ва. - Саратов, 1982. - 273 с.
9. Психология профессии / Под ред. Э.Ф. Зее-ра. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. - 336 с.
10. Российский Энциклопедический словарь. Кн. 1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 1023 с.
11. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1986. - 853 с.
12. Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953. - 848 с.
13. Т ехнология управления образовательным процессом студентов в университете / Под ред.
А.Н. Рыбловой. - Саратов, 2006. - 96 с.
УДК 373
С.А. Останина
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы организации учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования МОУ «Гимназия №37» г. Петрозаводска. В контексте данной проблемы выясняется суть и особенности учебного творчества. Учебно-творческая деятельность, осуществляясь в определённых условиях образовательного процесса, имеет свои специфические особенности и предполагает взаимосвязь процесса и результата деятельности, которые являются критериями творчества обучающихся. Необходимым условием эффективности учебно-творческой деятельности обучающихся является создание и реализация специальной комплексной программы творческого развития, которая осуществляется в единстве учебной и внеучебной деятельности. Программа основывается на планомерном и комплексном изучении всех предметных дисциплин художественно-эстетической направленности, её особенностями являются организация единой системы творческого развития, интегративный и разноплановый характер учебно-творческой деятельности, реализация межпредметных связей, широкий спектр проектируемых знаний и умений учеников. Учебно-творческая деятельность является одним из существенных и важных средств творческого развития школьников, формирования их творческого стиля деятельности.
Ключевые слова: творчество, деятельность, результат деятельности, процесс деятельности, учебно-творческая деятельность.
Понятие «творчество» является предметом анализа многих наук: философии, . психологии, культурологии, эстетики, искусствознания, педагогики. Однако, кроме области научных исследований, слово «творчество» широко употребляется и применительно к повседневной деятельности людей.
В исследованиях Д.Б. Богоявленской, И.П. Калошиной, С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова,
О.К. Тихомирова и др. выделяются определённые критерии, по которым можно различать творческую и нетворческую деятельность. Однако при всём многообразии подходов к рассмотрению проблемы творчества в трудах учёных до сих пор не определены единые критерии творческой деятельности. В данном контексте мы поддерживаем позицию Я.А. Пономарева, который утверждает, что универсального критерия творчества не существует. По его мнению, должен быть разработан комплекс критериев, которые соответствовали бы разным сферам творческой деятельности [10, с. 72].
На основании анализа научной литературы мы можем сделать вывод, что творчество - это явление многомерное, его проявления очень многообразны и единственно правильного понимания творческой деятельности, не существует. Д.Б. Богоявленская справедливо отмечает, что, «несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно менее всего изучено» [2, с.49].
Большинство учёных (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, К.Р Роджерс, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, В.С. Шубинский и др.) в определениях понятия «творчество», выделяют два взаимосвязанных компонента: «деятельность» и создание «нечто нового» в результате этой деятельности. Общим во многих концепциях является факт оценки результата («продукта») деятельности по новизне и оригинальности, что долгое время рассматривалось исследователями в качестве главнейшего критерия творчества. Так, в Большой Советской энциклопедии дано следующее
определение: «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [3, с. 977].
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова творчество трактуется как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [9, с. 819]. Эту же позицию разделяют
В.И. Андреев, Е.И. Николаенко, С.Л. Рубинштейн,
А.Г. Спиркин, В.С. Шубинский и др.
Согласно другим утверждениям (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, Е.И Николаева, К. Роджерс Е.Л. Яковлева) под «новым» подразумевается то, чего ранее никогда не было, но не обязательно это новое должно стать общепризнанной ценностью. Так, в Толковом словаре В. Даля слово «творить» означает «созидать, производить» [5, с. 394], а творчество трактуется как «творенье, сотворе-нье, созидание» [5, с. 395].
Таким образом, если все исследователи подчёркивают «деятельностный» характер творчества, то в трактовке «нового» их мнения расходятся и появляются два взгляда на эту проблему. С одной стороны, «высшие выражения творчества доступны только немногим избранным гениям человечества», с другой - творчество есть необходимое условие существования и даже в обыденной повседневной жизни человек «воображает, комбинирует и создаёт нечто новое для себя, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев»» [4, с. 6-7].
