ИВ. БУРЦЕВА
Организация самостоятельной работы будущих социальных работников
Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной работы предусматривает повышение доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе. В статье рассматривается процесс организации самообразовательной деятельности будущих специалистов социальной работы при изучении курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе». Предлагается специальная система самообразовательной деятельности как совокупность творческих заданий, которые необходимо выполнить студенту в процессе изучения данного курса.
Improvement of quality of vocational training of social work experts provides increase of a share of independent work of students in the educational process. In the article the process of the organization of self-educational activity of the future experts of social work is considered at studying the course "Organization, management and administration in social work". The special system of self-educational activity is offered as a set of creative tasks which must be done by the student in the process of studying this course.
Основой современного профессионального образования является самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов -любая организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на поиск ими знаний, их осмысление, закрепление и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Состояние и перспективы развития учебных заведений, в том числе вузов, в плане подготовки высококвалифицированных специалистов подразумевают и сознательную, целенаправленную, самостоятельную, познавательную деятельность каждого студента.
Научная информированность, компетентность специалиста - это также его интеллектуальный потенциал, ориентированный на познавательную активность, систему определенных исследовательских умений, без которых невозможна творческая деятельность в рамках его специальности.
Специалист - не склад научной информации, а создатель на ее основе новых знаний.
Самостоятельная работа личности в вузе становится более осмысленной и целенаправленной, так как она мотивирована потребностью в профессиональном становлении. Приобретение и усвоение опыта самообразовательной деятельности становится одним из основных механизмов формирования и развития творческой личности будущего специалиста.
Важнейшими целями организации самостоятельной работы следует считать:
- вооружение студента методами учебной и научной работы с целью подготовки специалиста к постоянному расширению и углублению своих знаний в вузе и в последующей работе;
- увеличение доли самостоятельной работы в аудитории;
- всемерная активизация самостоятельной работы; повышение качества знаний, умений и навыков; создание педагогических и психологических предпосылок для активного, творческого отношения студента к развитию у себя качеств, необходимых специалисту; развитию стремления к самообразованию;
- ознакомление студентов со знанием, содержанием, особенностями избранной профессии, развитие профессиональной направленности.
Эти задачи взаимообусловлены, и успешно их решить можно в комплексе.
Самостоятельная работа студентов -это одна из форм учебного процесса, планируемая студентом и выполняемая им по заданию или при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа предназначена для формирования профессиональной компетентности по дисциплине, для формирования навыков исследовательской работы в учебной, научной, профессиональной деятельности, раскрытия и развития креативных способностей, повышения качества и эффективности обучения.
Процесс самостоятельной работы студентов в вузе является также и объективной формой организации самообразования, в ко-
торой реализуются инициативность и творческий потенциал студента.
В словаре профессионального образования дается следующее определение понятию «самообразование»: «Самообразование -систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном изучении какого-либо вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста. Эффективность самообразования зависит от интеллектуальной развитости, а также от установок на учебную деятельность, по отношению к знаниям, от волевых и других качеств» [1. С. 290].
Проблема самообразования еще более актуализируется в условиях перехода к информационному обществу, в условиях научно-технического прогресса, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям. Потребность в самообразовании в современном обществе выступает важным критерием общественного прогресса. По мнению специалистов, общество постепенно сменит общеобразовательную парадигму и перенесет акцент с образовательной деятельности на самообразовательную.
В высших учебных заведениях должна осуществляться постоянная активизация познавательной деятельности студента, для чего необходимо создание условий для интенсивной познавательной деятельности, которые приведут к привычной познавательной деятельности, а затем и к внутренней потребности в самообразовании [2].
Ориентированность обучения на развитие опыта самообразовательной деятельности является важнейшим дидактическим принципом при подготовке специалиста социальной работы к организационно-управленческой деятельности. Перемещение акцента с процесса преподавания на процесс учения самих будущих специалистов социальной работы, освоения ими организационно-управленческих основ и опыта под руководством преподавателя на основе увеличения внеаудиторной самостоятельной работы ведется за счет сокращения аудиторной, сведения последней к разумному минимуму. Самостоятельная работа студентов требует наличия информационно-предметного обеспе-
чения: учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.п.
Эту задачу способен решить разработанный нами «Комплекс заданий для самостоятельной работы студентов» при изучении курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе».
