г дискуссия
^ журнал научных публикаций
У.А. Терещенко, аспирант,
кафедра профессиональной педагогики,
психологии и управления,
Омский государственный
педагогический университет,
г. Омск, Россия,
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
В статье рассматривается вопрос организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников в процессе подготовки к Единому государственному экзамену. Обобщив точки зрения ученых-исследователей на содержание и направления организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, автор предлагает рассматривать организацию учебно-познавательной деятельности старшеклассников в условиях подготовки к Единому государственному экзамену с позиции развития в ней ключевых компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной. Представлены результаты анкетирования старшеклассников, что позволило актуализировать важность развития ключевых компетенций. Автор описывает концептуальную модель технологии развития ключевых компетенций старшеклассников в условиях подготовки к Единому государственному экзамену, состоящая из четырех блоков: целевого, содержательного, процессуального и результативного. Представлены цель и результаты учебно-познавательной деятельности в рамках каждого блока. Автор поэтапно описывает технологию развития ключевых компетенций старшеклассников в условиях подготовки к Единому государственному экзамену, основанную на механизме самоуправления. Представлены примеры заданий из учебно-методического комплекса «Подготовка к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам», выполняемых старшеклассниками как в урочное, так и во внеурочное время. Отмечено, что данная технология внедряется в образовательный процесс школ в рамках проведения опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, развитие ключевых компетенций, приемы самоуправления, Единый государственный экзамен, учебно-методический комплекс, ценностные ориентации учеников, самоподготовка к экзамену, развитие ключевых компетенций старшеклассников в условиях подготовки к ЕГЭ.
В настоящее время от высококвалифицированного специалиста требуется готовность к созданию нового в сфере своей профессиональной деятельности, а также способность успешно и осознанно работать, проявляя творческое мышление в нестандартных ситуациях. Ориентация старшеклассников в школьном образовательном процессе в условиях подготовки к Единому государственному экзамену (далее — ЕГЭ)
на наличие ценностной составляющей в выполняемой ими учебно-познавательной деятельности научит их выявлять смыслы, а значит быть заинтересованными в достижении результата.
С целью выявления содержания категории «учебно-познавательная деятельность» рассмотрим ее понимание некоторыми учеными-исследователями (таблица).
Характеристика категории «учебно-познавательная деятельность»
Ученый-исследователь Определение учебно-познавательной деятельности Понимание содержания учебно-познавательной деятельности
О.Б. Даутова1 Деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентация на систему значимых ценностных отношений «я — мир» с целью присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога Новые интегральные результаты школьного обучения, характеризующие целостность личности школьника: а) на ступени основной школы — познавательная компетенция, понимаемая как интегральная способность к осуществлению познания на основе освоенной совокупности универсальных учебных действий; б) на ступени старшей школы — автономная познавательная позиция, которая понимается как совокупность реализованных школьником отношений в системе «я — мир», определяющих готовность к непрерывному образованию и самообразованию
Э.П. Тарасова2 Целостная деятельность в единстве своих компонентов (решение учебно-познавательных задач, самоконтроля и самооценки) по освоению информации об окружающем мире, в результате которой осуществляется всестороннее развитие личности учащихся посредством обретения новых знаний, умений и навыков, то есть присвоение культурного опыта а) проблемно-задачный подход, направленный на развитие интеллектуальных компетенций личности и ее готовности к активной жизнедеятельности; б) проблемно-задачное обучение создающее условия для преодоления формализации знаний, наполнения учебно-познавательной деятельности личностным смыслом саморазвития
Е.Ю. Федотова3 Мотивированное, целенаправленное освоение учащимся содержания образования, протекающее посредством актуализации познавательных психических процессов и направленное на развитие способностей и личностных качеств, обеспечивающих успешность данной деятельности Информационно-коммуникативная компетентность как цель и результат организации продуктивной учебно-познавательной деятельности
Таким образом, исходя из определений учебно-познавательной деятельности, можно выделить следующие основные ее элементы:
— обучающийся как субъект деятельности;
— содержание образования;
— учитель, осуществляющий организацию и управление деятельностью школьника, создающий определенные педагогические условия для ее реализации.
