УДК 316.453 У-74
Усатов Сергей Валентинович
заместитель начальника отдела кадров Краснодарского университета МВД России тел. (918) 492-65-26
Взаимодействие государственных органов России с казачьими объединениями при поддержании общественного порядка
Аннотация:
Статья посвящена одной из актуальных для социологической науки тем становления институтов гражданского общества в современной России. К ним автор справедливо относит казачьи формирования как активных субъектов становления социального порядка в обществе. В статье определяются цели взаимодействия органов государственной власти с казачьими формированиями, задачи, посредством которых будут реализованы эти цели.
Ключевые слова: казачество, казачьи формирования, институты гражданского общества, органы государственной власти, общественные объединения, средства массовой информации, уличная преступность.
В настоящее время существуют эффективные формы совместной деятельности государственных органов России и граждан по охране правопорядка. В первую очередь это добровольные казачьи объединения, в том числе молодежные. Таких формирований в стране насчитывается более 34 тыс., и в них задействованы 350 тыс. человек - это серьезная сила, благодаря которой ежегодно только предотвращаются десятки тысяч преступлений и сотни тысяч правонарушений [1, с. 27].
Главными целями взаимодействия государственных органов России с общественными казачьими объединениями являются [2]:
- создание эффективных механизмов взаимодействия с общественными объединениями, обеспечивающими успешное выполнение возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (ВВ) МВД России задач;
- проведение в ОВД и ВВ МВД России согласованной политики в области формирования у населения объективной оценки деятельности Министерства и создание положительного образа сотрудника
192
органов внутренних дел, военнослужащего внутренних войск, федерального государственного служащего;
- распространение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, разъяснение государственной политики в сфере внутренних дел;
- повышение уровня взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России.
Реализация поставленных целей осуществляется решением следующих задач:
- своевременным и объективным информированием граждан о государственной политике в сфере внутренних дел, а также о предпринимаемых МВД России мерах по повышению эффективности борьбы с преступностью;
- созданием адаптированного к современным социальным условиям механизма взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России с общественными объединениями, деятельность которых направлена на формирование правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции;
- разработкой критериев информационной открытости органов внутренних дел и внутренних войск МВД России и дальнейшим их совершенствованием;
- разработкой комплекса мер как на федеральном, так и на региональном уровне по организации обратной связи, повышением взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России через общественные объединения;
- участием в разработке организационно-правовых механизмов доступа граждан к открытой информации о деятельности МВД России;
- формированием открытых информационных ресурсов, повышением эффективности их применения;
- использованием возможностей сети государственных образовательных и научных учреждений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников пресс-служб, подразделений информации и общественных связей системы МВД России, осуществляющих взаимодействие со СМИ и общественными объединениями;
- воспитанием у населения активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений.
Например, невозможно представить работу полиции Израиля без добровольцев [3, с. 4]. С 1974 г. добровольцы задействованы во всех подразделениях действующей полиции: это и вертолетные
подразделения, пограничная полиция, поиск людей, снайперы, уголовный розыск, дорожная полиция, подразделение водолазов. В 1999 г. в стране создано Управление по работе с общественностью, и на данный момент в добровольцах числится около 72 тыс. человек, причем треть составляют женщины, многие известные люди страны являются добровольцами.
В соответствии с Концепцией совершенствования взаимодействия МВД России со средствами массовой информации (СМИ) и общественными объединениями на 2005-2008 гг., утвержденной приказом МВД России № 718-2005 г., необходимо создание эффективных механизмов взаимодействия МВД России с общественными объединениями. Для создания адаптированного к современным социальным условиям механизма взаимодействия ОВД с общественными объединениями следует детально рассмотреть виды общественных объединений.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм [4]: 1) общественная организация; 2) общественное движение; 3) общественный фонд; 4) общественное учреждение; 5) орган общественной самодеятельности; 6) политическая партия [5].
На наш взгляд, ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82 «Об общественных объединениях» ограничивает перечень общественных объединений, в то время как их значительно больше. Например, общественными объединениями являются также:
- религиозные объединения [6]. Следует отметить, что создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается;
- национальные диаспоры;
- общественные организации правоохранительной направленности и другие.
