Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов нефилософских направлений подготовки при изучении курса «Философия»: способ оптимизации'

Организация самостоятельной работы студентов нефилософских направлений подготовки при изучении курса «Философия»: способ оптимизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ФИЛОСОФИЯ / МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / SELF-GUIDED WORK OF STUDENTS / PHILOSOPHY / MOTIVATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балюшина Юлия Львовна

Рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях модернизации российской системы образования, связанной с переходом на европейские стандарты, происходит увеличение продолжительности и интенсивности самостоятельной работы студентов. Однако теоретические и эмпирические исследования свидетельствуют о ее недостаточной эффективности в связи с отсутствием у студентов мотивации к самостоятельным исследованиям. Проводится анализ основных причин низкой эффективности самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется работе студентов по изучению курса «Философия» как фундаментального и необходимого для формирования общекультурных компетенций. Представлен опыт автора по совершенствованию самостоятельной работы студентов нефилософских направлений подготовки, осваивающих курс философии. Доказано, что организация самостоятельной работы студентов, основанная на принципах личной значимости, профессиональной ориентации, соревновательности, широкого использования информационных технологий, индивидуально-групповой формы организации, актуализации историко-философских знаний в современной действительности и прозрачности процедуры оценивания, существенно повышает уровень самостоятельной подготовки студентов, поскольку усиливает мотивацию учащихся к освоению материала благодаря разнообразию форм работы, прозрачности оценки, а также возможности проецировать полученные знания на современные условия жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Students’ Self-Guided Work on Non-Philosophical Areas of Teaching in Studying Philosophy Course: Way of Optimization

The problem of organization of self-guided work of students is considered. The relevance of the study is due to the fact that in the conditions of modernization of Russian educational system, linked with the transition to the European standards, there is an increase in the duration and intensity of students’ self-guided work. However, theoretical and empirical studies suggest the lack of its effectiveness in the absence of students’ motivation to independent research. The analysis of the main reasons of low efficiency of independent work of students is made. Special attention is paid to the work of students in the study philosophy course as a fundamental and required for the formation of common cultural competences. The author’s experience on improvement of independent work of students of non-philosophical areas of training mastering a course of philosophy is presented. It is proved that the organization of independent work of students based on the principles of personal importance, professional orientation, competition, wide use of information technologies, individual and group forms of organization, updating the historical and philosophical knowledge in modern times and transparency of evaluation procedure, significantly increases the level of independent preparation of students, as it increases students’ motivation to master the material through a variety of forms of work, transparency of the evaluation and the possibility to project the acquired knowledge on modern living conditions.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов нефилософских направлений подготовки при изучении курса «Философия»: способ оптимизации»

Балюшина Ю. Л. Организация самостоятельной работы студентов нефилософских направлений подготовки при изучении курса «Философия»: способ оптимизации / Ю. Л. Балюшина // Научный диалог. — 2015. — № 12 (48). — С. 413—421.

ERIHJMP

УДК 378.14

Организация самостоятельной работы студентов

нефилософских направлений подготовки

при изучении курса «Философия»: способ оптимизации

© Балюшина Юлия Львовна (2015), кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия), [email protected].

Рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях модернизации российской системы образования, связанной с переходом на европейские стандарты, происходит увеличение продолжительности и интенсивности самостоятельной работы студентов. Однако теоретические и эмпирические исследования свидетельствуют о ее недостаточной эффективности в связи с отсутствием у студентов мотивации к самостоятельным исследованиям. Проводится анализ основных причин низкой эффективности самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется работе студентов по изучению курса «Философия» как фундаментального и необходимого для формирования общекультурных компетенций. Представлен опыт автора по совершенствованию самостоятельной работы студентов нефилософских направлений подготовки, осваивающих курс философии. Доказано, что организация самостоятельной работы студентов, основанная на принципах личной значимости, профессиональной ориентации, соревновательности, широкого использования информационных технологий, индивидуально-групповой формы организации, актуализации историко-философских знаний в современной действительности и прозрачности процедуры оценивания, существенно повышает уровень самостоятельной подготовки студентов, поскольку усиливает мотивацию учащихся к освоению материала благодаря разнообразию форм работы, прозрачности оценки, а также возможности проецировать полученные знания на современные условия жизни.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; философия; мотивация; компетенция.

