УДК 614.8(470.1 1)
СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
© 2006 г. Ю. Е. Барачевский, А. Г. Соловьев, Л. Н. Коряковский
Департамент здравоохранения администрации Архангельской области, Северный государственный медицинский университет, Архангельский областной центр медицины катастроф, г. Архангельск
Представлена характеристика сил и средств службы медицины катастроф Архангельской области, организационно-штатная структура и задачи областного центра медицины катастроф. Освещены вопросы управления службой и процессом организации оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, показана организация взаимодействия территориального здравоохранения с федеральными и ведомственными учреждениями здравоохранения, органами исполнительной власти, военного командования и другими структурами, привлекаемыми к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Ключевые слова: медико-санитарные последствия, служба (центр) медицины катастроф, чрезвычайная ситуация, организация управления и взаимодействия.
Характеристика сил, средств и структуры службы медицины
катастроф области
По состоянию на 01.01.2006 года в Архангельской области насчитывалось 189 лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ): 51 в 6 городах областного подчинения и 138 в сельских районах области; из них 112 стационарных (32 и 80 соответственно) с числом коек 14 671 (9 557 и 5 114), 77 амбулаторно-поликлинических учреждений (46 и 31) и 603 фельдшерско-акушерских пункта. Обеспеченность населения койками ЛПУ на 10 000 человек составила 108,5 (в городе 129,0; на селе 51,5).
В области работают 5 894 врача, в т. ч. хирургов 315, травматологов 90, анестезиологов-реаниматологов 253, акушеров-гинекологов 323, терапевтов 966, педиатров 713, инфекционистов 72, психиатров 149, стоматологов 702, врачей скорой медицинской помощи 226, судебно-медицинских экспертов 12, эпидемиологов 29, гигиенистов 53. Среднего медицинского персонала — 15 045 человек, в том числе операционных медицинских сестер 648, медицинских сестер-анестезисток 384, фельдшеров скорой медицинской помощи 456.
В области функционируют одна станция и 49 отделений скорой медицинской помощи при многопрофильных больницах с наличием 211 врачебных 6-часовых бригад, из них 207 в шести городах области и 4 в трех сельских районах (Няндомский, Онежский, Холмогорский). В остальных 17 сельских районах экстренную медицинскую помощь оказывают фельдшерские бригады скорой медицинской помощи. На территории области работают 4 отделения и одна группа гемодиализа с общим числом аппаратов «искусственная почка» 23. Расчетная пропускная способность одного аппарата — 3 операции в сутки.
Служба крови представлена 3 станциями переливания крови (города Архангельск, Котлас, Вельск), в которых работают 39 врачей и 116 человек среднего медицинского персонала. На учете находятся 16 552 донора, 15 681 из них сдают кровь безвозмездно; созданы и работают бригады по заготовке крови.
В области функционирует и центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с 13 филиалами, который совместно с территориальным управлением Роспотребнадзора и его отделами (группами) в муниципальных образованиях комплектует для работы в чрезвычайных ситуациях (ЧС) санитарно-эпидемиологические отряды, эпидемиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические), радиологические бригады и группы санитарно-эпидемиологической разведки. Специалистами, имуществом, дезинфекционными средствами эти формирования укомплектованы.
В 1992 году на базе отделения экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (отделения санитарной авиации) областной
клинической больницы создан Центр экстренной медицинской помощи (ЦЭМП). Были определены силы и средства для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработано задание учреждениям здравоохранения (УЗ) области по созданию и подготовке формирований экстренного реагирования, по выделению оперативных коек и созданию неснижа-емого запаса медицинского имущества.
Принимая во внимание возросшее количество ЧС техногенного, социального и природного характера и невозможность ЦЭМП в полном объеме решать определенные ему задачи по ЧС, в декабре 2000 года постановлением главы администрации области было создано (первым на Северо-Западе России в статусе юридического лица) государственное учреждение здравоохранения «Архангельский областной центр медицины катастроф» (АОЦМК). Основными его задачами в повседневных условиях являются осуществление организационно-методического руководства деятельностью областной службы медицины катастроф (ОСМК), подготовка сил и средств ОСМК к экстренному реагированию на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС как в период угрозы возникновения, так и при факте свершения ЧС, организация и координация взаимодействия с федеральными, ведомственными учреждениями здравоохранения и службами гражданской обороны (ГО), создаваемыми на территории области, а также организация обучения личного состава служб общественной безопасности и населения приемам и навыкам оказания первой медицинской помощи (ПМП). На сегодня организационно-штатная структура АОЦМК представлена на рис. 1.
