© Коллектив авторов, 2009 УДК 57:577.4:575.191
Опыт обучения студентов по биологии с экологией и генетикой в медицинской академии
А.Б. Ходжаян, Н.Н. Федоренко, Л.А. Краснова Ставропольская государственная медицинская академия
Биология как наука о живой природе в системе медицинского образования является фундаментальной дисциплиной поскольку изучает основные атрибуты живого на всех уровнях его организации, вопросы общей и медицинской генетики, основы медико-генетичекого консультирования, закономерности индивидуального и исторического развития организмов, в том числе и человека, а также общую экологию и экологию человека. В последнем разделе особое внимание уделяется биологии основных паразитов человека, мерам борьбы с ними и профилактике паразитарных болезней. Все вышеуказанные аспекты биологии необходимы в дальнейшем как начальная ступень в изучении клинических дисциплин на последующих курсах обучения в медицинском вузе.
Хотя с основными биологическими понятиями студенты знакомятся еще в средней школе, уровень школьной подготовки у многих оказывается недостаточным для успешного усвоения нового материала. Поэтому для оптимизации качества учебного процесса используются индивидуальный подход в обучении студентов и постоянное повышение педагогического мастерства.
Учебный процесс на кафедре биологии складывается из лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов [2]. При этом учитывается информационная факультетская специфика (лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет высшего сестринского образования). Так, для педиатрического факультета в лекционном курсе больше, чем на других факультетах, уделяется внима-
Ходжаян Анна Борисовна,
доктор медицинских наук, профессор,
заведующая кафедрой биологии с экологией,
тел.: (8652) 35-34-42, e-mail: [email protected]
ние вопросам медицинской генетики и медикогенетического консультирования, а также вопросам онтогенеза. Для студентов стоматологического факультета в теме «Филогенез органов и систем органов» дается дополнительный материал по филогенезу лицевого отдела черепа и зубов.
Лекции читаются для лечебного и педиатрического факультетов в 1-ом семестре 1 раз в неделю, для стоматологического - 1 раз в две недели, а для факультета высшего сестринского образования читаются циклы лекций в сентябре 1-го семестра и в январе 2-го семестра. Лекции предшествуют практическим занятиям, что важно для студентов 1-го года обучения. Во 2-ом семестре на всех факультетах, кроме факультета высшего сестринского образования, лекции читаются 1 раз в две недели. Поскольку за это время не представляется возможности представить в лекциях весь теоретический материал, по некоторым разделам предмета подготовлены методические пособия, такие как: «К некоторым вопросам медицинской биологии и генетики», «О некоторых вопросах морфо-функциональных преобразований нервной, эндокринной систем и органов чувств в филогенезе беспозвоночных и позвоночных». Имеются отдельные методические разработки по темам: «Сущность жизни, свойства и признаки, уровни организации живого», «Биологические ритмы», «Филогенез систем органов у хордовых», «Дополнительный материал по изучению курса паразитологии», «Современные концепции структурно-функциональной организации биосферы», «Современные представления о возникновении жизни».
Лекционный материал носит конкретный, обобщающий характер, что позволяет студентам формировать целостное представление по изучаемым темам. В то же время не исключает-
и МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ся знакомство с альтернативными гипотезами, расширяющими понимание ряда общетеоретических вопросов. Так, например, в разделе «Эволюционное учение», помимо классического дарвинизма и синтетической теории эволюции рассматриваются другие современные гипотезы.
Лекционный материал не служит повторением учебника, а содержит дополнительные сведения в ключе современных подходов к пониманию тех или иных биологических проблем. Иллюстрационный лекционный материал основывается, как правило, на медико-биологических примерах. Это касается вопросов цитологии, мутагенеза, антимутагенеза и канцерогенеза, экологии и биосферы, паразитологии, онтогенеза и филогенеза.
