Проблемы здоровья и экологии
31
34. Состояние здоровья учащихся школ различного профиля / А. И. Бурханов [и др.] // Гигиена и санитария. — 2006. — № 3. — С. 58-61.
35. Тронза, Т. В. И школа и детство / Т. В. Тронза // Здаровы лад жыцця. Сер. У дапамогу педагогу. — 2005. — № 12. — С. 3-7.
36. Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков / А. В. Леонов [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2004. — № 5. — С. 14-17.
37. Здоровье и функциональное состояние сердечнососудистой системы школьников, завершивших начальное обучение / М. В. Антропова [и др.] // Школа здоровья. Сер. мед. наук. — 2000. — № 3. — С. 16-21.
38. Back pain in Portuguese schoolchildren: prevalence and risk factors / M. J. Trigueiro [et al.] // Eur J Pablic Health. — 2012. — Vol. 105, № 8. — (5 pages).
39. Functional somatic symptoms and associated impairment in 5-7-year-old children: the Copenhagen Child Cohort 2000 / C. U. Rask [et al] // Eur. J. of Epidemiology. — 2012. — Vol. 24, № 10. — P. 625-634.
40. Parental influences on cardiovascular risk factors in Swedish children aged 5-14 years / A. R. Khanolkar [et al.] // Eur J Pablic Health. — 2011. — Vol. 22, December 13. — (6 pages).
41. Rhinitis as an independent risk factor for adult-onset asthma / S. Guerra [et al.] //J Allergy Clin Immunol. — 2002. — Vol. 109, № 3. — P. 419-425.
42. Childhood and aduithood risk factors for socio-economic differentials in psyhological distress: evidence from the 1958 British birth cohort / C. Power [et al.] // Soc Sci Med. —2002. — Vol. 55, № 11. — P. 1989-2004.
43. Maternal depression and child development / E. Cummings [et al.] // J. of Child Psychology and Psychiatry. — 1994.—Vol. 35, № 1. — P. 73-112.
44. Надеждин, Д.С. Состояние здоровья и особенности психического развития первоклассников / Д. С. Надеждин // Гигиена и санитария. Сер. Мед. наук. — 2009. — № 2. — С. 56-63.
45. Распространенность факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний в популяции 11-16-летних детей и подростков Томска / Н. А. Рабцун [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Сер. Мед. наук. — 2003. — № 1. — С. 36-40.
46. Состояние и пути совершенствования медицинского обеспечения подростков, допризывной и призывной молодежи в Республике Беларусь / Л. А. Соколовская [и др.] // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. Сер. Мед. наук. — 1998. — № 2. — С. 25-27.
Поступила 02.07.2013
УДК 54:374]-057.875
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА МЛАДШИХ КУРСАХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
М. В. Одинцова, А. В. Лысенкова, Е. А. Перминова
Гомельский государственный медицинский университет
В статье отражены вопросы применения активных форм и методов самостоятельной работы студентов при изучении общей химии на первом курсе лечебного факультета для дальнейшего совершенствования методики преподавания естественно-научных дисциплин в медицинском вузе.
Ключевые слова: студенты медицинского вуза, самостоятельная работа, формы и методы обучения.
ORGANIZATION OF SELF-STUDY OF JUNIOR STUDENTS AS A FACTOR TO STIMULATE EDUCATIONAL EFFICIENCY
M. V. Odintsova, A. V. Lysenkova, E. A. Perminova
Gomel State Medical University
The article deals with application of active forms and methods of self-study of junior medical students. The development of new forms of students’ teaching was introduced for studying of general chemistry in order to improve the methods of teaching of natural scientific subjects at a medical university.
Key words: medical students, self-study, forms and methods of studying.
Введение
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
При обсуждении перспектив и тенденций развития высшей школы на современном этапе наряду с совершенствованием образовательных программ постоянно рассматривается реализация эффективных педагогических технологий в учебном процессе, которые усиливают мотивацию студентов к обучению и делают акцент на самостоятельное получение знаний [1, 2].
Применение компетентностного подхода в обучении студентов в высших учебных заведениях предполагает существенные изменения в организации и содержании образовательного процесса и требует создания определенных ситуаций в учебной среде, способствующих развитию мотивационной сферы студентов, их устойчивого интереса, креативных способностей,
Проблемы здоровья и экологии
32
а также проявлению самостоятельности. В связи с этим возрастает роль правильно организованной самостоятельной работы студентов как на занятиях, так и во внеаудиторное время.
В учебном процессе выделяют 2 вида самостоятельной работы:
— аудиторная;
— внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно типовой учебной и рабочей программам по дисциплине.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
— для овладения знаниями: чтение текста (основной и дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
— для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы темы, заполнение рабочей тетради, подготовка мультимедийных презентаций к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.;
— для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно-экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. [3, 4].
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики лабораторнопрактического занятия, а также от уровня знаний и умений студентов.