Общественные объединения могут быть и в самой системе органов внутренних дел. Они представляют собой самостоятельные добровольные объединения сотрудников, содействующие их творческой активности в интересах укрепления законности и обеспечения правопорядка. Они являются самоуправляемыми, создаются по инициативе сотрудников и основаны на общем интересе к определенной сфере жизни.
Все общественные объединения строят свою деятельность на основе законов и иных правовых актов. Они призваны реализовать самостоятельность, инициативу и творческую активность людей (применительно к ОВД - в деле совершенствования правопорядка) в
194
формировании необходимых профессиональных качеств; в укреплении нравственного здоровья коллективов, социальной защищенности сотрудников, формировании общественного мнения относительно социальной жизни.
Общественные объединения можно классифицировать по следующим основаниям: происхождению и назначению; организационному строению; направлению деятельности и характеру интереса.
В зависимости от происхождения и назначения общественные институты делятся на две большие группы: 1) общественные объединения, созданные в рамках Министерства внутренних дел и предназначенные только для органов внутренних дел; 2) общественные организации, представляющие собой отделения, филиалы общереспубликанских организаций.
По организационному строению общественные объединения можно классифицировать на:
1. Массовые общественные организации (профсоюзы, ассоциации, фонды, ветеранские организации, спортивные федерации и другие). Они создаются по инициативе общественности на началах добровольного членства. В управлении делами данных организаций, в реформировании органов и контроле за их деятельностью участвуют непосредственно или через своих представителей все члены соответствующих организаций. Массовые общественные организации имеют выборные органы и действуют на основе своих уставов.
2. Самостоятельные представительские организации (офицерские собрания, женские советы, общества автолюбителей, советы воинов-интернационалистов, чернобыльцев и другие) избираются из числа сотрудников и членов их семей и действуют на основе соответствующих положений. Состав самостоятельных общественных организаций периодически обновляется и пополняется в порядке их выборов соответствующими коллективами. Их деятельность связана с теми коллективами, которые их избрали, они подотчетны этим коллективам. Для них характерны устойчивые внутриорганизационные связи.
3. Внештатные органы общественного содействия (советы наставников, суды чести, комиссии по изобретательству и рационализации, советы клубов, библиотек, музеев, уголков и комнат истории и другие).
В зависимости от характера интереса и направления деятельности общественные структуры можно разделить на объединения социальной, религиозной, профессиональной, культурно-воспита-тельной и физкультурно-спортивной направленности.
Формы взаимодействия с общественностью как внутри системы, так и за ее пределами могут быть самыми разнообразными. Прежде всего необходимо помнить, что взаимодействие как управленческая функция зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой социальные системы.
Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в следующих формах [7, с. 15]: а) непосредственная реализация гражданами своих прав по защите от противоправных посягательств; б) содействие органам внутренних дел в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений; в) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел; г) участие в деятельности общественного пункта охраны порядка; д) оказание иной помощи органам внутренних дел в формах, не запрещенных законодательством. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в следующих формах: а) членство или участие в деятельности общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел; б) работа в составе добровольной народной дружины (ДНД).
В нашей стране накоплен достаточно большой опыт взаимодействия органов внутренних дел, внутренних войск и общественности. Однако возникают все новые и новые проблемы, требующие совместного разрешения, а именно:
1. Взаимодействие с различными конфессиями по предотвращению межнациональных конфликтов.
2. Профилактика уличной преступности и роль ДНД.
3. Взаимодействие ОВД и различных политических образований в регионе по обеспечению общественного порядка.
4. Информационное обеспечение - одна из форм взаимодействия МВД России с общественностью.
5. Роль общественности в улучшении социальных условий сотрудников ОВД.
6. Проблемы кадрового «дефицита» и роль общественности в его уменьшении.
7. Общественные организации в органах внутренних дел. Опыт работы по направлениям: административное, социальное, культур-но-массовое, физкультурно-спортивное, клубное и другие.
