УДК [340.6:614.8](470.1 1)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ И ВНЕЗАПНО ВОЗНИКШИХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
© 2005 г. С. Г. Кузин, А. В. Пятлин, *С. Г. Суханов
Областное бюро судебно-медицинской экспертизы,
*Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
В статье обсуждаются региональные особенности деятельности судебно-медицинской службы при внезапно возникших чрезвычайных ситуациях, повлекших за собой человеческие жертвы. Обобщены нормативные документы, регламентирующие работу судебно-медицинских экспертов. Выявлен круг нерешенных проблем в структуре службы экспертиз и пути оптимизации оказания помощи пострадавшим на примере ликвидации последствий взрыва жилого дома. Ключевые слова: аварии, технологический терроризм, чрезвычайная ситуация, судебно-медицинская экспертиза.
Складывающаяся на сегодня социально-экономическая обстановка во многих регионах страны увеличивает вероятность возникновения разнообразных техногенных катастроф и иных разновидностей чрезвычайных ситуаций (ЧС). Проживание населения в крупных городах сопряжено с достаточно высоким риском для жизни. Речь при этом идет не только об усиливающемся загрязнении биосферы, обусловленном антропогенными факторами. Превращение биосферы в «техносферу» [6], к сожалению, сделало реальным технологический терроризм (авиакатастрофы, взрывы на транспорте и в жилых домах) в городах с неизбежными жертвами среди мирного населения [3, 5, 9, 12].
Общим критерием для определения понятия катастрофы в большинстве стран принято считать явление природы или акцию человека, представляющие реальную угрозу для жизни людей. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения к катастрофам стали относить происшествия, при которых одномоментно появлялись 10 и более пораженных [4].
Иными словами, под катастрофой следует понимать опасное природное явление или действие человека, повлекшие многочисленные человеческие жертвы (погибшие и пораженные), значительный материальный ущерб, нарушение условий жизнедеятельности, вследствие чего может возникнуть чрезвычайная ситуация. Прогнозирование такого рода ЧС в стране остается затруднительным в связи с несовершенством нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность по мониторингу ЧС и их последствий [10].
В отношении здравоохранения под ЧС подразумевается обстановка, сложившаяся в результате катастрофы, при которой число пораженных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, превосходит возможности своевременного ее оказания силами и средствами местного здравоохранения. В этих условиях требуется привлечение их извне, а также изменение форм и методов повседневной работы медицинских учреждений и персонала [4].
Архангельский промышленный узел, объединяющий областной центр, города Новодвинск и Северодвинск, в плане высокого риска ЧС не является исключением. По мнению Ю. Е. Барачевского [2], северные территории России, включая Архангельскую область, относятся к потенциально катастрофичным регионам. Опасными с точки зрения возможных аварий и иных ЧС техногенного и природного происхождения может быть признана работа крупнейших предприятий целлюлознобумажной промышленности, энергетики, транспорта, центра атомного судостроения, ракетно-ядерных полигонов, космодрома и других угрожающих производств [1, 7, 11].
Известно, что за период 1996—2002 годов на территории Архангельской области зарегистрированы 452 чрезвычайные ситуации, соответствующие областным критериям их оценки и общей классификации ЧС по сфере возникновения [4]. В их числе оказались чрезвычайные ситуации социальные (угроза теракта), экологические (превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере и почве) и техногенные, или производственные (авиакатастрофы, пожары и взрывы, дорожные аварии). Природные ЧС (стихийные бедствия) были представлены в области наводнениями в период паводка и морозами.
В ликвидации последствий ЧС наряду с медицинскими формированиями клинического профиля активное участие должна принимать судебно-медицинская служба, представленная в Архангельской области бюро судебно-медицинской экспертизы (СМЭ). На основе региональных бюро СМЭ в структуре службы медицины катастроф создаются специализированные бригады постоянной готовности. Деятельность бюро СМЭ в регионе координируется с деятельностью правоохранительных органов, структур МЧС и других служб рядом нормативных документов [2, 11].
Характеризуя современное состояние судебно-медицинских аспектов медицины катастроф, Г. А. Паши-нян и Е. С. Тучик [8] подчеркивают, что для каждого бедствия характерны только ему присущие поражающие факторы. Они вредно воздействуют на состояние здоровья человека, определяют санитарные потери и материальный ущерб. Эта точка зрения находит свое подтверждение и в других исследованиях.
Например, при взрыве крупного пожароопасного объекта потери среди жителей могут составлять от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, а экономические затраты на ликвидацию последствий ЧС
— сотни миллионов рублей. В структуре санитарных потерь чаще регистрируются ожоги, травмы и отравления. При транспортных катастрофах в структуре санитарных потерь преобладают травмы головы и большинство травм носит комбинированный характер [11].
Известно также, что при многих крупномасштабных ЧС у пострадавших, очевидцев, а также специалистов служб медицины катастроф и других развиваются психические и психосоматические расстройства в виде стресса, шока и оглушенности. Острые психические расстройства усугубляются санитарными и безвозвратными потерями, влияют на поведение участников событий и принимаемые управленческие решения [11].
