Бобренко И. А, Лихоманова Л.М., Склярова М.А. Система педагогического контроля знаний по агрохимическим дисциплинам // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль - сентябрь. -URL http://e-journal.omgau.rU/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/387-00137. - ISSN 2413-4066
УДК 378.146.1:631.8
Бобренко Игорь Александрович
Доктор сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Лихоманова Людмила Михайловна
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Склярова Марина Александровна
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Система педагогического контроля знаний по агрохимическим дисциплинам
Аннотация: В статье рассмотрены основные моменты организации контроля и оценки знаний обучающихся в университете по агрохимическим дисциплинам различных образовательных программ. Приведены основные проблемы, перспективы совершенствования педагогического контроля знаний.
Ключевые слова: контроль, тестовые материалы, обучение, дисциплина, методическое обеспечение.
В Омском ГАУ на кафедре агрохимии и почвоведения дисциплина «Агрохимия» преподается более 80 лет, в настоящее время - у студентов направлений подготовки бакалавров «Агрохимия и агропочвоведение» и «Агрономия», а дисциплина «Питание и удобрение садовых культур» - у студентов направлений подготовки бакалавров «Садоводство» [1-3].
Контроль и оценка знаний студентов является важной составляющей учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Главная цель педагогического контроля состоит в определении качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных компетенций целям и задачам обучения. Кроме того, он предоставляет возможность выявления трудностей в усвоении студентами учебной информации и типичных ошибок с целью их коррекции и устранения. При этом виды и формы контроля должны обеспечивать «обратную связь» - преподавателю необходимо точно определить, какие разделы и темы преподаваемой дисциплины требуют переработки подачи материала с методической точки зрения.
Система контроля качества знаний студентов Омского ГАУ по агрохимическим дисциплинам призвана стимулировать аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов для достижения высокого уровня их профессиональной подготовки и
повысить объективность оценки усвоения студентами учебного материала. Для контроля качества знаний широко используются различные его виды и формы.
Система педагогического контроля знаний включает четыре вида контроля качества знаний студентов: входной, текущий, рубежный и итоговый.
Входной контроль знаний студентов проводится в начале изучения дисциплины с целью определения базовых знаний по дисциплинам «химия» и «биология» и готовности студентов к усвоению дисциплины «Агрохимия». Полученные при входном контроле результаты используются преподавателем при корректировке курса лекций и при составлении домашних заданий. Входной контроль имеет разнообразные формы: письменная работа на определенную тему или в виде ответов на несколько поставленных вопросов, тестирование.
Текущий контроль проводится на протяжении семестра по учебной дисциплине в ходе всех видов занятий. При этом преподаватель оценивает уровень участия студентов в аудиторной работе, степень усвоения ими учебного материала и выявляет недостатки в подготовке студентов с целью оперативно влиять на качество аудиторной и внеаудиторной работы студентов в течение семестра.
Текущий контроль имеет особое значение в системе контроля качества знаний. Именно текущий контроль позволяет преподавателю постоянно отслеживать степень усвоения учебного материала студентами, корректировать содержание лекций и практических занятий, контролировать посещаемость занятий и проводить воспитательную работу. Текущий контроль, так же как и другие формы контроля, проводится в разнообразной форме -оценка выполняемых практических и лабораторных работ, семинары, фронтальный опрос. При выборе форм текущего контроля учитывается уровень подготовки студентов и направление подготовки.
Рубежный контроль проводится при проверке усвоения знаний крупных структурных модулей дисциплины, в этом качестве обычно используются разделы дисциплины. Применение различных форм этого вида контроля: контрольные письменные работы, коллоквиумы, семинары. Проводится рубежный контроль два-три раза в семестр. Кроме основной литературы, обучающиеся для подготовки используют и дополнительную [4-7]. Уже длительное время на кафедре агрохимии и почвоведения Омского ГАУ используется такая форма контроля знаний студентов как тестирование. Оно привлекает и преподавателей и студентов простотой использования, быстрым получением результатов, и высокой объективностью в оценке знаний. Несмотря на бытующее мнение, что правильный результат при тестировании можно получить «наугад», практика применения этой формы контроля на кафедре показала, что корректно и грамотно составленные тестовые задания позволяют объективно оценить уровень усвоения знаний. Для этой цели создано и издано учебное пособие «Тестовые задания по агрохимии» [8], подготовлена версия для тестирования с помощью компьютера.
