ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9
Н.В. Бякова, С.В. Истомина, г. Шадринск
Организация системы психолого-педагогического сопровождения в условиях общеобразовательного учреждения
В статье обосновывается необходимость и актуальность реализации психолого-педагогического сопровождения психического развития обучающихся. Раскрыты теоретические основания проблемы. Приведены видимые результаты работы на примере МКОУ «Гимназия №9» г. Шадринска.
Психолого-педагогическое сопровождение, модель сопровождения, его направления, мониторинг, взаимодействие участников образовательной среды.
N.V.Byakova, S.V.Istomina, Shadrinsk
The organization of the system of psycho-pedagogical support in the conditions of educational institution
The article substantiates the necessity and urgency of implementation of psychological and pedagogical support of the mental development of students. The article reveals theoretical Foundation problems. Shows visible results work by the example of MKOU "Gymnasium №9" Shadrinsk.
Key words: Psycho-pedagogical support, model of support, direction, monitoring, interaction between participants of the educational environment.
В современных социально-экономических условиях одно из основных требований, предъявляемых к подготовке обучающихся, состоит не только и не столько в «вооружении» его определенной системой знаний, умений и навыков, сколько в развитии его личности, способной к самостоятельной успешной деятельности в изменяющихся условиях. Сопровождая ребенка, идя с ним вместе, мы способствуем достижению результатов его в различных видах деятельности.
Идея сопровождения зародилась в русле гуманистической психологии / гуманистической концепции обучения. В указанной концепции учитель не столько передает знания, сколько создает условия для самостоятельного их открытия, обнаружения. Педагог здесь рассматривается как человек, создающий условия для учения (фасилитатор) и осуществляющий эмоциональную поддержку ученика (собеседник), который ориентирован не на учебный предмет или свой статус, а на личность ребенка и личностно значимые задачи учения. Он должен быть готов выслушать и услышать проблему другого человека - своего ученика, не нарушая автономии и «жизненного пространства».
В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение сопровождения «Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [4]. Сопровождение в психологии и педагогике
понимается как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на решение жизненных задач сопровождаемого. Сопровождение, в отличие от коррекции ориентировано не на исправление появившихся недостатков в развитии, а на их предупреждение, следование за естественным процессом развития ребенка с учетом знаний об основных закономерностях и механизмах психического развития ребенка и возможных вариантах индивидуального развития.
Модель сопровождения - работа, направленная на внутренние силы ребенка и близких взрослых, на потребность в развитии, достижение успеха в деятельности. Именно эта модель работы является приоритетной в деятельности психологической лаборатории на базе гимназии, о чем свидетельствует не только её название («Лаборатория психолого-педагогического сопровождения развития личности»), но и вся система работы.
Основными принципами сопровождения принятыми в работе Гимназии являются следующие:
1. Рекомендательный характер советов сопровождающего;
2. Приоритет интересов сопровождаемого;
3. Непрерывность сопровождения;
4. Комплексный подход сопровождения.
Задачи сопровождения в образовательном учреждении:
1. Обеспечить психологическое здоровье обучающихся.
2. Обеспечить психологическую комфортность в условиях ОУ.
3. Формировать базис личностной культуры.
4. Развивать индивидуальности ребенка.
5. Помогать в выборе индивидуальной траектории развития.
Суть идеи сопровождения лежит в комплексном подходе к решению проблем ребенка, это можно осуществить в тесном взаимодействии педагогов, психолога, родителей (рис. 1). Чтобы добиться результатов в работе с ребенком необходимо, во-первых - готовность педагогического коллектива к грамотному взаимодействию с ребенком в русле личностно-ориентированной парадигмы, во-вторых, необходимо привлечь к сотрудничеству семью. Благодаря этому реализуется основная идея сопровождения - не рядом, а вместе.
Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
в Гимназии
Реализация такой модели сопровождения, подразумевает, прежде всего, тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса и учет индивидуальных особенностей каждого из них. Это помогает в разработке индивидуальной образовательной траектории учащихся, с целью создания условий для достижения успеха.
Работа по сопровождению учащихся проводится в русле работы лаборатории педагогической психологии и психологической поддержки развития ребенка, это помогает нам строить работу с опорой на научные знания. Работа лаборатории ведется в нескольких направлениях:
Планирование, которое предполагает анализ существующей ситуации, уточнение и разработку основных направлений работы, обсуждение итогов работы за год. Результатом является составление годового и перспективного плана работы.
Научно исследовательское направление, связанное с изучением особенностей познавательного и личностного развития ребенка, профессионального развития учителя. Результата проводимых исследований обязательно учитываются при составлении плана работы, ложатся в основу диссертационных исследований преподавателей ШГПИ, излагаются в публикациях в региональных и центральных журналах.
