www.paradigma.science
УДК 37
Нелюбина Е. Г.
Организация учебно-исследовательской деятельности по географии в рамках урока
Нелюбина Елена Георгиевна
к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», Самара, Россия
Аннотация: в работе автор рассмотрел некоторые подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии.
Ключевые слова: учебно-исследовательской деятельность, урок, методика преподавания географии.
Эффективность методики организации учебно-исследовательской деятельности во многом будет, зависеть от выбора организационных форм учебно-исследовательской деятельности по географии, видов учебно-исследовательской деятельности и способов включения в эту деятельность учащихся.
Условно формы организации учебно-исследовательской деятельности можно разделить на две группы, каждая из которых будет включать в себя различные виды исследовательской деятельности учащихся, - урочная учебно-исследовательская деятельность и внеурочная учебно-исследовательская деятельность.
В рамках урока: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционных форм уроков (урок-дискуссия, урок-конференция, урок-семинар и т.д.), учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время: исследовательские практикумы, образовательные экспедиции, факультативы и кружки, работа в учебном научно-исследовательском обществе, участие в конкурсах и олимпиадах, школьных конференциях, организация школьных выставок и т.д.
В целях реализации принципа учебно-исследовательской деятельности на уроке нами был разработан конспект урока по теме «Рациональное природопользование» для учащихся 8 класса.
В 8 классе на изучение географии отводиться 2 часа в неделю, тема, которая была взята за основу, изучается в конце учебного года (номер урока согласно календарно-тематического планирования 66). При изучении географического материала в 8 классе учащиеся знакомятся со следующими понятиями: особенности природы и природные ресурсы России (климат и
www.paradigma.science
климатические ресурсы, внутренние воды и водные ресурсы, почва и почвенные ресурсы, растительный и животный мир, биологические ресурсы), природные комплексы России и природа регионов России.
В приложении 4 представлены практико-ориентированные задания, направленные на организацию учебно-исследовательской работы в рамках домашних заданий по географии в 8 классе.
Нами составлен конспект урока, организованного в форме дискуссии, направленный на выполнение ряда учебно-ориентированных заданий. Урок-дискуссия по теме: «Рациональное природопользование» Класс: 8 Задачи урока:
- способствовать усвоению новых понятий: альтернативные источники энергии, приливная электростанция, геотермальная энергия, рекреационные ресурсы;
- воспитывать ответственное отношение к природным богатствам, формирование убеждения в необходимости их охраны и рационального использования;
- развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.
Словарь:
- альтернативные источники энергии
- приливная электростанция
- геотермальная энергия
- рекреационные ресурсы
- минеральные ресурсы
- биологические ресурсы
- водные ресурсы
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта России, ноутбук, проектор, электронный учебник.
Тип урока: изучение нового материала Ход урока
I. Организационный момент (постановка УЗ урока, организация деятельности, эмоциональный настрой) - 2-3 мин.
II. Актуализация опорных знаний. Микроцель:
- определение понятий и объяснение ключевых выражение для выявления исходного уровня УУД обучающихся;
- подготовка к восприятию нового материала;
- контроль за работой класса и отдельных учащихся.
www.paradigma.science
Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. «Вопрос - ответ» -Тема «Рациональное природопользование» - Природные условия, природная среда, природные ресурсы, природопользование, рациональное природопользование. 2. Взаимоопрос и взаимооценка (учащиеся получают опросники). 3. Письменный опрос «Расставьте на схеме различные виды природных ресурсов». 4. Выставление оценок в оценочный лист. 1. Учитель: - Какую тему мы начали изучать? - С какими основными ключевыми понятиями мы познакомились? 2. Учитель просит рассказать друг другу «Что я знаю о ...» - 3 мин. 3. Учитель раздает дидактические карточки-опросники, организуется взаимопроверка - 2 мин. 4. Проверка на компьютере «Верно» - 10 мин.
III. Усвоение новых понятий. Микроцель:
- определение познавательных учебных задач урока;
- обучение приемам добывания знаний;
- научиться выделять ключевые слова и выражения.
Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Обучающиеся узнают требования к УУД на уроке. 2. Организация самостоятельной работы с текстом п.36 с.210-213. 3. Учащиеся находят информацию по данному вопросу по тексту учебника (работа в парах). 4. Заслушивание ответов и заполнение таблицы. 1. Учитель ставит УЗ перед обучающимися 2. Выделить ключевые понятия и слова. 3. Учитель раздает карточки-задания - 7 мин. 4. Учитель дает задания в ходе прослушивания.
IV. Формирование УУД. Микроцель:
- научить внимательно слушать и систематизировать УУД;
- определять «обратную связь».
1. Заполнение таблицы «Особенности использования различных видов
природных ресурсов»
Виды природных ресурсов «+» использования «-» использования
Неисчерпаемые ресурсы Исчерпаемые возобновимые ресурсы Исчерпаемые невозобновимые Экологически чистые; запасы неограниченны. - используются естественные растения и дикие животные; - можно выращивать культурные растения и разводить домашних животных; - могут самовосстанавливаться - ценное сырье, необходимое для предприятий, для удовлетворения потребностей населения. Неповсеместно можно использовать, географическая разобщенность. - угроза исчезновения; - деградация ресурсов; - ухудшение их качества; - недостаток этих ресурсов. - неразумное использование; - загрязнение окружающей среды; - невозобновляются «-» больше!
Електронно научно списание ^^ «Парадигма»
2019, №3 ¡1ШМ1!И www.paradigma.science
Вывод: Что делать?
2. Просмотр отдельных слайдов по электронному учебнику (Тема 5, Урок 39). Беседа с соответствующими выводами (8,9,11,16).
Общий вывод силами учащихся (см. «Вывод»).
Учитель предлагает просмотреть слайд «Основные принципы рационального использования природных ресурсов» (презентация).
V. Подведение итогов.
- Что мы узнали на уроке?
Домашнее задание: п.36 (итоговое тестирование)
1. Знать значение различных видов ресурсов и приводить примеры рационального использования.
2. Раскрывать (объяснять) смысл основных принципов рационального использования природных ресурсов.
3. Сообщение «Роль географической науки в решении проблем природопользования и экологии»
Оценочный лист личностного участия в уроке
Фамилия, имя _
Оценка качества урока Взаимоопрос (от 1 до 5 баллов) Работа со схемой (до 9 баллов) Работа в парах (до 3 баллов) Выводы (по 1 баллу) Мои правила (3 балла) Итоговый балл
Опросник
Расскажи соседу по парте:
Что ты знаешь о ключевых понятиях?
- природные условия
- природная среда
- природные ресурсы и основные виды
- природопользование
- рациональное природопользование Группа 1
Как используется энергия текущих вод?
Приведите примеры приливных электростанций и покажите их расположение на физической карте России. Группа 2
Как используются ветроэнергетические ресурсы?
Районы распространения ветроэнергетических установок в России покажите на физической карте. Группа 3
Расскажите об использовании геотермальной энергии. Покажите, где в России функционируют геотермальные электростанции.
ПАРАДИГМА
www.paradigma.science
Группа 4
Что мы называем альтернативными источниками энергии? В чем их преимущества?
Группа 5
Особенности использования биологических ресурсов. Каковы последствия их использования?
Группа 6
Почему водные ресурсы перестали относить к неисчерпаемым ресурсам?
Проблемы использования водных ресурсов.
Основные задачи рационального использования водных ресурсов.
Группа 7
В чем проявляется особенность использования минеральных ресурсов?
Назовите основные принципы рационального использования минеральных ресурсов.
Группа 8
В чем важность рекреационных ресурсов?
Каково значение эстетических ресурсов?
Задание: Расставьте на схеме различные виды природных ресурсов.
Урок был проведен с учащимися 8 класса МБОУ СОШ №49 г.о. Самара в 2018 году. Особенность представленного конспекта состоит в том, что разработан согласно новых образовательных стандартов, так на каждом этапе урока определяется микроцель, описывается деятельность учащихся и учителя.
Библиографический список
1. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии. - 2001.-N 5.- С. 146-149.
Електронно научно списание ^^ «Парадигма»
2019, №3 ШШШ www.paradigma.science
2. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - №6. - 2002. - С. 37-43.
3. Попова С.А. Особенности организации исследовательской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т. 1, С.135-138