Научная статья на тему 'Организация социального проектирования обучающихся в рамках требований ФГОС'

Организация социального проектирования обучающихся в рамках требований ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SOCIAL DESIGN / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюмина Юлия Николаевна

В статье рассмотрены теоретические и практические особенности социального проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of social engineering students in the framework of the requirements of FGES

The article deals with the theoretical and practical aspects of social engineering

Текст научной работы на тему «Организация социального проектирования обучающихся в рамках требований ФГОС»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

УДК 37.013.42

Ю.Н. Рюмина, г. Шадринск

Организация социального проектирования обучающихся в рамках требований ФГОС

В статье рассмотрены теоретические и практические особенности социального проектирования.

Проектирование, социальное проектирование, педагогическое сопровождение

YU.N. Ryumina, Shadrinsk

Organization of social engineering students in the framework of the

requirements of FGES

The article deals with the theoretical and practical aspects of social engineering

Keywords: design, social design, pedagogical support

С введением ФГОС в образование (не только в профессиональное, но и общее) проектная деятельность обучающихся (школьников, студентов) становится все более актуальной в современной педагогике. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Поэтому проектная деятельность как интеллектуальное творчество стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Особый интерес в профессиональной подготовке работников сферы образования (социальной и других сфер) представляет технология социального проектирования.

Объясняется это тем, что социальное проектирование является как научной, так и практической деятельностью по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается прежде всего социологии, социальной работы (социономии), социальной философии,

социальной педагогики, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов. Как элемент системы образования социальное проектирование является еще и учебной дисциплиной, связанной с изучением методологии и технологии проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов.

Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия.

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

По К.М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс.

Процесс создания проекта принято называть проектированием. Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперед. Дословно он означает процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлении. Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Дж. К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).

Существуют различные виды проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. В настоящее время наряду с традиционными видами складываются новые самостоятельные направления проектирования - человеко-машинных систем, экологическое, инженерно-психологическое и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой - с планированием и другими функциями управления.

Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление новых сложных задач в сфере экономики, культуры, социальной сферы, градостроительства, дизайна среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование как

разновидность социальных технологий. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры: противоречивость социального объекта; многовекторность развития социального объекта; невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость); многофакторность бытия социального объекта; наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта; субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования; факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта [1].

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием» [2].

То есть проектирование предполагает конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта; приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели; координацию составных частей или отдельных действий для получения необходимого результата.

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.

Итак, социальное проектирование - это научно-практическая деятельность, нацеленная на диагностику актуальных и перспективных социальных проблем, выработку ресурсно обеспеченных оптимальных вариантов их решения. Это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего.

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект (О.П. Гришакина).

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. В отличие от

пробы социальная практика представляет собой процесс освоения, отработки социальных навыков и познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной. И наконец, социальный проект - наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. В образовательном процессе организуются все составляющие социального проектирования. Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным - практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным - проект.

Социальное проектирование - это цельное комплексное явление, и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики - проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности - преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия [2]. В проблемном поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы. Так, объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

- социальные явления (например, «социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

- социальные отношения (например, отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

- социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

- социальная среда (например, ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).

Что же является предметом социального проектирования или что проектируется? В.А. Луков в качестве такого предмета видит ценности.

Ценности трактуются и как наиболее общие ориентиры в постижении, оценке, освоении и преобразовании мира, и как достаточно конкретные значения вещей, свойств, отношений, с которыми имеет дело человек и которые для него по тем или иным причинам особенно важны. В данном случае второе понимание ближе к социальным проектам, поскольку они не могут не быть конкретными. Ценность, таким образом, здесь то, что значимо для человека, для сообществ, организаций. Не всякий раз создание ценности означает появление чего-то совершенно нового. Нередко создание ценности идет по пути модернизации той, что уже есть, или сохранения имеющейся ценности в изменившейся среде [3].

Организация проектной деятельности обучающихся предполагает определение ее не только как научно-исследовательской, но и как учебной деятельности.

Исследовательская деятельность - деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Как учебная деятельность социальное проектирование выстраивается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность всех его участников по получению образовательной продукции, направленной на изменение количественных и качественных показателей результатов образования.

Организация социального проектирования, например, в школе способствует формированию у обучающихся универсальных («независимых» от конкретного предметного содержания) учебных действий, «умений учиться». Это совокупность способов, приемов, которыми пользуется ученик для решения учебной задачи: личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования; действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, и др.), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные (умения, думать, анализировать, приниматься за дело и пр.).

