Библиографический список
1. Абакумова Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся: На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2004.
2. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников. Роль художественных музеев в эстетическом восприятии школьников. Москва: Советский художник, 1975: 65 - 111.
3. Козловская М.А. Педагогические условия развития художественного восприятия подростков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2012.
4. Ерков С.А. Развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства в 5, 6 классах средней общеобразовательной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
5. Хабаху А.Г Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием (на примере занятий учебным рисунком в системе подготовки художника-педагога). Диссертация . кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
6. Чумичева РМ. Ребенок в мире культуры. Москва: Просвещение, 1992.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Москва: Педагогика, 2001.
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2002.
9. Психологические методы. Available at: http://www.yapsiholog.ru/psihologicheskie_metody/
10. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Москва: Политиздат, 1991.
11. Дружинин В.Н. Психология творчества. Психологический журнал. 2005; Т. 26, № 5: 101 - 110.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
References
1. Abakumova E.V. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya: Na materiale detskih hudozhestvennyh shkolishkoliskusstv RespublikiAdygeya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2004.
2. Yusov B.P. Vospriyatie iskusstva i vozrastnye osobennosti shkol'nikov. Rol'hudozhestvennyh muzeev v 'esteticheskom vospriyatii shkol'nikov. Moskva: Sovetskij hudozhnik, 1975: 65 - 111.
3. Kozlovskaya M.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya hudozhestvennogo vospriyatiya podrostkov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2012.
4. Erkov S.A. Razvitie hudozhestvennogo vospriyatiya proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva na urokah izobrazitel'nogo iskusstva v 5, 6 klassah srednej obscheobrazovatel'noj shkoly. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
5. Habahu A.G. Formirovanie znanij, umenij i navykov v ovladenii pedagogicheskim risovaniem (na primere zanyatij uchebnym risunkom v sisteme podgotovki hudozhnika-pedagoga). Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
6. Chumicheva R.M. Rebenok v mire kul'tury. Moskva: Prosveschenie, 1992.
7. Babanskij Yu.K. Optimizaciya processa obucheniya. Moskva: Pedagogika, 2001.
8. Druzhinin V.N. 'Eksperimental'naya psihologiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2002.
9. Psihologicheskie metody. Available at: http://www.yapsiholog.ru/psihologicheskie_metody/
10. Filosofskijslovar'. Pod redakciej I.T. Frolova. Moskva: Politizdat, 1991.
11. Druzhinin V.N. Psihologiya tvorchestva. Psihologicheskijzhurnal. 2005; T. 26, № 5: 101 - 110.
12. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
Статья поступила в редакцию 09.10.19
УДК 37.017.925
Skurskaya N.V., senior lecturer, Department of Education and Socialization of the Institute of Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF COMMUNITY OF CHILDREN AND ADULTS IN SCHOOL-COLONY "RED ZORI" ON THE BASIS OF RELATIONS OF CARE. The article gives a theoretical analysis of the relations of care as the basic educational relations for sociocultural identification of the person in Russian culture, gives the meanings of this concept in the works of various authors, considers the sociocultural-oriented conceptual approach of personal education of I.P. Ivanov ("pedagogy of common care") and its result - the caring attitude of children to all sides of life, to themselves and people. On the example of the organization of the community of children and adults in the school-colony of Red Zori, the pedagogical conditions for the upbringing of children's caring attitude are considered. In the 20-30s in the Red Zori teachers together with children created a community of children and adults, organized agricultural labor, polytechnic education, socio-cultural activities for the development of cultural wealth, the system of self-government. The result of this educational activity is highly appreciated by D. Dewey.
Key words: collective, community of children and adults, relations of care, educational relations.
Н.В. Скурская, ст. преп., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ СООБЩЕСТВА ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ШКОЛЕ-КОЛОНИИ «КРАСНЫЕ ЗОРИ» НА ОСНОВЕ ОТНОШЕНИЙ ЗАБОТЫ
В статье дается теоретический анализ отношений заботы как базовых воспитательных отношений для социокультурной идентификации личности в русской культуре, приводятся значения данного понятия в работах различных авторов, рассматривается социокультурно-ориентированный концептуальный подход воспитания личности И.П. Иванова («педагогика общей заботы») и его результат - заботливое отношение детей ко всем сторонам жизни, себе и людям. На примере организации сообщества детей и взрослых в школе-колонии «Красные Зори» рассматриваются педагогические условия воспитания заботливого отношения детей. В 20 - 30-х годах в «Красных Зорях» педагоги вместе с детьми создавали сообщество детей и взрослых, организовывали сельскохозяйственный труд, политехническое образование, социокультурную деятельность по освоению богатств культуры, систему органов самоуправления. Результат этой воспитательной деятельности был высоко оценен Д. Дьюи.