В ходе анализа данного феномена мы выявили, что творчество включает в себя два аспекта: результативный (творчество как результат) и процессуальный (творчество как процесс). В большинстве определений акцент делается на результат творчества, который должен отличаться новизной и оригинальностью, но при этом не все исследователи отмечают, что этими же качествами должен обладать и процесс творческой деятельности, чтобы привести к такому результату.
Для педагогической науки важным является определение, данное в «Новой Иллюстрированной энциклопедии», демонстрирующее комплексное понимание творческой деятельности: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью» [8, с. 30].
Мы придерживаемся мнения исследователей Л.Б. Ермолаевой-Томиной, И.П. Калошиной, Е.И. Николаевой, А.И. Савенкова, Е.Л. Яковлевой
в определениях творчества, согласно которым оно трактуется как деятельность, в которой процесс и результат обладают новизной, оригинальностью. Проанализировав различные подходы к понятию творчества, мы определяем творческую деятельность как процесс, для которого является характерным отказ от стереотипов, шаблонов, устоявшихся канонов; преобладание ориентации на поиск новых форм, путей, средств ее организации, и в результате которой возникает новый «продукт».
В контексте данной проблемы, нам предстоит выяснить, что такое учебное творчество и какова его суть. С точки зрения педагогической практики, процесс обучения, требует проявления творчества, так как «само познание является творческим актом. Открытие или создание новых для себя знаний, хотя бы известных ранее другим, тоже является творчеством» [11, с. 196].
В учебном творчестве И.Я. Лернер видит «форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности» [7, с. 415].
В.И. Андреев определяет учебно-творческую деятельность как «один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, ориентированный на максимальное использование самоуправления личности, результат которой обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности, особенно её творческих способностей» [1, с. 51].
В нашем исследовании мы рассматриваем учебно-творческую деятельность в процессе художественно-эстетического образования как учебную, при выполнении которой задействована принципиальная установка на творчество, в результате чего она превращается в деятельность творческого характера. Учебно-творческая деятельность обучающихся, осуществляясь в определённых условиях образовательного процесса, имеет свои специфические особенности и предполагает:
1. Результат деятельности - создание оригинального, субъективно нового продукта, который является итогом свершившегося процесса творческой деятельности. Данный продукт может представлять собой произведения искусства (литературы, живописи, музыки и т.д.), собственную трактовку художественных произведений, открытие знаний, становление творческих способностей.
2. Процесс деятельности характеризуется самостоятельным применением усвоенных ранее знаний, умений, навыков в нетрадиционных условиях; комбинированием известных способов деятельности или переносом их из одной области знаний в другие; созданием новых для обучающихся подходов или путей решения поставленной задачи.
Мы придерживаемся позиции учёных (В.Т. Кудрявцев, В.С. Ротенберг, М.К. Тутушкина и др.), которые утверждают, что в рамках учебного творчества сам процесс творческой деятельности не менее (если не более) важен для творческого развития ребёнка и может приносить гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат. Мы согласны с высказыванием А.А. Леонтьева, что «в педагогическом плане главное в творчестве - это осознание ребёнком себя как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность, свои отдельные способности, знания и умения» [6, с. 83]. Поэтому, критериями творчества обучающихся, на наш взгляд, должны являться как качество результата, так и сам процесс деятельности, активизирующий их творческую продуктивность.
Рассмотрим процесс организации учебнотворческой деятельности школьников в системе художественно-эстетического образования МОУ «Гимназия .№37» г. Петрозаводска. Необходимым условием эффективности учебно-творческой деятельности обучающихся мы видим создание и реализацию специальной комплексной программы творческого развития, которая реализуется в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Программа творческого развития школьников основывается на планомерном и комплексном изучении предметных дисциплин художественноэстетической направленности, что способствует формированию мотивации, углублению, упорядочению и систематизации полученных знаний, умений и навыков в области творческой деятельности, развитию творческих способностей обучающихся, становлению творческой направленности процесса обучения.