В процессе профессиональной подготовки студентов в вузе внеаудиторная работа способствует формированию познавательного интереса приобретения знаний и стремлению связать
их с будущей практической деятельностью. Начиная с первого курса обучения, навыки самостоятельной работы студентов планомерно развиваются, так как увеличивается объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу. Это требует постоянного внимания к изучению механизмов развития самостоятельности обучающихся и методикам формирования навыков самостоятельной работы в вузе.
Особой группой являются студенты первых курсов, которые сложно адаптируются к системе обучения в высшей школе, поэтому первым этапом формирования навыков самостоятельной работы должна быть аудиторная управляемая самостоятельная работа студентов (УСРС) под контролем преподавателя на учебном занятии. Очень важно с первого курса давать студентам не только базовые знания по предметам, но и научить их работать самостоятельно, то есть научить учиться, что является основой высокой успеваемости. Кроме этого, необходимо правильно подбирать и использовать формы организации самостоятельной работы, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности студентов, уровень школьной подготовки. Самостоятельная работа должна быть систематической и контролируемой.
Формами самостоятельной работы в аудитории являются:
• подготовка и участие в семинарских занятиях;
• подготовка сообщений по определенным темам;
• составление и заполнение таблиц по определенным темам при работе с учебной литературой;
• выполнение лабораторных работ и формулирование кратких выводов;
• составление тестовых заданий по изученному материалу, что дает возможность студентам закрепить свои знания, а преподавателям проконтролировать их умения и навыки;
• групповые формы самостоятельной работы студентов (на лабораторных занятиях по общей химии и др.);
• решение задач, составление тематических кроссвордов, вопросов к темам и т. д.
Правильно организованная самостоятельная работа на занятии позволяет разгрузить аудиторные часы, повысить интерес к изучаемым дисциплинам, сделать учебный процесс более содержательным и увлекательным. Применение форм самостоятельной аудиторной работы на первых курсах развивает навыки подготовки и участия в семинарских занятиях, которые пригодятся студентам на старших курсах.
Цель исследования
Реализация активных форм и методов управляемой самостоятельной работы студен-
Проблемы здоровья и экологии
33
тов с последующим анализом формирования навыков УСРС при изучении общей химии на первом курсе лечебного факультета для дальнейшего совершенствования методики преподавания естественно-научных дисциплин.
Материалы и методы
Материалами для обсуждения в данной работе являются текущие результаты оценки уровня знаний, полученные при проведении лабораторных занятий на первом курсе лечебного факультета по общей химии. В исследовании использовали метод еженедельного анализа успеваемости студентов по учебным журналам.
Результаты и обсуждение
Студенты первого курса лечебного факультета изучают общую химию в первом семестре, когда они только включаются в новую информационно образовательную среду вуза. Первое лабораторно-практическое занятие по этой дисциплине проводится под руководством преподавателя с зачетной самостоятельной работой, в процессе которой студенту необходимо реализовать свои навыки работы с учебным текстом, таблицами и новыми формулами. По отчетам успеваемости за три последних учебных года от 50 до 65 % студентов получали положительные оценки на этом занятии. Процент положительных оценок свидетельствует, что половина студентов первого курса, имеет недостаточные навыки самостоятельной работы для обучения под руководством преподавателя. Такой контроль уровня знаний осуществляется еженедельно, он позволяет выявить наиболее сложные вопросы для понимания и организовать обучение с целью устранения этих трудностей.
Система же обучения в вузе переходит от принципа, когда студентов учат, к европейскому принципу, когда они учатся сами. Типовая программа по общей химии для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» [5] с 2008 года ориентирует на изменения в учебном плане, связанные с увеличением объема времени, выделяемого на самостоятельную работу. Для организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентам предлагаются краткий лекционный курс по предмету, методические разработки по общей химии и руководство к лабораторным занятиям. В учебно-методических разработках по каждой теме приведены план и вопросы текущего занятия, расчетные и ситуационные задачи, подробное описание лабораторных работ, а также тестовые задания по всем вопросам изучаемой темы, вопросы и задания для самоподготовки с примерами типовых решений и необходимая литература (основная и дополнительная). Способность студентов первого курса — вчерашних абитуриентов перейти к новой системе обучения и
реализовать свои навыки самостоятельной работы отражает их успеваемость по предмету.
Нами проанализированы оценки текущего еженедельного контроля и итоговых контрольных работ у студентов, обучавшихся в 2012— 2013 учебном году (1 семестр). Анализ показал, что по текущему контролю положительные оценки имеют 62 % студентов, тогда как по итоговым контрольным работам этот процент снижается. За первую контрольную работу положительных оценок было 43 % и несколько больше за вторую — 58 %. Следует отметить, что процент положительных оценок по текущему еженедельному контролю был приблизительно таким же, как и на первом занятии. Это показывает, что объем учебного материала в пределах одной темы большинство студентов могут освоить, но когда этот объем увеличивается до пяти или шести тем на итоговых занятиях, то большой процент обучающихся не осваивают его самостоятельно, и процент положительных оценок по итоговым контрольным работам значительно ниже. Прослеживалась тенденция увеличения процента положительных результатов от одной итоговой контрольной работы к другой, несмотря на то, что сложность изучаемого материала постоянно возрастала. Такая закономерность, несомненно, отражает положительный процесс формирования у студентов навыков самостоятельной работы в ходе обучения данному предмету, а также показывает степень эффективности организации этой работы. Как известно, внеаудиторная самостоятельная работа наиболее сложная как по способу организации, так и контроля за ее выполнением. Проведенный же нами анализ успеваемости студентов не является строгой оценкой приобретенных студентами навыков самостоятельной работы, но он отражает характер их изменения.
