Уменьшается число вопросов этического характера. По сравнению с предыдущим возрастом авторитет педагога как носителя социальных норм и возможного помощника в решении сложных жизненных проблем существенно снижается.
У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми становится для подростка не приемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и представление самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми и старается добиваться признания ими этого.
Особая проблема возникает сегодня в современной российской семье, воспитывающей подростка - взаимоотношения по поводу вещной и денежной зависимости подростка. До недавнего времени подросток в подавляющем числе случаев полностью зависели от финансового состояния семьи и от педагогических взглядов родителей относительно карманных денег подрастающего ребенка [1]. Взрослые нередко пользовались этим «рычагом», стремясь привести своего ребенка к повиновению. Подросток зачастую попадал в тупиковую ситуацию: он жаждал свободы и не мог избавиться от столь обидной финансовой зависимости. Не только финансовые проблемы были и остаются источником конфронтации в семье взрослых и подростка.
Сегодня экономическая ситуация иная; подростки могут частично подрабатывать, продавая газеты, моя машины, рабоБиблиографический список
тая курьерами и т. д. Однако возможность подработать самостоятельно может внести в семейные отношения и определенную напряженность. Родители, подогревающие мысль о том, что «мы тебя кормим и поим, одеваем и одеваем», рискуют тем, что однажды почувствовав себя «экономически самостоятельным», подросток громогласно, с циничной ухмылкой предложит возместить расходы или отделиться и питаться отдельно.
Обретение финансовой самостоятельности в наше время весьма опасно для подростков с социальной и психологической точек зрения. Деньги, являясь знаком благосостояния, в тоже время выступают как эквивалент вещи. Подросток оценивает вещи, принадлежащие семье, как престижные или как не имеющие ценности. Современный подросток может, исходя из критериев стоимости вещей, начать оценивать свою семью как «богатую» или как «бедную». Оценка материальных предметов, принадлежащих семье или отсутствующих в семье, может стать критерием развития родителей.
В тоже время Д.И. Фельдштейн [2] в своих работах показал, что подростки стремятся утвердиться в обществе взрослых, показать значимость своего «Я» в реальных отношениях общественно полезной деятельности на добровольных началах.
Новые нормы отношений со взрослыми - важное содержание формирующегося этического мировоззрения подростка.
Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему.
1. Собкин, В.С. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х годов / В.С. Собкин, В.С. Писарскии // Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника. - М., 1995.
2. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избран, труды. - М., 2004.
Bibliography
1. Sobkin, V.S. Cennostnihe orientacii starsheklassnikov nachala 90-kh godov / V.S. Sobkin, V.S. Pisarskiyj // Cennostno-normativnihe orientacii sovremennogo starsheklassnika. - M., 1995.
2. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhateljnihe kharakteristiki processa razvitiya lichnosti: izbran, trudih. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 19.03.12
УДК 371.26
Mokretsova L.A., Oshchepkova N.G. TO THE PROBLEM OF PREPARING HIGH SCHOOL STUDENTS TO THE FINAL ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS IN THE PROCESS OF SELF-STUDY. The article deals with the problem of increasing the effectiveness of preparing high school students for a unified state exam in the process of self-study: organizational and pedagogical conditions are identified; the model and technology of its realization, as well as the review of experimental work and its results is presented.
Key words: unified state exam, final assessment of educational achievements, preparing high school students, self-study.
Л.А. Мокрецова, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected];
Н.Г. Ощепкова, ст. преп., ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
О ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИТОГОВОЙ ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье раскрывается проблема повышения эффективности подготовки старшеклассников к единому государственному экзамену в процессе самостоятельной работы: выявлены организационно-педагогические условия, представлена модель и технология ее реализации, проведен обзор опытно-экспериментальной работы и отражены основные ее результаты.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, оценка учебных достижений, подготовка, самостоятельная работа.
Одной из важных проблем для системы школьного образования всегда являлась оценка учебных достижений обучающихся. Сегодня она становится особенно актуальной в связи с ориентацией образовательного процесса школы на личность ребенка, переноса акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные, на развитие самостоятельности учебных действий. Значительные изменения в этой связи связаны с поиском эффективной системы оценивания, особое внимание уде-
ляется качеству образования, важными становятся показатели и, прежде всего, итоговая оценка учебных достижений старшеклассников средних общеобразовательных учреждений.