Ключевые слова: коллектив, сообщество детей и взрослых, отношения заботы, воспитательные отношения.
В 2019 году исполняется 100 лет со дня открытия в ноябре 1919 года под Петроградом школы-колонии «Красные Зори», в которой осуществлялся уникальный эксперимент по воспитанию нового человека на основе труда, политехнического образования и приобщения городских детей из бедных семей к богатствам культурного наследия в трудное послереволюционное время. Первые 27 воспитанников во главе с педагогом Игнатием Вячеславовичем Иониным пешком дошли по Петергофской дороге до Михайловского дворца, что между Стрельной и Петергофом, и начали под его руководством организовывать совместную жизнь, труд и учебу в загородной школе-колонии. Сами воспитанники придумали новое название своему дому - «Трудовая школа-колония «Красные Зори». К 1925 году количество воспитанников увеличилось до 500 учащихся,
100 дошколят, 200 - приходящих учащихся школы. Школа имела прекрасно налаженное опытное сельское хозяйство на землях имения Михайловки: в прудах разводили редких рыб, была пасека, птичник, скотный двор, коровник, мельница, оранжерея, заготовка кормов, производили свои сортовые семена, и параллельно велась научно-исследовательская работа по выведению новых сельскохозяйственных сортов. Поэтому вскоре было решено организовать для выпускников агропедтехникум, в котором выпускники школы готовились быть организаторами таких же школ с сельскохозяйственным уклоном. Все дети с удовольствием учились и трудились, а во второй половине дня занимались в многочисленных кружках, гуманитарных комиссиях, театрах, в трех оркестрах, все учились говорить на иностранных языках (немецком, французском, английском).
Большинство выпускников, получив блестящее политехническое образование и воспитание, поступали в высшие учебные заведения Ленинграда и были образованными, культурными и высоконравственными людьми. И если бы И.В. Ионина не репрессировали в 1937 году по ложному доносу, он успел бы описать успехи воспитания в школе-колонии «Красные Зори» по таким направлениям, как учебное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое. В 1928 году школу посетил один из авторов реформаторской педагогики, американский педагог и философ, профессор Колумбийского университета Джон Дьюи. В статье после посещения школ в СССР он писал: «Нигде в мире мне не пришлось встретить таких счастливых детей ... они занимались садоводством, ухаживали за пчелами, были заняты ремонтом здания, уходом за цветами в оранжереи.в моей памяти особенно запечатлелось, как они работали и как они относились к своим занятиям . у меня осталось неизгладимое впечатление . я имел счастье встретить таких детей».
Сегодня актуальным в деле реформирования российского образования становится социокультурная обоснованность социального воспитания в контексте социализации, детерминированной, с одной стороны, традициями общей жизни народа, а с другой, современными социальными условиями. Социокультурная обоснованность выражается в опоре педагогических новаций на национальную отечественную культуру, на традиции в народном образовании, учитывающие особенности отечественной ментальности и построения мировоззрения, особенности национального идеала воспитания. Принцип народности в общественном воспитании, провозглашенный К.Д. Ушинским, помогает понять сегодня, что «нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы не была она стройна и хорошо обдумана». Ушинский считал, что каждый народ выработал в своей истории подходящую для воспитания детей педагогическую систему и выработал он ее потому, что «пытал собственные силы» для определения наилучших условий образования детей. Одним из главных таких условий в русской культуре служит организация коллектива на отношениях заботы. Идеал народности в воспитании подрастающих поколений служит отправным пунктом для педагогических поисков и практик, он как бы изнутри освящает многие аспекты педагогического процесса, служит силой, которая способствует многим педагогическим начинаниям и открытиям.
