Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС на примере ведения курсового проекта (из опыта работы)'

Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС на примере ведения курсового проекта (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванислава Светлана Петровна

В статье рассматривается возможность формирования профессиональных и общих компетенций студентов на базе реализации их самостоятельной работы в ходе ведения курсового проектирования. Т. к. проблемы, связанные с определением и реализацией самостоятельной работы студентов в условиях реализации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, являются актуальными на современном этапе формирования образовательного процесса, то компетентностный подход в решении данных проблем играет немаловажную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванислава Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС на примере ведения курсового проекта (из опыта работы)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС на примере ведения курсового проекта (из опыта работы)

Ванислава С. П.

Ванислава Светлана Петровна / Vanislava Svetlana Petrovna - преподаватель специальных

дисциплин,

кафедра электротехнических дисциплин,

Публичное акционерное общество «Газпром»

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новоуренгойский техникум газовой промышленности, г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ

Аннотация: в статье рассматривается возможность формирования

профессиональных и общих компетенций студентов на базе реализации их самостоятельной работы в ходе ведения курсового проектирования. Т. к. проблемы, связанные с определением и реализацией самостоятельной работы студентов в условиях реализации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, являются актуальными на современном этапе формирования образовательного процесса, то компетентностный подход в решении данных проблем играет немаловажную роль.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, курсовое проектирование, общие компетенции, профессиональные компетенции.

Опираясь на факты из справки комплексного анализа функционирования системы потребительского мониторинга, проведенного в НОУ СПО НТГП [6], основополагающим для всех внешних потребителей образовательных услуг является слово «САМОСТОЯТЕЛЬНО». Таким образом, студент образовательного учреждения неминуемо должен выработать на стадии обучения такой навык, как самостоятельность.

В своей профессиональной деятельности наибольшая доля самостоятельной работы студентов, которую я организовываю, приходится на ведение курсовых и дипломных проектов. Выполнение курсового проекта является внеаудиторной самостоятельной работой студента, т. к. задание он выполняет без непосредственного участия преподавателя [4], [5].

При планировании и организации выполнения КП я руководствуюсь не только требованиями действующего законодательства в области образования, но и локальными нормативными актами техникума. Это - Положение о самостоятельной работе студентов, о курсовом проектировании, методические указания по выполнению курсового проектирования, методические указания по оформлению курсового проекта.

Очевидно, что для выполнения курсового проекта обучающимся все равно необходимы первичная теоретическая база и шаблон решенной стандартной задачи или проблемы, которые и закладываются на аудиторных занятия и консультациях по курсовому проекту. С первой консультации я нацеливаю студентов на то, что компетенции, формируемые при защите курсового проекта, можно разделить на общие и профессиональные. Обязательно акцентирую внимание на формулировки общих компетенций, приводя примеры, каким образом за счет выполнения курсового проекта формируются эти компетенции, и указываю на то, что они непременно пригодятся в их профессиональной деятельности. А именно, при трудоустройстве, при выступлении на конференциях и, естественно, на итоговой аттестации при защите

103

дипломного проекта. Такая мотивация учебной деятельности студентов побуждает их к самостоятельному решению поставленных перед ними задач и проблем. Немаловажен и психологический настрой участников педагогического процесса. Так к студенту в этот момент необходимо относиться как к своему коллеге по специальности, который способен разработать полноценный проект. Такого рода доверие и вера в его успех. С самого первого занятия студент работает на результат, который характеризует его профессиональные и общие компетенции. Все консультации проходят в атмосфере сотрудничества.

При организации студенческой деятельности по выполнению курсового проекта всегда выявляются студенты более способные, которые могут досрочно справиться с выполнением курсового проекта, и студенты, которые к моменту разработки курсового проекта не приобрели элементарных навыков самоорганизации и личной заинтересованности в получении результата. В оценке результатов самостоятельной работы студентов по курсовому проекту может способствовать дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные способности каждого студента. Поэтому на первых занятиях становится понятно, что студентов можно разделить на несколько подгрупп по уровням их самостоятельности:

— студенты, выполняющие задания по курсовому проекту самостоятельно и организовывающие работу своих товарищей, т. е. ученики-консультанты (уровень сложности 4);

— студенты, выполняющие задания по курсовому проекту самостоятельно (уровень сложности 3);

— студенты, выполняющие задания с помощью преподавателя (уровень сложности 2);

— студенты, которым оказывают помощь ученики-консультанты (уровень сложности 1).

В таблице 1 приведен пример тех общих компетенций [2], которые может формировать курсовой проект у обучающихся различных уровней самостоятельности при выполнении ими определенных видов деятельности на определенных его этапах.

