaching foreign languages.
Процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе сегодня ориентирован на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода, согласно которому все учебные действия учителя сосредоточены на целенаправленном формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Достаточный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся является целью и результатом обучения иностранному языку.
Отметим, что для эффективного достижения поставленной цели учитель должен отобрать наиболее оптимальные лингводидактические средства, способы и приемы, рационально применить их. Современный учитель не ограничен в методах и приемах преподавания иностранного языка. Сегодня в отечественном образовании провозглашен принцип вариативности, подразумевающий возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, в том числе и авторской. [3, 91]. В качестве одного из способов эффективной реализации учебного подхода мы рассматриваем учебное коллективное взаимодействие. В рамках статьи акцентируем внимание на сущностных характеристиках учебного профессионального взаимодействия, видах и особенностях его организации в обучении иностранному языку на старшем этапе.
Эффективность процесса обучения иностранному языку, в том числе, зависит от того, как учитель организует этот процесс, какую модель общения он выберет. Принято считать, что общение в процессе обучения иностранному языку может быть «односторонним» и «многосторонним». Говоря об «односторонней» модели общения, подразумевается такая организация учебного процесса, в котором ученик и учитель находятся в постоянной взаимосвязи. При подобной модели преобладают фронтальные формы работы, то есть фронтальный опрос. Учитель побуждает к речевой деятельности. Для «многостороннего» общения типичной формой работы будет коллективная. В процессе учебного коллективного взаимодействия каждый ученик получает возможность проявить себя как полноправный и самостоятельный участник определенной деятельности. [2, 117].
Реализация «многостороннего» общения на уроке иностранного языка представляет собой учебное коллективное взаимодействие всех обучающихся группы. Учебное коллективное взаимодействие - это один из эффективных способов реализации коммуникативного подхода на уроках иностранного языка и во внеклассной работе, т.к. наиболее результативным является обучение общению в рамках специально организованного общения. Помимо иноязычного информационного и личностного обмена, в рамках учебного коллективного взаимодействия в обучении иностранному языку расширяются познавательные возможности учеников, их общекультурный кругозор. Учебное коллективное взаимодействие на уроках иностранного языка достигается посредством применения различных средств, методов и технологий, где наиболее действенными являются интерактивные методы.
Залог успешного преподавания иностранных языков все чаще связывают с применением интерактивных методов, которые относят к инновационным. Именно интерактивные методы обучения создают предпосылки для развития иноязычной коммуникативной компетенции, а также создают условия для формирования умений принимать решения как коллективные, так и индивидуальные в проблемных ситуациях. [4, 16].
С английского «interactive» переводится как «диалоговый», отсюда следует, что интерактивные методы предполагают диалог, взаимодействие. В отличие от любых других методов, интерактивные, ориентируют школьника на взаимодействие, как с учителем, так и с остальными обучающимися. Причем интерактивное обучение подразумевает, что активность учителя уступает место активности учеников.
Использование интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам позволяет вовлечь каждого ученика в процесс познания. Обучающиеся взаимодействуют друг с другом, обмениваются мыслями, знаниями, идеями, каждый вносит свой вклад, таким образом, никто не остается безучастным.
Коллективное взаимодействие учащихся - основа организации учебного процесса на всех его этапах. Внедрение интерактивных методов считается целесообразным на среднем и старшем этапе, так как предполагается, что обучающиеся способны использовать свой активный вокабуляр для коммуникации. Старший и заключительный этап обучения иностранному языку в общеобразовательной школе (10-11 классы) предполагает, что школьник к концу обучения должен обладать иноязычной коммуникативной компетенцией. Данная компетенция должна обеспечивать использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. На завершающем этапе обучения иностранному языку развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности старшеклассников позволяет им быть равноправными партнерами межкультурного общения / взаимодействия на иностранном языке в любых сферах [3, 97]. По данной причине важно применять интерактивные методы, которые способствуют развитию коммуникативной компетенции в процессе коллективного взаимодействия. Здесь нельзя не согласиться с Н.С. Мурадовой, которая пишет, что «интерактивное обучение - это обучение, углубляющее в процесс общения» [3, 92].
Овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией на иностранном языке, при этом, не находясь в стране изучаемого языка, крайне трудно. Следовательно, важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроках иностранного языка, используя для этого интерактивные методы и приемы работы.
Изучив литературу, посвященную теме исследования (Л.М. Гречок, Ю.В. Оларь, Т.В. Хильченко и др.), мы пришли к выводу, что на современном этапе развития в методике обучения иностранным языкам выделен целый арсенал интерактивных методов и приемов обучения. В рамках урока иностранного языка можно выделить следующие методы и приемы интерактивного обучения: работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «Один - вдвоём - все вместе»; «дерево решений», мозговой штурм / «brainstorming», «анализ казусов»; «карусель», «смени позицию»; проектная методика
(газеты, выставки, социальные проекты); ролевые / деловые игры, дебаты, дискуссии, урок - круглый стол; «ажурная пила»; «броуновское движение» [5, 35].