О.Н. Овчинникова, Т.М. Чурекова отмечают, что «в основе организации учебно-познавательной деятельности приоритетными должны быть принципы ценностной значимости этого вида деятельности и личностной направленности деятельности»4. В представленной обобщенной структуре учебно-познавательной деятельности авторами реализована попытка выразить комплекс условий и требований, предъявляемых к процессу целостной организации
учебно-познавательной деятельности при равноправном взаимодействии учителя и ученика. В основе — совокупность двух взаимодействующих сторон, дополненная двумя значимыми аспектами: управляющим воздействием со стороны учителя и осознанным отношением обучающегося к этой деятельности. Авторы утверждают, что продуманная организация учебно-познавательной деятельности способствует формированию ряда умений подростка, а именно: умений, основанных на понимании научных основ и структуры деятельности, на самостоятельном определении рациональной последовательности выполнения операций и действий.
На современном этапе в различных научных исследованиях предлагаются также направления организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников. Рассмотрим некоторые из них.
Г.В. Цветковой обосновывается актуальность смыслопоисковой деятельности старшеклассников, представлены модель ее поэтапной организации в образовательном процессе; содержа- -ние, последовательно вовлекающее школьников в образовательный процесс; смысловое наполнение, педагогические средства и результат. В модели организации смыслопо-исковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе выделяются четыре этапа5: информационно-ориентировочный, актуализирующий, моделирующий, креативный, каждый из которых имеет свои цели, смысловое наполнение и итог.
Е.Ю. Федотовой рассматриваются вопросы организации продуктивной учебно-познавательной деятельности школьников. Автор обосновывает необходимость ее направленности на получение продукта, выделяет виды продуктов (внешние и внутренние) и их составляющие и средства осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности (учебные тексты, учебный диалог, учебные задания, систему контроля)6.
Е.А. Горловой проанализированы особенности организации контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях личностно ориентированного процесса обучения. Автор констатирует, что «традиционные подходы к контролю и оцениванию результатов не отвечают идеям уровне-вой дифференциации, поэтому требуют пересмотра в направлениях: 1) увеличение информативности о достижении учащимися уровня обязательной подготовки и усиление полноты проверки; 2) переориентация на контроль и оценку по методу «сложения» (отметка должна выставляться за достижение определенного уровня под-
Продуманная организация учебно-познавательной деятельности способствует формированию ряда умений подростка, а именно: умений, основанных на понимании
научных основ и структуры деятельности, на самостоятельном
определении рациональной последовательности выполнения операций и действий.
Обобщение и классификация ответов старшеклассников на группы по показателям доказывают важность для них развития гносеологического,
деятельностного и субъективно-личностного компонентов ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ, основанных на механизме самоуправления.
готовки); 3) усиление дифференцирующей силы контроля; 4) ориентация на итоговые результаты обучения»7.
В данной статье автор рассматривает организацию учебно-познавательной деятельности старшеклассников в условиях подготовки к ЕГЭ с позиции развития в ней ключевых компетенций. Для определения, насколько старшеклассникам понятно содержание учебно-познавательной деятельности в условиях подготовки к ЕГЭ, автором в 2012—2013 годах было проведено анкетирование 140 учеников старших классов гимназии № 150, гимназии № 19 БОУ г. Омска, подготовительных курсов Центра образовательных инициатив, курсов «Малый ин.яз», подготовительных курсов на факультете довузовской подготовки и дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет». Школьникам была предложена анкета в форме методики неоконченных предложений, согласно которой было необходимо закончить высказывание «Чтобы эффективно подготовиться к ЕГЭ, я должен (должна)...». Согласно полученным данным, обобщенные ответы старшеклассников были классифицированы на группы по показателям:
— «учебно-познавательная компетенция» (углубленно изучать школьные предметы, знать алгоритм решения заданий, решать пробные тесты и демонстрационные задания ЕГЭ, определять цель самообразовательной деятельности);
— «ценностно-смысловая компетенция» (понимать и осмысливать изученные темы, уметь мыслить логически, быть заинтересованным в подготовке к экзамену, ответственно относиться к учебному процессу, осуществлять самоконтроль своих действий);
— «информационная компетенция» (уметь находить и использовать информацию, уметь подобрать необходимую литературу: методические рекомендации, учебно-методические пособия, уметь выбирать из изученного учебного материала важную информацию, уметь обращаться к учителю за информацией, уметь организовать презентацию информации);
— «самоуправление» (применять принципы тайм-менеджмента, организовывать свои знания в зависимости от требований ЕГЭ, посещать курсы, организовывать свое свободное время, заниматься самоподготовкой к ЕГЭ).