Методическая работа, касающаяся разработки методов работы с учащимися и педагогическим коллективом Гимназии, многие из которых являются достаточно новыми.
Консультативное направление, предполагающее проведение индивидуальных и групповых консультаций с участниками образовательного процесса.
Просветительское направление, в русле которого реализуется идея формирование психологической и педагогической культуры всех субъектов образовательного процесса [1].
Работа в указанных направлениях ведется в тесном сотрудничестве с кафедрой психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «ШГПИ» Лаборатория работает с 2005 года, и полученные результаты свидетельствуют об эффективности избранной нами формы сотрудничества. С 2014 года Лаборатория изменила свой статус на Базовую кафедру.
Можно выделить пять основных направлений в психолого-педагогическом сопровождении нормального развития обучающихся.
В настоящее время назрела необходимость перестройки взаимодействия субъектов образовательного процесса на принципах педагогической фасилитации. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что какие бы реформы не предпринимались обществом в области образования, важнейшей фигурой в ней всегда будет учитель. И самым успешным в этом направлении будет переход к модели педагогической фасилитации. Переход к фасилитационному стилю взаимодействия является одним из приоритетных направлений в развитии гимназии.
Реализация этого направления стала возможной, благодаря сотрудничеству с ШГПИ в результате которого были спланированы и проводятся основные мероприятия по переходу педагогов к новому стилю взаимодействия. С этой целью были проведены семинары-практикумы, посвященные переходу педагогов к фасилитационному стилю взаимодействия, такие как «Педагогические стереотипы», «Шесть шляп мышления», «Школа позитивной педагогики», которые прошли в интерактивной форме. Педагоги познакомились со стилями педагогического общения, пополнили словарь педагогических терминов, классифицировали педагогические стереотипы провести рефлексию мышления выделили основные компоненты для
«строительства» школы успеха, одним из составляющих которой является педагог -фасилитатор.
Самореализация педагога, его профессиональный успех во многом зависит от психологического здоровья, которому в гимназии уделяется значительное внимание. Так, для педагогов с участием преподавателей проводятся занятия по профилактике эмоционального выгорания «Стресс. Пути и методы регулирования», «Эмоциональное выгорание. Как с ним бороться»; тренинги «Психологическое здоровье учителя», групповые и индивидуальные консультации. Такая форма работы позволила педагогам пообщаться в неформальной обстановке, узнать о себе и о своём здоровье, а так же получить советы о сохранении психического здоровья и на практике ощутить пользу от данных упражнений.
Обобщение опыта работы педагогического коллектива гимназии и факультета коррекционной педагогики и психологии стало возможным с привлечением такой формы работы, как психолого-педагогическая конференция. В гимназии уже традиционной стало проведение научно-практической конференции по психологии, в этом учебном году она проводилась уже в восьмой раз. Из городской она переросла в статус Всеросийской. Ежегодно в работе конференции принимают участие более 150 человек из образовательных учреждений города и области. Участники конференции отмечают, что возросло значение психологических знаний в образовательном процессе, это даёт возможность реализовать личностно-ориентированный подход к обучающимся.
Ещё одна инновационная форма психологического просвещения предложена гимназией для учительской общественности города - это психолого-педагогические чтения. Эта форма работы позволит обобщить опыт работы педагогов по выбранной тематике. В последние года они приурочены к тематике Года России: в 2013 году чтения были посвящены году российской истории «История науки в лицах», 2014 - Году литературы, 2015 - Году культуры в РФ. Помимо пленарного заседания учителя города могли принять участие в работе секции актуальным вопросам педагогики и психологии.
В психологическом сопровождении нельзя обойтись без мониторинга. Это ещё один путь сопровождения психического развития обучающихся. С поступления ребёнка в школу осуществляется мониторинг познавательного и личностного развития с целью построения дальнейшей стратегии работы с обучающимися; раннего выявления проблем в развитии; с целью отслеживания интеллектуального и личностного роста. В последнее время актуален мониторинг сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Мы используем профессиональный психологический инструментарий, современные диагностические комплексы и лицензированные программы диагностики.
В свете рассматриваемой проблемы отмечаем, что обязательным моментом в работе педагога-психолога гимназии является диагностика агрессии, акцентуаций характера, склонности к отклоняющемуся, суицидальному поведению учащихся. По результатам диагностики проводится коррекционно-развивающая, профилактическая и просветительская работа.
Есть ещё один путь сопровождения обучающихся - это работа с семьями обучающихся, которая проводиться по трем основным направлениям:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
-участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом.
Достаточно сказать, что родители обучающихся задействованы в 5 органах самоуправления: Совет гимназии, классные родительские комитеты, общегимназический родительский комитет, совет профилактики, попечительский совет. В последний год возобновил работу Совет отцов Гимназии. Ежегодно проводится творческий отчёт родительских комитетов. Мы с гордостью можем сказать, что наши родители не только полноправные участники образовательного процесса, но они хозяева в нашей гимназии.