Данная программа предполагает включение в учебно-творческую деятельность всех гимназистов, независимо от уровня креативных способностей, и осуществление процесса освоения учениками творческих действий, в котором каждый ребёнок может не только проявить свои потенциальные возможности и существенно их раз-
вить, но и эффективно сформировать собственный творческий стиль деятельности.
Особенностями программы являются: организация единой системы творческого развития обучающихся в системе художественно-эстетического образования гимназии, интегративный и разноплановый характер учебно-творческой деятельности по предметам художественно-эстетического цикла, реализация межпредметных связей, широкий спектр проектируемых знаний и умений учеников.
Комплексная программа предусматривает три этапа творческого развития гимназистов. Задачей первого, мотивационно-познавательного, этапа (1-2-е классы) мы определили создание у школьников представлений об учебно-творческой деятельности и её разнообразии, пробуждение у детей внимания и интереса к творчеству. Второй этап (3-4-е классы) - ознакомительный, задачей которого является знакомство обучающихся с различными видами учебно-творческой деятельности; последовательное и постепенное введение обучающихся в сферу творчества. Третий этап (5-9-е классы) - основной. В этот период у обучающихся происходит активное накопление умений самостоятельно приобретать знания и организовывать свою деятельность согласно собственным интересам. На протяжении третьего этапа школьники овладевают навыками различных направлений учебно-творческой деятельности, у них развивается потребность в творчестве.
Согласно учебному плану гимназии, в 1-ом классе из учебных дисциплин художественно-эстетического цикла школьники изучают изобразительное искусство, основы хорового пения, ритмику. Во 2-ом классе к ним добавляются следующие предметы: «Историко-теоретические основы музыки», «Сольфеджио», «Музыкальный инструмент».
В средних классах учебный процесс обогащается введением предметов «Мировая художественная культура, «Хореография», дополнительных курсов (импровизация, композиция, сольное пение, ансамбль, аккомпанемент и др.) по выбору учеников, что способствует более полному раскрытию творческого потенциала школьников. Важное место в программе уделяется осуществлению различных направлений учебно-творческой деятельности (художественной, игровой, исследовательской, проблемно-поисковой) в их неразрывном единстве.
Организуя учебно-творческую деятельность школьников, мы используем различные её виды (сольное и ансамблевое музицирование; сочинение произведений искусств; написание рефератов, подготовка докладов и сообщений; решение проблемно-творческих заданий; игровые соревнования и др.) и формы (индивидуальная, групповая, коллективная), которые реализуются в рамках определённых учебных предметов.
В процессе реализации программы мы пришли к выводу, что для целостного творческого развития школьников необходимо осуществлять комплексный подход к их обучению и воспитанию, к организации учебно-творческой деятельности. Исходя из этого, мы разрабатываем программы и учебные планы с учётом активного внедрения многообразных форм взаимодействия предметов художественно-эстетического цикла, интеграции различных видов искусства, что обеспечивает целостность, непрерывность и эффективность становления творческого развития обучающихся.
Так, изучение предмета «МХК» выстраивается на основе интеграции различных видов искусств. Ученики знакомятся с шедеврами изобразительного, музыкального творчества, скульптурой, архитектурой, поэзией, что, по мнению учителя, способствует углублению знаний обучающихся по предмету, конкретизации изучаемой эпохи, стиля, становлению межкультурных связей между различными историческими периодами. Обсуждение и художественный анализ произведений искусств, концепции автора (художника, композитора, скульптора, поэта и др.) расширяет диапазон художественных впечатлений, мыслей, чувств детей, содействует возникновению и развитию творческого взгляда на художественные процессы.
