дению, с целью помогать людям, в процессе обучения и познавания реалий функционирования учреждений здравоохранения взгляды и намерения студентов меняются. Лишь сравнительно небольшая их часть планирует работать после окончания колледжа в учреждениях здравоохранения и единицы хотят работать в амбулаторно-поли-клинических учреждениях и подразделениях скорой помощи. Предпочтительными местами работы в будущем (для тех, кто планирует остаться в системе здравоохранения) являются коммерческие организации (особенно в плане улучшения материального благосостояния) и клиники вузов и НИИ (что, по мнению респондентов, будет способствовать их профессиональному росту).
В такой ситуации соблюдение значительного количества существующих нормативно-правовых и законодательных актов в области обеспечения КМП является затруднительным. Единственной реальной перспективой привлечения среднего медицинского персонала в систему здравоохранения является существенное увеличение уровня оплаты труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации " http://base.garant.ru.
2. Малышева Е.В., Ганцев Ш.Х., Рахматуллина И.В. Здоровье, образ жизни и удовлетворенность медицинской помощью населения крупных городов РФ. Проблемы управления здравоохранением. 2006; 2: 66—7.
3. Нечаев B.C. Совместное заседание пленума Научного Совета "Общественное здоровье и здравоохранение" и правления Российского общества по организации здравоохранения и общественному здоровью. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009; 7: 62—3.
4. Щепин В.О. Лечебно-профилактическая помощь населению РФ: ресурсы обеспечения и основные показатели деятельности. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009; 7: 3—6.
5. Агамов З.Х. Анализ мнений пациентов и врачей о диспансеризации в городской поликлинике. Бюллетень НИИ общественного здоровья. 2013; 1: 52—4.
6. Шипунов Д.А. Управление качеством оказания медицинской помощи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и исто-риимедицины. 2008; 2: 41—2.
© А. А. Коновалов, 2014 УДК 614.2:681.518
7. Калининская А. А., Ковалев В. А., Организационные основы государственного регулирования и управления качеством медицинской продукции. Здравоохранение Российской Федерации. 2012; 3: 6—11.
8. Чавпецов В.Ф., Карачевцева М.А., Михайлов С.М. и др. Методы исследования качества процесса медицинской помощи и их информационные возможности. Учебное пособие. СПб. 2003: 56.
9. Комаров Ю.М. Качество медицинской помощи как одно из приоритетных направлений развития здравоохранения. Здравоохранение. 2009; 10: 35—45.
Поступила 14.04.2014
REFERENCES
1. The federal law of the Russian Federation from 21.11.2011 г. N° 323-FZ "About bases of health protection of citizens in the Russian Federation" (in Russian) http://base.garant.ru (in Russian).
2. Malysheva E.V., Gantsev Sh. Kh., Rakhmatullina I.V. Health, way of life and satisfaction with medical care of the population of the large cities of the Russian Federation. Problemy upravleniya zdra-vookhraneniem. 2006; 2: 66—7 (in Russian).
3. Nechayev V.S. Joint meeting of Plenum of Scientific Council "Public health and health care" and boards of the Russian society on the organization of health care and public. Problemy sotsial'noy didieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2009; 7: 62—3 (in Russian).
4. Shchepin V.O. The treatment-and-prophylactic help to the population of the Russian Federation: resources of providing and main indicators of activity. Problemy sotsial'noy didieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2009; 7: 3—6 (in Russian).
5. Agamov Z.Kh. The analysis of opinions of patients and doctors about medical examination in city policlinic. Byulleten NII obshhest-vennogo zdorov'ya. 2013; 1: 52—4 (in Russian).
6. Shipunov D.A. Quality management of rendering medical care. Problemy sotsial'noy didieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2008; 2: 41—2 (in Russian).
7. Kalininskaya A.A., Kovalyev V.A. Organizational bases of state regulation and quality management of medical production. Zdra-vookhranenieRossiyskoy Federatsii. 2012; 3: 6—11 (in Russian).
8. Chavpetsov V.F., Karachevtseva M.A., Mikhaelov S.M. et al. Methods of research of Quality of Process of Medical Care and Their Information Opportunities: (Metody issledovaniya katchestva processa meditsinskoj pomoshhi i ich informatsionnie vozmojhosty) Manual. St. Petersburg; 2003: 56 (in Russian).
