Научная статья на тему 'Эколого-туристские программы для школьников и будущих инструкторов'

Эколого-туристские программы для школьников и будущих инструкторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА / ПРОФИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ECO-TOURISM / ADDITIONAL EDUCATION / TUTORIAL / PROFILE ELECTIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикалина Лариса Глебовна, Дзятковская Елена Николаевна

В статье представлена характеристика обучающих программ, реализующих дополнительное экологическое и здоровьесберегающее образование детей, а также подготовку будущих инструкторов экотуризма в условиях круглогодичного туристского визит-центра на побережье озера Байкал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикалина Лариса Глебовна, Дзятковская Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological and tourist programs for schoolchildren and future instructors

The article contains a description of the training programs, implementing additional environmental and health-education of children, as well as the training of future trainers of ecotourism in a year tourist visitor center on the coast of Lake Baikal.

Текст научной работы на тему «Эколого-туристские программы для школьников и будущих инструкторов»

Примечания

1. Рогозянский А. Б. «Педагогика в зеркале современности» http://nravbogoslovie.orthodoxy.ru/bib.files/ped-sovr.htm

2. Там же; Дыкман Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь?.. Взрослые и дети: воспитание в гармонии - Изд. 4-е, доп. и расшир. -Санкт-Петербург: Деметра. 2012. - 288 с.

3. Бондаренко Л. И., Перов В. Ю. Основы светской этики. 4-5 кл., -М., 2010. - 63с.; Штайнер Р. Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека: Воспитание детей и подростков. Восемь лекций, прочит. в Дорнахе с 15 по 22 апр. 1923 г., с тремя ответами на вопр. и вступ. словом к эвритмистам : [Пер. с нем.] - М., Парсифаль, 1997.

4. Ильин И. А. О России. Три речи. http://modernlib.ru/books/ Шп_^ап_ aleksandrovich/o_rossii_tri_rechi/read_1

5. Штайнер Р. Указ. соч.

6. Штайнер Р. Указ. соч.; Бондаренко Л. И., Перов В. Ю. Указ. соч.

7. Штайнер Р. Указ. соч.; Березка: Методическое руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп Межрегиональной общественной организации «Содружество педагогов вальдорфских детских садов». - М., «evidentis», 2014. - 112 с., ил.

8. Березка: Методическое руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп Межрегиональной общественной организации «Содружество педагогов вальдорфских детских садов».

УДК 374.1; 371.84; 379.83/.84; 331.548

Л. Г. Чикалина, Е. Н. Дзятковская

ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И БУДУЩИХ ИНСТРУКТОРОВ

В статье представлена характеристика обучающих программ, реализующих дополнительное экологическое и здоровьесберегающее образование детей, а также подготовку будущих инструкторов экотуризма в условиях круглогодичного туристского визит-центра на побережье озера Байкал.

The article contains a description of the training programs, implementing additional environmental and health-education of children, as well as the training of future trainers of ecotourism in a year tourist visitor center on the coast of Lake Baikal.

Ключевые слова: экологический туризм, дополнительное образование, обучающая программа, профильный элективный курс.

Keywords: eco-tourism, additional education, tutorial, profile elective course.

Общество требует от системы образования воспитать личность, способную реализовать свой индивидуальный творческий потенциал, эффективно работать в коллективе, совместно решать задачи улучшения качества окружающей среды. Личность, умеющую оценивать собственные возможности и способную к социализации и культуротворчеству.

Мы, решая эту непростую задачу в режиме стационарного лагеря экологического туризма на берегу Байкала, на протяжении 18 лет ведем эколого-оздоровительное обучение и воспитание школьников. Такая форма дополнительного образования потребовала от нас разработать качественно новые обучающие программы, которые повышают общий уровень экологической культуры учащихся, обучают способам самодиагностики и приемам саморегуляции. В данной публикации представляем вниманию читателей программу «ЭкоБайкал», которую можно реализовать в полевых условиях. Этот ее вариант учитывает возрастные особенности детей, содержит необходимый базовый уровень экологических знаний и систему формирования здорового образа жизни. Программа мотивирует на освоение экологической грамотности и развитие своей экологической культуры на примере антропоэкосистемы «человек - окружающая его среда». Этот модельный объект позволяет выявить особенности проявления всех законов экологии на уровне собственного организма, связать глобальное не просто с локальным, но и личностным, учит выявлять всеобщие связи человека с окружающим его миром.