С 2005 года в гимназии успешно проводится «Семейная гостиная». Тематика семейных гостиных разнообразна и зависит от особенности той или иной ступени обучения (названия и задачи каждой семейной гостиной). Традиционной стали «Семейные гостиные» для семей «группы риска». За чашкой чая обучающиеся, родители и педагоги могут пообщаться в неформальной обстановке. Родители имеют возможность по-другому посмотреть на своих детей, осознать значимость их участия в делах гимназии и готовы с большим усердием оказывать помощь им в дальнейшем [2].
С целью профилактики проблем перехода от подросткового к юношескому возрасту проводятся уроки психологии, например «Акцентуации характера. Какой я?». Для обучающихся старших классов предложены элективные курсы и курсы по выбору, в том числе по психологии «Психология социального взаимодействия», «Поверь в себя», «Познавая себя и окружающих». В данных программах, кроме традиционных разделов общей психологии, выделены специальные темы: «Самопознание», «Я--концепция», «Самоотношение», которые имеют прямое отношение к формированию личности старшеклассника, развитию самопонимания, выработке собственной жизненной позиции. Человек должен управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменить себя, если это необходимо. Именному этому обучающиеся старших классов учатся на элективных курсах. При изучении психологии формируется психологическая культура учащихся, развитие социальной компетентности и социальной активности.
Ежегодно гимназисты участвуют в городской олимпиаде по психологии, которую проводит факультет коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ШГПИ». При этом ребята всегда занимают призовые места [3].
В целом, выстроенная в течение этих лет система психолого-педагогического сопровождения психического развития учащихся гимназии эффективна. Об этом помимо субъективного мнения членов педагогического коллектива, свидетельствует и ряд объективных факторов:
- благоприятный климат большинства ученических классов;
- высокий уровень сформированности групповой идентичности школьников;
- низкий уровень агрессивных проявлений и ярко выраженных конфликтов в ученической среде;
- отсутствие суицидальных попыток у учеников;
- отсутствие преступности в гимназии;
- тенденция снижения количества детей «группы риска»;
- высокие показатели школьной успеваемости, сдачи ЕГЭ, количество учащихся, занимающих призовые места на конкурсах и Олимпиадах различного уровня (городских, региональных, Всероссийских, Международных);
Безусловно, выстроенная система работы в плане психолого-педагогического сопровождения психического развития учащихся, несмотря на её эффективность, не является совершенной. В связи с этим у каждого участника образовательной среды есть возможность дальнейшего саморазвития, совершенствования профессиональной
деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бякова, Н.В. Возможности психологического просвещения в работе школьного психолога / Н.В. Бякова, С.В. Истомина // Психология и школа. - 2009. - № 2.
2. Бякова, Н.В. Клуб Семь-Я как форма психологического просвещения / Н.В. Бякова, С.А. Братцева // Психология и школа. - 2009. - № 2.
3. Истомина С.В. Олимпиада по психологии как форма психологического просвещения / С.В. Истомина, Е.А. Шерешкова // Психология и школа. - 2009. - № 2.
4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / С.И. Ожегов. - 22-е изд., стер. - М. : Рус. яз., 1990. -921 с.
УДК 159.9
Е.А. Быкова, г. Шадринск
Особенности профессионально важных качеств психолога
В статье рассматривается проблема профессионально важных качеств психолога, их структура, подходы отечественных и зарубежных авторов к особенностям профессионально важных качеств.
Профессионально важные качества, психолог, профессиональная компетентность, профессиональные знания, профессиональные умения.
E.A. Bykovü, Shadrinsk
Features professionally important qualities of a psychologist
Describes a problem professionally important qualities of a psychologist, their structure, approaches of Ukrainian and foreign authors to study professionally important qualities.
Keywords: рrofessionally important qualities, psychologist, professional competence, professional knowledge, professional skills.
Компетентным, квалифицированным психолог становится в процессе воспитания и формирования у себя профессионально важных качеств и, соблюдая моральные и этические нормы поведения при работе клиентами, которые выработала психологическая практика. Профессионально важные качества (ПВК) являются индивидуальными качествами субъекта деятельности, влияющими на эффективность деятельности и успешность её освоения. ПВК психолога, соблюдение им морально - этических норм поведения в профессиональной деятельности является одним из показателей оценки профессиональной компетентности, обеспечивают его социальную адаптированность, способность к саморегуляции и многоуровневой рефлексии.
В массовом сознании психолог — это прежде всего практик. Поэтому ему приписывают в первую очередь такие качества, как коммуникативная компетентность, интеллектуальность, наличие глубоких знаний, развитое самосознание, хорошая рефлексия. В число часто называемых качеств, составляющих психологический портрет