УДК 378
DOI: 10.21685/2072-3024-2017-1-17
О. Н. Васина
ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РАБОТЫ НА МАТЕРИАЛАХ ХРЕСТОМАТИИ
Аннотация.
Актуальность и цели. В высшем педагогическом, инженерно-техническом, экономическом образовании востребованы учебные материалы, ориентированные на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций естественно-научного направления. Таким потенциалом обладают эко-лого-ориентированные фрагменты художественных, научно-популярных и публицистических произведений русских и зарубежных авторов, которые дополняют базовый учебный курс экологии и других эколого-наполненных учебных дисциплин («Экологические основы природопользования», «Экономика природопользования» и др.). Разработанные и систематизированные задания, сопровождающие тексты, направлены на формирование мировоззренческой, гражданской позиции, способствуют решению задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Цель исследования - составить комплекс заданий для работы с текстами эколого-ориентированного содержания.
Материалы и методы. Представлены оригинальные формулировки заданий и упражнений к текстам произведений знаменитых поэтов, прозаиков, ученых, создавших прекрасный образ нашей необъятной Родины и живописные грамотные экологические характеристики экосистем.
Результаты. Проанализированы и систематизированы фрагменты художественных, научно-популярных и публицистических произведений эколого-ориентированного содержания и разработаны оригинальные задания и упражнения к ним (дидактические единицы) для работы в интерактивном формате и для самостоятельной работы студентов.
Выводы. В статье приведены образцы авторских заданий к текстам эколого-ориентированного содержания из литературного наследия отечественных и зарубежных авторов. Разработанные дидактические единицы универсальны и могут быть использованы в большом диапазоне эколого-ориентированных учебных дисциплин.
Ключевые слова: экологическое образование, высшее образование, дидактические задания, эколого-ориентированные тексты, хрестоматия.
O. N. ¥аята
DIDACTIC SUPPORT OF ECOLOGY-FOCUSED WORK BY MATERIALS FROM CHRESTOMATHY
Abstract.
Background. Educationa materials focused on formation of general cultural and common vocational competencies in the natural scientific field are in demand at higher pedagogical, engineering and economic education. Such potential is displayed by ecology-focused fragments of fiction, popular science and journalistic works by Russian and foreign authors, with supplement the basic educational course of ecology and other ecology-related subjects ("Ecological foundations of nature management", "Nature management economics" etc.). Preceded by texts and devoted to world-view and civil position establishment, the developed and systema-
tized tasks promote solution of interpersonal and intercultural cooperation problems. The aim of the research is to compile a complex of tasks to work with ecology-focused texts.
Materials and methods. The article presents original formulations of tasks and exercises to texts from works by famous poets, prose-writers, scientists, who have created a beautiful image of our boundless Motherland and vivid correct ecological characteristics of ecosystems.
Results. The author analyzed and systematized fragments of fiction, popular science and journalistic works focused on ecology, as well as developed original tasks and exercises to them (didactic units) for interactive and independent work of students.
Conclusions. The article presents examples of exercises designed by the author for ecology-focused texts from the literary heritage of Russian and foreign authors. The developed didactic units are universal and can be used in a wide range of ecology-focused subjects.
Key words: ecological education, higher education, didactic exercises, ecology-focused texts, chrestomathy.
Введение
На Госсовете по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», рассматривовшемуся 27 декабря 2016 г. в преддверии Года экологии, президент В. В. Путин подчеркнул: «Гигантский, именно гигантский природный ресурсный потенциал России, безусловно, имеет планетарное значение. Наша страна располагает колоссальными запасами пресной воды, лесных ресурсов, огромным биоразнообразием и выступает экологическим донором мира, обеспечивая ему почти 10 % биосферной устойчивости» [1].
Однако экологическому образованию в настоящее время отводится далеко не первостепенная роль. В высшем педагогическом, инженерно-техническом, экономическом образовании востребованы эколого-ориентированные учебные материалы.