Целью данного комплекса заданий является активизация потребности студентов в самостоятельном приобретении дополнительных знаний, необходимых будущему специалисту по социальной работе для реализации управленческих функций.
Задачи состоят в следующем:
- формирование у студентов осознанной потребности в приобретении дополнительных знаний в области социального менеджмента как средства, обеспечивающего возможность повышения профессиональной компетентности;
- формирование умений мобилизовать, актуализировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, отбирать из них необходимое для выполнения заданий;
- формирование готовности достойно реагировать на каждую профессиональную ситуацию в организационно-управленческой деятельности социальной службы;
- формирование умений и навыков научноисследовательской деятельности в области управления социальной работой;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении заданий.
Комплекс заданий для самостоятельной работы студентов по курсу «Организация, управление и администрирование в социальной работе» полностью соответствует требованиям, предъявляемым к изучению данной дисциплины в Государственном образовательном стандарте.
В системе профессиональной подготовки специалиста по социальной работе курс «Организация, управление и администрирование в социальной работе» является одной из базовых дисциплин.
Развитие общества в современных условиях в большей степени, чем прежде, сориентировано на самоорганизацию, что обусловливает необходимость подготовки таких управленческих кадров, которые способны принимать социально-значимые решения, обеспечивать их выполнение материальными
и духовными ресурсами, мобилизовывать человеческий потенциал на реализацию собственных мыслей, идей, целей. Переориентация общественного сознания с модели поведения «руководитель-исполнитель» на модель субъ-ект-субъектных отношений, заявленную демократическими преобразованиями, требует иного качества управления, иной парадигмы подготовки менеджеров.
Особенно это имеет большое значение в процессе подготовки специалистов по социальной работе как менеджеров. Социальная работа - специфический вид профессиональной деятельности, целью которой является обеспечение культурного, социального и материального уровня жизни человека, предоставление индивидуальной помощи клиенту, семье или группе лиц. Решение проблем клиентов, находящихся в трудной ситуации жизнедеятельности, требует от специалистов по социальной работе навыков решения деловых проблем, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Сегодня знание основ менеджмента становится необходимой реальностью для специалистов по социальной работе, ибо это неотъемлемая часть их профессиональной культуры.
Использование разработанного комплекса заданий поможет студентам знать:
- методологическую базу социального менеджмента;
- организационно-управленческие аспекты социальной работы;
- понятийный аппарат и терминологию социального менеджмента.
В результате выполнения всех заданий студенты должны научиться:
- обобщать накопленный опыт управления социальной работой;
- отбирать наиболее эффективные технологии управления социальной службой;
- заниматься самообразованием для повышения профессиональной компетентности в области управления социальной работой.
Мы считаем, что рекомендуемые к каждой теме учебного курса задания выступают важнейшим педагогическим стимулом самостоятельной познавательной деятельности студентов. Задания по своей форме разнообразны и включают в себя следующие виды: более глубокое ознакомление с образовательным материалом, изученным на лекциях и
семинарах (работа с цитатником, наблюдения над объектом, составление таблиц и т.п.); усвоение новых знаний в форме правил, законов, понятий (сравнение фактов и понятий, подготовка ответов на поставленные вопросы и т.п.); формирование умений и навыков (написание плана-конспекта лекции, тестирование и анкетирование и т. п.); закрепление усвоенных знаний, умений и навыков (повторение, приведение знаний в систему и т.п.); применение полученных знаний на практике (разработка рекомендаций и социальных проектов и т.п.).
Приведем в качестве примера задания для самостоятельной работы специалистов социальной работы, которые необходимо выполнить в процессе изучения темы «Социальная служба - организационно-функциональное обеспечение социальной работы»:
1. В законе о социальной службе, принятом в 1988 г. в Швеции, следующим образом определены цели социальных служб: «Социальная служба общества на базе демократии и солидарности должна содействовать экономической и социальной защищенности людей, равенству условий жизни и их активному участию в общественной жизни. С учетом ответственности человека за свою собственную социальную ситуацию и за социальную ситуацию других социальная служба должна быть нацелена на освобождение и развитие собственных возможностей индивида и групп людей. Ее деятельность должна строиться на основе уважения к праву людей самим определять свою судьбу и неприкосновенность их личной жизни».
А) Согласны ли Вы с таким определением целей социальной службы?
Б) Какие цели должны иметь социальные службы в современном российском обществе?
2. В каком году были организованы перечисленные ниже организации, каковы их цели, функции?