Условиями, необходимыми для установления тесного взаимодействия с общественными организациями как внутри ОВД, так и за его пределами, являются:
196
- определение сфер взаимодействия, проблем, возникающих в них, роли и места ОВД и общественности в их решении;
- определение целей и задач взаимодействия в этих сферах (областях, направлениях);
- принятие совместных решений по организации взаимодействия, определение форм, методов, средств и т.д.;
- официальное оформление этих решений (подготовка уставов, положений, решений, договоров и другие);
- подготовка совместных программ, планов работы по взаимодействию;
- совместная работа по реализации плановых мероприятий и участие в проведении внеплановых мероприятий (в случае изменения обстановки в регионе);
- контроль со стороны обеих заинтересованных сторон с анализом всей деятельности;
- широкое освещение результатов взаимодействия в СМИ, пропагандистская работа среди населения;
- постоянное совершенствование форм и методов совместной деятельности.
В настоящее время в России практически отсутствует федеральное законодательство, регламентирующее возможность участия граждан в оказании содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. В ряде субъектов Российской Федерации (РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления, стремясь восполнить возникший пробел в федеральном законодательстве, уже приняли свои нормативные акты для возрождения деятельности общественных формирований правоохранительной направленности [7]. В ряде регионов народные дружины по охране общественного порядка, народные дружины по охране государственной границы, казачьи формирования, другие общественные формирования правоохранительной направленности активно работают, оказывают неоценимую помощь правоохранительным органам, дополнительно являясь и своеобразной формой гражданского контроля за деятельностью правоохранительных органов со стороны населения.
Например, 28 марта 2001 г. был принят Закон Москвы № 9 «Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка», 26 июня 2002 г. - Закон Москвы № 73, регулирующий полномочия Московской городской народной дружины, а также 10 декабря 2003 г. - Закон Москвы № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в г. Москве», постановление Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. № 237-ПП «Положение об общественных пунктах охраны порядка в г. Москве». Но поскольку вопросы обеспечения правопорядка отне-
сены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, указанные нормативные акты не могут обеспечить достаточного правового регулирования в данной сфере. В других регионах именно отсутствие федерального законодательства рассматривается органами государственной власти как основное препятствие к принятию соответствующих правовых актов.
Федеральным Собранием РФ, начиная с 1997 г., неоднократно принимались меры к разработке и принятию Федерального закона «Об участии граждан РФ в охране общественного порядка». Государственная Дума 27 января 1999 г. приняла Федеральный закон «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка», который был одобрен Советом Федерации 18 февраля 1999 г., однако Президент Российской Федерации 4 марта 1999 г. отклонил Закон с мотивировкой, что отдельные его положения не соответствуют нормам Конституции РФ, противоречат ряду федеральных законов, что создает реальную возможность нарушения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией. Представленный Федеральный закон не содержал четкого разграничения функций, задач, полномочий и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, с одной стороны, и граждан и их коллективных формирований - с другой. 16 апреля 1999 г. Государственная Дума отклонила Закон в редакции Президента Российской Федерации и в ранее принятой редакции, а 16 марта 2001 г. по мотивам нецелесообразности сняла его с дальнейшего рассмотрения.
Таким образом, принятие ряда законов и подзаконных актов по регулированию взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями как одним из главных каналов связи государства с населением может существенно облегчить решение целого комплекса задач, стоящих перед системой МВД России. При этом рассмотренное в данной статье взаимодействие должно осуществляться на основе принципов законности, системности, прогнозирования, профессионализма, патриотизма и объективности.
Ссылки:
1. Милиция и общество: проблемы взаимодействия // Офицеры. 2006. № 2 (22).
2. Концепция совершенствования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы. Утв. приказом МВД России № 718 от 05.09.2005 г.
3. Полицейское братство. 2006. № 2.
4. Об общественных объединениях: Федеральный закон от
198
19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.
5. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ.
6. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ.
7. Вавилов С.В. «Народная дружина»: прошлое или будущее? //Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: Материалы «круглого стола» 27 января 2006 года в Академии управления МВД России. М., 2006.