ДИРЕКТОР ОЦМК
Зам. директора ОЦМК
Организационно-методический отдел
(4)
Оперативно-диспетчерский отдел
(7,5)
Школа медицины катастроф
Отдел лечебно-эвакуационного обеспечения (13,5)
Финансово-экономический отдел (4)
Отделение экстренной мед. помощи с БЭР
Общеучрежденческий персонал (2)
Лаборатория психофизиологического обеспечения (ЛПФО) (4)
Отдел материально-технического и транспортного обеспечения
(9,5)
Рис. 1. Организационно-штатная структура Архангельского областного центра медицины катастроф
Примечания: в скобках указана штатная численность персонала в структурных подразделениях ОЦМК; БЭР — бригада экстренного реагирования.
Подразделения АОЦМК решают нижеуказанные задачи, обусловленные характером их деятельности.
Организационно-методический отдел: • участвует в прогнозировании и оценке медико-тактической обстановки ЧС на территории области и готовит предложения по организации
медико-санитарного обеспечения населения при их возникновении;
• разрабатывает планы работы АОЦМК, межведомственной координационной комиссии (МКК) ОСМК, рекомендации ОСМК по медико-санитарному обеспечению населения в ЧС и контролирует их исполнение;
• разрабатывает документы по организации лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпиде-мических мероприятий при возникновении ЧС с учетом особенностей территории;
• организует и проводит подготовку кадров ОСМК и различных категорий населения к действиям в ЧС;
• анализирует состояние готовности сил и средств ОСМК на территориальном, местном и объектовом уровнях, включая ведомственные УЗ, и оказывает им организационно-методическую помощь;
• организует, поддерживает и совершенствует взаимодействие с ведомственными структурами здравоохранения, органами управления и формированиями Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), дислоцирующимися на территории области.
Оперативно-диспетчерский отдел:
• осуществляет прием заявок на оказание экстренной и консультативной медицинской помощи и их выполнение с направлением в зону ЧС БЭР и, при необходимости, оперативной группы ОСМК;
• организует, при необходимости, оповещение и сбор руководящего состава и персонала формирований и учреждений ОСМК, приведение в готовность ЛПУ к приему пострадавших;
• обеспечивает непрерывную, устойчивую связь с органами управления здравоохранения, ведомственными ЛПУ и другими организациями и учреждениями РСЧС.
Отдел лечебно-эвакуационного обеспечения:
• определяет задание и планирует, исходя из возможностей УЗ области, создание формирований ОСМК, оперативно-тактического резерва медицинского имущества, подготовку необходимого количества и профиля оперативных коек в ЛПУ для пострадавших в ЧС с учетом прогнозируемой обстановки и организует контроль их развертывания;
• изучает уровень профессиональной готовности медицинских кадров ОСМК, планирует оптимальные варианты лечебно-эвакуационных мероприятий (ЛЭМ) при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
• организует порядок оказания в ЛПУ лечебной и консультативно-методической помощи в их работе по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
• осуществляет сбор и анализ информации о ЧС в области, ведет в установленном порядке учет и отчетность;
• обобщает и распространяет опыт организации медицинской помощи пострадавшим в ЧС, разрабатывает и внедряет стандарты ее оказания.
В составе отдела лечебно-эвакуационного обеспечения работают отделение экстренной медицинской помощи с БЭР.
В состав БЭР входят врач, фельдшер и водитель-санитар. Бригада находится в постоянной готовности и предназначена для экстренного реагирования на любые ЧС. По прибытии в очаг ЧС БЭР берет на себя оперативное руководство всеми силами и средствами ОСМК, обеспечивает взаимодействие с другими функциональными структурами, участвующими в ликвидации последствий ЧС и непосредственно участвует в лечебно-эвакуационном процессе. Для решения указанных задач БЭР оснащена реанимационным автомобилем, укомплектованным медицинским оборудованием и имуществом для оказания первой врачебной с элементами квалифицированной медицинской помощи пострадавшим в ЧС, а также средствами индивидуальной защиты.