Многообразие взаимоотношений природы и человека нашло отражение в произведениях знаменитых поэтов, прозаиков, ученых. Мы проанализировали эколого-ориентированные тексты и систематизировали их в хрестоматии (греч. chrestos - полезный, manthano - учусь), которую рассматриваем как учебную книгу, представляющую собой сборник систематически подобранных материалов по какой-либо отрасли знания. Отобранные нами фрагменты художественных, научно-популярных и публицистических произведений русских и зарубежных авторов дополняют и иллюстрируют базовый учебный курс экологии, показывают историю формирования убеждений и взглядов личности на природу, развитие взаимоотношений общества и природы, знакомят с экологическими рисками. При этом содержание текстов хрестоматии и работа с ними ориентированы на формирование общекультурных (ФГОС ВО (ФГОС 3+): ОК-1, ОК-2, ОК-5-ОК-7) и общепрофессиональных, эколого-ориентированных компетенций высшего образования [2].
Методы
Важной дидактической особенностью хрестоматии является оригинальный комплект заданий и упражнений, сопровождающий тексты. Сопровождение в словаре русского языка С. И. Ожегова трактуется как сопутствие
чему-либо, приложение, дополнение [3]. Система, представляющая собой целостное взаимодействие нескольких компонентов: учебно-методического сопровождения (комплект заданий и упражнений), информационного сопровождения (эколого-ориентированные тексты), организационно-управленческого сопровождения (работа преподавателя и студента), В. И. Богословским рассматривается как дидактическое сопровождение [4].
Дидактическое сопровождение эколого-ориентированной работы на материалах хрестоматии нацелено на закрепление учебного материала по тематическим разделам «Основы экологии», «Основы социальной экологии», «Основы природопользования», «Глобальные проблемы современности» учебной дисциплины «Экология», осознание важности экологических проблем, формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к природе и родному краю. Использование в учебном процессе хрестоматийного материала способствует обучению студента грамотной речи, критическому мышлению, умениям работать с информационным материалом. Изучив предложенные перед текстом задания, студент будет знать, на что обратить внимание, на какие вопросы найти ответы, какие выводы сделать [5].
Отметим, что изучение материалов хрестоматии способствует усвоению эколого-ориентированных знаний, представлений и ценностей, трансформирующихся в убеждения личности, что меняет ее мировоззрение, а значит, изменяет ценностные ориентации и отношение к природе. У человека возникает желание жить в экологически более благоприятных и безопасных условиях, что ориентирует его деятельность в экологически целесообразном направлении. Подобная психологическая включенность в окружающий природный мир, субъектный характер восприятия природных объектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой характерны для эко-лого-ориентированной личности, формирование которой предусматривает экологическое образование [6].
Систематизированные тексты знаменитых поэтов, прозаиков, ученых объединены в хрестоматии в шесть тематических разделов.
Результаты
Приводим примеры дидактических заданий по текстам эколого-ориен-тированного содержания.
Раздел 1. «Единство природы и человека». Представленные тексты произведений классиков русской литературы, раскрывающие многообразие, красоту и ценность природы родного края, целесообразно анализировать при изучении и закреплении учебного материала тематических разделов «Основы экологии» и «Основы природопользования» учебной дисциплины «Экология», они ориентированы на понимание/принятие ценности природы.
Задания по текстам. Прочитайте поэтические строки Н. Некрасова «Мать-природа! Иду к тебе снова...», К. Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов...», Ф. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...», Н. Карамзина «Волга». Обратите внимание: в произведениях русской литературы природа показана в неразрывной связи с человеком, природа и человек едины и живут по одним и тем же законам. Выделите в текстах фрагменты, которые раскрывают не только красоту и гармонию природы, но и проводят своеобразную аналогию удивительных великих качеств природы и души человека.
Выделите элементы, в которых показаны нравственные основы взаимодействия человека и природы: их единство; добросовестность и трудолюбие человека; принятие самоценности любой формы жизни.