1. Вводные замечания

Необходимость и значимость самостоятельной работы студентов (далее — СРС) при освоении любой дисциплины не вызывает сомнений и не нуждается в обосновании, поскольку основная ее цель — «научить учиться» [Сенашенко, Жалнина, 2006, с. 104], что крайне важно в динамично развивающемся мире. Однако в современных условиях — в процессе перехода на компетентностью модель образования — значимость СРС существенно возрастает, поскольку, в силу сокращения аудиторных часов, именно в процессе самостоятельной

работы у студентов происходит формирование компетенции — способности на основе знаний и умений осуществлять конкретный вид эффективной деятельности. Иными словами, компетенция предполагает совокупность знаний, умений и способностей выполнять профессиональные действия, необходимые для продуктивной работы в определенной сфере [Никитина, 2015, с. 89]. Причем та или иная компетенция формируется в процессе и в результате освоения не одной учебной дисциплины, а комплекса и подразумевает применение полидисциплинарных знаний, умений и навыков. Учебные курсы профессионального цикла традиционно вызывают у студентов большой познавательный интерес, а значимость общегуманитарных, таких как «Философия», обычно недооценивается студентами нефилософских направлений, вследствие чего самостоятельная подготовка к практическим занятиям по философии осуществляется по остаточному принципу. Для студента зачастую не является очевидным то, что философские знания фундаментальны, необходимы для формирования целостной картины мира в его сознании, а философские категории и законы универсальны и находят отражение и применение в различных аспектах существования мира и разных видах деятельности. «Компетентность нельзя сформировать без мировоззрения самого человека», — отмечает С. Касаткина [Касаткина, 2012, с. 29]. Именно поэтому необходима такая организация самостоятельной работы по изучению философии, которая вовлекла бы студента в учебный процесс, способствовала бы повышению мотивации к учению и привела к актуализации философских знаний в процессе повседневной и будущей профессиональной деятельности субъекта обучения.

2. Сущность самостоятельной работы студентов

В научно-методической литературе последних лет предлагается большое количество определений СРС, акцентирующих внимание на различных ее аспектах. Поскольку задачей исследования не является формулировка определения СРС как педагогической категории, то представляется возможным использование существующих определений. Наиболее актуальными применительно к данному исследованию являются дефиниции, предложенные И. Зимней и А. Бугай. Зимняя полагает, что СРС — это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность [Зимняя, 2007, с. 229]. Согласно мнению А. Бугай, «СРС — это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата» [Бугай, 2014, с. 68].

3. Постановка проблемы организации самостоятельной работы студентов

Вопросы организации СРС сейчас активно обсуждаются в научно-педагогических кругах (И. Андреева, П. Гальперин, Б. Есипов, Е. Кабанова-Миллер, И. Лернер, А. Лында, Р. Низамов, Г. Щукина и др.), что связано с модернизаци-

ей системы российского образования и переходом на европейские стандарты, которые предусматривают минимум лекционных занятий и максимум практических, а также самостоятельной подготовки к ним. Е. Рощупкина по этому поводу пишет: «Проблема активизации самостоятельной работы является одной из главных <..> Активизация самостоятельной работы студентов в учебном процессе — это важное условие совершенствования их знаний» [Рощупкина, 2015, с. 75]. Как будет показано далее, значительная часть студентов имеет недостаточный уровень познавательной мотивации, что значительно обостряет проблему пассивности студентов при самостоятельном выполнении работы. К числу причин низкой эффективности самостоятельной работы студентов Ф. Хакунова относит несоответствие содержания целям формирования компетенций, отсутствие дифференциации и вариативности «при которой минимально учитываются индивидуальные возможности, потребности и интересы субъектов» [Хакунова, 2012, с. 154]. Т. Бельчик, основываясь на результатах социологического исследования, отмечает такие причины невыполнения самостоятельной работы, как неясность формулировок заданий, отсутствие понятных и доступных критериев оценки результатов СРС [Бельчик, 2009, с. 49—54].

В связи с этим главнейшими задачами становятся активизация самостоятельного познания студента и превращение его в ведущее средство формирования учебной и профессиональной компетенции [Пичкова, 2008; Хакунова, 2012].

4. Методика и эмпирическая база исследования

Целями работы являются выявление текущих проблем в организации СРС нефилософских направлений подготовки при изучении философии и предложение путей ее оптимизации. Данное исследование основывается на результатах эмпирического анализа текущей ситуации, который показал, что от 15 до 25 % (в различных группах) студентов периодически или систематически не выполняют домашнюю работу, связанную с подготовкой к практическим занятиям.