В настоящее время в России итоговая оценка учебных достижений учащихся осуществляется в ходе государственной аттестации выпускников средней школы (11 класс) в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Развернувшаяся сегодня дискуссия ученых и практиков вокруг проблемы итоговой ат-
тестации вызывает необходимость разработки в педагогической науке и практике способов, этапов, организационно-педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности подготовки старшеклассников к итоговой оценке учебных достижений. Это требует целенаправленной, систематической работы всех субъектов образовательного процесса (учителей, психологов, родителей, учеников), результативность чего возможна за счет увеличения самостоятельной работы учащихся, развития и совершенствования умений самостоятельно овладевать знаниями и применять их на практике.
Анализ сущности понятия «самостоятельная работа» позволил определить различные подходы к ее рассмотрению: как метод обучения (Л.В. Жарова, А.В. Усова и др.) [1], форма обучения (Н.Г. Дайри, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис и др.), работа по заданию учителя (Б.П. Есипов), мотив деятельности (Б.П. Есипов и др.), форма организации учебной и познавательной деятельности (И.Э. Унт и др.), средство организации и управления познавательной деятельностью (П.И. Пидкасистый и др.), вид учебной деятельности (В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя и др. [23]). Считаем обоснованным, вслед за И.А. Зимней рассматривать самостоятельную работу учащихся в ходе подготовки к итоговой оценке учебных достижений в деятельностном аспекте, как деятельность, представляющую собой многостороннее, по-лифункциональное явление, которое имеет не только учебное, но и личностное значение.
Подготовка старшеклассников к итоговой оценке учебных достижений (ИОУД) в процессе самостоятельной работы рассматривается нами как комплекс преобразования целевых, содержательных, деятельностных параметров учения, направленных на формирование требуемой готовности обучающихся, включающей четыре взаимосвязанных структурных компонента: психологический, содержательный, деятельностный и рефлексивный.
Поиск путей повышения эффективности подготовки старшеклассников к ИОУД в процессе самостоятельной работы выявил необходимость использования метода моделирования, применяемого в настоящее время во многих областях науки.
Модель подготовки старшеклассников к ИОУД в процессе самостоятельной работы характеризуется целостностью шести структурных компонентов: целевой компонент, являющийся основанием для проектирования возможных ожидаемых результатов; содержательный, реализующийся через программы школьного курса «Математика» и факультативного курса «Готовимся к итоговой оценке учебных достижений»; технологический, определяющий комплекс форм, методов и средств подготовки к итоговой оценке учебных достижений в процессе самостоятельной работы; структурный, формирующий педагогическое взаимодействие учителя и старшеклассников, в результате которого выстраиваются задачи педагога (модератора, тьютора, консультанта), совершенствуются навыки самостоятельной работы учащихся; диагностический, включающий разработанный комплекс критериев и показателей готовности старшеклассников к итоговой оценке учебных достижений; результативный, отражающий степень достижения прогнозируемой цели, соответствующий нормам-образцам уровней (критический, достаточный, оптимальный) готовности учащихся старших классов к ИОУД.
Для повышения эффективности подготовки старшеклассников к ИОУД в процессе самостоятельной работы нами были обоснованы следующие организационно-педагогические условия: ориентация старшеклассника на субъектную позицию, осознание личностной значимости и перспективности самостоятельной работы; поэтапное изменение роли учителя в организации самостоятельной работы старшеклассников (модератор, тьютор, консультант) и характера участия учащихся в процессе подготовки к ИОУД (объектасубъект); корректировка педагогического взаимодействия (учителей, старшеклассников) в процессе создания личностно ориентированной образовательной среды; разработка и использование системы разноуровневых заданий для самостоятельной работы, направленных на формирование компонентов готовности старшеклассников к ИОУД; развитие у старшеклассников опыта самоуправления в процессе построения индивидуального маршрута подготовки к ИоУд.