Тестирование проводится с учетом специфики направления подготовки - на кафедре разработаны комплекты тестовых заданий для разных направлений обучения в вузе -«Дидактические тестовые материалы по дисциплине Агрохимия», «Дидактические тестовые материалы по дисциплине Питание и удобрение садовых культур» и другие. В результате проводимого рубежного контроля преподаватель за короткое время не только может опросить всех студентов группы, но и провести анализ наиболее типичных ошибок для корректировки преподавания дисциплины.
Правильные ответы на тестовые задания достигаются не только заучиванием определенной информации, но и созданием на ее основе определенных выводов и решений (их нет в учебнике). Студент, использующий тестовые задания для самоконтроля, может легко определить, какие разделы агрохимии требуют дополнительной проработки. Это особенно актуально в связи с тем, что современное изучение дисциплины больше чем на половину -это внеаудиторная самостоятельная работа студентов.
В качестве контроля знаний студентов на аудиторных занятиях преподаватель предлагает те же тестовые задания, но в другом порядке. Таким образом, студент заинтересован в том,
чтобы во время внеаудиторной работы ответить на тесты правильно, для чего необходимо качественно освоить учебный материал.
Предлагается четыре формы тестовых заданий: с выбором правильного ответа (закрытая); открытая; на установление соответствия; на установление правильной последовательности. Первая форма тестовых заданий предполагает выбор одного наиболее правильного и полного ответа или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов. Вторая форма тестовых заданий предполагает точный ответ в виде термина, определения, числа и т.д. на вопрос. Третья форма тестовых заданий ориентирована на установление соответствия между предлагаемыми понятиями. Четвертая форма тестовых заданий предполагает расположение предложенных вариантов в правильной последовательности. Оценку «отлично» получают студенты, давшие не менее 90% правильных ответов, «хорошо» - не менее 75%, «удовлетворительно» - не менее 60%.
Такая форма контроля как рефераты применяется при изучении дисциплины «агрохимия»не систематически, в основном для студентов, пропустившим занятия или показавшим неудовлетворительные знания во время рубежного контроля. В настоящее время написание рефератов весьма облегчается применением широко распространенных современных информационных технологий, в частности Интернета, и своей прежней функции рефераты, к сожалению, не выполняют, поэтому мы считаем такую форму контроля при изучении данной дисциплины мало эффективной.
Однако при изучении студентами на 1 курсе элективной дисциплины «История агрохимии и почвоведения» применение реферата как формы контроля вполне оправданно. Вчерашние школьники приобретают навыки поиска и систематизации материала, умения кратко и четко изложить его в докладе, подготовить презентацию, сделать публичное выступление. Кроме того, докладчик подготавливает вопросы по своему докладу, ответы на которые студенты оформляют в письменном виде и отдают на проверку докладчику (преподаватель осуществляет выборочный контроль). Таким образом, с первого курса студенты приобретают навыки взаимоконтроля.
К следующему рубежному контролю студент допускается только в том случае, если задолженность по предыдущей аттестации им ликвидирована.
Итоговый контроль включает защиту или сдачу курсовых работ, зачеты (в том числе дифференцированные) и экзамены.
Курсовая работа является одним из важнейших видов внеаудиторной академической работы студентов (ВАРС), направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам, овладение методами научных исследований, формирование навыков самостоятельного решения конкретных задач на основе приобретенных знаний при изучении соответствующих дисциплин. Системой курсовых работ студент подготавливается к выполнению более сложной задачи - выполнению выпускной квалификационной работы.
Для правильной организации работы студентов при выполнении данного вида учебной работы апробированы и подготовлены к изданию методические указания[7,8].
Курсовая работа представляет собой форму отчетности по ВАРС. Целью выполнения курсовой работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач и проведения эмпирического научного исследования.
Задачами выполнения курсовой работы являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по определенной дисциплине, овладение методами сбора и обработки информации, объяснение полученных эмпирических данных, анализ взаимосвязей между изучаемыми объектами и явлениями, формирование выводов и рекомендаций.
Курсовая работа наряду с аналитическим обзором обязательно должна содержать элементы научного исследования по заданной теме. Наиболее подготовленным студентам
может быть предложено написание курсовой работы целиком по исследовательской теме, имеющей теоретическое и практическое значение в развитии науки и практики по конкретной дисциплине. Каждая работа должна содержать данные в научно-исследовательской и производственной части, на основании которых должны быть сделаны критический анализ полученных результатов и объективные выводы.
Одной из основных задач выполнения курсовой работы является приобретение навыков написания и оформления научного текста в компьютерном варианте, что, безусловно, поможет студентам в дальнейшем обучении.