Ранее проведенные автором опросы по методике Ч. Д. Спилбергера, адаптированной к современной действительности А. Д. Андреевой [Спилбергер, Андреева, 1987] и М. Рокича [Рокич] показали, что в настоящее время более чем у половины студентов наблюдается заниженная познавательная мотивация. Данная категория обучаемых ориентирована на инструментальные ценности, а не на терминальные. В частности, они ориентированы на образованность как общий уровень культуры, широту кругозора, то есть знания — в данном случае философские — сами по себе для студентов не ценны и не имеют смысла, важна лишь возможность их применения в реальной жизни и будущей профессиональной деятельности. Данный фактор в числе основных мотиваторов отметили более половины опрошенных [Балюшина, 2015а, 775]. Также было выявлено, «что 60 % студентов, имеющих II уровень познавательной мотивации, ориентированы на индивидуальные формы аудиторной и самостоятельной работы, а 40 % — на работу в малых группах; тогда как только 33 % и 25 % обладателей

заниженной и низкой мотивации соответственно — на индивидуальную работу и 67 и 75 % — на обучение в малых группах. При этом представители III и IV категории отметили, что в процессе обучения испытывают стресс, неуверенность в себе и разочарование в учебе» [Балюшина, 2015а, с 776].

Полученные выводы позволили предположить, что выполняемость и результативность самостоятельной работы студентов нефилософских направлений подготовки по дисциплине «Философия» напрямую зависит от особенностей ее организации, таких как вынесение на самостоятельное освоение лич-ностно и профессионально значимых тематических аспектов курса, проблема-тизация учебных вопросов, проведение работы в малых группах со свободным выбором ролей, введение в процесс обучения элемента соревновательности (подробнее о последнем см.: [Балюшина, 2015б, с. 22—23]), разработка прозрачных и однозначных критериев оценки. Указанные способы активизации СРС апеллируют и к аффективной, эмоциональной составляющей личности, и к разуму, поскольку, согласно утверждению С. Г. Айтугановой, «интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферу» [Айтуганова, 2014, с. 19].

5. Способ оптимизации СРС по изучению философии

На основе результатов теоретических и эмпирических исследований автором был разработан учебно-методический комплекс для СРС нефилософских направлений по изучению курса «Философия», включающий серию заданий, сопровождаемых рекомендациями по их выполнению и критериями оценки.

Задания были основаны на принципах личностной значимости, профессиональной ориентации, соревновательности, широкого использования информационных технологий, индивидуально-групповой формы организации, актуализации историко-философских знаний в современной действительности и прозрачности процедуры оценивания. Остановимся на них более подробно.

Принцип личностной значимости предполагает, что в процессе выполнения задания студенту необходимо, во-первых, привлечь свой личностный, жизненный опыт, во-вторых, сделать относительно его выводы с использованием философских знаний, полученных на лекционных занятиях и из учебной литературы. Например, при изучении темы «Философия как наука» студентам предлагалось обратиться к собственному опыту, к опыту друзей и родственников и определить, чем философское знание может помочь им в жизни, учебе, а также представить, чем оно может помешать в различных ситуациях. При рассмотрении темы «Исторические формы мировоззрения» студентам предлагалось проанализировать свою повседневную жизнь, поведение в обычных ситуациях и выявить, когда и каким образом они обращаются к мифологии, религии, философии и науке.

Принцип профессиональной ориентации предполагает необходимость нахождения самими обучаемыми точек соприкосновения между общегуманитар-

ной философской дисциплиной (непрофессиональной) и будущей профессиональной деятельностью студента. Например, при изучении темы «Философия как наука» было дано задание, основываясь на знаниях, полученных на лекции и из учебной литературы, попытаться предположить, чем и каким образом философское знание может помочь в будущей профессиональной деятельности.

Принцип соревновательности реализуется через различные конкурсные задания, по результатам выполнения которых выявляется победитель (или лидирующая подгруппа). Например, в рамках темы «Исторические формы мировоззрения» проводился конкурс докладов-презентаций «Мифология сегодня: современные мифы в развитом обществе», которые требовалось подготовить в порядке самостоятельной домашней работы. Выступления оценивала аудитория по ряду известных заранее критериев и определяла победителя.