Ассоциация школ социальных работников (международная, российская); Ассоциация работников социальных служб (международная, российская); Ассоциация социальных работников (международная, российская); Общество Красного Креста РФ; Российский фонд милосердия и здоровья; Всероссийское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых; Всероссийское общество глухих;
Всероссийское общество трезвости и здоровья; Ассоциация «Семья и здоровье»; Союз женщин России; Российское общество «Знание»; Педагогическое общество России; Всероссийский фонд культуры; Всероссийский благотворительный фонд «Интеллект»; Российский фонд мира; Союз православных братств; Всероссийский детский фонд; Российское общество социологов; Служба социальной помощи населению.
3. Какова, по Вашему мнению, эффективность от деятельности этих организаций?
4. Необходим ли координационный центр для этой деятельности?
5. Нарисуйте схему взаимодействия этих организаций с другими с целью профилактики и коррекции различных социальных проблем (на Ваш выбор).
6. Попытайтесь представить модели служб, предназначенных для решения следующих проблем:
1) Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей взяла на себя такую задачу. Не дожидаясь специально объявленного ООН дня, она создала целую структуру медицинских работников и сестер милосердия и взяла в Москве под свой патронаж 800 одиноких стариков. Человеку на закате жизни не так уж много и надо - купить продуктов, лекарств, помочь убрать квартиру, а для некоторых хотя бы просто увидеть живого человека.
2) К оказанию материальной поддержки малоимущих приступили сотрудники отделения скорой социальной помощи при городском совете ветеранов Владивостока. Обратившись сюда, одинокие пенсионеры и инвалиды могут получить небольшой продовольственный паек или наличные деньги на текущие расходы.
3) 27 сентября 2007 г. в Москве состоялась презентация по случаю открытия Дома для инвалидов войны в Афганистане. Этот Дом построен безвозмездно на средства международного благотворительного фонда английского лорда Леонардо Чешира. Подобного типа Дома построены более чем в 50 странах. Рассчитан Дом на одновременное проживание 32 инвалидов I и II групп с боевыми травмами опорно-двигательного аппарата и органов зрения, а также социальнопсихологическую и бытовую реабилитацию.
4) Помочь нетрудоспособным пенсионерам и беспомощным инвалидам взялась Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей. По словам президента этой общественной организации, академия готова взять на себя заботу об одиноких инвалидах и больных пенсионерах. Для этого создают 40 мобильных групп по 20 человек по всей Москве. В них входят, в основном, те, кто был прежде медицинским работником. Посменно, круглые сутки они будут ухаживать за беспомощными стариками и инвалидами, покупать им продукты, медикаменты, оказывать медицинскую помощь. Каждому работающему в группе академия будет выдавать зарплату. А всего в 2007 г. Народная академия на эти мероприятия израсходует многие миллионы рублей.
В зависимости от того, как пойдут дела в Москве, Народная академия планирует организовать помощь и инвалидам Санкт-Петербурга.
5) В Москве на Семеновской площади открылась первая в России библиотека игрушек, «родителем» которой стал еще совсем молодой Институт новых технологий образования. Библиотека открылась в день закрытия международной конференции игрушек, проходившей в Москве. Теперь у нее есть свой статус и она вошла в Международную ассоциацию библиотек игрушек. Правда, игрушками будет можно пользоваться только в игротеке, и уносить домой их нельзя. Основной фонд составляют вещи, подаренные библиотеке международной ярмаркой игрушек. В библиотеке также организованы творческие мастерские, где дети сами смогут сделать полюбившиеся им игрушки. Уже в первые дни после открытия библиотеку посетило много детей.
Так как психологи утверждают, что человек в любом возрасте нуждается в игре, зарубежные разработчики предусмотрели и игрушки для дедушек и бабушек.
6) Отдел народного образования при городской администрации решил пойти по пути благотворительности и открыть приют. В нем найдут тепло и крышу не только отобранные по суду, брошенные, заблудившиеся, оставленные без средств существования дети, но мальчики и девочки из конфликтных семей. Они смогут добровольно прийти сюда на какое-то время. Здесь же смогут найти приют
дети, которых не с кем оставить, если родители вынуждены лечь в больницу или поехать в командировку. Сюда смогут обратиться за помощью женщины с детьми, оказавшиеся в сложных семейных обстоятельствах. Все они смогут получить пищу, тепло, уют, заботу, квалифицированную помощь психолога, врача, юриста.
