Научная статья на тему 'Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка при реализации ФГОС'

Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка при реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / COOPERATION TECHNIQUES / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ФГОС / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нетунаева Юлия Леонидовна

В статье рассматривается технология сотрудничества как оптимальный способ реализации ФГОС на уроках иностранного языка. В работе делается акцент на пути повышения эффективности урока иностранного языка посредством использования данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Federal state educational standard throughout the usage of cooperation techniques at the English lessons

The article deals with cooperation techniques at the English lessons as an optimal method of implementation of Federal state educational standard. The paper focuses on the ways of enhancement efficiency of the English lessons throughout the usage of techniques in question.

Текст научной работы на тему «Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка при реализации ФГОС»

обучающихся. Выполняя проект в коллективе, между участниками происходит тесное взаимодействие в течение долгого времени. Происходит развитие когнитивных навыков обучающихся, способности к созиданию, самостоятельности и умения прогнозировать результаты своей деятельности. [3, 94].

В качестве заключения отметим, что реализация интерактивных методов позволяет организовать учебное коллективное взаимодействие, в ходе которого каждый может высказать свою точку зрения и все прислушиваются к мнению другого участника. Интерактивные методы способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, которые составляют структурную основу иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асланова, И.И. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка [Электронный ресурс] / И.И. Асланова // Открытый урок Первое сентября. - М. : Первое сентября, 2003-2017. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/416257/. - 17.10.2016.

2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] : пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2010. - 192 с.

3. Гречок, Л.М. Инновационные интерактивные технологии в процессе обучения иностранному языку [Текст] / Л.М. Гречок // Актуальные проблемы лингвистики и теории преподавания языков и культур : в 2 ч. - 2009. - Ч. 2. - С.91-97.

4. Суворова, Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / Н.А. Суворова. - М., 2005. -167 с.

5. Хильченко, Т.В. Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка [Текст] / Т.В. Хильченко, Ю.В. Оларь // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - №1. — С. 34-40.

УДК 37.016:811

Ю.Л. Нетунаева, г. Шадринск

Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка при реализации ФГОС

В статье рассматривается технология сотрудничества как оптимальный способ реализации ФГОС на уроках иностранного языка. В работе делается акцент на пути повышения эффективности урока иностранного языка посредством использования данной технологии.

Технология сотрудничества, коммуникативная компетенция, ФГОС.

Y.L. Netunaeva, Shadrinsk

Implementation of Federal state educational standard throughout the usage of cooperation techniques at the English lessons

The article deals with cooperation techniques at the English lessons as an optimal method of implementation of Federal state educational standard. The paper focuses on the ways of enhancement efficiency of the English lessons throughout the usage of techniques in question.

Keywords: Cooperation techniques, communicative competence, Federal state educational standard.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту предметной целью освоения основной образовательной программы по иностранному языку является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции [6].

Иноязычную коммуникативную компетенцию принято рассматривать как знание языка, способов взаимодействия с другими людьми и событиями, владение различными социальными ролями, навыки работы в группе, коллективе [2; с. 135].

В качестве структурных компонентов коммуникативной компетенции выделяют следующие:

Лингвистическая компетенция - знание и употребление грамматических и лексических норм языка.

Социолингвистическая компетенция - умение осуществлять выбор лингвистической формы адекватной условиям акта коммуникации.

Дискурсивная компетенция - использование определенной тактики в общении для конструирования и интерпретации связных текстов.

Социокультурная компетенция - знание национально-культурных особенностей страны изучаемого языка.

Социальная компетенция - заключается в умении учащегося вступать в контакт и поддерживать его.

Стратегическая компетенция - предполагает умение компенсировать недостаточность знаний языка в иноязычной среде [1; с. 99].

Принимая во внимание цель обучения иностранным языкам, ориентированную на овладение коммуникативной компетенцией, в условиях ФГОС выделяют следующие пути повышения эффективности урока иностранного языка:

1. На каждом уроке учащиеся должны получать новые знания.

2. Материал урока и средства его активизации следует применять в воспитательных целях.

3. На уроке необходимо варьировать групповые, парные, индивидуальные формы работы.

4. Урок должен быть максимально обеспечен средствами обучения, соответствующие решаемым задачам: аудиозаписи, видеофильмы, обучающие наглядные пособия, таблицы по грамматике.

5. Педагогическая комфортная среда на уроке иностранного языка [3; с. 21-22].