В образовательную программу гимназии включены курсы «Декоративно-прикладное искусство» и «Северные гобелены», целью которых является развитие индивидуального творческого потенциала каждого ученика. Создавая художественные проекты и изделия декоративноприкладного характера, дети получают возможность наиболее полно реализовать свои эстетические потребности, заложенные природой. Данные курсы также имеют высокий развивающий потенциал и ориентированы на формирование индивидуального творческого стиля деятельности обучающихся.
Показателем увлечённости детей творчеством, является их активное участие во всех творческих мероприятиях, которые ежегодно осуществляются в процессе реализации художественно-эстетического образования, обогащая творчески-ори-ентированную среду гимназии, что способствует становлению и развитию творческой личности школьников.
Подводя итоги вышеизложенному, подчеркнём, что учебно-творческая деятельность, которую мы рассматриваем как учебную, при выполнении которой задействована принципиальная установка на творчество, является одним из существенных и важных средств творческого развития школьников, формирования их творческого стиля деятельности. Все предметные дисциплины имеют определенный творчески-развива-ющий потенциал, возможности реализации которого конкретизируются их спецификой и особенностями.
Организация учебно-творческой деятельности обучающихся в процессе художественно-эстетического образования предполагает ориентацию школьников на творческое переосмысление различных видов предлагаемых заданий, выбор творческих их вариантов и постоянную направленность на поиск новых, оригинальных путей преобразования окружающей действительности.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд. Казанского ун-та, 1988. - 237 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творчества // Психологический журнал. - М.: Наука, 1995. -Т. 16. - №>5. - С. 49-58.
3. Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т. 25.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997. - 92 с.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: «Прогресс», «Уни-верс», 1994. - Т. 4. - 864 с.
6. Леонтьев А.А. Научите человека фантазии (Творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - C. 82-85.
7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974. - 63 с.
8. Новая иллюстрированная энциклопедия: В 20 т. - М.: ООО «Мир книги»; «Большая Российская энциклопедия», 2005. - Т. 18. - 295 с.
9. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый сло- 11. Практическая психология. Учебник для
варь русского языка. - М.: Азъ Ltd, 1992. - 960 с. вузов / Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб.: «Ди-
10. Пономарёв Я.А. Психология творчества дактика плюс», 1998. - 335 с. и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
УДК 37.035.6
З.Б.Рубаева
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА,
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья позволяет оценить положительное влияние художественной литературы на формирование у подрастающего поколения патриотизма и культуры межнациональных отношений. Нацеливает читателя на то, что именно через изучение народных традиций и обычаев у юношей и девушек воспитывается одно из самых важных качеств человека — патриотизм.
Ключевые слова: патриотическая проблематика, культурно-исторический опыт нации, возрождение патриотизма, формирование личности с развитым патриотическим чувством, обращение к художественному и публицистическому наследию.
Общество в настоящее время как никогда заинтересовано в достижении воспитания патриотизма отдельной личности как необходимого условия прогресса целой нации. «Патриотизм» - (с греческого -«patriots - земляк», «patris - родина, отечество») любовь к родине, к отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями [1, с. 482].
Патриотическая проблематика привлекала внимание мыслителей, философов, ученых, политических деятелей, писателей, поэтов на протяжении всей истории человечества. В последние годы вновь возникла острая потребность в поднятии патриотических настроений россиян, в частности, молодежи. Под патриотическим воспитанием мы понимаем воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает в себя беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Общеизвестно, что нравственные идеалы и патриотические чувства начинают формироваться в семье. Национальные черты ребенка форми-
руются по мере усвоения им культурно-исторического опыта нации, семьи, ближайшего окружения, а затем через непосредственное обучение и активное общение в своей родной национальной среде.
Скептическое отношение к национальной культуре обусловило увлечение западным образом жизни. Разрушение отлаженной системы воспитания стало одной из причин популярности воззрений националистического и даже фашистского толка, искаженного толкования понятий «Отечество», «гражданственность», «патриотизм». В столь опасной ситуации необходимо постепенное формирование нового, российского патриотизма, в котором должны гармонично сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума. Характеризуя создавшееся в стране положение, признанный лидер нашей страны В.В. Путин говорит о том, что «само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [4, с. 3].