Принцип использования информационных технологий позволяет студенту погружаться в виртуальную реальность, применять компьютерную технику, сетевые технологии и интернет-пространство в процессе самостоятельной работы. Например, при изучении темы «Философия Нового времени» обучаемым предлагалось при выполнении домашней работы пройти по заданной ссылке, посмотреть документальный фильм в режиме онлайн и ответить на ряд вопросов. В рамках темы «Философия Древнего мира» предлагалось составить кроссворд с использованием одной из соответствующих компьютерных программ, а также подготовить коллективные доклады-презентации с использованием облачных сервисов, понятных и удобных для студентов. Подобные средства самостоятельной работы, будучи привычными, не «привязывающими» студента к какой-либо пространственной точке, способствуют созданию психологически комфортной атмосферы в процессе выполнения заданий.

Принцип индивидуально-групповой формы работы предполагает наличие возможности сочетания индивидуальной самостоятельной работы и самоподготовки в малых группах. Его значение состоит в том, что студент, испытывая трудность, неуверенность или дискомфорт в процессе индивидуальной работы, не остается тет-а-тет со своей проблемой, он может принять участие в работе малой группы, где найдет поддержку коллег, выберет роль и функцию, которая в данный момент ему наиболее подходит. Например, при подготовке коллективных докладов возможно распределение ролей и функций в подгруппе; при подготовке к дискуссии базовая информация может быть собрана индивидуально, но в дальнейшем, в процессе аудиторной работы, происходит объединение достижений каждого студента, их обсуждение и в результате никто не оказывается исключенным из общей деятельности. При этом работа наиболее активных участников отмечается и дополнительно премируется в целях поддержки инициативности и развития лидерских качеств.

Организация работы в соответствии с индивидуально-групповым принципом, кроме всего прочего, обеспечивает формирование позитивного отношения студентов к самостоятельной работе, не позволяет развиться отторжению

ее («не могу», «не буду», «это не для меня»). В процессе изучения философии это представляется особенно важным, поскольку данная дисциплина достаточно часто априорно воспринимается негативно или скептически в связи с широкой распространенностью соответствующих стереотипов.

Принцип актуализации историко-философских знаний в современной действительности позволяет провести исторические параллели, выявить значение созданных в прошлом философских концепций для современности. Например, при изучении темы «Философская мысль Средневековья и эпохи Возрождения» студентам предлагается после изучения материалов учебной литературы и лекций подумать, какие идеи средневековых философов применимы сейчас. Чем идеи средневековых авторов могут нам помочь? Чем они полезны в наше время? Выявить, чему научила человека и человечество философия эпохи Возрождения.

Принцип прозрачности процедуры оценивания предполагает разработку критериев оценки, которые известны и понятны студенту. Для каждого задания, вида работы были созданы критерии, различные в силу специфики заданий, но имеющие общие основания, заключающие в себе возможность оценить уровень развития той или иной компетенции. Доведение до сведения студентов качественных и количественных критериев оценки позволяет самому обучающемуся контролировать и оценивать свои успехи, понимать, чего он уже достиг, а над чем еще нужно работать. Наличие критериев, которые известны не постфактум, а изначально, обеспечивает студентам понимание вектора собственного развития. Так, по ряду заданий вниманию обучаемых предлагаются три группы критериев оценки их деятельности, соответствующие трем уровням развития компетенции, которые условно можно назвать «недостаточным уровнем», «базовым уровнем» и «повышенным уровнем». Данные критерии предусматривают выявление и фиксирование конкретных инструментов оценивания, позволяющих определить уровень формирования той или иной компетенции. Например, при анализе ситуации студент опирается на знание законов диалектики, оперирует категориями диалектики, применяет диалектические принципы и т. д.

6. Выводы

После внедрения учебно-методического комплекса для СРС нефилософских направлений по изучению курса «Философия» в процесс обучения автором был проведен итоговый контроль, результаты которого показали, что выполня-емость СРС по изучению курса увеличилась на 15—20 % в различных группах, в связи с тем что были устранены основные причины невыполнения заданий.

Итак, гипотеза, состоящая в том, что опора на такие принципы организации СРС, как личностная значимость, профессиональная ориентация, соревновательность, широкое использование информационных технологий, индивидуально-групповая форма организации, актуализация историко-фило-

софских знаний в современной действительности и прозрачность процедуры оценивания, повысит мотивацию студентов к изучению философии и позволит активизировать их самостоятельную работу, была полностью подтверждена.