Основные задачи судебно-медицинской экспертизы в обстановке ЧС приведены в таблице.
При судебно-медицинском обеспечении в обстановке ЧС, по мнению ряда исследователей [8], должны соблюдаться следующие основные принципы:
• компетентность и профессионализм врачей-спе-циалистов в области судебной медицины, их способность высококвалифицированно и своевременно проводить в максимально доступном объеме
экспертные исследования, исходя из имеющихся в наличии средств, сил и возможностей;
• приближенность производств всех видов судебно-медицинской экспертизы к очагу поражения в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия;
• неотложность мероприятий по организации производства судебно-медицинской экспертизы для решения стоящих перед ней задач в максимально короткие сроки с момента возникновения ЧС;
• преемственность в работе, предусматривающая соблюдение единого подхода в организации производства экспертизы трупов, идентификации личности погибших, освидетельствования пострадавших, находящихся на излечении в лечебно-профилактических учреждениях;
• этапность — соблюдение принципов работы судебно-медицинских формирований в соответствии с целями и задачами;
• простота и общедоступность выполнения мероприятий в организационном и экспертном плане, максимально приближенных к населению;
• надежность — формирование у личного состава судебно-медицинских бригад постоянной готовности уверенности в правильном и оперативном проведении мероприятий и экспертных исследований с учетом степени достоверности и информативности используемых методов или признаков;
• индивидуальность подхода к проведению судебно-медицинской экспертизы трупов, опознания личности погибших, судебно-медицинских освидетельствований.
В соответствии с вышеприведенными принципами сотрудники Архангельского областного бюро приняли участие в ликвидации последствий ЧС, возникшей из-за обрушения подъезда жилого дома в результате взрыва бытового газа. Работа сотрудников бюро СМЭ в условиях трагического для населения г. Архангельска происшествия 16 марта 2004 года выявила ряд проблем, нуждающихся в скорейшем решении.
Авария произошла в ночное время и сопровождалась значительными санитарными и безвозвратными потерями. После получения сигнала от дежурного УВД о возникновении ЧС был создан штаб гражданской обороны бюро СМЭ и объявлен экстренный сбор бригад постоянной готовности по предварительно разработанной системе оповещения.
Управление службой медицины катастроф в условиях ЧС осуществлялось непрерывно путем отдачи устных распоряжений и организации оперативно-информационного центра, возглавляемого заместителем начальника бюро СМЭ. В задачи центра входило: обеспечение преемственности в работе собственных подразделений; обеспечение связи с органами управления здравоохранением и другими ведомствами; обеспечение судебно-медицинских бригад необходимым
оснащением; определение продолжительности работы; контроль за соблюдением принципов последовательности технологического процесса.
Учитывая близость места ЧС, было принято решение организовать работу судебно-медицинских экспертов непосредственно в бюро. По опыту других аналогичных крупномасштабных катастроф, предполагалось поступление тел погибших со значительными повреждениями. Экспертно-следственные группы в течение 2,5 суток провели экспертизу и 100-процентное опознание 56 трупов, поступивших с места ЧС, 2 трупов пострадавших при ЧС, умерших в больнице, и 20 трупов, поступивших с других мест.
Выдача тел погибших для захоронения производилась в течение последующих двух дней. Учитывая, что на данном этапе ликвидации чрезвычайной ситуации в бюро СМЭ скапливалось большое количество людей, для предотвращения нервно-психических расстройств и других критических состояний у родственников и знакомых погибших в течение всего периода в бюро дежурила бригада скорой медицинской помощи, психиатр и психолог.
Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, оставшихся в живых, проводилась по медицинским документам.
Анализ работы судебно-медицинской службы г. Архангельска при ликвидации последствий данной ЧС позволяет сделать следующие выводы:
1. Областное бюро СМЭ обладает высокопрофессиональными кадрами врачебного и вспомогательного медицинского персонала, способными в силу своих личностных характеристик и подготовки работать в условиях ЧС компетентно и самоотверженно.
2. Существующее бюджетное финансирование деятельности бюро СМЭ является совершенно недостаточным, поскольку не предусмотрен резервный фонд оплаты расходов, сверхурочных интенсивных работ при такого рода ЧС. В регионе не уделяется должного внимания прогнозированию ЧС различной природы с большими потерями населения, нуждается в коррекции нормативно-правовая база.
3. Критическое материально-техническое положение бюро СМЭ предопределяет актуальность до-оснащения экспертных бригад минимально необходимым оборудованием (цифровые фотоаппараты, фотоаппараты типа «Поляроид», портативное рентгеновское оборудование, программно-диагностический комплекс для идентификации личности и др.).
4. Совместно с органами управления здравоохранением необходимо решить вопросы медико-социальной реабилитации непосредственных участников ликвидации последствий ЧС.