Программа «ЭкоБайкал» развивает креативное, логическое и рефлексивное мышление. Как показал опыт, эколого-оздоровитель-ное образование имеет сильное опосредованное влияние на семейное воспитание и способствует общекультурному, личностному и интеллектуальному развитию школьников.

Известно, что экологически сообразному здоровому образу жизни трудно научить теоретически, но можно успешно его прожить. Десятки школьников, обучаясь в нашей школе, стали эколо-

гами, биологами, медиками и просто гармоничными, успешными в жизни людьми. Летний лагерь обогащает опытом самостоятельной жизни, учит ребенка ответственности за себя и за других людей. Многолетний опыт авторов свидетельствует о том, что эффект пребывания в таком лагере в течение 12-14 дней можно приравнять к годовому учебному курсу благодаря технологии погружения. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту и занятиям в стационаре. При этом рекреация и обучение вовсе не исключают друг друга, а способствуют непринужденному усвоению информации, ценных ориента-ций и идеалов, норм поведения в природном окружении [1]. Отдых детей, в нашем случае, - это не изоляция от информационной и физической нагрузок, а лишь умело подобранная их система.

Главное принципиальное отличие наших программ - их «внутренняя гибкость» при хорошей «внешней структуре». Обучение всегда начинается с адаптивно-диагностического блока, который имеет целью определить психофизиологические и личностные особенности школьника, по которым, образно выражаясь, будут «отливаться» форма и содержание учебного курса на последующих занятиях. Дальнейшие шаги направляются по пути превращения ребенка из объекта в субъект собственной реабилитации. На заключительном этапе ребенок избирает свой способ и строит свою программу развития и оздоровления.

Диагностика производится по методике Е. Н. Дзятковской «Психоэмоциональный след» [2]. Эта методика является одновременно и инструментом реализации обратной связи «ребенок -взрослый»: после похода, занятия или какого-либо мероприятия можно оперативно определить его психофизиологическую «цену», оценить психоэмоциональное состояние школьников.

Один день в лагере - это ступенька к самосовершенствованию. Заранее, соответственно программе, объявляется символ дня. После пробуждения дети пьют размороженную байкальскую воду. Во время часа здоровья (это обычно на поляне, у реки или на берегу Байкала) после получасовой комплексной зарядки ведется беседа, целью которой является пробудить жажду получения новой информации, научения, приобретения опыта. Завтрак проходит под музыку. Обычно к традиционным блюдам добавляются проростки пшеницы и съедобные дикие травы. Планерка - это время отчета и анализа служб за прошедший день. Прежде всего, акцент делается

на достижение положительных результатов, высказываются пути решения возникших проблем. Информационно-аналитическая служба сообщает о главных мероприятиях предстоящего дня.

Первое занятие проходит с 10.00 до 13.00 в стационарных условиях или на площадках экологических троп. До и после обеда имеется 1-2 часа для работы в службе. Полдник, на котором предлагается овсяный напиток, напиток курунга или компот с травами, собирает всех на практические занятия (творческое проектирование, экскурсия, экологический практикум). Перед ужином 1 час дети готовят информационно-развлекательную программу. За час до сна пьют успокаивающий травяной чай с чабрецом, сходятся у костра на вечерний огонек. По кругу каждый коротко говорит о том, что он узнал за день, чему научился, благодарит тех, кто ему в этот день помог. Руководители подводят итоги дня, и традиционно поются любимые песни.

Программа составлена для трех возрастных периодов.

1 ступень: 5-6-е классы изучают свойства окружающей среды и учатся в ходе эколого-проектного творчества моделировать для себя экологически безопасную среду при помощи различных художественных средств: цвета, мелодии, ароматов, пластики тела, художественного слова и др. В процессе творчества дети побеждают свои страхи, преодолевают коммуникативные барьеры. За основу взята программа Д. К. Дзятковского и Е. Н. Дзятковской «Экологический дизайн» для 5-6-х классов [3].