9. Komarov Yu. M. Quality of medical care as one of the priority directions of development of health care. Zdravookhranenie. 2009; 10: 35—45 (in Russian).
Received 14.04.2014
Коновалов А. А.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА
ГБОУ ВПО Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России, 603005, Нижний Новгород
Проведен сравнительный анализ вариантов архитектуры сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения в рамках региональной Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области. Автором предложены пути повышения эффективности государственных вложении на основе анализа совокупной стоимости владения информационной системой. Дана оценка достижения целевых индикаторов программы и динамики базовых показателей информатизации учреждений здравоохранения области.
Ключевые слова: медицинские информационные системы; электронные медицинские карты; внедрение информационных систем; программа модернизации здравоохранения.
Konovalov A.A.
THE ORGANIZATION OF SYSTEM OF INFORMATION SUPPORT OF REGIONAL HEALTH CARE The Nizhniy Novgorod state medical academy, 603005, Nizhniy Novgorod, Russia
The comparative analysis was implemented concerning versions of architecture of segment ofunified public information system of health care within the framework of the regional program of modernization of Nizhniy Novgorod health care system. the author proposed means of increasing effectiveness of public investments on the basis of analysis of aggregate value of ownership of information system. The evaluation is given concerning running up to target program indicators and dynamics of basic indicators of informatization of institutions of oblast health care system.
Для корреспонденции: Коновалов Алексей Андреевич, [email protected].
Keywords: medical information system; electronic medical record; implementation of information system; program; health care; modernization.
Введение
В течение последнего десятилетия в федеральных нормативных документах, постоянно подчеркивается необходимость внедрения современных информационных технологий в здравоохранение [1].
Основные задачи модернизации здравоохранения были сформулированы как переход на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде [2].
Поскольку конкретизация задач не коснулась специфики субъектов РФ [3], формирование стратегии на уровне Нижегородской области потребовало глубокого анализа и научного обоснования мероприятий по созданию регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения.
Предпосылки создания централизованной системы информационного обеспечения здравоохранения региона
К моменту старта программы модернизации здравоохранения в системе информационного обеспечения Нижегородской области сложилась противоречивая ситуация, обусловленная рядом разнонаправленных тенденций.
В рамках ряда предшествующих проектов (областная целевая программа "Информатизация здравоохранения и системы ОМС Нижегородской области на 2003—2005 гг.", приоритетный национальный проект "Здоровье") в области кардинально выросла оснащенность вычислительной техникой учреждений здравоохранения (табл. 1).
Доля сотрудников — активных пользователей за 10 лет выросла более чем вдвое — с 30 до 62%, что является достаточным для масштабной информатизации. 95% учреждений использовали информационные системы в повседневной деятельности. К 2011 г. во всех учреждениях здравоохранения использовались электронная почта, средства защиты информации.
В результате реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ полномочия по организации медицинской помощи централизовались на уровне субъектов РФ. В Нижегородской области с 2012 г. 130 муниципальных учреждений здравоохранения области были переданы в областное подчинение, в связи с чем значительно улучшилась управляемость и появилась реальная возможность централизации информационной политики.
Однако существуют и негативные факторы — больше половины (63%) вычислительной техники применяется для обеспечения административно-хозяйственной деятельности. Для автоматизации лечебно-диагностического процесса и ведения учетно-отчетной документации используется
Внедрение информационных систем в учреждениях носило разрозненный характер (на момент исследования в области насчитывалось 11 различных информационных систем в государственных и 23 — в негосударственных организациях), комплексные внедрения были реализованы только в четырех областных учреждениях. До 2012 г. принятие решения о внедрениях принималось на уровне муниципального образования, что и привело к описанному многообразию различных по качеству и функциональности систем.
Обслуживанием в основном занимаются внештатные специалисты или работающие на 0,25—0,5 ставки. В 70% учреждений нет собственной службы информационных технологий. Несмотря на возросший уровень компьютерной грамотности среди медицинского персонала (более чем втрое за 10 лет), среди врачей доминирует в целом негативное отношение к внедрению информационных систем (более 85% респондентов), ассоциированное с увеличением объема работы.
Обоснование централизованной модели информационного обеспечения здравоохранения региона на основе единой медицинской информационной системы
Проведенный анализ показал, что задача информационного обеспечения здравоохранения в региональном масштабе не может быть решена без создания и внедрения сложной информационной системы, к чему сложились как организационные так и финансовые предпосылки [4, 5].
