Бондаренко Т.А. Шиенкова А.С.
Организация связей с общественностью как одно из направлений формирования авторитета ОВД
Авторитет органов внутренних дел - влияние, общепризнанное значение, одна из форм проявления власти, а также не обусловленная принуждением способность социальной организации направлять чувства, мысли и действия других людей. Поскольку, по мнению Е.В. Филатовой, «использование связей с общественностью в рамках государственных структур может стать механизмом плодотворного взаимодействия власти и общества на основе конструктивного диалога для совместного разрешения конфликтов, противоречий» [4, с. 1], мы полагаем, что одним из направлений формирования авторитета органов внутренних дел является организация связей с общественностью. По определению Н.В. Сазонова, связи с общественностью - это «социальный институт, одна из функций управления социальными процессами, обеспечивающая гармонизацию общественных отношений и создание благоприятной среды субъектам социального взаимодействия, специальных норм, требований, а также применения особых коммуникативных технологий» [3, с. 4].
В концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск сформулированы основные направления взаимодействия ОВД с органами государственной власти, общественными объединениями и религиозными организациями. Согласно этой концепции, главной целью развития системы МВД России является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Среди задач, необходимых для достижения этой цели, основой является налаживание на новой основе взаимодействия с населением.
Широкая демократизация нашего общества выдвигает на первый план в деятельности органов внутренних дел правоохранительную функцию и перемещает основную нагрузку в борьбе с правонарушениями в область превентивных мер. Предупреждение противоправных действий и обеспечение общественной безопасности является многоаспектной проблемой, для решения которой недостаточно усилий одних только органов внутренних дел. Поэтому в настоящее время вполне оправданным является активизация участия населения в охране правопорядка. Особое значение при этом придается совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел именно с общественными объединениями.
В нашей стране существует богатый опыт взаимодействия ОВД с общественностью, но в условиях реформирования всех сфер общественной жизни обращаться к историческому опыту следует с большой критичностью. Современные условия жизни диктуют необходимость адаптации традиционных форм взаимодействия с населением (народные дружины, внештатные сотрудники и т.д.), и поиск новых форм взаимодействия с общественностью: объединение в группы граждан, проживающих в определенном районе (домовые комитеты), привлечение к охране общественного порядка казачьих обществ, частных охранных предприятий и т.д. [1, с. 17].
Жизнь и практика ставят перед органами внутренних дел новые задачи: сохранить и укрепить национальную систему обеспечения правопорядка при опоре на широкие массы населения, исходя из этого, определить роль и место правоохранительных органов государства, постепенно перейти к паритетным социальным отношениям в обществе. Совершенствование деятельности органов внутренних дел сегодня связано с преодолением негативных тенденций отсутствия необходимой поддержки населения, утратой многих позиций и опоры в милицейской работе на общественные формирования.
Сегодня многое потеряно в системе профилактики правонарушений на основе партнерских отношений между населением и органами внутренних дел. С момента отмены в 1995 году законодательных актов о деятельности добровольных народных дружин и ряда других общественных формирований их количество значительно сократилось. Сохранилась лишь треть пунктов охраны общественного порядка. Согласно общероссийскому опросу граждан о деятельности органов внутренних дел, проведенному в конце 2003 года Всероссийским центром изучения общественного мнения, 71 % граждан считают себя обязанными помогать правоохранительным органам, но реально готовы оказывать практическое содействие только 12 %, при чем 54 % готовы делать это за деньги и лишь 29 % - бесплатно [6].
В последние два года отмечается тенденция роста численности добровольных народных дружин, в 50 регионах приняты законодательные акты субъектов Российской Федерации по регулированию их деятельности. Задачи общественных объединений правоохранительной направленности могут быть определены как «оказание содействия органам внутренних дел в их деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к любым
антиобщественным проявлениям. Деятельность общественных объединений в первую очередь может способствовать локализации таких негативных социальных явлений, как хулиганство, алкоголизм, бродяжничество, попрошайничество, предупреждению бытовых преступлений» [2, с. 10—11].
Наиболее тесное взаимодействие с населением осуществляют такие службы, как подразделения патрульно-постовой службы милиции в процессе охраны правопорядка в общественных местах, участковые уполномоченные милиции - с населением по вопросам профилактики правонарушений на обслуживаемой ими территории; сотрудники лицензионно-разрешительной службы - с коллективами частных охранных предприятий, а также организаций, имеющих огнестрельное оружие; подразделения вневедомственной охраны - с коллективами объектов, которые они охраняют по договорам. В то же время необходимо отметить, что возможности населения в помощи органам внутренних дел пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, так как нет механизма поддержки социальных инициатив.