Обобщение и классификация ответов старшеклассников на группы по показателям доказывают важность для них развития гносеологического, деятельностного и субъективно-личностного компонентов ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ, основанных на механизме самоуправления.
Для систематизации реализуемых в образовательной практике направлений формирования и развития ключевых компетенций старшеклассников автором статьи
были изучены исследования В.М. Авдеева, А.А. Бабиной, С.Г. Воровщикова, Л.Н. Ко-ковиной, О.А. Осокиной, И.А. Погодиной, С.А. Сладкова, Т.В. Шамардиной и других, в которых представлены и описаны разные виды моделей формирования и развития ключевых компетенций старшеклассников в процессе развивающего обучения, профильного обучения, во внеурочное время, где акцент ставится на реализацию соответствующих педагогических или организационно-содержательных условий, идей согласно определенным авторами методологическим подходам.8
На основе анализа результатов проведенного анкетирования старшеклассников и содержания структурных компонентов моделей формирования и развития у них ключевых компетенций считаем целесообразным представить разработанную и внедряемую автором статьи в образовательный процесс школ концептуальную модель технологии развития ключевых компетенций старшеклассников в условиях подготовки к ЕГЭ, состоящую из целевого, содержательного, процессуального и результативного блоков. Она включает в себя
г дискуссия
^ журнал научных публикаций
изложение идей, принципов, условий, основных целей и задач реализации; структуру и содержание; требования к процессуально-операционному механизму ее реализации, обеспечивающие стандартизацию образования в современных условиях. Рассмотрим содержание каждого блока модели.
Целевой блок предполагает определение цели концептуальной модели технологии: развитие учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой компетенций старшеклассников на интегративно-рефлексивном уровне в условиях подготовки к ЕГЭ. Для педагога важным является понимание ориентации старшеклассников на образовательные ценности в условиях подготовки к ЕГЭ; для старшеклассника — осмысление важности использования приемов самоуправления для сознательного планирования, организации, контроля, регулирования, анализа собственной учебно-познавательной деятельности; соотнесения личностных ценностей с постановкой жизненных целей; нахождения, переработки и использования информации для решения учебно-познавательных задач; адекватного общения как полноправного участника мирового образовательного сообщества с целью эффективной подготовки к ЕГЭ.
Содержательный блок представлен двумя структурными элементами:
— теоретическая подготовка, которая осуществляется при урочной реализации учебно-методического пособия У.А. Мазуровой «Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельно-стью»9;
— ориентированная на практику подготовка, которая осуществляется при внеурочной реализации учебно-практического
Для педагога важным является понимание ориентации старшеклассников на образовательные ценности
в условиях подготовки к ЕГЭ; для старшеклассника - осмысление важности использования приемов самоуправления для сознательного
планирования, организации, контроля, регулирования, анализа собственной учебно-познавательной деятельности.
Обучение на организационном этапе осуществляется в процессе проведения ряда занятий, на которых старшеклассники под руководством учителя изучают теоретический материал и оформляют задания в учебно-методическом пособии «Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью».