Задания по тексту. Проанализируйте произведение А. Пушкина «Приметы». Приведите примеры обогащения духовного мира человека восприятием природы, детальным и тонким наблюдением за ней. Охарактеризуйте приметы, встречающиеся в данном произведении. Предложите собственные варианты их использования. Охарактеризуйте известные вам научные основы примет, встречающихся в данном произведении. Предложите собственные варианты использования этих погодных признаков.
Раздел 2. «"Природа знает лучше": мудрость природы». Представлены произведения и задания к ним, раскрывающие особенности и структуру естественных экологических систем, закономерности их функционирования и устойчивости. Данные произведения можно использовать при изучении и закреплении тем «Организм и среда», «Биоценозы», «Экосистемы», «Биосфера», «Проблема истощения ресурсов», «Проблема изменения климата на Земле», «Концепция устойчивого развития».
Задания по текстам. Прочитайте произведения М. Лермонтова «Три пальмы», П. Вяземского «Степь», И. Никитина «По всей степи - ковыль», А. Толстого «В степи, на равнине», А. Кольцова «В степи», А. Чехова «Степь», Н. Бобринского «Европейско-казахстанские степи, лесостепи и полупустыни». Обратите внимание на разное восприятие степи авторами; на описание ее величия, просторов и красот. Используя сведения из литературных произведений, охарактеризуйте степь как природную экологическую систему. Выделите основные компоненты биотических, абиотических и антропогенных экологических факторов, укажите примеры их взаимодействия. Найдите в текстах описание циклических изменений степной экосистемы, назовите характерные черты проявления суточных, сезонных, многолетних изменений степей. Установите факторы, определяющие циклические изменения. Приведите примеры приспособлений степных растений и животных, описанных в текстах, к жизни в степи; проанализируйте примеры адаптаций, представленных в текстах, классифицируйте их и объясните, какие функции они выполняют. Спрогнозируйте последствия человеческой деятельности для развития экосистем степей.
Задания по текстам. Прочитайте произведения В. Бенедиктова «В лесу», А. Майкова «В лесу», А. К. Толстого «Сквозит на зареве темнеющих небес...», И. Тургенева «Записки охотника» и «Поездка в Полесье», М. Пришвина «Этажи леса» и «Птицы под снегом», Н. Бобринского «Таежная полоса». Выделите фрагменты, в которых авторы на фоне любования природой показывают лес как экологическую систему и затрагивают проблемы, возникающие в ней. Используя материал литературных произведений, охарактеризуйте лес как природную экологическую систему: выделите основные компоненты биотических, абиотических и антропогенных экологических факторов, укажите примеры их взаимодействия. Найдите в текстах описание циклических изменений экосистемы леса, установите факторы, определяющие эти изменения. Выделите и проанализируйте основные причины экологических проблем экосистем хвойного, лиственного, смешанного лесов; укажите, какие виды растений и животных обитали в лесах 100-200 лет назад и обитают
в настоящее время, спрогнозируйте видовой состав будущего леса. Как могут измениться трофические связи? Подумайте, какое экологическое значение имеет пространственная структура популяций, подтвердите свой ответ примерами из текста. «Лес - это легкие планеты». Изложите свои мысли по поводу этого высказывания. В своем ответе используйте примеры из данных литературных произведений.
Задания по текстам. Прочитайте произведения Б. Адамова «Тайна двух океанов», Н. Плавильщикова «Жизнь пруда» и «Жизнь в воде». Найдите описание особенностей функционирования и устойчивости водных экосистем. Ответ обоснуйте. Приведите примеры приспособления известных вам и описанных в текстах растений и животных к жизни в воде. Проанализировав различные примеры адаптаций, классифицируйте их и объясните, какие функции они выполняют. Назовите тип биотических взаимодействий обитателей водоема, описанных в данных текстах. Вспомните понятие «жизненная форма». Найдите в текстах описание представителей разных жизненных форм (бентоса, нектона, планктона).
