УДК 378.096
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS THE RESULT OF RESEARCH AND PRACTICE COOPERATION WITH EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SAMARA REGION
© 2017
Е.Г. Нелюбина
Самарский государственный социально-педагогический университет
(Россия, Самара)
E.G. Nelyubina Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)
Научно-практическое взаимодействие образовательных учреждений позволяет реализовать комплексные цели и задачи в области педагогики и психологии, в частности в сфере осуществления средового подхода к обучению студентов. В процессе сотрудничества как комплексного явлении все его участники имеют положительные результаты. В статье рассмотрен опыт взаимодействия трех образовательных организаций Самарской области: ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», ГБОУ ДПО ЦПК «Кинельский Ресурсный центр» Самарской области и ГБОУ ДПО ЦПК «Сергиевский Ресурсный центр» Самарской области. Сотрудничество организаций может осуществляться в более чем 20 направлениях деятельности: создание банка педагогического опыта, проведение совместных конкурсов различного уровня, рецензирование рабочих программ преподавателей, публикация научно-методических работ и т.д. В рамках сотрудничества данных организаций формируются психолого-педагогические и социальные условия, способствующие развитию и формированию профессиональных компетенций студентов. Участие студентов во всех совместных мероприятиях, проводимых и организуемых в рамках сотрудничества способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей как субъектов образовательной среды, которые живут в современных условиях глобализации и являются всесторонне развитыми, творческими личностями.
The research and practice interaction of educational institutions is the form that allows setting complex goals and tasks in the field of pedagogy and psychology, in particular in the implementation of the environment approach to student learning. When considering the process of cooperation as a complex phenomenon, it should be noted that all participants in such interaction have benefits from this process. In our work, the experience of interaction between the three educational organizations of the Samara region - FSBEI HE «Samara State University of Social Sciences and Education», SBEI FVEI CTC «Kinel Resource Center» of the Samara Region and SBEI FVEI CTC «Sergievsky Resource Center» of the Samara Region. Cooperation of organizations can be carried out in more than 20 aspects - sharing teaching experience, holding joint competitions of various levels, reviewing the working programs of teachers, publishing scientific and methodological works, etc. Within the framework of cooperation of these organizations, psychological, pedagogical and social conditions are formed that promote the development of students' professional competencies. Participation of students in all the events, organized as part of cooperation, contributes to the development of future teachers' professional competencies, and the students act as subjects of the educational environment that live in the modern conditions of globalization and are well-rounded and creative.
Ключевые слова: образовательная среда вуза; сотрудничество; образовательные организации; дуальность; взаимодействие; деятельность; компетенции.
Keywords: the educational environment of the university; cooperation; educational organizations; duality; interaction; activity; competencies.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей школе осуществляется в контексте современных образовательных тенденций, а именно:
• массового характера образования и его непрерывности;
• ориентации образования на нововведения;
• учета специфики будущей профессиональной деятельности.
Подготовка современного учителя направлена не только на овладение им знаниями, умениями и навыками, но и на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности в социуме [1; 2; 3].
Ориентация системы высшего образования на формирование профессиональной компетентности будущих учителей требует создания образовательной среды, побуждающей к реализации стратегических целей и задач развития образования [4; 5].
Высшая школа способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей как субъектов образовательной среды, которые живут в современных условиях глобализации и являются всесторонне развитыми, творческими личностями.
Развитие образовательной среды [6] в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением в практику работы инновационных педагогических технологий, с проектированием современного содержания образования, профориентацией, увеличением объема самостоятельной работы студентов [7], с выполнением ими творческих и проблемных заданий и т.п.
