Научная статья на тему 'Организация социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности'

Организация социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности»

спецификой содержания и организации образовательновоспитательного процесса в социальных учреждениях различного типа им предлагается провести социальные акции на базе учреждений среднего общего образования, социальных приютов для детей и подростков, учреждений интернатного типа.

Предложенная логика способствует формированию у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности, а также развитию профессиональной рефлексии и систематизации полученного опыта.

Т.В. Козырева ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение к научным трудам В.И. Ленина,

A.Ф. Лосева, Р. Оуэна, А.К. Шубина, а также анализ исследовательских работ Т.Ф. Асафовой, Т.Д. Базаровой, З.А. Базарбаевой, Н.В. Белобородова,

B.В. Дрозиной, С.Л. Дербичевой, А.Р. Клочко,

Э.А. Куруленко и других позволили нам установить, что феномен социального творчества активно изучался в философии, политологии, социологии и рассматривался в непосредственной связи с социальными отношениями. Рассмотрев многоаспектность подходов к проблеме «социального творчества» мы смогли сделать вывод о том, что социальное творчество направлено на общественные отношения и выражается в специфическом способе жизнедеятельности определенного сообщества. На основе этого мы определяем социальное творчество как деятельность по преобразованию окружающей среды через социальное взаимодействие людей, в результате которой происходит освоение и присвоение индивидом ценностных ориентаций и социальных установок.

Наиболее ярким периодом выражения социального творчества является студенческий возраст. Социальное творчество, как таковое, основывается на потребностях молодых людей в самореализации, самоутверждении, достижении, поиске смысла жизни и групповой принадлежности. Стихийное социальное творчество является фактором социализации студентов, причем может быть как позитивно направленным, так и негативным, деструктивно-разрушительным. Конкретными формами проявления социального творчества являются общественно-политическая деятельность молодежи, социальные акции, а также молодежные субкультуры, секты и прочее. Для организации социального творчества, способствующего духовно-ценностной ориентации студента вуза, необходимо обеспечить диалектику общественной и

личностной значимости социального творчества, организации и самоорганизации совместной деятельности.

Одной из важных сфер организации социального воспитания студентов вуза является внеаудиторная деятельность, которая предоставляет студенту наибольшее число степеней свободы и обладает большими возможностями для самореализации молодого человека.

Нам кажется, что наиболее эффективной формой организации внеаудиторной деятельности студентов вуза является модель социального воспитания «студия», описанная в работах Б.В. Куприянова. Автор утверждает, что именно студия помогает создать условия, позволяющие молодому человеку актуализировать собственную потребность в соответствующих знаниях, стимулирует постоянное соотнесение получаемых знаний с собственными целями и ценностями. Понятие «студия» и принцип студийности используется целым рядом авторов (В.И. Козловский, Б.Р. Лившиц, О.П. Медведева,

В.П. Остривной, Е.Ю. Пономарева, Н.Е. Самсонова и др.). Интересно то, что ключевой проблемой многих работ, посвященных рассмотрению модели социального воспитания «студия», становится проблема развития творчества воспитанников.

Исторически сложившаяся особенность студийной деятельности заключалась в том, что исполнители-непрофессионалы, работая совместно с лидером-профессионалом, получали возможность научиться и учились, вырабатывали навыки профессиональной деятельности, будучи заинтересованными в конечном положительном результате обучения и труда. Такая совместная деятельность способствовала созданию базы для появления профессионального трудового коллектива,

© Т.В Козырева, 2007

37

профессионального общения, основанного на необходимости выхода в совместную деятельность или доказательства своего профессионального кредо. Однако студия - не просто трудовой, профессионально подготовленный коллектив. В силу личностноориентированного характера образования, межсубъектных отношений, творческих контактов студия становится творческой мастерской, моделью пространства для творческого саморазвития личности, со своими специфичными межличностными отношениями. Именно эти внутристудийные отношения создают условия, при которых становится возможным самовыражение и педагога, и ребенка как равного среди равных (творчество без возраста).

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, модель социального воспитания «студия» можно охарактеризовать при помощи нескольких компонентов.

Совместная творческая деятельность участников объединения. «Совместность» подразумевает, что мы рассматриваем студию как творческий коллектив, который сочетает в своей деятельности учебные, экспериментальные и производственные задачи, а также коллектив единомышленников, связанных определенным мировоззрением, единством идейно-художественных принципов.

Совместная творческая деятельность

предполагает повседневную работу участников объединения над общим проектом. Событиями в жизни объединения являются выезды и показы (концерты, спектакли, представления-конкурсы, пленэры). В жизни студенческих театральных студий, студенческих театров большую роль играют спектакли, концерты.