Задания по текстам. Перечислите биоценозы, приведенные в тексте К. Паустовского «Мещо(ё)рская сторона» и рассказах И. Соколова-Микитова. Охарактеризуйте их по плану: ведущий компонент биоценоза; структура биоценоза (видовая, пространственная, экологическая); влияние абиотических факторов; антропогенное воздействие на структуру биоценоза. Приведите примеры взаимодействия организмов в данных биоценозах. Опишите экологические связи видов-доминантов (например, ель и грибы, ель и белки, ель и клесты и т.п.).
Задание по тексту. В ниже приведенном фрагменте произведения С. Кэрригер «Дикое наследство природы» найдите и укажите экологические факторы, влияющие на численность популяции птиц, а также на количество выживших птенцов. Охарактеризуйте поведение животных, главным образом инстинктивное, реализуемое в процессе ухода за потомством. Покажите, как жизнь в группе влияет на протекание физиологических процессов в организме животного («эффект группы»). Определенное пищевое поведение присуще всем представителям животного мира, его формы весьма разнообразны и видоспецифичны. Назовите приспособления к поиску и потреблению пищи, выработанные у хищников. Подтвердите свой ответ примерами из текста. Прокомментируйте (докажите примерами), как в процессе эволюции изменился рацион питания человека.
Подтвердите примерами из текстов, помещенных в данном разделе:
- иллюстрацию закономерности А. Тинемана: чем специфичнее условия среды, тем беднее видовой состав сообщества и тем выше может быть численность отдельных видов;
- иллюстрацию правила А. Уоллеса: увеличение видового разнообразия происходит по мере движения с севера на юг.
Определите значение данных биоценозов для человека и предположите способы их охраны. Используя материал текстов, сравните видовую и пространственную структуру экосистем степей, лесостепей и лесов ХУШ-Х1Х и ХХ-ХХ1 вв.
Раздел 3. «Человек задумывается о будущем». Подобраны произведения, показывающие, что выживание и развитие человечества зависит от него
самого. Тексты ориентированы на закрепление учебного материала по разделам «Общая экология» и «Глобальные проблемы современности» учебной дисциплины «Экология».
Задания по текстам. Найдите в текстах К. Паустовского «Повесть о лесах», Е. Шкловского «Я обнял глобус», Я. Акима «Наша планета», А. Смирнова «Храм природы», М. Дудина «Берегите Землю» примеры, иллюстрирующие законы экологии Б. Коммонера: «Все взаимосвязано со всем», «Все должно куда-то деваться», «Природа "знает" лучше», «За все надо платить». Дополните ответ примерами из собственного жизненного опыта.
Раздел 4. «Биологические опасности». В произведениях данного раздела описаны отрицательные для человека свойства живых организмов. Мы рекомендуем рассматривать данные произведения при изучении учебного материала разделов «Основы социальной экологии» и «Основы природопользования» учебной дисциплины «Экология».
Задания по тексту. Найдите во фрагменте «Двойная весна» К. Паустовского описание цветения воды - массового развития фитопланктона. Используя материалы текста, объясните, почему два раза в год происходит цветение водорослей и замор рыбы. Что такое эвтрофикация (или «переудобрение») Черного моря?
Задания по тексту. В произведении К. Г. Паустовского «Ржавые корабельные гвозди» найдите описание особенностей строения двустворчатых моллюсков тередо. Опишите приспособления данных организмов для сверления в древесине ходов и повреждения корабельных судов. Подумайте, как могут моллюски переварить целлюлозу. Опишите среду обитания тередо, подтвердите свой ответ примерами из текста.
Задания по тексту. Прочитайте фрагмент из книги Поля де Крюи «Охотники за микробами». Выпишите названия инфекционных болезней, еще столетие назад забиравших тысячи человеческих жизней. Назовите фамилии ученых, занимавшихся этой проблемой. Кто из них нашел «противоядие»? Оказалось ли это решением ситуации? Являются ли антибиотики «всемогущим оружием»? Сам автор искал ответы на вопросы:
1. Почему существуют на земле те болезни, средства и путь избавления от которых точно установлены наукой?