Понятия «образовательная среда» имеет различные толкования с психолого-педагогической точки зрения, с управленческой позиции, с позиции административной. Многие ученые педагоги, психологи, методисты (В.А. Ясвин [8], И.Л. Ва-сюков [9], Е.В. Драгалина-Черная [9], В.Д. Долгоруков [9], Е.Ю. Коржова [10], Г.В. Семенова [10], М.С. Волохонская [10], К. Норберг-Шульц [11], П.Ф. Лес-гафт [12] и др.) занимались изучением структуры, особенностей развития и формирования образовательной среды. Нам важно остановиться на структурных компонентах образовательной среды [13, 14, 15], к которым мы относим: учебно-информационную среду, состоящую из организации учебного процесса, технологий обучения, методов преподавания и др.; социальную среду (профессорско-преподавательский состав вуза, административный аппарат, социальный статус студентов); материальную среду, в которой считаем необходимым выделить техническую оснащенность вуза, эстетическое оформление помещений, условия проживания и др.; последний компонент - это субъективные характеристики участников образовательного процесса, т.е. способы межсубъектного взаимодействия, восприятие среды и др.
На рисунке 1 представлена структура описанного комплексного подхода к пониманию образовательной среды.
Рис. 1. Взаимосвязь структурных компонентов образовательной среды вуза
Единство образовательной среды вуза обусловливается общей целью и взаимосвязанным функционированием организации, обеспечиваемым взаимодействием структурных элементов между собой и с окружающими средами (образовательной средой региона, профессиональной средой). Особенность средового подхода заключается именно в том, что он позволяет системно учесть все факторы, оказывающие влияние на становление и развитие учащегося в образовательном процессе [6; 16; 17; 18].
Мы предлагаем рассматривать возможности взаимодействия вуза и образовательных учреждений как элемент или как платформу социально-образовательной среды вуза.
В условиях постоянного совершенствования нормативно-правовых документов, образовательного и воспитательного процесса, внедрения современных образовательных технологий обучения необходима консультационная, методическая и практическая помощь преподавателей вузов и методистов учителям-практикам, однако помощь нужна и студентам педагогических вузов в апробации приобретенных навыков и развитии профессиональных компетенций, необходимы базы для проведения занятий на основе принципа дуальности. [19; 20]
Необходимо отметить, что на территории Самарской области создана система ресурсных центров, в которых работают квалифицированные кадры, способные оказывать необходимую помощь учителям-предметникам. Однако для более полного удовлетворения потребностей учителей в сфере нововведений целесообразно использовать консультационную помощь преподавателей вузов, особенно педагогических. В свою очередь, учителя и методисты могут предоставить студентам возможность проведения педагогических исследований, апробации методических материалов и накопление опыта педагогической деятельности.
В рамках осуществления своей деятельности коллектив кафедры химии, географии и методики их преподавания СГСПУ на протяжении последних пяти лет осуществляет взаимодействие с двумя образовательными организациями Самар-
ской области - ГБОУ ДПО ЦПК «Кинель-ский Ресурсный центр» Самарской области и ГБОУ ДПО ЦПК «Сергиевский Ресурсный центр» Самарской области.
Взаимодействие образовательных учреждений на примере системы «Ресурсный центр - вуз» осуществляется по следующим направлениям:
• организация научно-практических окружных семинаров для учителей,
• проведение мастер-классов,
• участие преподавателей в качестве членов жюри и экспертов в конкурсах,
• проведение совместных конкурсов различного уровня,
• рецензирование рабочих программ преподавателей,
• публикация научно-методических работ,
• проведение совместных конференций различного уровня,
• научно-методическое сопровождение программ внеурочной деятельности,
• создание банка педагогического опыта,
• тренинги по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии,
• курсы повышения квалификации с учителями,
• областной фестиваль педагогов, работающих с одаренными детьми с участием детей и демонстрацией их достижений «Изумруды» и др.
В рамках взаимодействия трех образовательных учреждений студентам, обучающимся на кафедре химии, географии и методики их преподавания, предоставляется возможность реализовать себя одновременно в нескольких ролях: будущего учителя, научного деятеля, исследователя, рецензента и т.д.
