УДК 616.8 - 036:378.661
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ НЕВРОЛОГИИ ГрГМУ
Е.В. Онегин, доцент, к.м.н.
Кафедра неврологии УО «Гродненский государственный медицинский университет»
В статье раскрываются основные методические подходы к организации самостоятельной работы студентов на кафедре неврологии Гродненского медицинского университета, направленные на совершенствование учебного процесса, его оптимизацию и интенсификацию, с целью повышения качества подготовки выпускников вуза в области неврологии.
Ключевые слова: методика организации самостоятельной работы студентов.
The article reveals the main methodical approaches to the organization of students' independent work at the Department of Neurology at the Grodno State Medical University. They are aimed to improve the educational process, as well as to intensify and optimize it so that to make the quality of neurologists' training more efficient.
Key words: methods of students' independent work organization.
Дальнейшее развитие высшей школы и медицинской, в частности, невозможно без творческого поиска новых путей и методов совершенствования учебного процесса, его оптимизации и интенсификации .
Задачами курса нервных болезней являются:
1) выработка практических навыков неврологического обследования больного, умения оценить на основе выявленных патологических признаков их семиологическое значение для определения локализации процесса;
2) обучение использованию и правильной трактовке данных, полученных с помощью дополнительных методов исследования (электрофизиологических, рентгенологических, биохимических, иммунологических и др.);
3) развитие клинического мышления как метода познания, основанного на диалектическом понимании процессов, происходящих в организме и современных достижениях науки, направленного на распознавание наиболее распространенных болезней нервной системы, являющееся основой для назначения адекватной терапии, проведения профилактики и определения трудоспособности.
С учетом значения деятельностного подхода к обучению и ведущей роли самостоятельной работы студентов в ходе усвоения знаний и умений нами были созданы учебно-методические рекомендации к практическим занятиям, включающие ряд рассматриваемых ниже разделов.
1. Во введении учебно-методических рекомендаций определены основные цели и задачи, представленные в виде текстовой части, с помощью которой формируется первоначальный познавательный интерес у студентов.
2. Во втором разделе приводятся требования к уровню подготовленности студента после прохождения курса, с четким разграничением того, что студент должен знать, какие освоить навыки по диагностике, оказанию неотложной помощи в неврологии и методике осмотра неврологического больного, т.е. определяется мотивация изучения дисциплины.
3. В следующем разделе методических рекомендаций приводятся краткое содержание и методика проведения лабораторных занятий согласно тематического плана утвержденной рабочей учебной программы, куда вошли базисные разделы по общей и частной неврологии, с включением вопросов, ранее изученных на предшествующих кафедрах и необходимых для усвоения новой темы занятия. Значение интеграции обучения очевидно, без использования базисных знаний невозможно полное наращивание качества знаний и умений студентов. В каждой теме определены цели занятия в терминах деятельности студентов: какие знания должны быть усвоены, какие профессионально значимые действия должны быть сформированы в ходе практического занятия. Формулировка целей занятия в терминах видов деятельности имеет принципиальное значение, от этого зависят и отбор объема учебной информации, и методика проведения самого занятия. Более того, от определения целей зависит формирование у студентов правильного, делового отношения к занятию.
Важной составной частью этого раздела является содержательная часть темы занятия, которая соответствует программе и целям конкретного занятия. Содержание занятия - материал темы - представлен, в основном, двумя способами: в
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Журнал ГрГМУ 2007 № 2
виде краткого текста (логико-дидактической структуры, где по выделенным последовательно основным положениям темы раскрывается их содержание) и конкретно рассматриваемых вопросов.
Здесь же дается перечень практических навыков и контрольных вопросов по усвоению темы для самоподготовки в соответствии с описанными целями и список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).
4. Полезным, на наш взгляд, было включение в методические рекомендации плана неврологического обследования больного и схемы написания истории болезни. Подобная схема отражает содержание формируемых действий при обследовании тематического больного. В нем даны четкие наставления по каждому разделу курирования больного: на что обратить внимание при выявлении жалоб, сборе анамнеза, осмотре больного, оценке данных лабораторных, инструментальных и других методов исследования, при обосновании топического и клинического диагноза. Мы считаем, что содержание этой схемы должно быть усвоено студентами до того, как они подошли к главному этапу своей работы на практических занятиях — курированию больных. Студент должен четко знать не только последовательность своих действий при работе с больным, но и то, какую информацию он может при этом получить. Это есть схема ориентировочной основы действия, которая способствует формированию у студентов умения решать конкретные задачи, исходя из общих принципов диагностики на основе элементов самостоятельного поиска.
5. Особое место в обучении занимает выработка навыков учебной исследовательской работы студентов (УИРС). В качестве УИРС хорошо себя зарекомендовали краткие (10-20 мин) доклады студентов на практических занятиях по отдельным узловым проблемам неврологии с использованием новейших данных из периодической литературы, особенно тех данных, которые корректируют сложившиеся представления по ряду вопросов, изложенных в учебниках. Перечень предлагаемых тем УИРС приводится в одном из разделов методических рекомендаций. Обсуждение доклада проводится в форме, приближающейся к таковой на научных конференциях: вопросы докладчику, выступление в дискуссии, заключение преподавателя. Лучшие доклады выносятся на заседание студенческого научного кружка.
6. Дается также перечень вопросов для самоподготовки к зачету по всем пройденным темам по общей и частной неврологии согласно принятой
рабочей учебной программе, что формирует у студента направленную мотивацию на изучение дисциплины в целом и каждого конкретного занятия в отдельности.