2. Почему люди должны страдать и умирать от заболеваний, способы предупреждения и лечения которых уже известны?
Поль де Крюи, анализируя причины недостаточного использования научных данных в борьбе с болезнями, пришел к мысли о том, что эти причины лежат в области социальных отношений, что они обусловлены общественным строем. Как на эти вопросы ответите вы? Обоснуйте свою точку зрения.
Раздел 5. «Природа "спешит на помощь"». В произведениях данного раздела показаны полезные для жизнедеятельности человека свойства живых организмов, что можно использовать при рассмотрении особенностей структуры и устойчивости искусственных экосистем (агроценозов) и влияния биотических факторов на организм человека («Основы социальной экологии»).
Задания по тексту. Прочитайте произведение К. Ушинского «Хлеб». Для чего при создании агроценозов человек применяет комплекс агротехнических приемов: различные способы обработки почвы (вспашка, боронование, дискование и др.), подкормку, мелиорацию (при избыточном увлажне-
нии почвы), иногда искусственное орошение, посев высокоурожайных сортов растений, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями растений? Предположите, какой видовой состав могут иметь описанные агроценозы. Приведите примеры взаимоотношений между организмами и условиями среды в данных агроценозах. Перечислите свойства и отличия агроценозов от естественных биогеоценозов. Подумайте, почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания. Предположите, какие физиологические свойства озимых культур помогают им пережить неблагоприятные условия в период перезимовки, противостоять воздействию низких отрицательных температур и низких положительных температур.
Задания по тексту. Используя сведения из произведения Л. Толстого «Дуб и орешник», определите, какое значение для лесной промышленности имеет стимулирование роста дуба в высоту совместным выращиванием рядом с ним других пород - подгона?
Задание по тексту. Подумайте, почему произведение Н. М. Верзилина «Путешествие с комнатными растениями», которое было впервые опубликовано в 1949 г., не потеряло своей актуальности. Какое значение имеют комнатные растения в жизни человека? Приведите примеры. Какие экологические особенности растений позволяют выращивать их в комнатных условиях? Как человек может использовать свойства комнатных растений в своей жизнедеятельности? Разработайте рекомендации по безопасному использованию комнатных растений.
Раздел 6. «Человек против природы». Авторы произведений показывают, к каким экологическим последствиям приводит хозяйственная деятельность человека. Раздел объединяет тексты, которые можно использовать при изучении учебного материала разделов «Основы природопользования» и «Глобальные проблемы современности».
Задания по тексту. Используя материал текста Э. Сетон-Томпсона «Джек - боевой конек», определите, к каким экологическим последствиям привело нарушение человеком системы «хищник - жертва». Приведите примеры поведенческих и морфологических адаптаций организмов, описанных в тексте. Подумайте, как материал текста подтверждает теорию (принцип) экосистемной регуляции численности популяции К. Фридерихса (1927): регуляция численности популяции есть результат комплекса воздействий абиотической и биотической среды в местообитании вида.
Задания по тексту. Используя материал текста С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», определите, к каким экологическим последствиям приводит хозяйственная деятельность человека. Почему? Перечислите антропогенные факторы, приводящие к деградации рек (ручьев). Предложите способы решения данной проблемы.
Задание по тексту. Прочитайте отрывок из произведения А. Чехова «Дядя Ваня». Подумайте, к каким экологическим последствиям может привести неконтролируемая вырубка лесов, распахивание склонов, уничтожение растительности, разрушение верхнего слоя почвы. Предложите меры по устранению ущерба от антропогенного фактора.
Задания по текстам. Прочитайте тексты А. Банникова «Почему животные вымирают» и Д. Даррелла «Исчезающие животные». Перечислите животных, исчезнувших к настоящему времени, назовите причины их исчез-
новения. Подумайте, каких животных называют редкими и почему. Приведите примеры редких животных. Объясните, почему эффект Лотки - Вольтерры (численность жертв будет увеличиваться тем медленнее, чем больше существует хищников, а численность хищников - тем быстрее, чем многочисленнее жертвы) не всегда проявляется в природе? Какие дополнительные условия необходимы для формирования экологического равновесия в паре «жертва -хищник»?