Так, на базе ГБОУ СОШ «Лидер» г.о. Кинель 25 марта 2016 г. состоялся областной научно-практический семинар по теме «Диссеминация опыта реализации профессионального стандарта педагога в режиме сетевого общения учителей-предметников», в работе которого приняли участие более 30 учителей области. Такие окружные семинары являются периодическим (1 раз в полгода). В основном программы семинаров разрабатывает и проводит их доцент Е.Г. Нелюбина, помощь оказывают студенты, выполняющие курсовые и выпускные квалификацион-
ные работы под руководством преподавателей кафедры химии, географии и методики их преподавания.
Совместно со студентами преподаватели кафедры химии, географии и методики их преподавания разработали три программы мастер-классов по следующим направлениям: «Экологическое воспитание на уроках химии», «Лингвистическая география как инновационное направление проектной деятельности в современном образовательном процессе», «Организация научно-исследовательской работы по химии». Все мастер-классы были проведены с учителями-предметниками, работавшими на территории Самарской области в 2015 и 2016 гг. Студенты, которые участвовали в данной работе, получили фактический материал для выполнения свой выпускной квалификационной работы.
Ежегодно студенты совместно с преподавателями кафедры химии, географии и методики их преподавания привлекаются в качестве членов экспертных комиссии и членов жюри на разнообразные конкурсы, конференции и олимпиады. Например, в октябре 2014 г. проходил областной конкурс творческих работ учащихся «Вырасти свой кристалл», в котором приняло участие более 70 работ из разных образовательных учреждений Самарской области. Наибольшее количество работ учащихся (всего 11 работ) было создано под руководством О.В. Петиной, учителя биологии и химии ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области. Студенты естественно-географического факультета принимали участие как непосредственно участники конкурса, а часть студентов выступила в роли экспертов.
Ученики под руководством учителей подготавливают работы для участия во всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ по естествознанию «Мир, в котором я живу». Многие из них становятся победителями и призерами. В 2017 г. данный конкурс проходил уже в 6 раз, на конкурс было представлено более 120 работ. Студенты естественно-географического факультета выступили в качестве помощников организаторов, консультантов, экспертов заочного тура.
В 2016 г. третий раз на территории Сергиевского района проводился областной фестиваль педагогов, работающих с
одаренными детьми с участием детей и демонстрацией их достижений «Изумруды», в котором самой многочисленной была команда экспертов и участников, представленная преподавателями и студентами естественно-географического факультета СГСПУ. Необходимо отметить, что в2016 г. студенты вуза представили проекты в сфере педагогики и методики и научные работы по химии, биологии и экологии.
Особое значение для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экология и природопользование» имеет международный конкурс «Экологический марафон XXI века». Он является стартовой площадкой для всех студентов 3 курса, обучающихся по вышеуказанному направлению, так как они, выполняя курсовую работу по дисциплине «Экологическое нормирование окружающей среды», получают возможность представить свои исследования на международном уровне, приняв участие в данном конкурсе.
Традиционной стало проведение в марте ежегодной международной научно-практической конференции «Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение», в которой принимают участие более 200 человек. Это мероприятие проводится совместно с образовательными учреждениями Самарской области, на конференции традиционно выступают ведущие учителя-практики, делятся своими наработкам студенты и преподаватели СГСПУ.
Преподаватели вуза совместно со студентами помогают проводить открытые занятия, консультируют по организации и проведению занятий в нетрадиционной форме, конечно же, осуществляют научно-методическое сопровождение программ внеурочной деятельности.
На кафедре химии, географии и методики их преподавания создан «банк педагогических идей», в частности, в нем представлена программа работы со школьниками «Юные исследовали», которую реализуют студенты 4 курса, обучающиеся по профилям «Биология» и «Химия». Программа направленна на профориентационное взаимодействие с учителями и школьниками. Школьники
приезжают в лаборатории кафедры химии, географии и методики их преподавания СГСПУ и совместно с учителями, студентами и преподавателями проводят исследования, ставят эксперименты и т.д.