Лаборатория психофизиологического обеспечения осуществляет:
• психофизиологический отбор, контроль, экспертизу и поддержку спасателей и лиц опасных профессий, их функциональную реабилитацию;
• изучение и оценку медико-психологических факторов, определяющих обстановку в ЧС, разработку предложений по поведению населения в очагах ЧС и ведению аварийно-спасательных работ;
• оказание медико-психологической помощи пострадавшим в ЧС, спасателям, участвующим в ликвидации последствий ЧС, организацию реабилитационных мероприятий;
• консультирование врачей, ведущих лечебную работу со спасателями и лицами, пострадавшими в ЧС, на предмет выявления психолого-психиатрических и психосоматических расстройств и заболеваний.
Школа медицины катастроф предназначена для подготовки личного состава служб общественной безопасности, лиц опасных профессий и других категорий населения приемам и способам оказания ПМП пострадавшим в ЧС. В ее работе принимают участие все специалисты АОЦМК и врачи ЛПУ.
Изложенная структура АОЦМК позволяет:
• осуществлять организационно-методическую работу в сфере подготовки персонала и всей системы здравоохранения к действиям в ЧС;
• разрабатывать медико-тактический паспорт территории на прогнозируемые ЧС;
• определять уязвимость территории к потенциальным ЧС;
• выявлять готовность УЗ и их персонала к действиям в ЧС;
• разрабатывать политику территориального здравоохранения по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
• оперативно реагировать на ЧС и организовывать ликвидацию их медико-санитарных последствий;
• организовывать взаимодействие с федеральными, ведомственными структурами здравоохранения и службами ГОЧС территории;
• осуществлять проверку УЗ независимо от их ведомственной принадлежности;
• организовывать подготовку персонала УЗ и населения к действиям в ЧС путем проведения занятий, учений и тренировок.
АОЦМК является организационно-методическим и практическим звеном, выполняющим функции штаба ОСМК. В целом структура ОСМК представлена на рис. 2:
Рис. 2. Структура службы медицины катастроф Архангельской области
Сокращения:
АОСПК — Архангельская областная станция переливания крови; БСМП — бригада специализированной медицинской помощи; БСМППГ — бригада специализированной медицинской помощи постоянной готовности; БСкМП — бригада скорой медицинской помощи; БСМЭ — бюро судебно-медицинской экспертизы; БрСМЭ — бригада судебно-медицинских экспертов; БЭДП
— бригада экстренной доврачебной помощи; ВСБ — врачебно-сестринская бригада; ГЭР — группа эпидемиологической разведки; МО — медицинский отряд; МТфБ — мобильная трансфузиологи-ческая бригада; ОЭПКМП — отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи; РБ — радиологическая бригада; СГБ — санитарно-гигиеническая бригада; ССМБПГ
— специализированная судебно-медицинская бригада постоянной готовности; ССМП — станция скорой медицинской помощи; СЭО — санитарно-эпидемиологический отряд; ЭБ — эпидемиологическая бригада.
Таким образом, структура ОСМК представлена: • МКК ОСМК, являющейся коллегиальным органом управления ОСМК, которая включает в
себя руководителей органов управления муниципальным здравоохранением и руководителей учреждений здравоохранения федерального и ведомственного подчинения;
• формированиями СМК лечебного профиля (в т. ч. экстренного реагирования, находящимися в постоянной готовности), создаваемыми в АОЦМК и ЛПУ (БЭР, БСкМП, БЭДП, ВСБ, БСМП, в т. ч. постоянной готовности — ПГ);
• формированиями СМК, создаваемыми на базе СПК, БСМЭ и фармацевтических учреждений;
• формированиями санитарно-эпидемиологического профиля, создаваемыми в ЦГиЭ (группы, бригады и отряды);
• учреждениями СМК, к которым относятся базовые ЛПУ (имеющие повышенную степень готовности по приему пострадавших в ЧС и оказанию им медицинской помощи) и резервные ЛПУ (осуществляющие прием пострадавших в случае заполнения базовых ЛПУ). В г. Архангельске в число базовых ЛПУ отнесены 7 учреждений, в г. Северодвинске — 3, в остальных 24 муниципальных образованиях области — по одному учреждению;
• санитарно-транспортными формированиями автомобильного и авиационного профиля. В ряде случаев для доставки формирований ОСМК к очагу ЧС (это определено существующими Положениями о взаимодействии) может использоваться железнодорожный и водный транспорт.
В условиях ЧС существующие силы и средства здравоохранения области переходят в оперативное руководство начальника ОСМК — директора департамента здравоохранения администрации области и директора АОЦМК.