6. Благодарности

Публикация подготовлена при частичной финансовой поддержке Череповецкого государственного университета в рамках программы подготовки кадрового резерва научно-педагогических работников «Будущие профессора» (2014—2015 гг).

Большое спасибо Татьяне Юрьевне Шаховой, начальнику центра развития профессиональных компетенций, преподавателю, за моральную и интеллектуальную помощь и поддержку в планировании и реализации проекта.

Литература

1. Айтуганова С. Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности / С. Г. Айтуганова // Проблемы педагогики . — 2014. — № 1 (1). — С. 13—19.

2. БалюшинаЮ. Л. Проблема познавательной активности студентов первых курсов в изучении общегуманитарных дисциплин / Ю. Л. Балюшина // Бизнес. Наука. Образование : проблемы, перспективы, стратегии : материалы российской научно-практи-ческоц конференции с международным участием, г. Вологда, 26 мая 2015 г. / под ред. проф. Л. С. Усова. — Вологда : Вологодский институт бизнеса, 2015а. — С 773—776.

3. Балюшина Ю. Л. Соревновательность как фактор активизации студентов технических направлений подготовки при изучении социогуманитарных дисциплин / Ю. Л. Балюшина // Новая наука: теоретический и практический взгляд : международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (14 ноября 2015 г., г. Стерлитамак): в 3-х частях. — Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2015б — Ч. 2. — С. 22—23.

4. Бельчик Т. А. О проблемах организации самостоятельной работы студентов / Т. А. Бельчик // Вестник КемГУ . — 2009. — № 1. — С. 49—54.

5. Бугай А. Ю. Самостоятельная работа студентов вуза : современное состояние и проблемы / А. Ю. Бугай // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 12. — С. 67—71.

6. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник / И. А. Зимняя. — Москва : Университетская книга, Логос, 2007. — 384 с.

7. Касаткина С. С. Компетентностно-ориентированный подход и преподавание философских дисциплин / С. С. Касаткина // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (10—11 декабря 2009 г.) : межвузовский сборник научных работ : в 2 частях / ред.-сост. А. Е. Новиков. — Череповец : ФГБОУ ВПО ЧГУ 2012. — Ч. 1. — С. 27—29.

8. Никитина Т. В. Компетентностный подход как методологическая основа высшего образования / Т. В. Никитина // Вестник КемГУ . — 2015. — № 2—3 (62). — С. 88—92.

9. Пичкова Л. С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций [Электронный ресурс] / Л. С. Пич-

кова // Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации : материалы конференции МГИМО (У) МИД РФ. — Москва : МГИМО—Университет, 2008. — Режим доступа : http://mgimo.ru/files/113958/113958.pdf.

10. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс] / М. Ро-кич. — Режим доступа : http://www.psycademy.ru/pages/451/.

11. Рощупкина Е. А. Самостоятельная работа студентов как педагогическая проблема / Е.А. Рощупкина // ScienceRise . — № 1 (7). — С. 72—77.

12. Сенашенко В. С. Самостоятельная работа студентов : актуальные проблемы /

B. С. Сенашенко, Н. В. Жалнина // Высшее образование в России. — 2006. —№ 7. —

C. 103—109.

13. Спилбергер Ч. Д. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, 1987 [Электронный ресурс] / Ч. Д. Спилбергер, А. Д. Андреева. — Режим доступа : http: //psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=2413.

14. Хакунова Ф. П. Проблема организации самостоятельной работы студентов и школьников на современном этапе образования / Ф. П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. — 2012. — № 1. — С. 153—158.

Organization of Students' Self-Guided Work on Non-Philosophical Areas of Teaching in Studying Philosophy Course: Way of Optimization

© Balyushina Yuliya Lvovna (2015), PhD in Philosophy, associate professor, Department of History and Philosophy, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia), [email protected].