Контроль выполнения курсовых работ производится в виде защиты ее перед руководителем в присутствии студентов группы или принимаются и оцениваются руководителем самостоятельно. Защита состоит в коротком докладе студента (до 10 мин.) и в ответах на вопросы руководителя и сокурсников.
Зачет по учебной дисциплине выставляется при условии положительных результатов текущего и промежуточного контроля.
Дифференцированный зачет с использованием 5-балльной шкалы оценивания
выставляется при выполнении всех видов текущего контроля, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, и включает обязательное тестирование. Тест не должен включать более 20 вопросов.
Экзамены имеют целью выявить и оценить теоретические знания и практические умения студентов по конкретной агрохимической дисциплине и проводятся на кафедре в письменном виде. С критериями оценки уровня знаний на экзамене, разработанными кафедрой, студенты могут ознакомиться уже в начале семестра.
Проведение итогового контроля только в виде экзамена по билетам по нашему мнению не всегда адекватно позволяет оценить уровень знаний студентов. При этом присутствует элемент везения (или наоборот) и субъективизма; важен и психологический аспект, т.к. экзамен для многих студентов представляет собой стрессовую ситуацию, в которой они не могут реализовать свои знания. При этом у студента отсутствуют мотивированные стимулы к успешной и качественной учебе в течение всего семестра - все равно все решается на экзамене. Регулярный контроль в период всего срока изучения дисциплины, результаты которого значительно влияют на итоговую оценку по дисциплине, стимулирует работу студента весь семестр. Также активизирует изучение дисциплины у студента необходимость получения соответствующей высокой оценки при подготовке к практическим и лабораторным занятиям.
Таким образом, одна из проблем при проведении итогового контроля заключается в отсутствии учета текущей успеваемости в семестре при оценке знаний на экзамене. Для решения этой проблемы на кафедре разрабатывается система итоговой аттестации по дисциплине с учетом результатов текущей работы студента в семестре. Мы считаем, что итоговая оценка знаний студента по дисциплине не может базироваться только на результатах экзамена, она должна учитывать активность и текущую успеваемость студента в течение семестра. При этом студент, заранее зная «правила игры», будет заинтересован с большим прилежанием выполнять текущие задания и добиваться высокой оценки при прохождении текущего и рубежного контролей в семестре. Удельный вес результатов промежуточного контроля в итоговой оценке по учебной дисциплине должен составлять не менее 40%, остальные 60% определяются результатами экзамена.
Кроме этого на кафедре успешно практикуется выставление части оценок экзамена на основании отличных текущих оценок - это пробуждает у обучающихся здоровую конкуренцию, стимулирует их деятельность по тщательной подготовке к занятиям и промежуточному контролю. Приветствуется участие студента в более широком раскрытии темы на семинарских занятиях с учетом направления подготовки.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 35.03.03 - Агрохимия и агропочвоведение (уровень бакалавриата) раздел основной образовательной программы «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
По результатам учебной практики каждая бригада составляет отчет и защищает его перед комиссией, состоящей из преподавателей, проводивших практику. После защиты студенты получают дифференцированный зачет.
Итоговый контроль производственной практики проводится на заключительном этапе практики и включает в себя: составление руководителем практики от предприятия отзыва о прохождении практики, написании характеристики на практиканта, проверку отчетов и дневников руководителями практики от университета и от предприятия.
По окончании производственной практики на основании записей в дневнике, собранных научных материалов, а также собственных наблюдений и предложений студент составляет письменный отчет о прохождении практики. Для оформления отчета ему выделяются 2-3 дня.
В десятидневный срок после начала занятий студент предоставляет на выпускающую кафедру отчет о практике.
После рецензирования преподавателем представленных документов - отчета, дневника, отзыва и характеристики - студент защищает отчет о производственной практике перед комиссией, состав и график работы которой утверждает декан факультета.
При оценке практики учитывается отзыв руководителя от университета, характеристика выданная студенту руководителем от предприятия, качество предоставленных отчётных документов[9-12].
Результаты защиты проставляются председателем комиссии в экзаменационной ведомости и зачетной книжке. Оценка результатов прохождения производственной практики приравнивается к оценке по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости. Если защита отчетов в соответствии с графиком учебного процесса производится после издания приказа о назначении студенту стипендии, то оценка за практику учитывается при подведении итогов следующей сессии.
Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением о промежуточной (семестровой) аттестации студентов.