пособия «Рефлексивное портфолио стар-шеклассника»10 и практикума «Развитие ключевых компетенций при самоподготовке к ЕГЭ»11 — оба пособия разработаны также под руководством У.А. Мазуровой.
В процессе освоения тем в урочное время в начале каждого урока по гуманитарным дисциплинам учитель знакомит старшеклассников с понятиями «требования к уровню подготовки выпускников», «ключевые компетенции», «самоуправление», «самоменеджмент» и их смысловым содержанием, «ценность», «ценностная ориентация», «ценностная самоорганизация» и, апеллируя к сознанию старшеклассников, к их чувству ответственности, показывает, какими учебными средствами необходимо овладеть, чтобы достичь поставленных целей. Информацию об организации учебно-познавательной деятельности учитель и ученики изучают по предоставляемым им в определенной последовательности материалам в учебно-методическом пособии.
Начав приобретать опыт использования приемов самоуправления для развития ключевых компетенций на уроке под руководством и контролем учителя, обучающиеся дополняют свой опыт в самостоятельной внеурочной деятельности в процессе оформления учебно-практического пособия «Рефлексивное портфо-лио старшеклассника» и практикума «Развитие ключевых компетенций при самоподготовке к ЕГЭ». Обучающиеся обобщают полученные знания о подготовке к ЕГЭ, отображая важность данной информации в графе «Ценность информации»; выполняют тренировочные задания с элементами самоменеджмента — жестко-гибкое планирование, матрица Эйзенхауэра, «пирамида эффективности»,
дискуссия
журнал научных публикаций
«принцип муравья», интеллект-карта; занимаются самооцениванием уровня развития ключевых компетенций, уровня овладения приемами самоуправления согласно предложенным критериям; составляют программу личностного роста.
Процессуальный блок представляет собой описание технологии развития ключевых компетенций старшеклассников в условиях подготовки к ЕГЭ, состоящей из следующих этапов: ориентационно-целе-вой, организационный, содержательно-дея-тельностный, рефлексивно-оценочный.
На ориентационно-целевом этапе технологии происходит выявление на основе диагностирования старшеклассников исходного уровня развития гносеологического, деятельностного, субъективно-личностного компонентов учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной компетенций. В начале уроков предлагаются:
— анкета в форме методики неоконченных предложений, состоящая из таких вопросов, как «учебно-познавательная компетенция у старшеклассников — это...», «старшеклассник с высоким уровнем развития учебно-познавательной компетенции — это ...», «виды приемов самоменеджмента — это...» и другие;
— лист самооценки «Уровень развития
общеучебных умений _
по гуманитарным дисциплинам» (У.А. Мазурова);
— анкета «Ценность развития ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ» (У.А. Мазурова).
В ходе совместного обсуждения результатов анкетирования старшеклассники приходят к пониманию важности развития ключевых компетенций в процессе самоподготовки к ЕГЭ.
На организационном этапе технологии
Важно, чтобы обучающиеся воспринимали цели подготовки к ЕГЭ как личностно значимые, то есть чтобы они становились важным элементом ценностного отношения личности к образованию.
На содержательно-деятельностном этапе осуществляется перенос старшеклассниками знаний, полученных во время занятий по теме «Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью», в практическую деятельность с целью актуализации ценностного потенциала развития ключевых компетенций в процессе самоподготовки к ЕГЭ.
моуправления развитием ключевых компетенций при поддержке учителя и формируется осмысленность содержания учебно-познавательной деятельности.
Обучение на данном этапе осуществляется в процессе проведения ряда занятий, на которых старшеклассники под руководством учителя изучают теоретический материал и оформляют задания в учебно-методическом пособии «Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью». Приведем примеры данных заданий.
1. Какими, на ваш взгляд, ключевыми компетенциями необходимо владеть выпускнику школы? Сформулируйте свою позицию и приведите аргумент(ы) в доказательство своей точки зрения.
2. Вы методист, вам необходимо ознакомить учителей, готовящих старшеклассников к сдаче итоговых экзаменов, с уровнями овладения ими ключевыми компетенциями. Помогите учителям сопоставить названия уровней с показателями по уровням.