7) Несколько женщин и мужчин (первых больше) объединились, как они с воодушевлением говорят, во внеправительствен-ную организацию, назвав себя женским центром «Фея». Отыскали помещение для ателье, школы, лечебного центра. Нашли спонсора в лице ассоциации «Мир». На презентации уже показывали первые платья из ателье, можно было сделать очки за два часа, и недорого поили бесплатным кофе с пирожными. Скоро начнет работать студия для детишек, где позаботятся об их здоровье, - будут дежурить врачи; научат лепить, рисовать, вышивать, в общем, видеть, понимать и воплощать красоту. Планируются вечера политобразования, женщины овладеют теорией народной дипломатии, азы которой они давно усвоили на практике, но смогут с бытового уровня подняться на общественно-политический, а также открытие клуба общения.
Попытайтесь представить модели
служб, предназначенных для решения рассмотренных выше проблем.
7. Приведите примеры негосударственных организаций, которые занимаются социальной работой.
Таким же образом разработаны задания и по другим темам дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе».
Выполнение предлагаемых заданий обеспечит более успешное усвоение знаний, умений, навыков, разовьет у студентов инициативность, интерес к учению. Подготовка к практической работе в социальной службе требует выполнения всех заданий, которые предлагаются в рекомендациях. Так, студенты научатся анализировать свою работу и свои личностные качества, от которых во многом будет зависеть успех их профессиональной деятельности. Профессиональное становление специалиста по социальной работе невозможно без самовоспитания. Непрерывное самовоспитание профессионала заключается в формировании необходимых для
его профессиональной деятельности социально ценных качеств. Уровень их сформиро-ванности и определяет необходимость в самовоспитании. Самовоспитание - сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности. Содержанием профессионального самовоспитания являются все профессионально значимые качества его личности, его мировоззрение, физическое здоровье. В области подготовки специалиста социальной работы к организационно-управленческой деятельности особое значение приобретает проблема воспитания в себе лидерских качеств.
При выполнении заданий студентам потребуется изучать основную и дополнительную литературу. В каждой теме дается довольно большой список названий. Тому, кто действительно хочет стать мастером своего дела, нужно полюбить этот увлекательный процесс чтения профессиональной литературы. Организация самостоятельной работы по данному предмету предполагает повышение качества инструктажа студентов на начальном этапе ее выполнения, затем постепенный переход от непосредственного инструктажа к опосредованному и, наконец, исключение его вообще. Преподаватель в конечном итоге должен выступать в роли консультанта, советчика. Обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей. Главной целью преподавателя становится сопровождение и поддержка деятельности обучающихся. Можно выделить следующие позиции преподавателя, направленные на поддержку и сопровождение студентов.
Педагог-консультант. Сущность такой позиции заключается в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант знает готовое решение, которое он может предложить, либо владеет способами деятельности, которые указывают путь к решению проблемы. Главная цель преподавателя при консультировании - научить студента учиться.
Педагог-модератор. Модерирование -деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и
его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.
Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, на выявление скрытых возможностей и нереализованных умений. Основными методами работы педагога-модератора являются такие, которые побуждают студентов к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организуют дискуссионный процесс, создают атмосферу товарищеского сотрудничества. Педагог-моде-ратор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами.
Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность педагога-тьютора, как и педаго-га-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений. Общение с тьютором может осуществляться через группы взаимопомощи, семинары, компьютерные конференции.
Задача педагога-тьютора - помочь студентам получить максимальную отдачу от учебы, следить за ходом учебы, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, консультировать студентов, поддерживать их заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета, обеспечить возможность использования различных форм контакта с ним (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции).
Контроль самостоятельной работы должен осуществляться в виде собеседований по выполненным заданиям. Выполнение рекомендуемых заданий поможет студентам поэтапно включиться в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу (УИРС и НИРС), которая способствует формированию творческих качеств и творческого отношения к своей профессии. Способность к самостоятельному приобретению знаний - это одна из предпосылок эффективной адаптации к профессиональной деятельности. От степени развития способностей самостоятельно понимать, усваивать и использовать знания по управлению социальной службой будет зависеть качество продвижения в трудовой карьере специалистов по социальной работе.
Библиографический список
1. Профессиональное образование [Текст]: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 358 с.
2. Формы самостоятельной работы студентов [Текст]: методические рекомендации для студентов СПФ / состав. Г.П. Горбунова, М.В. Теплинских. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 27 с.