104

Таблица 1. Формируемые общие компетенции при выполнении курсового проекта

на различных его этапах

Этапы проекти- рования Уровень самостоятельности студента по выполнению курсового проекта

i 2 3 4

Выполнение КП Выполняет верный расчет по шаблону или с помощью ученика-консультанта ОК 1,4, 5 Выполняет верный расчет по шаблону или с обращением за помощью к преподавателю ОК 1, 4, 5 Самостоятельн о выполняет верный расчет, в том числе и отличающийся от стандартного ОК 1,2, 3, 4, 5, 8, 9 Самостоятельно выполняет верный расчет, в том числе и отличающийся от стандартного. Умеет объяснить товарищу нестандартный пример ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Защита КП Вопросы Отвечает на поставленные перед ним теоретические вопросы ОК 1, 2, 4, 6 Отвечает на поставленные перед ним теоретические вопросы ОК 1,2, 4, 6 Отвечает на вопросы, в том числе и на нестандартные ОК 1,2, 3, 4, 6, 8, 9 Формулирует четкие грамотные вопросы. Знает сам на них ответы ОК 1,2, 3, 4, 6, 7, 8, 9

Замечания Четко понимает высказанные ему замечания ОК 1 Четко понимает высказанные ему замечания ОК 1 Умеет исправить свою ошибку «на ходу», доказывает правильность своего решения ОК 1, 2, 3, 4, 8, 9 Формулирует замечания выступающим четко, «по сути», корректно ОК 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9

Оценка Замечает грубые, стандартные ошибки ОК 1 Замечает грубые, стандартные ошибки ОК 1 Замечает все ошибки, в том числе и нестандартные ОК 1,2, 3, 4, 8, 9 Аргументировано дает оценку проделанной работе. Анализирует работу товарищей ОК 1,2, 3, 4, 6, 7, 8, 9

Ребята, которые могут организовать не только свою работу, но и могут руководить работой других, более слабых, заслуживают наиболее высокой оценки их самостоятельности. Такими студентами в ходе выполнения курсового проекта будут освоены все общие компетенции - ОК1-ОК9.

Студенты первого и второго уровня являются ведомыми в процессе проектирования, отличаясь друг от друга лишь тем, к кому они обращаются за помощью. Их виды деятельности зачастую совпадают. Ребята третьего и четвертого уровня способны применять полученные знания самостоятельно, разрабатывать планы, предлагать новые варианты решения задач, анализировать и оценивать как свою работу, так и работу товарищей, а в будущем и своих коллег. Данная таблица не является ограничивающей в действии студентов. Так, например, в ходе выполнения работы студент первого уровня может перейти на более высокий и наоборот. Либо в начале проектирования студент вправе выбрать самостоятельно свою

индивидуальную образовательную программу в этом вопросе. Таким образом, у студента формируется умение организовывать свою самообразовательную деятельность.

105

По окончании курсового проекта студенты 1, 2, 3 уровня защищают его, зачитывая доклады по своей теме, а обучающиеся 4 уровня оценивают их выступления, задавая им вопросы и руководствуясь критериями, сведенными в таблице.

В результате защита курсового проекта принимает вид «мини-репетиции» перед защитой дипломного проекта, где роль аттестационной комиссии выполняют студенты 4-го уровня, а председателем комиссии является сам преподаватель. Конечно, не всегда есть возможность делегировать обязанности консультанта студентам. Поэтому по некоторым дисциплинам и модулям роль студентов 4-го уровня могут выполнять первые или досрочно справившиеся с проектом, при условии изменения формируемых ими ОК.

Т. о., если раньше, до компетентностного подхода необходимо было стимулировать этот процесс, то на сегодняшний день есть возможность организовать эту деятельность с помощью переориентации студентов на формирование искомых компетенций, связанных с постановкой целей, решением задач, планированием, преодолением проблем, командной работы с одной стороны, и способности к усвоению знаний и навыков с другой [3].

Такой подход способствует преподавателю в оценивании профессиональных и общих компетенций и делает выполнение курсового проекта для студентов более динамичным и соревновательным, что позволяет выявить лидерские качества будущих «организаторов» и самодисциплинированность у потенциальных «исполнителей».

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств».

3. Вавилина А. В. Компетентностный подход в образовании. // Саратов: Из-во Сарат. ун-та, 2012. С. 210.

4. Положение о самостоятельной работе студентов НОУ СПО «Новоуренгойский техникум газовой промышленности» ОАО «Г азпром».

5. Положение о курсовом проекте НОУ СПО «Новоуренгойский техникум газовой промышленности» ОАО «Газпром».

6. Справка комплексного анализа функционирования системы потребительского мониторинга в 2013-2014 учебном году НОУ СПО «Новоуренгойский техникум газовой промышленности» ОАО «Газпром».

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.