3. Изучите образец жестко-гибкого планирования дня. Составьте собственный список дел согласно жестко-гибкому планированию, отразив дела, связанные с вашей самоподготовкой к ЕГЭ.
Важно, чтобы обучающиеся воспринимали цели подготовки к ЕГЭ как личностно значимые, то есть чтобы они становились важным элементом ценностного отношения личности к образованию.
На содержательно-деятельностном этапе технологии у старшеклассников развивается деятельностный компонент ключевых компетенций — на основе сформированного уровня гносеологического и субъективно-личностного компонентов в процессе
старшеклассники овладевают приемами са- внеурочного оформления учебно-практи-
ческого пособия «Рефлексивное портфолио старшеклассника» и практикума «Развитие ключевых компетенций при самоподготовке к ЕГЭ». На данном этапе осуществляется перенос старшеклассниками знаний, полученных во время занятий по теме «Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью», в практическую деятельность с целью актуализации ценностного потенциала развития ключевых компетенций в процессе самоподготовки к ЕГЭ. Приведем примеры заданий.
1. Познакомься с определениями ключевых компетенций и их показателями, представленными в таблице. В графе «Ценность информации» отобрази важность полученной для тебя информации.
2. Запиши всё, чего бы ты хотел(а) добиться в образовательной сфере. Запиши рядом с каждой целью, чем это важно и ценно для тебя.
Осознание старшеклассниками ценности использования приемов
самоуправления для развития ключевых компетенций в процессе самоподготовки к ЕГЭ порождает личностный смысл учебно-познавательной деятельности.
3. В графе «Самоанализ» обобщи элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ по литературе, и определи ценность данного учебного предмета.
4. Изучи содержание регулятивных универсальных учебных действий (далее — УУД) и распредели действия, входящие в блок регулятивных УУД, с помощью матрицы Эйзенхауэра по типам задач в зависимости от важности и срочности.
5. Выполни задания, предложенные
в анкетах, и узнай, готов(а) ли ты к успешной сдаче экзаменов и насколько важны для тебя образовательные ценности.
6. Изучи информацию в памятке об общих приемах запоминания и построй интеллект-карту на тему «Развиваю память».
7. Используя понятийный словарь старшеклассника, расшифруй определения. Запиши обозначенные цифрами
дискуссия
журнал научных публикаций
буквы в итоговый ответ и узнай ключевое слово.
На данном этапе происходит включение старшеклассников в активную деятельность по самоподготовке к ЕГЭ. Осознание старшеклассниками ценно -сти использования приемов самоуправления для развития ключевых компетенций в процессе самоподготовки к ЕГЭ порождает личностный смысл учебно-познавательной деятельности.
На рефлексивно- _
оценочном этапе технологии происходит самооценка старшеклассниками уровня развития ключевых компетенций, уровня овладения приемами самоуправления и составление программы личностного роста в процессе внеурочного оформления раздела 3 «Рефлексивное порт-фолио старшеклассника».
Результативный блок представляет предполагаемый результат деятельности в процессе реализации технологии. Педагогом проводится повторная диагностика, на основе которой выявляется уровень овладения старшеклассниками ключевыми компетенциями: интегративно-рефлексив-ный (высокий), индивидуальный (средний) или адаптационно-репродуктивный (низкий). Так, например, интегративно-рефлексивный уровень овладения учебно-познавательной компетенцией предполагает:
— что старшеклассник осознает: умение активно ставить цели самообразовательной деятельности, самостоятельно осуществлять действия по их выполнению, вносить изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения помогут ему самостоятельно пользоваться источниками информации, осваивать учебную информацию, взаимодействовать в формах диалога, полилога и самостоятельно реализует данные умения в деятельности;
— старшеклассник стремится овладеть средствами самоконтроля и самооценки учебно-познавательной деятельности с целью осуществления анализа, синтеза, срав-
Умение активно ставить цели самообразовательной деятельности, самостоятельно осуществлять действия по их выполнению, вносить изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения помогут старшекласснику самостоятельно пользоваться источниками информации, осваивать учебную информацию.