Очевидно, что при моделировании системы информационного обеспечения здравоохранения региона, и в частности при создании медицинской информационной системы (МИС), необходимо придерживаться иных принципов, чем на уровне отдельных учреждений, учитывая следующие факторы:
— необходимость одновременного выполнения большого объема текущих и перспективных задач;
— возможности масштабирования, т.е. оперативного увеличения или сокращения рабочих мест в зависимости от потребности;
— наличие унаследованных элементов инфраструктуры и информационных систем в учреждениях;
— обеспечение отказоустойчивости системы;
— необходимость защиты передаваемых сведений.
По данным анализа литературы, апробированными и наиболее вероятными вариантами внедрения информационных систем в масштабе региона представляются следующие пути [6].
1. Децентрализованный — сохранение исторически сложившейся аппаратной программной инфраструктуры медицинских учреждений, создание ряда необхо димых централизованных компонентов и внедрение в МИС учреждений дополнительных модулей, обеспечивающих интеграцию с централизованными компонен-
менее четверти (22%) оборудования (в среднем по РФ менее 20%). Лишь 15,7% лечебно-профилактических учреждений ведут электронную историю болезни.
Таблица 1
Показатели оснащенности вычислительной техникой учреждений здравоохранения Нижегородской области в 2005—2012 гг.
Показатель, число 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Персональные компьютеры и рабочие станции 4241 5517 6310 7055 7423 8052 8259 10 390
Серверы 20 69 96 139 151 168 162 218
Единицы техники на одно учреждение 20,1 24,6 28,7 32,6 35,0 38,0 40,0 53,8
Единицы техники на одного медицинского работника 0,08 0,14 0,16 0,19 0,20 0,21 0,20 0,42
Таблица 2
Средние расходы (в млн руб.) на информатизацию учреждений здравоохранения Нижегородской области в расчете на одно учреждение за период 2002—2012 гг.
Расходы
Государственные учреждения
Муниципальные учреждения
На внедрение медицинских 6,2
информационных систем (на учреждение)
На построение инфраструкту- 18,4
ры (на учреждение)
24,1
2,8
тами регионального уровня.
2. Централизованный — разработка и внедрение в работу всех учреждений единого системообразующего комплексного программного решения, включающего как централизованные, так и учрежденческие прикладные компоненты и централизующего информационные потоки как программно, так и аппаратно — через региональный центр обработки данных.
В целях определения наиболее эффективного пути распределения потоков бюджетных средств был проведен мониторинг, в результате которого были определены средние показатели расходов ЛПУ на информатизацию по типу подчинения и назначение расходов (табл. 2).
Из приведенных данных следует, что в учреждениях областного подчинения большее внимание уделяют построению технической инфраструктуры, а в муниципальных большая часть средств идет на покупку и содержание МИС. Такие диспропорции и сопутствующие им различия в оснащенности и кадровой обеспеченности свидетельствуют в пользу применения централизованной архитектуры внедряемых информационных систем, минимизирующей требования к периферийным компонентам.
аппаратного обеспечения;
— Network Costs (NC) — стоимость сетевой инфраструктуры;
— Software Costs (SoftC) — стоимость программного обеспечения.
Таким образом, в математическом выражении совокупная стоимость владения представляется как: TCO = E(PC + EC + ServC + SecC + HC + NC + SoftC).
По исследованиям компании "Interpose" доминирующая доля приходится на стоимость человеческих ресурсов, она составляет не менее 50% средних расходов организаций на информационные технологии [15].
Анализ расходов на информатизацию здравоохранения региона в расчете на одно рабочее место врача дал следующие результаты (табл. 3).
Диспропорции в финансовой обеспеченности информатизации, выявленные между муниципальными и государственными учреждениями, с одной стороны, отражают разный уровень внимания к вопросам информатизации, а с другой — подтверждают различие в кадровой обеспеченности между преимущественно городскими государственными учреждениями и в основном сельскими муниципальными учреждениями.
Для определения значимости расходов в составе совокупной стоимости МИС был применен метод Парето, чтобы наглядно отобразить виды расходов в порядке уменьшения их значимости (табл. 4).