Методические рекомендации по каждой теме предлагаются студентам для самостоятельной работы, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Готовясь к практическому занятию, студент повторяет базисные разделы (на важность восстановления их в памяти для клинической неврологии указывал преподаватель), читает рекомендованную литературу по теме, изучает структуру темы и схему обследования больного, затем проверяет свои знания, отвечая на вопросы для самоподготовки. Методические рекомендации для студентов объективно являются той системой условий, которая направляет их познавательную деятельность и помогает преподавателю адекватно управлять этой деятельностью.
Для оценки качества знаний, полученных студентами при подготовке и на занятии, а также для решения их на занятии в том случае, когда учебная работа с тематическими больными становится сложной (тяжелые и редкие заболевания, сложные методы диагностики и лечения, недостаточно полная представленность на занятии изучаемых форм заболевания и много других моментов, когда нередко курирование больных студентами сводится к демонстрации наиболее интересных случаев преподавателями), нами предложен «Сборник тестовых вопросов и ответов по дисциплине неврология» (тестовый контроль, практические навыки и вопросы к зачету). В учебно-методическое пособие вошли вопросы и наборы клинических (ситуационных) задач по всем рассматриваемым темам, которые можно использовать не только для промежуточного и итогового контроля знаний, но и для самоконтроля студенту. Задачи представляют собой модели клинических ситуаций, вопросы к ним обычно соответствуют вопросам, возникающим во врачебной деятельности: поставить развернутый диагноз, решить, с какими заболеваниями следует дифференцировать данное заболевание. Количество их (обычно 4-6) и типы задач определяются спецификой темы занятия.
Домашняя работа студентов и работа их на практических занятиях представляют собой два взаимосвязанных этапа, причем качество второго всецело зависит от качества первого, этому способствуют методические рекомендации по каждой конкретной теме.
Важное значение в совершенствовании учебного процесса мы придаем созданию современных
методических и учебно-методических пособий. Кафедрой изданы: «Неотложные состояния в неврологии», «Обморок», «Эпилепсия и другие паро-ксизмальные расстройства сознания», «Детские церебральные параличи», «Методические разработки по неврологии для студентов педиатрического факультета», «Пособие по неврологии и нейрохирургии» (учебно-методические рекомендации для студентов педиатрического факультета), «Неврология», «Особенности преподавания неврологии и нейрохирургии на педиатрическом факультете» (методическое пособие для преподавателей), «Организация медицинской реабилитации детей с перинатальными поражениями нервной системы», «Отраслевые стандарты обследования и лечения детей с патологией нервной системы в амбулатор-но-поликлинических и стационарных условиях», «Рассе6янный склероз. Медико-социальные аспекты», «Организация медицинской помощи больным рассеянным склерозом» (методические рекомендации), «Школа для родителей новорожденных детей с гипоксическими и травматическими повреждениями центральной и периферической нервной системы», «Сборник тестовых вопросов и ответов по дисциплине «Неврология» (тестовый контроль, практические навыки и вопросы к зачету), «Нео-натология (гипоксия плода и новорожденного)». Подготовлены к изданию: «План неврологического обследования и схема истории болезни» (учебно-методические рекомендации для студентов педиатрического факультета), «Курс лекций по нейропсихологии», «План неврологического обследования и схема истории болезни» (учебно-методические рекомендации для студентов медико-психологического и лечебно-профилактического факультетов). Готовятся к изданию: «Курс лекций по неврологии», «Перинатальные поражения нервной системы у детей», «Черепно-мозговая травма у детей», «Курс лекций по дефектологии и логопедии».
Применение методических разработок дает возможность активизировать самостоятельную деятельность студентов, что, в свою очередь, помогает целенаправленной работе с различными объектами деятельности (больные, истории болезни, данные дополнительных методов исследования и т.д.).
Важным звеном в повышении качества усвоения знаний и навыков является активизация научно-исследовательской работы студентов, проводимой в рамках научного студенческого кружка. Эта работа характеризуется большим элементом самостоятельности студентов. Научить тому, как рассказать, как написать, как продумать, решить и т. д. - это и есть, по нашему мнению, главное направление деятельности научных студенческих кружков. Работа студентов в кружке способствует и выработке научного, диалектического мышления. В кружке при нашей кафедре студенты получают навыки научно-исследовательской работы, у них формируется правильной подход к методологическим проблемам неврологии. Большое значение придается качеству выполняемых студентами самостоятельных научных исследований. Лучшие работы кружковцев докладываются на научных студенческих конференциях различного уровня.
В соответствии с принципами широкой профи-лизации в рамках вуза перед преподаванием неврологии ставятся новые задачи. С одной стороны, нужно научить студента не только запоминать, но и творчески думать, самостоятельно добывать знания, из потока информации выбирать то, что нужно, развивать способность к трансформации знаний. С другой стороны, новые задачи обучения ставят проблему и выбора новых методов, которые позволили бы большую информацию изложить в минимальное время и с максимальной эффективностью. Это возможно при условии использования новейших технологий. На кафедре для текущего и окончательного контроля знаний студента по вопросам общей и частной неврологии разработана программа компьютерного тестирования, которая может быть использована как преподавателем, так и студентом. На университетском сайте кафедры представлены учебно-методические рекомендации по всем актуальным вопросам неврологии.
Таким образом, улучшение самостоятельной работы направлено на совершенствование учебного процесса, его оптимизацию и интенсификацию, повышение качества обучения, активизацию учебно-познавательной деятельности студентов и снижение аудиторной нагрузки.
Поступила 25.04.07