В ОСМК определены койки постоянной готовности в количестве 3 400, создан и регулярно освежается запас медицинского имущества оперативно-тактического резерва для использования в ЧС на 4 100 пострадавших, который хранится в ЛПУ городов и районов области, в том числе и при АОЦМК — на 500 пострадавших. Созданы и поддерживаются в готовности резерв препаратов и компонентов крови для экстренного обеспечения ими пострадавших в ЧС, резерв лекарственных и иммунологических препаратов на случай возникновения очагов биологического заражения.
Для экстренной доставки бригад ОСМК к очагу ЧС в круглосуточном дежурстве при Архангельском объединенном авиаотряде № 2 находится вертолет МИ-8, а в дневное время дополнительно самолет АН-2. При необходимости количество воздушных судов может быть увеличено, задействованы другие типы, а также автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт.
Временной режим готовности сил и средств ОСМК к работе в ЧС представлен на рис. 3.
Рис. 3. Временные параметры реагирования сил и средств областной службы медицины катастроф на чрезвычайную ситуацию
При необходимости привлекаются силы и средства ВСМК и СМК соседних регионов. Ожидаемое время их прибытия к месту ЧС 8 —18 часов.
Организация управления службой медицины
катастроф и ее взаимодействие с территориальными структурами
Для ликвидации медико-санитарных последствий крупномасштабных ЧС в соответствии с существующими планами и положениями о взаимодействии привлекаются силы и средства всех форм и видов здравоохранения, функционирующего на территории области.
Поскольку важным элементом является создание эффективной структуры территориальной СМК, адаптированной для выработки оптимальных управленческих решений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, следует уделять внимание вопросам управления службой и вопросам управления процессом организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС. При этом ориентироваться:
• на данные прогнозирования и предвидения ЧС;
• выявление возможных проблем, осложняющих оказание медицинской помощи пострадавшим и выработку путей их решения;
• готовность медицинского персонала к реальным действиям в ЧС с учетом их характерологических особенностей;
• эффективные методы и способы мобилизации и доставки медицинского персонала и имущества в то время и то место, где и когда они более необходимы.
При выработке решений в отношении пострадавших, попавших в ЧС, учитываем медицинскую подготовленность личного состава служб общественной безопасности и населения к этим действиям и их возможности.
Основные позиции по реализации указанных задач в части управления, взаимодействия и организации деятельности ОСМК при работе в очагах ЧС представлены на рис. 4.
Как видно из представленной схемы, во исполнение постановления КЧС области начальник ОСМК совместно со штабом осуществляют оперативное
Рис. 4. Структура управления и взаимодействия службы медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне
Сокращения:
АМСТ — автохозяйство медицинского и санитарного транспорта; КЧС — комиссия по чрезвычайным ситуация области; МИАЦ — медицинский информационно-аналитический центр; СМИ — средства массовой информации.
управление силами и средствами ОСМК, определяют организацию их участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также порядок взаимодействия со службами ГОЧС и другими структурами, участвующими в проведении аварийно-спасательных работ в очагах ЧС.
Взаимодействие с ведомственными УЗ осуществляется на основании заключения двусторонних Положений о взаимодействии, согласно которым создаются и готовятся к работе формирования экстренного реагирования как для выдвижения в очаг ЧС, так и для работы в стационарных условиях, а также выделяют койки постоянной готовности для госпитализации пострадавших из очага ЧС.
Как правило, техногенные ЧС не вызывают крупных вспышек инфекционных заболеваний, но повышают вероятность их возникновения и распространения вследствие уязвимости под воздействием ЧС систем электро-, водо-, теплоснабжения и канализации, приводящих к
дефициту питьевой воды, неудовлетворительному ее качеству, трудностям в избавлении от экскрементов и других отходов, к снижению температурных условий в помещениях, способных ухудшить санитарно-гигиенические условия и нарушить эпидемиологическое равновесие. Риск эпидемий инфекционных заболеваний прямо зависит от плотности проживаемого в зоне ЧС населения, возникших затоплений населенных пунктов вследствие наводнений, затяжных дождей и штормовых ветров с морей.
В связи с этим совместно с территориальным управлением Роспотребнадзора и ЦГиЭ в Архангельской области разработан перечень потенциальных заболеваний, способных развиться при тех или иных ЧС, механизмы их предупреждения, организация эпидемиологического надзора и контроля, система сбора данных и программы по подготовке персонала здравоохранения к реализации указанных при возникновении ЧС проблем.