Опыт организации самостоятельной работы студентов лечебного факультета по дисциплине «Общая химия» в Гомельском государственном медицинском университете показывает, что ее эффективность достигается за счет:
— разработки системы разноуровневых заданий для индивидуальной и групповой работы студентов по всем разделам учебной программы, включая выполнение учебно-исследовательских работ;
— согласованности и преемственности между содержанием заданий для самостоятельной работы студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, методами их решения, что обеспечивает практическую и профессиональную направленность учебного процесса;
— методически правильной организации аудиторной и внеаудиторной СРС, направленной на побуждение студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию;
Проблемы здоровья и экологии
34
— учета индивидуальных особенностей и возможностей студентов при разработке и представлении заданий для самостоятельной работы с целью развития у них интереса к будущей профессиональной деятельности;
— создания и использования электронных пособий, позволяющих постоянно обновлять необходимую информацию в виде меняющихся примеров и данных, усилить взаимосвязь общепрофессиональных и специальных дисциплин [6, 7].
Каждый преподаватель кафедры общей и биоорганической химии заинтересован в том, чтобы самостоятельная работа расширяла и углубляла знания студентов, развивала их познавательную активность, давала им возможность применять знания на практике, помогала воспитывать любовь к предмету.
Выводы
1. Анализ успеваемости студентов первого курса лечебного факультета в течение первого семестра отражает положительную тенденцию в формировании навыков самостоятельной работы при изучении курса общей химии.
2. Характер изменения оценок текущего контроля и итоговых контрольных работ показал, что необходимо дальнейшее совершенствование методики организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы для эффективного усвоения студентами первого курса программного материала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гин, А. А. Приемы педагогической техники / А. А. Гин. — 7-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2006. — С. 82.
2. Жук, А. И. Высшая школа Республики Беларусь на современном этапе развития: тенденции и перспективы / А. И. Жук // Вышэйшая школа. — 2009. — № 6. — С. 3-8.
3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие / А. П. Панфилова. — 3-е изд. — М.: Академия, 2012. — 192 с.
4. Федоров, В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие / В. А. Федоров. — М.: Академия ИЦ, 2008. — 205 с.
5. Общая химия. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 01Лечебное дело. — Минск, 2008. — 16 с.
6. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов / О. Л. Жук [и др.]. — Минск: РИВШ, 2005. — 112 с.
7. Лобанов, А. П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова. — Минск: РИВШ, 2005. — 107 с.
Поступила 24.05.2013
УДК 616-002.5-06:616-98:578.828HIV
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИЧ-АССОЦИИРОВАННОГО ТУБЕРКУЛЕЗА
(лекция)
В. Н. Бондаренко
Гомельский государственный медицинский университет
Описаны клиника, диагностика, лечение и химиопрофилактика туберкулеза у ВИЧ-инфицированных лиц. Знание особенностей клиники туберкулеза в зависимости от стадии ВИЧ-инфекции поможет врачам различных специальностей своевременно диагностировать данную патологию и направить больного в специализированные лечебные учреждения.
Ключевые слова: туберкулез, ВИЧ-инфекция, ВИЧ-ассоциированный туберкулез, лечение, химиопрофилактика.
CLINICAL FEATURES OF HIV-ASSOCIATED TUBERCULOSIS
(lecture)
V. N. Bondarenko Gomel State Medical University
The article describes the clinical features, diagnosis, treatment and chemoprophylaxis of tuberculosis in HIV-infected patients. The knowledge of the clinical peculiar features of tuberculosis depending on a stage of HIV infection will help various medical specialists to diagnose timely this pathology and direct patients to specialized medical institutions.
Key words: tuberculosis, HIV-infection, HIV-associated tuberculosis, treatment, chemoprophylaxis.
Инфекция вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) является одной из основных причин роста заболеваемости туберкулезом (ТБ) во всем мире. Микобактериями туберкулеза (МБТ) инфицировано 33 % населения планеты. Ежегодно в мире регистрируют 8 млн. новых случаев ТБ и 2 млн. смертей от него. Почти половина
ВИЧ-инфицированных после заражения микобактериями туберкулеза в течение года заболевают ТБ. По данным Всемирной организации здравоохранения, к началу 2010 года число инфицированных ВИЧ превысило 42 млн. человек, среди которых ТБ был диагностирован почти у каждого третьего. [1]. ВИЧ-инфекция является