По нашему мнению, основными формами взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в правоохранительной сфере являются: планирование совместных мероприятий; обучение и инструктаж представителей общественных объединений формам и методам охраны правопорядка; взаимная информированность о проводимых мероприятиях в области охраны общественного порядка; совместное патрулирование улиц; обеспечение оперативного руководства в проводимых совместно с общественностью мероприятиях по охране правопорядка; обмен положительным опытом работы по предупреждению правонарушений; совместные мероприятия по правовой пропаганде.
Многообразие форм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями условно можно разделить на четыре вида: 1) координационные формы, направленные на активизацию совместной деятельности - предполагают определение общих задач и направлений коллективной деятельности в области охраны правопорядка; 2) организационно-структурные формы - это формы, с помощью которых происходит интеграция усилий сотрудничающих сторон, составляются планы совместной деятельности, происходит подбор и обучение представителей общественных объединений; 3) информационно-аналитическая форма предполагает обобщение, анализ и распространение опыта совместной деятельности органов внутренних дел и общественности в правоохранительной сфере; 4) пропагандистская форма взаимодействия заключается в освещении повседневной деятельности органов внутренних дел, формировании позитивного образа сотрудника милиции, информировании о результатах совместной работы ОВД и общественных объединений.
Сегодня необходимо последовательно, задействовав все гражданские институты, обеспечить наступательную борьбу с организованной преступностью, создать заслон терроризму и экстремизму, другим видам противоправной деятельности, и в этом направлении уже ведется активная работа. Так, МВД РФ подготовило и представило в Государственную думу проект закона «Об участии граждан в охране общественного порядка». В Министерстве внутренних дел России надеются на скорейшее рассмотрение этой законодательной инициативы, так как принятие это закона позволит поддерживать общественный порядок совместными усилиями на более качественном уровне.
В настоящее время в России действует более 37 тысяч общественных объединений правоохранительной направленности, 18 тысяч народных и тысяча казачьих дружин, общая численность добровольных помощников милиции составляет около 328 тысяч человек. В 2004 году при участии населения было задержано более 16 тысяч преступников и 347 тысяч человек за административные правонарушения.
На территории Дальневосточного федерального округа в настоящее время действуют 2 463 общественных формирований, взаимодействующих с органами внутренних дел в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, в том числе 536 народных и 38 казачьих дружин, 401 общественный пункт охраны порядка. К сожалению, далеко не все религиозные организации взаимодействуют с правоохранительными органами. Продолжается тесное взаимодействие правоохранительных органов с Русской православной церковью. Так, в феврале 2005 года в УВД Магаданской области состоялось подписание соглашения о сотрудничестве Магаданской епархии и областного УВД. По предложению епископа Магаданского и Синегорского Гурия за управлением Магаданской области закреплен представитель церкви - отец Андрей. По решению руководства УВД в системе служебной подготовки он проводит занятия по вопросам православия. Раз в неделю в молельной комнате отец Андрей проводит службу для верующих сотрудников.
В настоящее время ГУ МВД России по ДФО, во взаимодействии с МВД, УВД субъектов округа, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. «О совершенствовании деятельности по возрождению российского казачества», о взаимодействии казачьих обществ с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по антитеррористической деятельности реализуется комплекс мероприятий по возрождению общественных формирований правоохранительной направленности, организации взаимодействия деятельности милиции общественной безопасности с общественными объединениями, в том числе с казачьими формированиями в вопросах
профилактики преступлений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, противодействия экстремизму и терроризму. В соответствии с Положением о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе», казачьи формирования вносят определенный вклад в обеспечение правопорядка на территории округа.
Так, на территории ДФО казачьи формирования задействовались в совместных рейдах при проведении оперативно-профилактических операций «Биоресурсы», «Путина» и «Блокпост». Члены казачьих формирований принимают участие в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий, оказывают помощь участковым уполномоченным милиции в выявлении и раскрытии преступлений и правонарушений на административных участках, активно участвуют в охране лесных массивов. Казачьи дружины оказывают помощь в основном при проведении праздничных мероприятий, организации работы детских оздоровительных лагерей, в период организации и проведения выборов.
Несомненно, организация связей с общественностью способствует формированию авторитета ОВД в социуме, о чем свидетельствуют результаты опросов общественного мнения в ДФО [5, с. 77].
Литература
1. Взаимодействие правоохранительных органов с населением в антитеррористической деятельности // Профессионал. 2001. № 6.
2. Першуткин Н.И. Совершенствование деятельности службы общественной безопасности МВД России в рамках концепции ее развития // Вестник МВД России. 2002. № 4.
3. Сазонов Н.В. Система связей с общественностью как механизм управления социальной средой: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2002.
4. Филатова Е.В. Проблемы функционирования системы связей с общественностью в российских органах власти: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2003.
5. Шиенкова А.С., Бондаренко Т.А. Проблемы взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в правоохранительной сфере // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном регионе: Матер. междун. науч.-практ. конф. 18-19 мая 2005 года. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2005.
6. Щит и меч. 2004. № 9.