Жизнедеятельность студии четко ограничена работой над определенными совместными художественными проектами (спектаклями,

концертными программами и т.п.) и зависит от времени их существования. В этом смысле активность взаимодействия в студии пульсирует: подъем -кульминация (премьера) - рутина показов - спад.

Следующая характеристика «студии» основывается на том, что вся деятельность в объединении по содержанию направлена на создание новых нетрадиционных художественных форм. Часто практикуются эксперименты, многократные попытки решить творческую задачу различными способами, использовать нетрадиционные средства. В студии единый эталон не декларируется, хотя дается

информация о стандартах и канонах (мастер может предлагать образцы и варианты своего творческого решения проекта или модели наравне с учениками). Это приводит ребят к необходимости обеспечить свой творческий рост, обрести личностные смыслы в совместной деятельности. Благодаря тому, что в студии создается ситуация выбора студийцами вариантов творческого решения, оптимально соответствующего их взглядам, потребностям, способностям, и дается возможность овладения различными способами и средствами выразительности, основывается и развивается их творческий опыт. В таком процессе создания собственного опыта каждый участник студии имеет возможность осуществлять поиск индивидуального пути самовыражения и самоопределения, рассчитывая на понимание, поддержку и сотрудничество.

Немаловажную роль в жизни студий играет процесс демонстрации полученных результатов творчества. Это возможность продемонстрировать результаты овладения студийцами актерским мастерством, сценическим движением и т.п. Спектакли и концерты студенческих театральных коллективов обеспечивают праздники во многих учреждениях (в общеобразовательных школах, в центрах и школах дополнительного образования детей, в домах -интернатах для детей, в реабилитационных центрах для инвалидов и т.д.), являясь воспитательным событием в жизни детей и взрослых.

Несмотря на то, что, прежде всего в студии, ценится талант участника объединения, критерием успеха выступает хороший отзыв авторитетного ценителя, мастера. Отсюда важным условием функционирования рассматриваемой модели являются отношения межу педагогом-мастером и воспитанниками.

В процессе общения педагога и воспитанника происходит передача сложнейших видов деятельности и мышления, что позволяет последнему достигать очень высокого уровня мастерства. Одна из задач студийного педагога - помочь ребенку в поиске образа «Я» и дать ему попробовать себя в разных областях деятельности. Еще одна задача, стоящая перед педагогом в таком объединении заражать воспитанников своими идеями, сподвигагь студийцев на новые, творческие проекты. Кроме этого, задача педагога - созидать отношения сотрудничества.

Все выше сказанное позволяет нам сделать вывод о том, что студия - не просто коллектив, внутри нее

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

создается среда сотворчества педагога и воспитанников. Студия становится моделью пространства творческого саморазвития личности, со своими специфичными межличностными отношениями. Именно эти внутристудийные отношения и являются психолого-педагогическими условиями, при которых становится возможным самоопределение воспитанника, происходит развитие инициативного, способного к конкретной социальной деятельности человека.

Еще одна важная характеристика «студии» -специфическая атмосфера. Она характеризуется высокой степенью собственной внутренней свободы участников сообщества, понижению значения официальной стороны отношений,

раскрепощенностью. Система отношений в таком объединении ближе к демократической, здесь преобладает теплый микроклимат, способствующий раскрепощению сознания. Главными и необходимыми составляющими студийной атмосферы являются: признание ценности каждой личности, принятие индивидуальных особенностей человека; отсутствие оценивания («право на ошибку»); отказ от стремления к формально выраженному результату; творческое восприятие идей, событий и друг друга; эмоциональная взаимоподдержка в сочетании с осознаванием происходящего.

Однако представленная модель «студия» была разработана для учреждений дополнительного образования детей. Поэтому применительно к воспитательной работе со студентами, необходимо выделить такие специфические характеристики, которые исходят из:

- особенностей вуза как воспитательной организации;

- возраста студентов и их социального статуса.

Особенности студийной модели применительно к

организации внеаудиторной деятельности студентов вуза заключаются в следующем:

1. Студийная деятельность в рамках университета всегда носит ярко выраженный характер совместности. Молодой человек подсознательно стремится попасть в группу интересных для него людей для совместного проведения свободного от учебы времени, естественно и его стремление в получении положительных эмоций от этого процесса взаимодействия.

2. Нередко источником идеи, инициатором проекта в студенческой студии может являться не только педагог, но и любой участник творческого объединения.

Молодой человек творчески активен, инициативен - он стремится проявить себя в различных сферах жизни, получить в процессе собственной деятельности как можно больший социальный опыт. Кроме того, очень велико желание молодого человека быть авторитетом, контролировать деятельность других людей, руководить группой, пусть и не очень большой, но где Он будет «мастером».