2 ступень: 7-8-е классы осмысливают многообразие биотических факторов и их роль в саморегуляции биогеоценозов. Эта информация готовит их к обладанию искусством общения между собой. На этой ступени много походов, экскурсий с учетом возрастных особенностей.

3 ступень: 9-10 класс. Школьники философски осмысливают роль человека в биосфере, разрабатывают стратегический проект самоусовершенствования. Старшеклассники, получившие статус инструкторов, проводят занятия с младшими школьниками и организуют вечерние программы в стационаре.

Каждая ступень при различном содержании имеет III этапа: I - адаптации и самодиагностики, на котором собирается информация для формирования дальнейшей программы; II - основной этап, который содержит адаптированный к возрасту этой группы информационный материал; III - это анализ приобретенных зна-

ний, разработка собственной программы самооздоровления, оформление творческих и исследовательских проектов и, наконец, это подведение итогов сезона, вручение дипломов и призов.

Что мы наблюдаем на протяжении нескольких лет? Дети овладевают навыками саморегуляции, экологического мышления «я-среда», разрабатывают для себя программу самооздоровления, используя все полученные знания, выбирают для себя оптимальные способы переработки информации; заметно повышается социальная адаптация (быстро находят для себя дело в группе сверстников) благодаря опыту работы в службе.

Эту программу может использовать для комплексного воспитания, экологического образования и оздоровления классный руководитель, руководитель спецкурса учреждения дополнительного образования.

Один из важных аспектов развития экологического туризма в Байкальском регионе - это подготовка квалифицированных кадров, которые, предпочтительно, должны быть коренными жителями соответствующего района. Работники сферы туризма должны владеть полной информацией по природным объектам и природным явлениям на территориях, владеть знаниями здоровьесбережения, иметь навыки по доступному и интересному изложению этой информации [4].

В этих целях нами был разработан элективный профильной курс для школьников 9-11-х классов и студентов колледжей и вузов.

Цель курса - осуществить профильную подготовку учащихся по экологическому туризму на уровне средней школы, колледжа, вуза и реализация его в условиях экологического лагеря, на практике, воспроизводя типичные вида деятельности в этой области.

Задачи:

• дать учащимся представление о деятельности в сфере туризма; о роли и месте экотуризма в туристском бизнесе;

• сформировать знания о видах и формах экотуризма; освоить основные технологии в экотуризме;

• создать условия для приобретения первичного опыта по менеджменту и маркетингу в экологическом туризме.

Структура курса имеет четыре блока.

Адаптивно-диагностический блок. На 1-2-м уроках школьники заполняют вводную анкету, проходят профориентационное тестирование, психофизиологическую диагностику. Проводятся адап-

тивные тренинги с целью формирования гармоничных групп (25 человек).

Информационный блок. Содержит необходимый теоретический материал данной ступени по экологическому туризму.

Темы курса

Туризм. Основные виды деятельности в туризме. Мировые эколого-туристские ресурсы. Байкал как объект экотуризма.

История становления экологического туризма. Негативные последствия развития массового туризма.

Экологическое образование и просвещение на тропах природы.

Виды и формы экологического туризма.

Организация экологических туров на Байкале.

Экологические тропы на Байкале. Технологии в экотуризме. Особенности конного туризма.

Анимация в экотуризме.

Маркетинг в экотуризме. Специальность маркетолога.

Состояние и перспективы развития экологического туризма в России и в Байкальском регионе.

Менеджмент в экотуризме. Специальность менеджера.

Блок «Проективное творчество» включает в себя занятия по проективному творчеству, освоению приёмов экологического дизайна при оформлении информационных щитов на экологических тропах, разработку экологических маршрутов.

Блок «Анимация» предполагает экскурсии, игры, тренинги, развлекательные мероприятия, которые знакомят с формами и методами анимации в экологическом туризме.

Деятельностная проба проводится во время каникул в условиях экологического лагеря, она представлена 16-35 часами (2-5-710 дней) и предполагает знакомство с основными специальностями туристского оперейтинга: менеджер, технолог и аниматор.

Обучение и проба профессиональной деятельности осуществляются по трём модулям.