В истории отечественной педагогики было несколько периодов, когда в недрах общественно-педагогических движений происходило рождение уникального опыта применения на практике ряда представлений об особых условиях воспитания российского гражданина. Одним из таких необходимых условий национального воспитания является условие воспитание личности ребенка в сообществе детей и взрослых. Именно сообщество детей и взрослых выполняет миссию сохранения традиционных нравственных норм общественной жизни россиян в общественном воспитании. Результатом такого «общинного воспитания» детей на протяжении веков в России являлось воспитание у них заботливого отношения ко всем сторонам жизни, к себе и людям. Для достижения такого альтруистического отношения к жизни, характерного для ареала русской ментальности, ребенку важно самостоятельно прийти к осознанию, что для единения с другими в деятельности, игре, творчестве, в общем добром деле важно научиться ограничивать и преодолевать свои эгоистические мотивы и учиться отношениям сотрудничества и содружества поколений.
Важнейшей составляющей общественного развития России сегодня является потребность в воспитание подрастающего поколения достойными гражданами и патриотами своей страны, продолжающими историческую преемственность поколений. Для того чтобы по своим личностным качествам будущий гражданин страны отвечал современными требованиям и был готов отвечать на вызовы времени, необходимо, чтобы он, с одной стороны наследовал циви-лизационную и социокультурную идентичность, а с другой стороны, был бы активным творческим созидателем будущего. Для этого необходимо педагогически правильно осуществлять организованное социальное воспитание в разных социальных сообществах, хранящих и обновляющих традицию нравственной жизни, результатом которого бы являлась базовая для данной цивилизации модель личности.
Сегодня многие авторы констатируют снижение нравственного потенциала российского общества и, как следствие, ослабление нравственного воспитания в первичных педагогических общностях: семье и школьном сообществе. Но в истории России были периоды, когда практика социального воспитания давала хорошие результаты в семьях и в детско-взрослых сообществах за счет опоры на традиции общинной жизни, выработанной народом на протяжении многих веков российской истории, на отношения заботы в совместном труде и общении.
Проблематика отношений возникает в российской науке вместе с первыми успехами в перевоспитании беспризорников в 20 - 30-х годах XX века. Одним из первых в психологии ее начинает развивать ученик В.М. Бехтерева А.Ф. Лазур-ский, а после его ранней смерти В.М. Бехтерев поручает продолжить исследовать проблему целостной личности и ее отношений с другими людьми в деятельности и общении другому своему ученику - В.Н. Мясищеву. В.Н. Мясищев всесторонне исследует проблематику всех сторон отношений личности и социума, роль отношений в воспитании личности, опирается на опыт А.С. Макаренко и его открытие отношений как главный предмет воспитания в отечественной педагогической традиции. Но внимание к роли отношений заботы в воспитании в большей мере привлек другой автор - И.П. Иванов, основатель коммунарского
движения и «педагогики общей заботы», долгое время проработавший профессором РГПУ им. А.И. Герцена.
В.Н. Мясищев пишет, что «воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. и в этом двустороннем процессе воспитатель может обнаруживать к воспитаннику как требовательное, любовное, так и неприязненное, пренебрежительное отношение» [1, с. 21]. Позже, в 70-х годах XX века, И.П. Иванов на основе изучения опыта А.С. Макаренко, И.В. Ионина и других «подвижников соцвоса» 20 - 30-х годов, работ В.Н. Мясищева об отношениях, а также своего опыта организации коммунарских коллективов, формулирует одну из закономерностей отечественного воспитания: «чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность, т.е. идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе, как их товарище» [2, с. 21].
В школе-колонии «Красные Зори» с самого первого момента ее создания И.В. Ионин предложил ребятам заботиться о своем доме, своем коллективе, друг о друге, о воспитателях и на заботе друг о друге и своем коллективе строить жизнь и воспитание как самовоспитание себя - друга и товарища всех других колонистов. Именно такая постановка дела воспитания на основе организации совместной с взрослыми деятельности по типу «общей заботы» и отношений содружества поколений вела в «Красных Зорях» к тому, что дети начинали сознательно относиться к жизни, к себе, приучались поступать нравственно и на общую пользу радостно трудиться на общих полях и мастерских, увлеченно учиться и заниматься социокультурным творчеством.
В.Н. Мясищев подчеркивал, что системы объективных общественных отношений, в которые оказывается включен каждый человек с момента своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения к окружающему миру и себе. И через систему субъективных отношений человека, как через своеобразную «призму», преломляются все воздействия на него. Он писал также, что «деятельность для формирования нравственного ядра личности может оказаться нейтральной, если между ее участниками не организованы отношения сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи и коллективизма» [3, с. 8].