Обязательным условием, позволяющим судить о верности теоретических положений, является их апробирование в образовательном процессе в ходе опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ «Гимназия № 1», МОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов», МОУ «СОШ № 25» г. Бийска, Алтайского края. Общая продолжительность педагогического эксперимента в нашем исследовании составила три года (20092011 гг.), в нем приняли участие 136 старшеклассников: экспериментальная группа (ЭГ общим объемов 68 человек), в которую учащиеся 10 классов входили по собственному желанию и контрольная (КГ общим объемом 68 человек), которая отбиралась в каждой школе с учетом уровня успеваемости сформированной ЭГ. Таким образом, при выборке экспериментальной и контрольной групп мы акцентировали внимание на том, чтобы они были равными по количеству, уровню успеваемости, обучались по единой образовательной программе.
Подготовка старшеклассников к ИОУД в процессе самостоятельной работы представляет собой сложный комплекс, поэтому нами была разработана технология реализации модели, которая осуществлялась через четыре взаимосвязанных этапа: диагностический, проектно-целевой, процессуальный и аналитический.
На диагностическом этапе стояла задача определения имеющегося уровня (критического, достаточного, оптимального) готовности старшеклассников к ИОУД на основе созданных норм-образцов, оценка которого складывалась из сформированности показателей по разработанным критериям: мотивационный (мотивация учения, целевая направленность самостоятельной деятельности), когнитивный (уровень усвоения знаний, умений и навыков, степень самостоятельности), процессуальный (специальные знания, умения и навыки итоговой оценки учебных достижений, умения и навыки работы с информацией), рефлексивный (индивидуальная мера рефлексивности).
Согласно задачам проектно-целевого этапа нами был разработан факультативный курс «Готовимся к итоговой оценке учебных достижений». При определении его содержания мы ориентировались на формирование готовности старшеклассников к ИОУД, исходя из разработанных критериев. Факультативный курс, рассчитанный на два года (10-11 класс), включал часы на теоретические, практические занятия, а также обязательный минимум на самостоятельную работу старшеклассников.
Процессуальный этап обеспечил реализацию организационно-педагогических условий, повышающих эффективность подготовки старшеклассников к ИОУД в процессе самостоятельной работы в ходе факультативного курса «Готовимся к итоговой оценке учебных достижений». Основная цель проведения факультатива заключалась в формировании готовности старшеклассников к ИОУД в процессе самостоятельной работы (на примере предмета «математика»). Особенностью курса являлось то, что учащийся выступал как субъект собственной деятельности, осознавая потребность в ней, определяя свою систему целей и задач подготовки к ИОУД, выстраивая индивидуальный маршрут с учетом своих образовательных потребностей, способностей, возможностей, особенностей и склонностей. Сущность построения индивидуального маршрута подготовки состояла в том, чтобы отразить процесс развития учащегося в ходе данной деятельности. Это означает, что маршрут не определялся на весь период подготовки (10-11 класс), а изменялся, корректировался с учетом способностей, возможностей и потребностей учащихся. Нами было выделено три проектных (базовый, расширенный, углубленный) маршрута подготовки старшеклассников к ИОУД, соответствующие уровням (критическому, оптимальному, достаточному) готовности, которые являлись примерами для старшеклассников при построении собственных маршрутов.
Аналитический этап технологии реализации модели подготовки старшеклассников к ИОУД в процессе самостоятельной работы объединил обработку полученных данных, сопоставление результатов, их качественный и количественный анализ.
В контрольной группе процесс подготовки старшеклассников к ИОУД не предполагал создания всех выявленных организационно-педагогических условий и не носил системный характер, в отличие от экспериментальной, где через технологию реализации модели подготовки старшеклассников к ИОУД в процессе самостоятельной работы в ходе факультативного курса «Готовимся к итоговой оценке учебных достижений» происходило целенаправленное формирование требуемой готовности.
Результаты диагностики после реализации формирующего эксперимента свидетельствуют о заметном росте уровня готов-
ности старшеклассников к ИОУД в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (рис. 1).