Все вышеперечисленные пути повышения эффективности урока иностранного

языка могут быть реализованы посредством применения технологии сотрудничества, которая понимается как способ реализации содержания обучения, предполагающий как сотрудничество учащихся друг с другом, так и сотрудничество учителя и обучаемых в процессе познавательной деятельности [4; с. 144]. Данная технология предполагает проблемное представление нового материала, исследовательскую, проектную, творческую

деятельность учащихся индивидуально или в малых группах. Это дает обучающимся возможность не только академических, но и социальных успехов.

Также, следует отметить, что технология сотрудничества способствует значительному увеличению времени языковой практики на уроке для каждого ученика. Этому способствует, в большей степени, использование групповых форм работы.

При реализации технологии сотрудничества на уроках используются фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы.

Фронтальная форма предполагает организацию деятельности всего класса над единым заданием в сотрудничестве детей друг с другом при непосредственном руководстве учителя.

Индивидуальная работа каждого ученика строится в соответствии с его мотивами и интересами и необходимой помощью, которую он получает от педагога.

В процессе групповой формы работы учащиеся распределяют роли, определяют функцию каждого члена группы, планируют деятельность. Более того, работа в группе дает ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой некоторые ученики не могут включиться в работу класса.

Одной из форм групповой работы является работа в паре. На уроках может использоваться работа в динамических, статистических и вариационных парах.

В статистических парах работают двое учащихся в режиме взаимопроверки и взаимоконтроля. Такие пары формируются согласно личным предпочтениям учащихся.

Динамические пары состоят из четырех учащихся. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

В вариационной паре (4-6 человек) происходит интеграция усилий, затраченных каждым. При этом, учащиеся обменивают материалами, которые проработали индивидуально или совместно [5; с. 44].

Организация обучения с использованием малых групп сотрудничества позволяет значительно активизировать деятельность каждого ученика на этапах формирования и совершенствования навыков. Как известно, обучая друг друга, дети лучше усваивают материал. Более того, организуя работу учащихся в малых группах сотрудничества, учитель способствует воспитанию в детях доброжелательности, чувства взаимопомощи, поддержки друг друга.

Таким образом, при реализации Федерального государственного образовательного стандарта использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка является оптимальным вариантом для выполнения цели обучения - формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] : учеб. пособие для студентов лингвист. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 336 с.

2. Зеленкова, Е.А. Сущность и структура коммуникативной компетенции [Текст] / Е.А. Зеленкова // Личностно-ориентированное образование: методология, теория и технология : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 26 мая 2009 г. - Шадринск : ШГПИ, 2009. - С. 132-137.

3. Милойчикова, Е.П. Пути повышения эффективности урока иностранного языка [Текст] / Е. П. Милойчикова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 9. - С. 21-22.

4. Панина, Ю.В. Диалоговые технологии как средство формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников [Электронный ресурс] / Ю.В. Панина // Современный учитель: личность и деятельность : сб. материалов по итогам VI общеунив. пед. чтений : в 2 т. / ред. С. А. Ворониной. - 2-е изд., стереотип. - Т. 1.

5. Рунова, Т.А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / Т. А. Рунова // Школьные технологии. - 2014. - № 5. -С. 42-48.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ 938. - 02.11.16.

УДК 37.015.3

Е.П. Турбина, В.C. Хомякова, г. Шадринск

Психологические особенности обучения иностранным языкам

Автором рассмотрены психологические особенности, возникающие при обучении иностранным языкам. Выделены проблемы и пути их решения, возникающие в данном процессе. В статье показаны психологические закономерности методики преподавания иностранных языков.

Обучение иностранным языкам, психология, особенности, закономерности.

E.P. Turbina, V.S. Khomyakova, Shadrinsk

Psychological features of teaching foreign languages

The author viewed the psychological peculiarities which you can observe in studying foreign languages. The problems and the ways of their solving appearing in this process are underlined. The psychological rules in the methodic of studying offoreign languages are shown in the article.

Key words: studying foreign languages, psychology. peculiarities, rules.

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленные ими закономерности. В данной работе мы попытаемся показать отражение психологических закономерностей в методике преподавания ИЯ, т. к. "ни в одной другой методике",-как отмечает Г. Е. Ведель,-"нет так много спорного и противоречивого как в методике преподавания второго языка" [4, С. 4]. В качестве примера Г. Е. Ведель указывает следующие проблемы:

механизмы мышления в первом и втором языках, их возникновение и их функционирование, и роль перевода при этом;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.