71% всех затрат составляют 3 категории расходов — стоимость человеческих ресурсов, стоимость окружения и стоимость аппаратного обеспечения. Наиболее эффективным методом снижения этих затрат является централизованное управления на уровне центра обработки данных. Очевидно, что, помимо экономической выгоды, у такой схемы много достоинств: концентрация
Экономическое обоснование централизованной модели информационного обеспечения здравоохранения региона на основе оценки совокупной стоимости владения
Чтобы определить наиболее экономически эффективную модель расходования средств из сформулированных ранее путей, была применена методика расчета совокупной стоимости владения, созданная в конце 1980-х годов группой Gartner Group и усовершенствованная в 1994 г. компанией "Interpose". Совокупная стоимость владения МИС складывается из стоимости первоначальных и последующих вложений и включает в себя:
— People costs (PC) — стоимость человеческих ресурсов (заработная плата с начислениями на системных администраторов и операторов и т.д.);
— Environment costs (EC) — стоимость окружения вычислительного комплекса (энергопотребление, кондиционирование, оборудование);
— Service Costs (ServC) — стоимость сопровождения системы;
— Security Costs (SecC) — стоимость защиты (стоимость внедрения единой системы безопасности, стоимость хранения резервных копий);
— Hardware Costs (НС) — стоимость
Таблица 3
Средние расходы на информатизацию учреждений здравоохранения Нижегородской области в расчете на рабочее место врача (2010—2011 гг.)
Размер затрат, тыс. руб.
Вид расходов муниципальные государственные в среднем
учреждения учреждения по области
Человеческие ресурсы (РС) 19,2
Стоимость окружения (ЕС) 12,1
Стоимость обслуживания (ЗегуС) 4,7
Стоимость мероприятий по защите 3,2 информации (ЗесС)
Стоимость аппаратного обеспечения (НС) 14,5
Стоимость сетевого окружения ^С) 7,2
Стоимость программного обеспечения 6,2 (ЗойС)
38,6 21,8 7,6 8,1
17,5 6,1 7,8
33,2 18,0 6,6 6,6
16,5 6,6 7,5
Итого ... 95 95 95
Таблица 4
Сравнение значимости расходов на информатизацию учреждений здравоохранения Нижегородской области по Парето
Наименование статьи Затраты, тыс. руб. Накопленная сумма затрат, тыс. руб. Процент затрат Накопленный процент
Человеческие ресурсы (РС) 33,2 33,2 35 35
Стоимость окружения (ЕС) 18 51,2 19 54
Стоимость обслуживания (ЗегуС) 16,5 67,7 17 71
Стоимость мероприятий по защите информации (ЗесС) 7,5 75,2 8 79
Стоимость аппаратного обеспечения (НС) 6,6 81,8 7 86
Стоимость сетевого окружения ^С) 6,6 88,4 7 93
Стоимость программного обеспечения (8ойС) 6,6 95 7 100
Итого ... 95 — 100 —
Таблица
Целевые индикаторы внедрения централизованной медицинской информационной системы в Нижегородской области
Наименование показателя Факт на 01.01.10 На 01.01.13
целевое значение факт
Количество пациентов, у которых ведутся электронные 0 44 99,9
медицинские карты, %
Доля учреждений, осуществляющих автоматизированную 2,4 100 100
запись на прием к врачу с использованием сети Интернет (125 из 125
и инфоматов, % учреждений)
Количество учреждений здравоохранения, использующих 1,54 100 100
электронный документооборот при обмене медицинской (194 учрежде-
информацией, от общего количества государственных ния)
учреждений, %
всей информации о состоянии сети в одном узле управления, целостная картина построения сети, минимальная длина цикла управления, непротиворечивость принимаемых решений и т.д.
В соответствии с расчетами, проведенными в рамках подготовки предложений по программе модернизации здравоохранения региона, для обслуживания работы МИС учреждений здравоохранения (194 учреждения областного и муниципального подчинения в регионе) потребуется в соответствии с нормативами в сумме 302 сотрудника, осуществляющего системное администрирование всех имеющихся информационных систем.
Продемонстрированный ранее уровень кадровой обеспеченности учреждений здравоохранения объективно не позволяет рассчитывать на укомплектование такой службы, особенно в сельских учреждениях.
При организации централизованного управления количество сотрудников, осуществляющих удаленное администрирование единой системы, составит только 23 штатные единицы, что сокращает общий штат системных администраторов, а значит и расходы на 89%.
