Научная статья на тему 'Организация учебно-исследовательской деятельности по экологии'

Организация учебно-исследовательской деятельности по экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е С. Черданцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-исследовательской деятельности по экологии»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ

Е. С. Черданцева, преподаватель ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»

Экологическое образование надо рассматривать как неотъемлемую часть общей культуры и биологического образования личности.

Курс «Экологические основы природопользования» направлен на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

В настоящее время многие студенты не имеют объективного представления об экологических проблемах и поэтому нуждаются в оказании помощи в формировании мировоззренческого мышления, необходимого для понимания сущности и закономерностей развития экологии.

Задачами изучения экологических основ природопользования являются:

• практическое владение системными знаниями о взаимодействии природы и общества;

• знание альтернативных способов разрешения экологических проблем;

• знание путей предотвращения нежелательных последствий антропогенных влияний на природу;

• усвоение основных терминов и законов экологии;

• формирование умений и навыков у студентов на основе полученных экологических знаний;

• развитие интереса у студентов к дисциплине и стимулирование их познавательной активности.

Основными принципами преподавания экологических основ природопользования, направленными на формирование экологического образа мышления, являются:

• необходимость опираться на факты, статистические данные и природоохранную деятельность разных экологических организаций;

• сообщение новейшей информации о сегодняшнем состоянии окружающей среды;

• преодоление устаревших представлений по важнейшим экологическим параметрам среды обитания;

• развитие современного творческого экологического мышления;

• анализ реального состояния экологической ситуации в России и результатов природоохранной деятельности;

• ознакомление студентов с практической деятельностью экологических международных организаций (Гринпис, WWF, МСОП, ООН, ЮНЕП) и региональных (Кузбасс-Экро, ИнЭкА).

• выявление взаимосвязи экологической и антропогенной деятельности.

Большую роль в воспитании экологической культуры студентов играет живое общение с природой, всестороннее и массовое непрерывное экологическое образование, проводимое в различных активных формах, затрагивающих ум и душу каждого человека.

С этой целью в 2008 году в ГОУ СПО НТЭТ была разработана программа элективного курса «ЭкоТуризм». Программа не только углубляет естественно-научные знания студентов, но и является мощным фактором воспитания у них глубокого чувства любви к родному краю. В летнее время работа объединения не приостанавливается, она продолжается. Исследования природы осуществляются во время проведения многодневных походов в Кузнецкий Алатау. Студенты знакомятся с различными природными объектами и явлениями; осваивают элементы работы в полевых условиях, совершенствуют навыки проведения наблюдений; изучают различные виды природопользования, характерные для данной местности; приобретают опыт оценки влияния деятельности человека на природу, а также навыки экологически грамотного поведения в природной среде.

Экологическая исследовательская деятельность студентов техникума служит средством формирования осознанного отношения к окружающей среде. Опыт полевых практик показывает, что наблюдения в природе развивают студентов умственно и физически, дают им много полезных сведений, радостных переживаний, повышают интерес к познанию тайн природы, облегчают усвоение учебного материала и прохождение общеобразовательной программы.

Ценность исследовательской деятельности заключается в том, что студенты и преподаватель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Для каждого важно научиться строить свою работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности.

Студенты проводят исследования под руководством преподавателя, поэтому можно рассматривать их деятельность как взаимосвязанную, направленную на решение совместно поставленных задач. Конечным результатом исследовательской деятельности является подготовка проектов, которые впоследствии студенты защищают на областных конференциях, выступая с докладами.

Внедрение данного курса в образовательный процесс позволит не только в значительной мере расширить и углубить экологические знания студентов, но и вывести их на более высокий уровень познавательной деятельности, а также сформировать творческую активность, что в конечном итоге способствует более полной самореализации личности студента. Помимо этого, такое активное взаимодействие с природой позволит укрепить физическое здоровье, сформировать эстетические чувства, обогатить эмоциональный настрой души. Походы не только способствуют становлению экологической культуры, но и формируют исследовательские умения.

Исследовательский метод приучает студентов работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом и развивает у них критический подход к источникам информации,

интерес к предмету, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности и является наиболее перспективным для развития личности. Формирующиеся исследовательские умения способствуют развитию у студентов коммуникативных навыков и таких личностных качеств, как наблюдательность, внимательность, самостоятельность, бережное отношение к природе. В целом использование исследовательской деятельности в образовательном процессе — весьма эффективный инструмент, стимулирующий развитие у студентов интеллекта, творческих способностей, необходимых навыков, при условии учета индивидуальных их особенностей и склонностей.

В дальнейшем на базе элективного курса «ЭкоТуризм» планируется создать экологическое движение «Экодом» из студентов-доброволь-цев. Основными видами деятельности движения станут: сбор сепарированного мусора; забота о бездомных животных; определение загрязнения среды обитания, уровня антропогенного воздействия с помощью фенотипических биоиндикаторов (по качеству пыльцы, частотам встречаемости фенов белого клевера). Это позволит повысить понимание студентами зависимости состояния здоровья человека и хозяйственной деятельности от качества окружающей среды.

Результатом интенсивного обучающего процесса является рост экологической культуры студентов, их информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования.

1. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования/Э. А Арустамов, И. В Левакова, Н. В Баркалова. — Москва: НТК Дашков и К, 2010. — 389 с.

2. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды.— Москва: Аспект- Пресс, 2011. — 271 с.

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. — Москва: Народное образование, 2012. — 236 с.

4. Трушина Т. П. Экологические основы природопользования. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.— 249 с.

5. Колесников С. И. Экологические основы природопользования. — Москва: Март, 2010. — 313 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.