Преподавателями кафедры подобраны презентации для мультимедийной демонстрации схем и особенностей морфологии тех или иных биосистем.
Подобные материалы подготовлены для студентов лечебного факультета, обучающихся на английском языке.
Для студентов, желающих углубить представления о молекулярных и хромосомных болезнях, дерматоглифике, крымской геморрагической лихорадке и болезнях, обусловленных врожденными аномалиями органоидов клеток, подготовлены лекции и практические занятия, которые вынесены на элективный курс. Этой же цели служит тематика реферативной секции студенческого научного кружка.
Если основными источниками знаний для студентов являются лекции, учебники и практические занятия, то навыки и умения формируются только в ходе практических занятий. Последние на всех факультетах проводятся в соответствии с расписанием, а информация для подготовки к ним (перечень вопросов, графы логической структуры, литература) представлена на учебном стенде кафедры. Кроме того, используется сайт в Интернете, на котором представлена информация по организации учебного процесса для слушателей факультета высшего сестринского образования (заочная форма): рабочая программа, тематический план лекций, практических занятий, контрольные задания, экзаменационные вопросы. Для остальных факультетов на сайте размещены: вопросы и ответы по итоговому тестовому контролю, экзаменационные вопросы и типы экзаменационных задач по генетике и паразитологии с их решением. Имеются тексты методических пособий, подготовленные сотрудниками кафедры по ряду биологических тем.
Все учебные комнаты оснащены установками для мультимедийной демонстрации, микроскопами и микропрепаратами. На кафедре имеется зоологический музей, макропрепараты которого используются в учебном процессе. По всем темам практических занятий составлены методические разработки для студентов и преподавателей. На занятиях каждый студент получает методичку с
указанием цели занятия, алгоритмом практических работ и кратким словарем терминов.
Каждое практическое занятие начинается с определения исходного уровня знаний путем ответов на вопросы вводного тестового контроля. Затем следует фронтальный опрос, в ходе которого оценивается уровень подготовки к занятию, формируется умение грамотно излагать свои мысли, производится разбор теоретического материала.
Для развития творческих возможностей студентов и оптимизации усвоения материала используется такой инновационный подход, как деловые игры [1] по медицинской генетике и паразитологии. Материалом служат ситуационные задачи, при решении которых формируется способность студентов к совместному анализу и оценке ситуаций, умение работать с информацией, излагать и отстаивать свою точку зрения.
Деловая игра состоит из следующих структурных элементов: цель игры, правила игры, определение роли в ней каждого участника. Перед игрой обозначается проблема в форме ситуационной задачи, распределяются роли и проводится инструктаж. Из числа отлично успевающих студентов создается группа арбитров. Остальные студенты делятся на 4 подгруппы, каждой из которой к ситуационной задаче предлагается алгоритм решения в фиксированное время. Результат решения задачи докладывается и обосновывается лидером группы.
Арбитры в ходе дискуссии с членами группы оценивают правильность ответов. Преподаватель оценивает компетентность арбитров и студенческой группы в целом. Оценка производится по пятибалльной системе.
Важная роль в обучении студентов отводится аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе. Аудиторная выполняется в ходе практических занятий и по ряду тем носит учебноисследовательский характер. При выполнении такого рода работ студенты могут прибегать к помощи преподавателя, который направляет действия студентов в нужное русло и может дать совет в виде выбора операционного набора средств. В основном же студенты сами решают поставленную задачу и отчитываются в конце занятия в форме протоколов.
Индивидуальная самостоятельная работа в основном носит внеаудиторный характер. Опорными пунктами при этом служат перечень вопросов для самоподготовки и источники литературы, вывешиваемые на информационном стенде. Такого рода информация размещена и на сайте академии.
В помощь студентам в выполнении индивидуальной самостоятельной работы выделяется 1 день в неделю для консультаций преподавателями кафедры.