Оценка внедрения системы информационного обеспечения здравоохранения региона на основе централизованной обработки данных
В 2012—2013 гг. в Нижегородской области были поставлены две масштабные задачи в сфере информатизации здравоохранения — организация электронной записи к врачу и ведение электронной медицинской карты, для решения которых были проведены следующие мероприятия:
— организована ведомственная защищенная сеть на основе широкополосных резервированных защищенных каналов связи и локальных вычислительных сетей в 194 учреждениях;
— организован центр обработки данных Министерства здравоохранения Нижегородской области;
— оснащено компьютерным оборудованием по архитектуре "тонкий клиент" 2377 рабочих мест, проведено обучение специалистов, в том числе с использованием системы дистанционного обучения;
— внедрена единая региональная медицинская информационная система, при этом обеспечена совместимость с унаследованными системами.
В результате по итогам 2012 г. беспрецедентно — на 25,8% вырос показатель обеспеченности автоматизированными рабочими местами учреждений здравоохранения. При этом техническая оснащенность рабочих мест увеличилась более чем вдвое и составила 0,42 на одного врача. Почти вдвое (на 90%) выросла обеспеченность серверным оборудованием. Доля защищенных локаль-
5 но-вычислительных сетей в медицинских учреждениях увеличилась на 78,9% и составила 91%. Впервые доля компьютерной техники, занятой в автоматизации лечебно-диагностического процесса, составили более половины (54,3%) от числа всего компьютерного парка системы здравоохранения, увеличившись более чем на треть (+34,3%).
Использование централизованной аппаратно-программной базы позволило вести единую базу данных медицинской помощи. В настоящий момент персональные данные 98% населения области конвертированы в формат электронной медицинской карты и доступны для редактирования во всех 194 учреждениях, оказывающих медицинскую помощь.
Таким образом, целевые индикаторы региональной программы модернизации системы здравоохранения были успешно достигнуты, подтвердив эффективность стратегии централизованного внедрения (табл. 5).
Заключение
Информационная система управления здравоохранением Нижегородской области характеризуется выраженной тенденцией к укреплению материально-технической базы, многообразием программных средств и нарастающим кадровым дефицитом (в особенности в сельской местности), при этом вопрос оптимизации имеющихся ресурсов и создания эффективных подходов к планированию и построению единой информационной системы здравоохранения региона имеет высокую актуальность.
В последние годы в Нижегородской области сложилась благоприятная обстановка для развития информационного обеспечения системы здравоохранения на базе внедрения современных информационных технологий, обусловленная как укреплением материально-технической базы, так и организационными преобразованиями.
Проведенный сравнительный анализ альтернатив -ных путей построения единой информационной системы здравоохранения региона показал, что наиболее приоритетным направлением оптимизации совокупной стоимости владения является снижение используемых человеческих ресурсов за счет централизации архитектуры системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". М.; 2011.
2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". М.; 2010.
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2011 № 364 "Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения". М.; 2011.
4. Копаница Г. Д., Цветкова Ж.Ю. Европейский опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения. Врач и информационные технологии. 2013; 1: 49—53.
5. Позднякова М.А., Коновалов А.А., Семисынов С.О., Ананьин С.А. Современное применение медицинских информационных систем в области охраны материнства и детства в Нижегородской области. Современные проблемы науки и образования. 2012; 6. URL: http://www.science-education.ru/106-7479 (дата обращения: 20.03.2013).
6. Гусев А.В. Перспективы облачных вычислений и информатизация учреждений здравоохранения. Врач и информационные технологии. 2011; 2: 6—17.
Поступила 27.03.2014
REFERENCES
1. Federal Law of 21.11.2011 № 323-FZ "On the Basis of Health Protection in the Russian Federation". Moscow; [Federalny zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ]. 2011 (in Russian).
2. Federal Law of 29.11.2010 № 326-FZ "On Compulsory Health Insurance in the Russian Federation". [Federalny zakon ot 29.11.2010 № 326-FZ "Ob objazatelnom meditsinskom strahovanii Possiisroj Federacii"]. Moscow; 2010 (in Russian).
3. Order ofthe Health Ministry ofthe Russian Federation from 28.04.2011 № 364 "On approval of the concept of Creating a Single State Information System in Healthcare". [Federalny zakon ot 28.04.2011 № 364 "Ob utverhdenii concepcii sozdanija edinoi gosudarstvennoi sistemy v
sfere zdravookhranenija] Moscow; 2011 (in Russian).