Для проведения судебно-медицинского освидетельствования пострадавших в ЧС, идентификации погибших и последующей судебно-медицинской экспертизы, для оформления свидетельств о смерти пострадавших в условиях жесткого временного лимита на базе ОБСМЭ созданы и содержатся в постоянной готовности 4 БрСМЭ, 2 ССМБПП и бригады регистраторов, которые апробированы в практической работе во время ликвидации последствий фактических ЧС, преимущественно техногенного характера. Полученный опыт и его анализ позволили определить необходимость взаимодействия ОБСМЭ с транспортными службами в части перевозки тел и останков погибших, а в ряде случаев (высокая температура воздуха, большое количество погибших и отсутствие свободных мест в морге) и необходимость привлечения автомобильных или железнодорожных рефрижераторов для сохранения тел погибших.
Важнейшей проблемой при ликвидации последствий ЧС является наличие своевременной и достоверной информации, способной снизить напряженность среди населения и даже снять с него негативные последствия сложившейся обстановки. Решение этой задачи на уровне территориального здравоохранения возложено на МИАЦ, который осуществляет подготовку своего персонала по следующим направлениям:
• учет пострадавшего населения и доведение сведений о нем до официальных служб и родственников;
• изучение потребности в медицинском имуществе, лабораторном, рентгеновском и другом оборудовании;
• взаимодействие со СМИ по вопросам ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и доведение до них масштабов возникшей ЧС;
• исключение ложных, непроверенных сообщений о ЧС, предотвращение слухов и противодействие им.
В повседневных условиях в ходе учений и тренировок персонал МИАЦ отрабатывает алгоритмы подачи информации с учетом их лаконичности, точности и ясности, а при возникновении ЧС его оперативная группа, располагаясь в созданном вблизи зоны ЧС штабе, выполняет возложенные задачи.
При ЧС весьма велика роль получения разведывательных данных о сложившейся обстановке и проведения профилактических мероприятий. Эти задачи ОСМК выполняет во взаимодействии с другими службами ГОЧС и воинскими частями, от которых предусмотрено получение информации о наличии токсических примесей в атмосфере, на объектах внешней среды, в продуктах питания и воде; о выявлении путей и мест эвакуации пострадавших, мест
нахождения водоисточников, складов с различными видами имущества; об определении возможностей по обеспечению сил, участвующих в ликвидации последствий ЧС теплом, электроэнергией, связью и т. п.
При возникновении ЧС в ЛПУ, характер которых предусматривает необходимость проведения экстренной или планово-экстренной эвакуации больных и персонала, на основании двусторонних договоров организовано взаимодействие ЛПУ с учреждениями образования и культуры (школы, училища, театры, киноконцертные залы и т. п.) для временного размещения в них легкобольных, а также аналогичные договоры с транспортными предприятиями — для эвакуации больных и персонала в места временного пребывания и их последующей реэвакуации в ЛПУ.
Представленная структура СМК Архангельской области оправдала свою готовность в реальной работе при ликвидации медико-санитарных последствий крупномасштабных катастроф на своей территории и на территории Ненецкого автономного округа.
В то же время реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость не только поддержания в готовности сил и средств ОСМК, но и продолжения систематической и гибкой оптимизации ее структуры к новым, порой изощренным и коварным проявлениям ЧС, в частности к терактам различного характера, а также совершенствования готовности различных категорий населения к действиям в этих условиях.
EMERGENCY MEDICAL SERVICE OF ARKHANGELSK REGION, ORGANIZATION OF MANAGEMENT AND INTERACTION
Yu. E. Barachevsky, A. G. Soloviev, L. N. Koryakovsky
Department of Healthcare Administration
of Arkhangelsk region,
Northern State Medical University,
Arkhangelsk Regional Emergency Medical Center,
Arkhangelsk
The forces and facilities of the Emergency Medical Service of the Arkhangelsk region, the organizational-staff structure and tasks of the Regional Emergency Medical Center have been described. The issues of management of the Service and the process of organization of medical care of persons who suffered in emergency situations have been covered, organization of interaction of the territorial healthcare structure with the Federal and departmental healthcare institutions, with the executive authorities, with the organs of military command and other structures involved into liquidation of after-effects of emergency situations has been shown.
Key words: medical-sanitary after-effects, emergency medical service (center), emergency situation, organization of management and interaction.