The problem of organization of self-guided work of students is considered. The relevance of the study is due to the fact that in the conditions of modernization of Russian educational system, linked with the transition to the European standards, there is an increase in the duration and intensity of students' self-guided work. However, theoretical and empirical studies suggest the lack of its effectiveness in the absence of students' motivation to independent research. The analysis of the main reasons of low efficiency of independent work of students is made. Special attention is paid to the work of students in the study philosophy course as a fundamental and required for the formation of common cultural competences. The author's experience on improvement of independent work of students of non-philosophical areas of training mastering a course of philosophy is presented. It is proved that the organization of independent work of students based on the principles of personal importance, professional orientation, competition, wide use of information technologies, individual and group forms of organization, updating the historical and philosophical knowledge in modern times and transparency of evaluation procedure, significantly increases the level of independent preparation of students, as it increases students' motivation to master the material through a variety of forms of work, transparency of the evaluation and the possibility to project the acquired knowledge on modern living conditions.

Key words: self-guided work of students; philosophy; motivation; competence.

References

Aytuganova, S. G. 2014. Upravleniye samostoyatelnoy rabotoy obuchaemykh s tselyu aktiv-

izatsii uchebnoy deyatelnosti. Problemy pedagogiki, 1 (1): 13—19. (In Russ.). Balyushina, Yu. L. 2015a. Problema poznavatelnoy aktivnosti studentov pervykh kursov v izuchenii obshchegumanitarnykh distsiplin. In: Usov, L. S. (ed.). Biznes.

Nauka. Obrazovanie: problemy, perspektivy, strategii: materialy rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, Vologda, 26 maya 2015. Vologda: Vologodskiy institut biznesa. 773—776. (In Russ.).

Balyushina, Yu. L. 2015b. Sorevnovatelnost' kak faktor aktivizatsii studentov tekhnicheskikh napravleniy podgotovki pri izuchenii sotsiogumanitarnykh distsiplin. In: Novaya nauka: teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad: mezhdunarodnoye nauchnoye periodicheskoye izdaniye po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (14 noyabrya 2015 g., g. Sterlitamak): v 3-kh chastyakh. Sterlita-mak: RITs AMI. 2: 22—23. (In Russ.).

Belchik, T. A. 2009. O problemakh organizatsii samostoyatelnoy raboty studentov. Vestnik KemGU, 1: 49—54. (In Russ.).

Bugay, A. Yu. 2014. Samostoyatelnaya rabota studentov vuza: sovremennoye sostoyaniye i problemy. Pedagogicheskoye obrazovaniye vRossii, 12: 67—71. (In Russ.).

Hakunova, F. P. 2012. Problema organizatsii samostoyatelnoy raboty studentov i shkolnikov na sovremennom etape obrazovaniya. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya,1: 153—158. (In Russ.).

Kasatkina, S. S. 2012. Kompetentnostno-orientirovannyy podkhod i prepodavaniye filosof-skikh disciplin. In: Novikov, A. E. (ed.). Problemy fundamentalnoy podgotovki v shkole i vuze v kontekste sovremennosti: materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (10—11 dekabrya 2009). Cherepovets: FGBOU VPO ChGU. 1: 27—29. (In Russ.).

Nikitina, T. V. 2015. Kompetentnostnyy podhod kak metodologicheskaya osnova vysshego obrazovaniya. Vestnik KemGU, 2—3 (62): 88—92. (In Russ.).

Pichkova, L. S. 2008. Organizatsiya samostoyatelnoy raboty studentov kak faktor formirovani-ya professionalno znachimykh kompetentsiy. In: Puti povysheniya konkurento-sposobnosti ekonomiki Rossii v usloviyakh globalizatsii. Moskva: MGIMO-Uni-versitet. Available at: http://mgimo.ru/files/113958/113958.pdf. (In Russ.).

Rokich, M. Metodika «Tsennostnoy orientatsii». Available at: http://www.psycademy.ru/pag-es/451/. (In Russ.).

Roshchupkina, E. A. 2015. Samostoyatelnaya rabota studentov kak pedagogicheskaya problema. ScienceRise, 1 (7): 72—77. (In Russ.).

Senashenko, V. S., Zhalnina, N. V. 2006. Samostoyatelnaya rabota studentov: aktualnyye problemy. Vyssheye obrazovaniye vRossii, 7: 103—109. (In Russ.).

Spilberger, Ch. D., Andreeva, A. D. 1987. Metodika diagnostiki motivatsii ucheniya i emocio-nalnogo otnosheniya k ucheniyu. Available at: http: //psylib.myword.ru/index.ph p?automodule=downloads&showfile=2413. (In Russ.).

Zimnyaya, I. A. 2007. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik. Moskva: Universitetskaya kniga, Logos. 384. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.