3. Следующая особенность студийной модели в рамках вуза напрямую связана с предыдущей. В роли «мастера» в студии может выступать не только педагог, но и студент (естественно, при наличии необходимого опыта и знаний). Отсюда же следует правило преемственности (смены ролей), любой молодой человек может стать «мастером» для других участников студии (при этом целью руководителя становится и воспитание достойной смены).

4. Студия для студентов - это не только творчество и интересное общение в кругу единомышленников, это определенный компонент профессиональной деятельности. В процессе работы в объединении любой студиец получает необходимые навыки организации группы, взаимодействия с людьми, совместной деятельности, направленной на создание конкретного, обдуманного продукта. Когда студент становится мастером студии, он выполняет роль руководителя, педагога.

5. В вузе (в отличие от студии в учреждении дополнительного образования) деятельность студента не ограничивает, и ни в коем случае не исключает участие молодого человека в объединениях разных по интересам и направлениям деятельности. Он может принимать активное участие в художественноэстетической студии (вокал, танец, рисование и т.д.), быть отличным спортсменом, и в то же время участвовать в научных студенческих конференциях. Причем этот процесс может продолжаться довольно длительное время в отличие от студии в УДО, где ребенку очень трудно сочетать различные направления деятельности.

6. В вузе студия может создаваться как для длительного функционирования, так и для решения конкретной задачи. Объединение может не работать весь год, а потом начать свою работу ради создания конкретного общего продукта. При этом студенты в моменты затишья все равно будут общаться с участниками объединения, а может быть даже работать в других творческих группах. Жизнедеятельность вновь созданной студии четко ограничена работой над

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика • Спецвыпуск, 2007

39

Подготовка специалистов социального воспитания молодежи

определенными совместными проектами (спектаклями, концертными программами и т.п.). В студиях длительного функционирования активность взаимодействия участников пульсирует: подъем (процесс подготовки, репетиции и т.д.) - кульминация (премьера) - спад (момент относительного затишья). Такие студии обычно ведут свою работу в течение всего учебного года, и каждый новый цикл деятельности связан с созданием и реализацией нового проекта.

Студийная деятельность позволяет построить организацию воспитательного процесса средствами и способами социального творчества, посредством влияния творчески развитого субъекта на среду жизнедеятельности. Можно говорить о том, что в объединениях и учреждениях, соответствующих модели «студия», происходит активное стимулирование

Самодеятельности и творческой активности по мере совершенствования мастерства воспитанников, накопления ими знаний и умений, обретения самостоятельности в творческом созидании, авторском исполнении. Студийные объединения студентов во внеаудиторной деятельности должны существовать не только ради обучения участников объединения и результата, а и ради общения, самоутверждения, творческого процесса, направленного на получение не только личного, но и признанного обществом результата, что очень важно для молодых людей в студенческом возрасте. Таким образом, именно студия и студийная деятельность создают условия, максимально соответствующие и необходимые для самостановления, самообразования, самодостраивания, творческого саморазвития личности молодого человека.

Т.Л. Крюкова ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В наших исследованиях психологии совладающего поведения оно определяется как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации,через осознанные стратегии действий (Крюкова Т.Л., 2004, 2005). Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Нами доказано, что совладающее поведение является поведением субъекта. К критериям совладения как поведения субъекта относятся его осознанность как отличие данного вида поведения от поведения реактивного и защитного, целенаправленность и конролируемость, способствующие решению задачи, проблемы; неразрывная связанность с трудной (стрессовой) ситуацией, изменение в процессе развития ситуации адекватность ситуации и моменту времени (своевременность) и регуляция уровня стресса; принадлежность групповому субъеюу или социальнопсихологическая обусловленность совладания; возможность обучения этому виду поведения, подготовка, «закаливание» перед жизненными

трудностями.

Везде, где происходит развитие субъекта, происходит и процесс выбора, проверки и приобретения им навыков совладающего поведения. Однако в ряде случаев людям требуется профессиональная помощь, чтобы по-новому увидеть свое собственное поведение (получить инсайт) или улучшить эмоциональную саморегуляцию в трудных жизненных ситуациях, развить, приобрести новые, адекватные меняющейся ситуации способы, стратегии совладания с трудностями. Помощь заключается в направленном формировании продуктивных навыков совладающего поведения в трудной ситуации. В этом состоит одна из важных задач деятельности педагогов, психологов, социальных работников, врачей, психотерапевтов и других специалистов помогающих профессий, сопровождающих адаптационные процессы личности и группы.

На кафедре социальной психологии ИПП КГУ разработан ряд специальных учебных практикоориентированных курсов, обучающих студентов пониманию социальных и иных стрессов и умениям оказывать помощь людям в трудных жизненных ситуациях.

Мы строим свои программы и ведем обучение,

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© ТЛ. Крюкова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.