Этот список интерактивных методов и приемов можно пополнять, так как придумать новый метод организации речевого взаимодействия и внедрить его в урок иностранного языка способны многие учителя. В этом случае все зависит от методической креативности педагога.
В рамках одной статьи мы не можем рассмотреть все интерактивные методы обучения иностранному языку, поэтому обратимся лишь к тем, которые являются наиболее распространенными и эффективными в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. К ним относят: ролевые / деловые игры, проектный метод, метод «мозгового штурма», дискуссии.
Преимущество данных методов обучения в рамках урока иностранного языка заключается в том, что они требуют активное включение каждого участника учебного процесса. Снимают эмоциональные и коммуникативные барьеры. Активное взаимодействие между учениками способствует приобретению умения слажено работать в коллективе, развитию личностных качеств: коммуникативность, креативность, собранность. [3, 94].
Одним из наиболее творческих методов обучения иностранному языку является ролевая игра. Даже на старшем этапе обучения школьнику необходима мотивация, он должен хотеть принимать участие в учебном процессе, поэтому учить в игре можно и старшеклассника. Только игры на завершающей ступени обучения становятся более серьезными и содержательными.
В ходе ролевой игры обучающиеся вынуждены решать разнообразные проблемные ситуации. Игра помогает развить и укрепить связь учеников между собой, а также избежать установленный барьер между учителем и учеником. Ко всему прочему ролевая игра способствует повышению уверенности у нерешительных учеников за счет распределения ролей. Таким образом, каждый ученик, активный или пассивный, задействован в игре и должен проявлять инициативу [3, 96].
На старшем этапе обучения эффективным будет проведение дискуссии, так как она способствует активизации коммуникативных умений учеников. Участники дискуссии выясняют и сопоставляют различные точки зрения, организуют поиск правильного решения спорного вопроса. Дискуссия обладает большим рядом преимуществ: активное усвоение знаний, коллективное взаимодействие всех участников учебного процесса, что способствует развитию коммуникативных навыков [ 1].
Метод «мозгового штурма» или «brainstorming». Данный метод направлен на организацию взаимодействия школьников в процессе решения проблемных задач. Для решения поставленной задачи ученики, прежде всего, выдвигают свои идеи и предположения; все идеи пишутся на доске или фиксируются на листе бумаги, чтобы затем их можно было обобщить и проанализировать. Так из одной идеи могут формироваться другие. Элемент соревновательности активизирует мыслительную деятельность школьников [5, 36].
Сегодня метод проектов является наиболее популярным в школе. Этот метод предполагает деятельность, направленную на исследование и решение проблем. Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную, парную, групповую работу
обучающихся. Выполняя проект в коллективе, между участниками происходит тесное взаимодействие в течение долгого времени. Происходит развитие когнитивных навыков обучающихся, способности к созиданию, самостоятельности и умения прогнозировать результаты своей деятельности. [3, 94].
В качестве заключения отметим, что реализация интерактивных методов позволяет организовать учебное коллективное взаимодействие, в ходе которого каждый может высказать свою точку зрения и все прислушиваются к мнению другого участника. Интерактивные методы способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, которые составляют структурную основу иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асланова, И.И. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка [Электронный ресурс] / И.И. Асланова // Открытый урок Первое сентября. - М. : Первое сентября, 2003-2017. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/416257/. - 17.10.2016.
2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] : пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2010. - 192 с.
3. Гречок, Л.М. Инновационные интерактивные технологии в процессе обучения иностранному языку [Текст] / Л.М. Гречок // Актуальные проблемы лингвистики и теории преподавания языков и культур : в 2 ч. - 2009. - Ч. 2. - С.91-97.
4. Суворова, Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / Н.А. Суворова. - М., 2005. -167 с.
5. Хильченко, Т.В. Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка [Текст] / Т.В. Хильченко, Ю.В. Оларь // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - №1. — С. 34-40.
УДК 37.016:811
Ю.Л. Нетунаева, г. Шадринск
Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка при реализации ФГОС
В статье рассматривается технология сотрудничества как оптимальный способ реализации ФГОС на уроках иностранного языка. В работе делается акцент на пути повышения эффективности урока иностранного языка посредством использования данной технологии.
Технология сотрудничества, коммуникативная компетенция, ФГОС.
Y.L. Netunaeva, Shadrinsk
Implementation of Federal state educational standard throughout the usage of cooperation techniques at the English lessons