нения, обобщения, классификации, определения понятий, доказательства, опровержения, определения и решения проблем и успешен в выполнении данных действий.
_ Представленные
разработки внедряются автором статьи в образовательный процесс школ города Омска. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 114 старшеклассников: 57 обучающихся составляли экспериментальную группу (ЭГ), 57 — контрольную группу (КГ). Результаты повторной диагностики показали наличие положительной динамики в развитии ключевых компетенций старшеклассников ЭГ, что повлияло на уровень сдачи ЕГЭ обучающимися. Выявлено, что средний балл обучающихся ЭГ по русскому языку — 77, на 13% выше среднего балла обучающихся КГ, составляющего 64. Средний балл обучающихся ЭГ по истории — 68, на 16% выше среднего балла обучающихся КГ, составляющего 52. Средний балл обучающихся ЭГ по обществознанию — 74, на 14% выше среднего балла обучающихся КГ, составляющего 60. Полученные данные свидетельствуют о необходимости продолжения внедрения технологии развития ключевых компетенций старшеклассников в образовательный процесс школы.
Таким образом, при организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников в процессе подготовки к Единому государственном у экзамену целесообразно действовать согласно описанным в статье этапам технологии развития юпочевых компетенций старшеклассников. ^
Литература
1. Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании. Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2011. 408 с.
2. Тарасова Э.П. Проблемные задачи в учебно-познавательной деятельности как средство развития личности учащихся. Дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2006. 226 с.
3. Федотова Е.Ю. Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в процессе продуктивной учебно-познавательной деятельности. Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 227 с.
4. Овчинникова О.Н., Чурекова Т.М. Старшие подростки: мотивационная готовность к учебе и познанию. В поиске оптимальных условий // Народное образование. 2010. № 2. С. 195-199.
5. Цветкова Г.В. Модель организации смыслопои-сковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 46-49.
6. Федотова Е.Ю. К проблеме организации продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т 18. № 44. С. 480-485.
7. Горлова Е.А. Принципы организации контроля учебно-познавательной деятельности учащихся при уровневой дифференциации процесса обучения // Научный потенциал. 2014. № 1(14). С. 47-50.
8. Мазурова У.А. К обоснованию концептуальной модели технологии развития ключевых компетенций старшеклассников в условиях подготовки к Единому Государственному Экзамену // Перспективы науки. 2013. № 8(47). С. 43-49.
9. Мазурова У.А. Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью: учебно-методическое пособие. Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. 72 с.
10. Мазурова У.А. Рефлексивное портфолио старшеклассника: учебно-практическое пособие. Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2013. 28 с.
11. Мазурова У.А. Развитие ключевых компетенций при самоподготовке к ЕГЭ: практикум. Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2013. 64 с.
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY OF SENIOR PUPILS IN THE PROCESS OF PREPARATION TO THE UNIFIED STATE EXAM
U. A. Tereshenko, postgraduate, the department of professional pedagogy, psychology and management, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, [email protected]
This article considers the problem of organization for educational-cognitive activity of senior pupils during preparation to Unified State Exam. Summarized points of view of scholars about content of educational-cognitive activity of pupils, ways of organization of educational-cognitive activity of pupils, the author makes a conclusion that in the conditions of preparation to USE from the position of developing key-competences: educational-cognitive, value-sense and information. There are some results of senior pupils' polls, what makes to bring up to date the urgency of key-competences development. The author describes the conceptual model of pupils' key-competences development technologies in the conditions of preparing to USE which consists of four segments: target, substantial, procedural and effective. This work presents the goal and results of educational-cognitive activity in the frames of each segment. The author describes in details the technology of pupils' key-competences development in the conditions of preparation to USE, based on self rule. There are examples of tasks from educational-methodological complex «Preparation to USE in humanitarian subjects», performed by senior pupils at a fix and out-of-school time. It is noted that this technology is introduced in educational process of schools in the frames of experience-experimental work.