В соответствии с вышеизложенным организация проектной деятельности студентов вуза должна носить целенаправленный характер, как при подготовке учителей-предметников, так и в процессе подготовки социальных педагогов, педагогов-психологов, организаторов воспитательной работы.

Социальное проектирование в вузе способно развивать и формировать у студентов как общекультурные, так и профессиональные компетенции. Так, в Федеральном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» указываются в ряду прочих такие компетенции как:

- способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

- готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПКПП-9);

- способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности учащегося, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4), и др.

Социальное проектирование - научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового,

что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Структура технологии проектирования отражает алгоритм человеческой деятельности: идея; концепция; программа; механизм реализации; деятельность. Данные элементы тесно взаимосвязаны. В соответствии с данной логикой выстраиваются этапы социального проектирования. Этапы проектирования определяются как система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта.

На всех этапах проектной деятельности необходимо осуществлять целенаправленное педагогическое сопровождение. Педагогическое сопровождение деятельности и развития личности студента в условиях вуза - сложная, методически обеспеченная совокупность личностно-ориентированных педагогических методов, приемов и адекватных средств, содействующих реализации возможностей личности в деятельности по выбору и предполагающих вероятностный результат в становлении субъектного смыслового пространства личности, формой организации которого является саморазвитие (Викулина М.А.).

Подготовительный или вводный (погружение в проект) предполагает: выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта); определение цели, формулирование задач; формирование проектных групп, распределение в них обязанностей; выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.); утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы; установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

На поисково-исследовательском этапе организуется: определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы; организационно-консультационные занятия; промежуточные отчеты студентов, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

Трансляционно-оформительский этап включает: предзащиту проекта; доработку проекта с учетом замечаний и предложений; подготовку к публичной защите проекта и пр.

На заключительном этапе осуществляется публичная защита проекта (если необходимо), подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Но на этом социальное проектирование может быть не окончено. Если предполагается организации работы по реализации проекта. Реализация социального проекта полностью зависит от того, насколько успешно мы провели подготовительные работы, т. е. насколько концептуально осмыслен проект, концепцию переведена в планы работ, финансирования и ресурсного обеспечения и оценена жизнеспособность проекта. Если все основные этапы разработки проекта пройдены, то необходимо приступить к его реализации.

Здесь важно организовать управление (мониторинг, контроль, корректировка, завершение работ и ликвидация) проектом.

Мониторинг позволяет осуществлять сравнения заданных и фактических данных, касающихся планирования проекта и его осуществления. Его можно определить как непрерывный и методичный процесс сбора данных и информации в течение всего жизненного цикла проекта. Назначение мониторинга состоит в следующем:

- обеспечить контроль, чтобы работы выполнялись согласно плану проекта;

- улучшить выполнение проекта;

- определить, когда нужно быстро адаптировать проект, особенно в условиях кризиса и нестабильности;

- служить источником информации для оценки;

- обеспечить информацию для обоснования необходимости изменить стратегию и программы (особенно мониторинг ситуации).

В технологии управления проектами осуществляются следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Его назначение - заранее проверить, насколько проект обеспечен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кадровое обеспечение. Текущий контроль позволяет контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. Показатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проекта его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, качеству. При завершении работ стоит задача дать интегральную оценку того, что достигнуто при реализации проекта в целом. С этой целью проводится заключительный контроль.

Потребность в корректировке проекта по мере его осуществления известна всем, кто практически осуществлял тот или иной проект. Нередко такая корректировка ведется в авральном порядке, без необходимого обеспечения и ведет к расшатыванию тщательно разработанного первоначального плана. Между тем, корректировка проекта должна быть осознана не как стихийное бедствие, а как непременное условие успешной его реализации. В этой связи сформировались механизмы мониторинговых исследований, которые сопровождают проект с начала его реализации.

В завершающей стадии должна быть произведена формальная ликвидация проекта, что предполагает действия по прекращению всех вытекающих из него прав и обязательств (без их перехода в порядке правопреемства к другим лицам).

Таким образом, социальное проектирование как предметно-практическая деятельность выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов. Как элемент системы образования социальное проектирование является еще и учебной дисциплиной, связанной с изучением методологии и технологии проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов. В этом смысле оно открывает большие возможности формирования ключевых компетенций будущего специалиста в сфере образования и социальной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2005. - 288 с.

2. Курбатов, В.И. Социальное проектирование : учеб. пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. -

Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 416 с.

3. Луков, В.А. Социальное проектирование : учеб. пособие / В.А. Луков. - М. : Изд-во Моск. гуманит.-соц. акад. : Флинта, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.