Одним из способов развития самостоятельной подготовки служит решение ситуационных задач, составленных на примере некоторых наследственных или паразитарных заболеваний,
что служит наглядной демонстрацией связи изучаемых разделов биологии с медициной. Такого рода практические работы являются элементом проблемного обучения и здесь важно, чтобы поставленные перед студентами проблемы были посильными и логически связанными с изучаемым разделом биологии. Как показывает практика, студенты с интересом решают такие задачи и, кроме того, в дальнейшем легче справляются с другими ситуационными заданиями путем решения проблемы по аналогии. То же самое можно сказать о деловых играх.
Одними из важных аспектов самостоятельной работы студентов являются участие в работе студенческого научного кружка [3], либо путем подготовки реферативного сообщения по определенной проблеме, либо посредством участия в экспериментальном исследовании. На кафедре в течении многих лет проводится научно-исследовательская работа «Токсико-гигиеническая оценка действия комплекса солей тяжелых металлов на биологические объекты (на примере г. Ставрополя)», в рамках которой изучаются: влияние модельной смеси солей тяжелых металлов на репродуктивную функцию, морфо-функциональное состояние половых желез, на показатели физического состояния потомства экспериментальных животных и т.д. Кроме того, проводятся эпидемиологические исследования врожденных пороков развития у детей.
Члены студенческого научного кружка широко привлекаются к проведению экспериментов. Результаты работы докладываются на ежегодных конференциях студентов и молодых ученых медицинской академии.
Воспитательная работа со студентами проводится прежде всего через предмет (лекции и практические занятия) и кураторство. В ходе за-
нятий студенты знакомятся с ролью отечественных ученых в мировой науке, им прививаются правила культуры поведения, идеи здорового образа жизни, деонтологии, защиты окружающей среды и т.д. Кураторы групп интересуются бытом, учебой, досугом студентов, в случае необходимости оказывают помощь.
Кафедра биологии с экологией работает в тесном содружестве со смежными кафедрами, -такими как: гистология с эмбриологией, анатомия человека, физиология, патологическая анатомия и физиология, акушерство и гинекология и др. Это находит выражение в обеспечении целевого подхода к отбору содержания обучения, единых подходов к изучению общих вопросов, затрагиваемых на других кафедрах, что необходимо для разработки структуры и содержания сквозных программ. Последние включают в себя обоснование необходимости изучения тех или иных разделов и их значимости для будущего специалиста, вопросы формирования у студентов мотивов эффективного усвоения материала, приобретения знаний и умений, необходимых для выпускающих кафедр.
Литература
1. Каморджанова, Н. Деловые итоговые игры / Н. Каморджанова, К. Янковский // Высшее образование в России. - 2001. -№2. - С. 119-125.
2. Крюков Д. Информационно-образовательная среда в современном ВУЗе / Д. Крюков // Высшее образование в России. -2008. - №11. - С. 79-83.
3. Пегашкин В. НИР студентов младших курсов: проблемы и решения / В. Пегашкин, Т. Гаврилова, К. Корнисик // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С. 109112.
ОПЫТ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО БИОЛОГИИ С ЭКОЛОГИЕЙ И ГЕНЕТИКОЙ
В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
А.Б. ХОДЖАЯН, Н.Н. ФЕДОРЕНКО, Л.А. КРАСНОВА
В статье представлена характеристика основных принципов и методов ведения учебного процесса и факторов его оптимизации на кафедре биологии Ставропольской медицинской академии.
Ключевые слова: биология, обучение, методы, формы
THE EXPERIENCE OF STUDENTS TRAINING IN BIOLOGY WITH ECOLOGY AND GENETICS IN THE STAVROPOL STATE MEDICAL ACADEMY HODZHAJAN A.B., FEDORENKO N.N., KRASNOVA L.A.
The article presents the description of basic principles and methods of teaching process as well as the factors of its optimization at the Biology Department of the Stavropol State Medical Academy.
Key words: biology, training, methods, forms