Традиция социального воспитания на основе отношений заботы формировалась в России на протяжении всей ее истории еще с древнейших времен и достигла своего особого расцвета в практике ряда выдающихся педагогов-подвижников XIX - XX веков в период пореформенных и послереволюционных преобразований. К педагогам, создавшим успешные и результативные сообщества детей и взрослых, можно отнести в первую очередь С.А. Рачинского, С.Т. Щацко-го, А.С. Макаренко, И.В. Ионина, В.А. Сухомлинского и др. Именно в их педагогическом опыте наиболее ярко проявила себя отечественная традиция социального воспитания личности в специально организованных и самоорганизующихся на основе культурно-исторической традиции общинного со-бытия сообществах детей и взрослых, способствующих воспитанию нравственного отношения заботы к окружающему миру.
Именно отношения А.С. Макаренко назвал главным объектом социального воспитания. Отношения «общей заботы» в «общем деле» были выработаны народом на протяжении тысячелетней истории жизни крестьянской общины в России. В опыте успешных школ-колоний, коммун 20 - 30-х годов XX века мы находим тот же тип отношений между воспитателями и воспитанниками, такой же общинный образ жизни. Еще до революции в контексте мирового движения реформаторской педагогики в России сформировалась концепция общественного воспитания, изложенная в трудах П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, В.И. Чарно-лусского и др. В этой концепции просматривалась заинтересованность общества в формировании личности гражданина Отечества, в подготовке его к активной жизни в обществе, в развитии его воли и социальной направленности, исходя из национальных социокультурных особенностей воспитания.
Одной из главных таких особенностей является традиция общественного воспитания. Ребенок с момента рождения находится непрерывно в социальной среде. В.П. Вахтеров писал, что человек был и всегда остается прежде всего существом социальным, и воспитание поэтому не должно быть исключительно индивидуалистическим. Важно в воспитании, по его мнению, гармонизировать два процесса - индивидуализации и социализации, на основе которых идет развитие личности. Человек живет в обществе, следовательно, воспитание должно подготавливать его к жизни в обществе. Однако школа-учеба, или старая дореволюционная школа, по мнению одного из организаторов скаутского движения в России И.Н. Жукова, «... не создавала альтруистических навыков. Школа не воспитывала, а только учила». Новой задачей воспитания в пореформенной России должна была стать задача воспитания социально активной личности с сильным характером и альтруистической направленностью, традиционной для русской ментальности [4].
В дореволюционной России широко развиваются организации внешкольного образования на базе детских клубов, площадок, скаутинга, загородных школ-колоний. Осмысляя свой опыт в области внешкольного воспитания, педагоги пишут о роли среды в формировании чувства солидарности, социальной справедливости, ответственности и общественности. Для жизни в обществе детям было необходимо учиться самостоятельно «устанавливать элементарные правила общежития», участвовать в организации труда и обучаться демократии. С одной стороны, детские сообщества осуществляли взаимодействие
со средой, а с другой, становились необходимым средством индивидуального развития.
К.Н. Вентцель писал, что одной из главных целей воспитания надо считать «цель связывания в практической жизнедеятельности воспитанников индивидуального и социального, поскольку в глубине всякой человеческой индивидуальности заложено тяготение к миру и человечеству», так как «мир и человечество -это атмосфера, в которой только и может распуститься цветок индивидуальности» [5, с. 202]. На развитие творческой самобытной общественности ребенка через создание вокруг него специальной общественной среды, фундаментом которой является коллективное творчество, и должно быть направлено новое воспитание. На важность организации такой воспитывающей среды с опорой на культурные традиции, обычаи, нормы общежития указывал С.Т. Щацкий. Он провозглашал переход от педагогики индивидуальной к педагогике социальной.
Все эти поиски путей воспитания нового человека культуры были продолжены «подвижниками соцвоса» в советской России. Почти 200 школ-колоний и школ-коммун были созданы в стране в период ликвидации беспризорничества, почти во всех этих школах воспитание стихийно стало осуществляться на основе идеала народности - в общем деле, в общей заботе о своем коллективе, в атмосфере доверия и взаимопомощи, которую формировали дружеские отношения заботы всех друг о друге и своем коллективе. Процессы коллективообра-зования и самоуправления детей были приоритетными в этих детско-взрослых сообществах, и особое заботливое отношение взрослых к детям стимулировало детскую активность и желание самообразовываться, становиться лучше, чем они есть сейчас.