В настоящее время в образовательном процессе все больше внимания уделяется дистанционному обучению или его отдельным элементам. Одной из наиболее известных и распространенных систем управления дистанционным обучением является ЬМБ МооШе (Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда). Использование системы МооШе дает ряд преимуществ как преподавателям, так и студентам. Для преподавателя это, прежде всего автоматизация системы оценки знаний, применение широкого спектра шкал оценивания, а также широкие возможности в подаче информации и варьирование типов заданий. Для студентов - легкий доступ к учебным материалам и возможность самоконтроля. Студент может пройти тест, который не будет оцениваться, и при этом видеть допущенные ошибки. Также преподаватель может задать фиксированное число прохождения теста и число попыток ответа на данный вопрос теста. На кафедре агрохимии и почвоведения система МооШе для обучения и контроля знаний студентов начала применяться в 2015/16 учебном году. Элементами курса (интерактивными модулями), с помощью которых преподаватель организует учебный процесс (размещает
материалы курса, проводит тестирование, общается со слушателями) являются: задания, опросы, тесты.
Задания могут быть четырех типов, типичным заданием является написание реферата по выбранной теме из числа, предложенных преподавателем. Реферат в виде файла студент отправляет для проверки преподавателю, который оценивает соответствие его установленным требованиям и выставляет оценку. При опросе преподаватель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответов. По отдельным темам курса проводится электронное тестирование. Большинство тестовых заданий оцениваются автоматически. После прохождения всех видов контроля студент получает зачет.
Наиболее оптимальной формой обучения и контроля знаний студентов, применяемой на кафедре агрохимии и почвоведения, следует признать сочетание аудиторных занятий с дистанционной формой контроля, что позволяет в значительной степени интенсифицировать самостоятельную работу студентов.
Как уже отмечалось, результаты всех видов контроля используются ведущими преподавателями при корректировке рабочих программ и выборе форм контроля. Подведение итогов этого вида методической работы проходит на заседаниях кафедры после экзаменационной сессии и служит в дальнейшем для поисков новых и более эффективных методов совершенствования всей системы педагогического контроля знаний.
Ссылки на источники:
1. Ермохин Ю.И. Кафедра агрохимии / Ю. И. Ермохин // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 1998. - №4. - С. 10-14.
2. Ермохин Ю.И. Агрохимия в Омском государственном аграрном университете / Ю.И. Ермохин, И. А. Бобренко // Агрохимия в высших учебных заведениях России / Под редакцией В.Г. Минеева. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С. 48-57.
3. Ермохин Ю.И. Кафедра агрохимии / Ю.И. Ермохин, И.А. Бобренко // Вестник ОмГАУ. - 2004. - №3. - С.11-15 .
4. Словарь агрохимических терминов и определений: учебно-справочное издание [электронный ресурс] / И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, В.И. Попова, И.В. Цыплёнкова. -Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П. А. Столыпина, 2015. - 70 с. - 1 электронный диск
5. Словарь агрохимических терминов и определений / И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, В.И. Попова, И.В. Цыплёнкова. - Омск: Изд-во ФГОУ ВО ОмГАУ, 2016. - 60 с.
6. Бобренко И.А. Агрохимия: учебно-методический комплекс по дисциплине /И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, Н.В. Михальская. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2009. -147 с.
7. Бобренко И.А. Агрохимия: учебно-методический комплекс /И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, Н.В. Михальская. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2010. - 116 с.
8. Бобренко И.А. Тестовые задания по агрохимии : сб. контр.заданий / И.А. Бобренко, Л.М. Лихоманова, Н.В. Михальская. - Омск : Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2009. - 168 с.
9. Методические указания к прохождению и программы учебных практик (направление подготовки бакалавров 110100) / И.А. Бобренко [и др.]. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007. - 53 с.
10. Методические указания к прохождению производственной практики (направление подготовки бакалавров 110100) / И.А. Бобренко, Ю.А. Азаренко, А.В. Синдирева, Н.К. Трубина. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007. - 20 с.
11. БобренкоИ. А. Рабочие документы производственной практики / И. А. Бобренко, М.А. Склярова, В. И. Попова. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО ОмГАУ, 2016. - 32 с.
12. Трубина Н.К. Практическая подготовка обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение /Н.К.Трубина, М.А.Склярова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №1. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/270-00097. - ISSN 2413-4066.
Igor Bobrenko
Doctor of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEIHE Omsk SAU, Omsk
Ludmila Lihomanova
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
Marina Sklyarova
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
The System of Pedagogical Control of Knowledge in Agrochemical Disciplines
Abstract: The article discusses the highlights of the organization of monitoring and evaluation of University students' knowledge in agrochemical disciplines due to various educational programs. The main problems and prospects of improvement of pedagogical control of knowledge are given. Keywords: control, test materials, training, discipline, methodological support.