Задания по текстам. Прочитайте поэтические строки А. Ерошина, С. Михалкова, Е. Евтушенко, В. Демьянова, А. Игнатова, А. Сметанина. Какие экологические проблемы затрагивают поэты в своих произведениях, к каким последствиям они могут привести? Предложите пути решения данных экологических проблем.
Задания по текстам. Найдите в текстах М. Крюкова, С. Михалкова, А. Яшина, А. Усачева строки, демонстрирующие последствия антропогенного воздействия на окружающую среду. Докажите необходимость смены антропоцентризма новым типом экологического сознания - экоцентризмом. Какие экологические проблемы призывают решить авторы? Спрогнозируйте последствия использования ядохимикатов. Как они влияют на почвенные биоценозы? Существует ли альтернативный путь избавления сельскохозяйственных культур от сорняков и насекомых-вредителей?
Выводы
Разработанные и систематизированные в хрестоматии дидактические единицы, сопровождающие эколого-ориентированные тексты, универсальны, могут быть полезны широкому кругу читателей и использованы в образовательных учреждениях общего, среднего и высшего образования в большом диапазоне эколого-ориентированных учебных дисциплин.
Библиографический список
1. Заседание Госсовета об экологическом развитии России в интересах будущих поколений. - URL: http://www.putin-today.ru/archives/39164
2. Пономарёва, О. Н. Контрольно-оценочные материалы эколого-ориентиро-ванного содержания образования в высшей школе / О. Н. Пономарёва, А. А. Це-лыковских, О. Н. Васина, И. И. Грачёв // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (39). - С. 220-230.
3. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. - URL: http://ozhegov. textologia.ru/
4. Богословский, В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики : моногр. / В. И. Богословский. - СПб., 2000. - 142 с.
5. Евдокимова, О. В. Формирование общекультурных компетенций в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации : моногр. / О. В. Евдокимова, О. Н. Пономарёва, И. И. Грачёв ; под общ. ред. О. Н. Пономарёвой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. - 320 с.
6. Дерябо, С. Д. Экологическая психодиагностика / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. -Даугавпилс, 1994. - 132 с.
References
1. Zasedanie Gossoveta ob ekologicheskom razvitii Rossii v interesakh budushchikh poko-leniy [Session of the State council on ecological development of Russia for the benefit of future generations]. Available at: http://www.putin-today.ru/archives/39164
2. Ponomareva O. N., Tselykovskikh A. A., Vasina O. N., Grachev I. I. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2016, no. 3 (39), pp. 220-230.
3. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka S. I. Ozhegova [S. I. Ozhegov's explanatory dictionary of Russian language]. Available at: http://ozhegov.textologia.ru/
4. Bogoslovskiy V. I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa v pedagogi-cheskom universitete: metodologicheskie kharakteristiki: monogr. [Scientific support of educational process in a pedagogical university: methodological characteristics: monograph]. Saint-Petersburg, 2000, 142 p.
5. Evdokimova O. V., Ponomareva O. N., Grachev I. I. Formirovanie obshchekul'turnykh kompetentsiy v voennykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya Mi-nisterstva oborony Rossiyskoy Federatsii: monogr. [Formation of general cultural competences at military educational institutions of higher education: monograph]. Penza: Izd-vo PGU, 2015, 320 p.
6. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Ekologicheskaya psikhodiagnostika [Ecological psychodiagnostics]. Daugavpils, 1994, 132 p.
Васина Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей биологии и биохимии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Vasi^ Olga Nikolaevna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of general biology and biochemistry, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 378 Васина, О. Н.
Дидактическое сопровождение эколого-ориентированной работы на материалах хрестоматии / О. Н. Васина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 1 (41). -С. 161-169. БОТ: 10.21685/2072-3024-2017-1-17