Модуль «Технология экотуризма» предполагает организацию походов по побережью озера Байкал. На маршруте организуются экологические исследования, ведутся описание и паспортизация туристско-экологических маршрутов, осуществляются природоохранные мероприятия.

Элективный курс по экологическому туризму Теоретический курс

I ступень 9-10-е классы (20 часов)

Задачи:

- презентовать сферу экотуризма,

- познакомить с профессиями в туризме,

- определить склонности к профессиональной деятельности.

Содержание:

◦ про фориентационная диагностика;

◦ профессиональная деятельность в туризм е;

◦ особенности экологического туризма;

◦ Байкал - перспективный объект эколог ического туризма.

Базовые профессиональные навыки:

◦ Адаптация в новой информационной среде ◦ Коммуникативные навыки ◦ Нахождение оптимального способа решения проблемы

Личностные качества:

■ Адекватная самооценка

◦ Самоорганизация

◦ Ответственность ◦ Креативность

◦ Целенаправленность

Школьники знакомятся с технологиями основных видов экологического туризма: туризм на ООПТ, эколого-этнографический туризм, природно-познавательный, спортивно-оздоровительный, пешеходный, конный, велосипедный и водные круизы.

В процессе обучения и деятельностных проб школьники получают знания: основ экологии, современных проблем окружающей среды и усваивают экологическую терминологию; приобретают умения и навыки: организовывать экологические маршруты, ведения мониторинга, проектной деятельности в экотуризме; а также развивают психологические качества технолога экологического туризма: наблюдательность, аналитические способности, ассоциативность мышления и толерантность.

В ходе деловых ролевых игр учащиеся осваивают профессиональные требования и пробуют выполнять функциональные обязанности инструктора-проводника.

Модуль «Анимация в экотуризме» предполагает деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. В ходе анимационной деятельности школьники овладевают анимационным мастерством: умением со-

ставить интересную анимационную программу, соответствующую потребностям и запросам потребителя.

Участвуя в деловых ролевых играх, учащиеся пробуют комплектовать группы и проводят экскурсии.

Деятельностная проба в условиях экологического лагеря _(16-35 часов) _

9-10-е классы Модули 11-е классы, студенты I-II курсов

* Профориентационные игровые упражнения * Методика конструирования и моделирования КТД в экотуризме Анимация в экотуризме * Тренинги на профессиональные стереотипы * Анимационные программы в экотуризме

* Экологические тропы * Проектная деятельность в экотуризме * Природоохранные мероприятия * Исследовательская деятельность в туризме Технологии в экотуризме * Разработка тура по экологическому туризму * Технологии основных видов экотуризма * Технология конного туризма

* Сфера деятельности менеджера и маркетолога в экоту-ризме * Освоение профессиональных навыков менеджера службы Менеджмент и маркетинг в экотуризме * Структура менеджмента в ЛЭЛ * Деловая игра «Школа менеджера» * Маркетинговые исследования в экотуризме

Модуль «Менеджмент и маркетинг в экотуризме» предполагает проектную деятельность по менеджменту и маркетингу, а также практическую деятельность в деловых ролевых играх. Учащиеся приобретают навыки и развивают умения налаживать деловые контакты, учатся четко выражать свои мысли, быстро и точно подыскивать аргументы, ликвидировать конфликтные ситуации, пробуют обеспечивать взаимодействие команд аниматоров и технологов. С психолого-педагогической точки зрения такая модель профильной подготовки более естественна и эффективна для учащихся 9-10-х классов и студентов I—II курсов, так как в основе лежат апробация разных видов деятельности, активные формы и методы получения знаний, а также формирование экологического мировоззрения будущего специалиста в области экологического туризма.

Примечания

1. Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма. М. : Академия, 2011. 256 с.

2. Дзятковская Е. Н., Нодельман В. И., Востротина З. И. Здоровье и образование : монография. Иркутск : ИГУ, 1998. 320 с.

3. Дзятковский Д. К., Дзятковская Е. Н. Экологический дизайн. Программа для уч-ся 5-6 классов. Иркутск : ИГПУ, 2002. 44 с.

4. Сергеева Т. К. Экологический туризм : учебник. М. : Финансы и статистика, 2004. 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.