5. Возникла настоятельная необходимость совместного специализированного обучения личного персонала всех служб, задействованных в ликвида-
ции последствий техногенных катастроф и иных ЧС, сопровождающихся большими санитарными и безвозвратными потерями населения.
Основные задачи судебно-медицинской экспертизы в обстановке чрезвычайной ситуации
Производство экспертизы трупов Производство экспертизы живых пострадавших
Установление категории смерти: а) насильственная, б) ненасильственная Оценка обнаруженных телесных повреждений: наличие, характер, при-жизненность, давность, механизм образования и степень тяжести
Выявление признаков для целей идентификации: индивидуальные особенности предметов одежды, наличие документов, особые приметы тела, словесный портрет, определение пола и возраста (наружные признаки и результаты лабораторных методов диагностики) Выявление признаков для целей идентификации: индивидуальные особенности предметов одежды, наличие документов, особые приметы тела, словесный портрет, определение пола и возраста (наружные признаки и результаты лабораторных методов диагностики)
Определение причины смерти: наружные признаки, внутренние признаки, лабораторные методы диагностики
Установление давности наступления смерти
Список литературы
1. Акимов В. А. Оценка природной и техногенной опасности субъектов Северо-Западного региона России (Обзорная информация) / В. А. Акимов, К. А. Козлов // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, ВИНИТИ. — 1997. — № 10. — С. 80—88.
2. Барачевский Ю. Е. Организационные основы территориальной службы медицины катастроф (учебное пособие) / Ю. Е. Барачевский; Под ред. С. Д. Эммануилова; Департамент здравоохранения администрации Архангельской области. — Архангельск, 1997. — 90 с.
3. Долгин Н. Природные и техногенные опасности в XXI веке / Н. Долгин // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2001. — № 9. — С. 4—9.
4. Медицина катастроф: Учебное пособие / Под ред. проф. В. М. Рябочкина, проф. Г. И. Назаренко. — М.: ИНИ Лтд., 1996. — 272 с.
5. Молдаванов Л. М. Проблемы сверхкраткосрочного и краткосрочного прогноза экологической обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Л. М. Молдаванов, Е. В. Радике-вич // Экологическая безопасность на пороге XXI века: Тез. докл. Междунар. конф., Санкт-Петербург, 30—31 марта 1999 г. — СПб: Изд-во ВСЕГЕИ, 1999. — С. 122—123.
6. Никитин А. И. Факторы среды и репродуктивная система человека / А. И. Никитин // Морфология. — 1998. — Т. 114, № 6. — С. 7—16.
7. Организация подготовки и проведения экстренной эвакуации больных лечебно-профилактических учреждений, обеспечиваемых учреждений социальной защиты населения, их персонала и имущества: Методические рекомендации / Ю. Е. Барачевский, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, Л. Н. Коряковский. — Архангельск: Изд. отдел МИАЦ, 2004. — 18 с.
8. Пашинян Г. А. Судебно-медицинская экспертиза при крупномасштабных катастрофах / Г. А. Пашинян, Е. С. Тучик. — М.: Изд-во «ПАН», 1994. — 136 с.
9. Потапов В. Я. Оценка и прогноз опасностей и угроз современной России / В. Я. Потапов // Стратегические
риски чрезвычайных ситуаций: оценка и прогноз: Материалы 8 Всерос. научно-практич. конф. по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Москва, 15—16 апреля 2003 г. / МЧС России. — М.: Триада, Лтд, 2003. — С. 15—24.
10. Седых В. В. Проблемы нормативно-правового обеспечения прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / В. В. Седых // Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их источников: Тез. докл. учебно-практич. конф., Москва, 2—27 июня 2001 г. — М., 2001. — С. 54.
11. Эммануилов С. Д. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций, возможных на территории Архангельской области / С. Д. Эммануилов, Ю. Е. Бара-чевский, Л. Н. Коряковский // Экология человека. — 2002. — № 3. — С. 5—8.
12. Nassensteih F. Vieles ist denkbar — am huchsten jedoch ein Hochwasser / F. Nassenstein // Florian Hessen.
— 2001. — N 4. — C. 30—32.
ORGANIZATION OF FORENSIC MEDICAL SERVICE WORK IN LIQUIDATION OF AFTER-EFFECTS OF TECHNOGENIC CATASROPHES AND SUDDEN EMERGENCY SITUATIONS
S. G. Kuzin, À. V. Pyatlin, *S. G. Sukhanov
Regional Bureau of Forensic Medical Examination, *Northern State Medical University, Arkhangelsk
In the article, the regional features of the forensic medical service activity in sudden emergency situations entailing human victims are discussed. The normative documents regulating work of forensic medical experts are generalized. The wide range of unsolved problems in the structure of the forensic medical examination and the ways of optimization of aid rendering to victims at the example of after-effects liquidation after a dwelling house explosion have been revealed.
Key words: technogenic catastrophe, emergency situation, forensic medical examination.