ЭГ конст. ЭГ контр. КГ конст. КГ контр этап этап этап этап
уровень
Рис. 1. Распределение старшеклассников ЭГ и КГ по уровням готовности к ИОУД до и после эксперимента (в %)
Таблица 1
Результаты ИОУД выпускников школ (ЕГЭ по математике)
кол-во старшеклассников 0-20 баллов 21-50 баллов 51-66 баллов 67-100 баллов
ЭГ - 35 25 S
КГ - 42 22 4
Различие в результатах, полученных в экспериментальной и контрольной группах, наблюдалось в уменьшении количества учащихся с критическим уровнем готовности и увеличение -с оптимальным по всем критериям, при этом разница в ЭГ выше, чем в КГ. Та же тенденция наблюдалась и с общим уровнем го-
товности старшеклассников к ИОУД. Динамика в уровнях (критический, достаточный и оптимальный) готовности старшеклассников к ИОУД позволяет сделать вывод о положительных изменениях в формировании требуемой готовности у учащихся как экспериментальной, так и контрольной групп.
Используя критерий х2 х2эмп=6,4; х2005= 5,99), доказано, что доля старшеклассников, повысивших уровень готовности к ИОУД в экспериментальной группе, больше, чем доля таких же старшеклассников в контрольной группе с достоверностью 95%. Это даёт основание утверждать, что созданные организационно-педагогические условия, предложенная и апробированная модель подготовки старшеклассников к итоговой оценке учебных достижений в процессе самостоятельной работы и технология ее реализации способствуют повышению уровня готовности учащихся к ИОУД.
Данные эксперимента подтверждаются и результатами итоговой оценки учебных достижений (ЕГЭ по математике) старшеклассников экспериментальной и контрольной групп, представленными в таблице 1.
Анализ результатов ЕГЭ по математике, представленный в таблице 1, показал, что количество учащихся, набравших от 21 до 50 (оценка «3») баллов, меньше на 11% в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Обратная тенденция наблюдалась в интервальных рядах 51-66 (оценка «4») и 67-100 (оценка «5»), при этом разница в ЭГ выше, чем в КГ, на 5% и 6% соответственно.
Таким образом, произошедшие изменения не вызваны случайными причинами, а являются следствием обеспечения подготовки старшеклассников к итоговой оценке учебных достижений в процессе самостоятельной работы комплексом организационно-педагогических условий в соответствии с разработанной моделью и технологией ее реализации в ходе экспериментальной работы. Проведенный эксперимент показал эффективность подготовки старшеклассников к итоговой оценке учебных достижений в процессе самостоятельной работы, что позволило доказать результативность созданных организационно-педагогических условий, сконструированной модели и технологии ее реализации.
Библиографический список
1. Усова А.В. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся при обучении физике: Методические рекомендации. -Челябинск, 1995.
2. Загвизинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М., 2001.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М., 1999.
Bibliography
1. Usova A.V. Razvitie samostoyateljnosti i tvorcheskoyj aktivnosti uchathikhsya pri obuchenii fizike: Metodicheskie rekomendacii. - Chelyabinsk, 1995.
2. Zagvizinskiyj, V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretaciya. - M., 2001.
3. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 12.03.12
УДК 378
Kul'byakina L.Ya. PROBLEM AS A SYSTEM. The author acts on the premise that the contents of instruction may exist in the structure of educational activity only in the form of the system of educational problems. Any problem has not only external composition but also internal structure. The author analyses famous scholars' works and affirms that the complexity of the problem doesn't depend on the individual's point of view. The notion the “complexity” of the problem is a psychological and didactic category. V.I. Krupitch's problem complexity definition formula may serve as a basis of electronic textbooks for distance programmed education.
Key words: system, system approach, educational problem, external composition of the problem, internal structure of the problem, structural units of the educational process, educational activity, complexity of the problem.
Л.Я. Кульбякина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г Бийск, E-mail: [email protected]
ЗАДАЧА КАК СИСТЕМА
В работе автор исходит из того, что содержание обучения может существовать в структуре учебной деятельности только в форме системы учебных задач. Любая задача имеет как внешнее строение, так и внутреннее устройство. В работе проведен анализ работ ученых и показано, что «сложность» задачи не зависит от мнения субъекта. Понятие «трудность» задачи является психолого-дидактической категорией. Формула В.И. Крупича