Key words: educational activities, the development of key competences, methods of government, the Unified state exam, the educational-methodical complex, value orientations of students self-preparation for the exam, the development of key competences ofpupils in preparation for the exam.
References
1. Dautova O.B. Iz,menenie uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti shkol'nika v sovremennom obrazovanii. Dis. d-ra ped. nauk [Changes in educational-cognitive activity of pupils in modern education. Dr. of pedagogical sci. diss.]. St. Petersburg, 2011. 408 p.
2. Tarasova E.P. Problemnye zadachi v uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti kak sredstvo razvitiia lichnosti uchashchikhsia. Dis. ... kand. ped. Nauk [Problem
tasks in the educational-cognitive activity as a means of development of students ' personality. Candidate of pedagogical sci. diss.]. Smolensk, 2006. 226 p. 3. Fedotova E.Iu. Formirovanie informatsionno-kommunikativnoi kompetentnosti uchashchikhsia v protsesse produktivnoi uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti. Dis. ... kand. ped. nauk [The formation of information-communicative competence of students
in the productive process of learning and cognitive activity. Candidate of pedagogical sci. diss.]. St. Petersburg, 2009. 227 p.
4. Ovchinnikova O.N., Churekova T.M. Starshie podrostki: motivatsionnaia gotovnost' k uchebe i poznaniiu. V poiske optimal'nykh uslovii [Older teenagers: motivational readiness to learn and knowledge. In search of optimal conditions]. Narodnoe obrazovanie — Public education, 2010, no. 2, pp. 195—199.
5. Tsvetkova G.V. Model' organizatsii smyslopoiskovoi deiatel'nosti starsheklassnikov v obrazovatel'nom protsesse [The organization model semisopochnoi activity of pupils in the educational process]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Izvestiya of Volgograd State Pedagogical University, 2009, no. 4, pp. 46-49.
6. Fedotova E.Iu. K probleme organizatsii produktivnoi uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti uchashchikhsia [To the problem of organizing productive learning-cognitive activity of students] Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena — Izvestiya of the Russian state pedagogical University n.a. A.I. Herzen, 2007, Vol. 18, no. 44, pp. 480-485.
7. Gorlova E.A. Printsipy organizatsii kontrolia uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti uchashchikhsia pri urovnevoi differentsiatsii protsessa obucheniia [Principles of organization of control of educational-cognitive
activity of students at level differentiation of the learning process]. Nauchnyi potentsial — Scientific potential, 2014, no. 1(14), pp. 47-50.
8. Mazurova U.A. K obosnovaniiu kontseptual'noi modeli tekhnologii razvitiia kliuchevykh kompetentsii starsheklassnikov v usloviiakh podgotovki k Edinomu Gosudarstvennomu Ekzamenu [To the justification of a conceptual model of technology development of key competencies of pupils in preparation for the Unified State Exam]. Perspektivy nauki — Science prospects, 2013, no. 8(47), pp. 43-49.
9. Mazurova U.A. Effektivnaia podgotovka k EGE: samoupravlenie uchebnoi deiatel'nost'iu: uchebno-metodicheskoe posobie [To the justification of a conceptual model of technology development of key competencies of pupils in preparation for the Unified State Exam. Educational-methodical manual]. Omsk, OOO «Poligraficheskii tsentr KAN» Publ., 2012, 72 p.
10. Mazurova U.A. Refleksivnoe portfolio starsheklassnika: uchebno-prakticheskoe posobie [Reflective portfolio students: study and practice guide]. Omsk, OOO «Poligraficheskii tsentr KAN» Publ., 2013, 28 p.
11. Mazurova U.A. Razvitie kliuchevykh kompetentsii pri samopodgotovke k EGE: praktikum [The development of key competencies in training for the exam: workshop]. Omsk, OOO «Poligraficheskii tsentr KAN» Publ., 2013, 64 p.