4. Kopanitsa G.D., Tsvetkova Zh.Yu. European experience and the development of informatization of the health system. Vrach i informat-sionnye tekhnologii. 2013, 1: 49—53 (in Russian).
5. Pozdnyakova M.A., Konovalov A.A., Semisynov S.O., Anan'in S.A. Modern use of medical information systems in maternal and neonatal care in the Nizhny Novgorod region. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 6. Available at: http://www.science-education. ru/106-7479 (accessed 20 March 2013) (in Russian).
6. Gusev A.V. Prospects of cloud computing and computerization of health facilities. Vrach i informatsionnye tekhnologii. 2011; 2: 6—17 (in Russian).
Received 27.03.2014
© Н.К. Рыжова, В.Н. Лазарев, 2014 УДК 614.2:618.2-08(1-21)
Рыжова Н.К.1, Лазарев В.Н.2
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА)
1ГБОУ СПО НО Нижегородский медицинский базовый колледж, 603105, Нижний Новгород, Россия 2ФПКВ ГБОУ Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России, 603005, Нижний Новгород, Россия
В статье приведены данные, характеризующие репродуктивно-демографические процессы в Нижнем Новгороде. Предметом анализа стали численность женщин фертильного возраста и показатель материнской смертности. Отражена структура причин материнской смертности, на основе которой разработана их классификация.
Предложено с целью предупреждения материнских потерь создание специализированных центров, внедрение высокотехнологичных кровосберегающих методик, маршрутизация и сопровождение женщин, находящихся в критическом ("близком к смерти") состоянии.
Ключевые слова: репродуктивно-демографические процессы, материнская смертность.
RhyjovaN.K.1, Lazarev V.N.2 THE MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF DELIVERY SYSTEM IN NIZHNIY NOVGOROD
1The Nizhniy Novgorod medical basic college, 603105 Nizhniy Novgorod, Russia
2The Nizhniy Novgorod state medical academy, 603005, Nizhniy Novgorod, Russia
The article presents data concerning reproductive demographic processes in Nizhniy Novgorod. The numbers of women of fertility age and indicator of maternity mortality were selected as objects for analysis. The structure of causes of maternal mortality is presented and on its basis the corresponding classification was developed. To prevent maternal losses the development of specialized centers was proposed and implementation of high-tech blood-preserving techniques as well. The routing and accompaniment of women being in critical ("closer to death") conditions are considered.
Keywords: reproductive demographic processes; maternal mortality
Проблема репродуктивно-демографических процессов в популяции регионов и муниципальных образований в последние годы становится острой медико-социальной задачей в связи с системным демографическим кризисом в Российской Федерации [1]. Ее острота заключается также в том, что материнская смертность, как наиболее важный фактор в системе репродуктивных потерь негативно формирует низкий репродуктивный потенциал в обществе и, следовательно, ограничивает возможности увеличения показателя рождаемости как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В России ежегодно умирают 400—350 женщин во время беременности, родов и в послеродовом периоде.
Несмотря на имеющиеся установки на внедрение технологий, направленных на снижение материнской смертности, требуется разработка комплекса приоритетных организационных мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья женского населения и снижению данного показателя, что стало целью нашего исследования.
Материалами исследования установлено снижение численности женской популяции на территории города, в том числе фертильного возраста, и отсутствие по-
полнения репродуктивного потенциала города за счет уменьшения детского населения. Численность девочек, вступивших в репродуктивный период в 2012 г., уменьшилась на 58% по сравнению с 2000 г. и на 51% за последние 5 лет.
На фоне уменьшения репродуктивного потенциала высокую актуальность приобретает состояние здоровья беременных женщин. На протяжении последнего десятилетия отмечается стабильно высокая заболеваемость беременных женщин, а ее уровень не имеет устойчивой тенденции к снижению. Экстрагенитальная патология в структуре заболеваемости беременных составляет 77,7% (за последнее десятилетие увеличение на 17%). Состояние здоровья беременных является основополагающим моментом благополучного исхода гестацион-ного периода.
В начале нашего исследования многолетняя динамика показателя материнской смертности не имела устойчивой тенденции к снижению. В 2007 г. показатель достигал 61,1 на 100 000 рожденных живыми, что в 3 раза превышало данный показатель в РФ (рис. 1).
В рамках исследования проведено изучение структуры причин материнской смертности.
Для корреспонденции: Рыжова Надежда Константиновна ([email protected]).