Основным результатом считаем то, что студенты, магистранты, выпускники факультета имеют возможность сбора практического материала для своих педагогических исследований, что позволяет им развивать профессиональные компетенции, а также дает возможность выполнения психолого-педагогических и методических проектов, которые можно заявлять на всевозможных конкурсах и конференциях. Необходимо отметить, что такое взаимодействие между образовательными учреждениями позволяет обес-
печивать дуальность обучения, непосредственный контакт студентов с социальной и образовательной средой других образовательных учреждений, позволяет адаптироваться к современным условиям существования школы, для того чтобы, придя в нее после окончания вуза, не растеряться и быть готовым приступить к выполнению прямых обязанностей - быть учителем с большой буквы этого слова. Студентов и выпускников естественно-географического факультета СГСПУ очень часто приглашают для дальнейшего трудоустройства именно в те образовательные учреждения Самарской области, в которых они проявили себя на протяжении обучения в вузе.
•к к к
1. Кузнецова Г.В., Нелюбина Е.Г. Обобщение опыта реализации педагогических технологий в обучении химии // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение : сб. ст. V международ. науч.-практ. конф., посв. 120-летию со дня рождения к.х.н., зав. кафедрой химии, декана естественно-географического факультета Григория Михайловича Мазанко / отв. ред. Л.Г. Сафина. Самара: СГСПУ, 2015. С. 51-53.
2. Нелюбина Е.Г. О системе модернизации высшего педагогического образования // Актуальные вопросы вузовской науки. Вып. 10. Самара : Самарский ин-т управления, 2015. С. 201205.
3. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. 2015. №7. С. 881-885.
4. Нелюбина Е.Г., Сафина Л.Г. Управление учебной деятельностью студентов педагогического вуза с помощью информационно-коммуникативных технологий // Методологическая культура педагога: история и современность : мат-лы науч. конф. с международ. участием. Самара, 2008. С.184-188.
5. Нелюбина Е.Г., Сафина Л.Г. Формирование компетентности в области информационных технологий будущих учителей и готовности к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности // Методологическая культура педагога: история и современность : матер. науч. конф. с междунар. участием. Самара, 2008. С. 188-192.
6. Корчак Я. Педагогическое наследие. М. : Педагогика, 1991. 272 с.
7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М. : Народное образование, 2000. 352 с.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 368 с.
9. Васюков И.Л., Драгалина-Черная Е.В., Долгоруков В.Д. Lógica Ludiera: Аспекты теоретико-игровой семантики и прагматики. СПб. : Алетейя, 2014. 362 с.
10. Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности : учебно-методическое пособие к практическим занятиям. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: АНО «ИПП», 2009. 178 с.
11. Норберг-Шульц К. Жизнь имеет место //Архитектон : известия вузов. 2012. № 39 Приложение. URL : http://archvuz.ru/2012_33/16
12. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М. : Педагогика, 1991.
176 с.
13. Сборник упражнений для развития ключевых компетенций / сост. А.Н. Азовкина, Т.Д. Ануфриева и др. Иркутск, 2003. 84 с.
14. Хуторский А. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. №5. С. 55-61.
15. Nelyubina E.G., Safina L.G., Bobkova E.Y., Korobejnikova E.V., Melysheva E.P. Integra-tive-project model of environmental education in the training system of the students // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т.6. №S1. С. 249-255.
16. Нелюбина Е.Г. Диссеминация педагогического и методического опыта работы кафедры химии, географии и методики их преподавания ПГСГА // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение : сб. ст. V международ. науч.-практ. конф., посв. 120-летию со дня рождения к.х.н., зав. каф. химии, декана естественно-географического факультета Григория Михайловича Мазанко / отв. ред. Л.Г. Сафина. Самара, ПГСГА, 2015. С. 66-70.
17. Нелюбина Е.Г., Самарина Е.С. Научно-исследовательская деятельность школьников по химии: проблемы и перспективы // Самарский научный вестник. 2013. №2(3). С. 42-43.
18. Нелюбина Е.Г., Сафина Л.Г., Кузнецова Г.В. Современные педагогические технологии обучения химии : учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов, а также учителей химии. Самара : СГСПУ, 2016. 220 с.
19. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» . URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 4.02.2015).
20. Харламова Т.М. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического университета // Успехи современного естествознания. 2008. №2. С. 80-82.