общественно значимым содержанием, таким как «общая забота» об улучшении окружающей жизни и себя в ней. Стрежневой основой такой деятельности выступает забота как объединяющая идея «трех китов» воспитания: деятельности, организации и отношений. Понятие коллектива в педагогическом опыте 20 - 30-х и 60 - 70-х гг. XX века, по мнению И.П. Иванова, тесно связано с проявлением заботы и взаимозаботы в нем, привнесенное в этот опыт из народного идеала общинной жизни. Поэтому И.П. Иванов считает, что определяющим признаком коллектива являются не столько органы самоуправления, сколько забота всех о каждом и каждого обо всех.
Мы изучили работы многих авторов, которые писали о социальном воспитании в России в XIX - XX веках, педагогический опыт дореволюционной и послереволюционной практики социального воспитания в коллективе и через коллектив, детско-взрослую общность школы-колонии «Красные Зори» в ее развитии от 1919 г. по 1941 г. и пришли к выводу о том, что в основе успешного опыта по воспитанию молодежи лежит народный идеал «общей заботы» всех обо всех, заботливое отношение воспитателей к воспитанникам и ответное доверительное и осознанное отношение к ним воспитанников, на основе которых происходит преодоление отклонений в поведении детей и рост их личностей в направлении добра и заботы об окружающей жизни. В общем труде на общую пользу незаметно для детей происходит их воспитание и самовоспитание в заботе друг о друге и своем коллективе-семье.
Еще Я.А. Коменский писал о том, что воспитание добродетельного человека возможно только в заботе его о других людях. Опыт организации такой
Таблица 1
Основные педагогические условия воспитания заботливого отношения
ФИО I условие II условие III условие
Макаренко А.С. деятельность на благо людей коллектив отношения заботы
Иванов И.П. деятельность на благо людей коллективная организация отношения заботы
Слободчиков В.И. деятельность на благо людей со-бытийная общность общение
В табл. 1 изображены основные ведущие условия успешного воспитания нравственного, заботливого отношения к жизни у трех авторов, опирающихся в своих исследованиях на идеал народности в воспитании.
И.П. Иванов пишет, что воспитательный потенциал деятельности во многом определяется включенностью человека в социальное творчество с личностно и
Библиографический список
деятельности и таких отношений на основе народного идеала общинной жизни мы обнаруживаем в практике как дореволюционных так и послереволюционных педагогов-подвижников России, создававших свои воспитательные системы в русле народной педагогической традиции и на основе народного идеала «общей заботы».
1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Полная версия. Москва: Издательство АСТ, 2018.
2. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1995.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений. Под редакцией А.А. Бодалева. Москва: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
4. Жуков И.Н. Стан волчат и птенчиков: длительные воспитывающие игры. Архангельск: Изд-во Журнала «Вестник скауту», 1917.
5. Ромм Т. А. История социальной педагогики: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Refеrences
1. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya po'ema. Polnaya versiya. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2018.
2. Ivanov I.P. Zveno v beskonechnojcepi. Ryazan', 1995.
3. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Pod redakciej A.A. Bodaleva. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologii». Voronezh: NPO «MODEK», 1995.
4. Zhukov I.N. Stan volchat iptenchikov: dlitel'nye vospityvayuschie igry. Arhangel'sk: Izd-vo Zhurnala «Vestnik skautu», 1917.
5. Romm T.A. Istoriya social'noj pedagogiki: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2010.
Статья поступила в редакцию 13.10.19
УДК 378
Gairbekov M.M., senior lecturer, Department of Physical Educaton, Chairman of the Sports Club, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Bazaeva F.U., Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF FORMING A NEED FOR A HEALTHY LIFESTYLE AT STUDENT YOUTH. The article presents an analysis of the health status of student youth. The pedagogical reasons for the decline in youth health are highlighted. The factors that have a negative impact on the formation of a culture of a healthy lifestyle of student youth are considered. Effective mechanisms to counter negative factors are highlighted. The components and health indicators of student youth are determined. The factors affecting the formation of the needs of university students in a healthy lifestyle are identified. The pedagogical problems associated with the educational process of the university are considered, the solution of which is aimed at ensuring the effective formation of a culture of a healthy lifestyle of students. In the system of means that ensure the process of forming a healthy lifestyle of students, the leading are: prevention of bad habits of young people, broadcasting of positive effects on the body of a healthy lifestyle, introduction of modern health-saving technologies in the educational process of the university.
Key word: healthy lifestyle, youth, students, formation of healthy lifestyle, need for healthy lifestyle, educational process.
М.М. Гаирбеков, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Ф.У. Базаева, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]