ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 5
ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. клочкова, кандидат социологических наук, заведующая лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*
А. А. Шаронова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ**
экспертная оценка процесса привлечения мотивированных и способных абитуриентов: возможности и риски
В статье рассматривается роль экспертных оценок в процессе привлечения подготовленных и мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ. Результаты исследования позволяют проанализировать особенности уровня подготовки выпускников профильных классов г. Москвы. Особое внимание уделяется изучению мнений преподавателей юридического факультета МГУ и учителей общеобразовательных школ г. Москвы о соответствии компетенций, приобретенных выпускниками школ их образовательным траекториям и профессиональным ожиданиям.
Ключевые слова: экспертная оценка, интеллектуальные среды, привлечение мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ, эффективность системы профориентационной работы в школе, экспертное мнение о сформированных компетенциях и личностных качествах потенциальных абитуриентов, осознанность выбора будущей профессии выпускниками школ.
The article discusses the role of expert assessments in the process of attracting trained and motivated entrants at the Law faculty of Moscow state University. The results of the research allow to analyze the level of preparation of graduates of profile classes of Moscow. Special attention is given to study the views of lecturers of law faculty and teachers of secondary schools of Moscow about conformity of competencies acquired by school leavers on their educational trajectories and professional expectations.
Keywords: expert assessment, intelligent environments, to attract motivated students at the Law faculty of Moscow state University, the effectiveness of the system of career guidance in school, expert opinion formed on the competencies and
personal qualities potential applicants awareness of the choice of the future profession school graduates.
В эпоху экономики знаний возрастает ценность творческого подхода к проектированию будущего, в отличие от воспроизведения привычных шаблонов и алгоритмов действий. Выпускники российских школ в большей степени склонны воспроизводить стереотипный стиль мышления, чем обобщать, прогнозировать, выдвигать гипотезы1.
«Основная причина отставания российских школьников в формировании навыков XXI века связана с медленным обновлением содержания образования, недостаточным распространением деятельност-ных (проектных, исследовательских) образовательных технологий, слабым развитием профильного обучения»2.
Образовательная стратегия развития требует мобилизации дополнительного потенциала развития. Школе сегодня отводится ведущая роль в профориентационной работе с учащимися. Процесс социализации напрямую зависит от профессионализма учителей, их желания воспитать достойное поколение. В период школьного обучения происходит активное формирование ценностных установок, мотивации на продолжение обучения, получения профессии, которая будет соответствовать индивидуальным особенностям и отвечать склонностям учеников.
Одним из важнейших условий выпуска квалифицированного специалиста по окончании вуза является качество знаний абитуриентов при поступлении. Именно поэтому все большую актуальность приобретает работа вузов по привлечению наиболее талантливых и мотивированных на успешное образование и построение профессиональной карьеры выпускников средних общеобразовательных учреждений. На юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова в декабре 2015 г. было проведено исследование, цель которого заключается в анализе процесса формирования контингента абитуриентов юридического факультета с целью повышения его конкурентоспособности, а также разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии привлечения талантливых и мотивированных абитуриентов. Одной из задач исследования является выявление экспертных оценок качества школьного образования в России и возможностей привлечения вузом мотивированных и способных абитуриентов. В качестве экспертов
1 Demmou L., Worgotter A. Boosting Productivity in Russia: Skills, Education and Innovation: OECD Economics Department Working Papers. 2015. N 1189: URL: http://dx.doi. ora/10.1787/5is4w26114r2-en (дата обращения: 15.01.2016).
2 Каспржак А. Г., Фрумин И. Д. Сценарии развития школьного образования в России на современном этапе // Среднее образование в России (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России»). Вып. 3. М., 2014. С. 48.
выступили 18 преподавателей юридического факультета, работающих в общеобразовательных школах г. Москвы, «Школе права», преподаватели подготовительных курсов, преподаватели «Школы права для школьников г. Москвы» (при поддержке Департамента образования г. Москвы), а также 24 педагога старших классов четырех московских общеобразовательных учреждений, с которыми факультет заключил договор о сотрудничестве.
Абсолютное большинство опрошенных экспертов из числа преподавателей юридического факультета подтверждают необходимость проведения факультетом целенаправленных мероприятий по отбору наиболее мотивированных абитуриентов в условиях усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг (рис. 1).
Рис. 1. Необходимость отбора талантливой молодежи — мнение преподавателей (%)
В оценке преимуществ юридического факультета МГУ эксперты единодушно отмечают высокое качество образования, преемственность академических традиций. Две трети респондентов поддерживают мнение о престижности вуза, его высоком рейтинге и, как следствие, востребованности его выпускников на рынке труда. В то же время молодые преподаватели склонны акцентировать внимание на наличии хороших перспектив для личностного роста. Также отмечаются высокие шансы получить престижную работу, в том числе и в органах государственной власти (рис. 2).
На фоне кризиса в социально-экономической сфере вопрос о выборе будущей профессии и соответствующего образовательного учреждения является важным и ответственным для учащихся средних образовательных учреждений. Поэтому особое значение приобретает оказание всесторонней помощи ученикам в процессе оценки своих
Высокое качество образования,преемственность | традиций
Востребованность выпускников на рынке труда Престиж, авторитет Вуза, высокий рейтинг
Хорошая перспектива личностного роста
Возможность получить престижную работу, в том числе в органах государственной власти
Рекомендации, отзывы работодателей и выпускников о факультете
Интересная, насыщенная студенческая жизнь
Высокая заработная плата выпускников
Практическая ориентированность получаемого | образования Разнообразие образовательных программ
Возможность заниматься бизнесом
62,5 62,5
50 50
31,3 31,3
12,5 6,3 6,3 6,3
Рис. 2. Преимущества юридического факультета МГУ — мнение преподавателей (%)
способностей и возможностей для осуществления образовательной стратегии в рамках выбранной профориентации.
В связи с этим учителям был задан ряд вопросов, касающихся реализации профориентационной работы в образовательном учреждении, которое они представляют. Две трети из числа респондентов подтвердили, что данный вид работы ведется, но имеет эпизодический характер (рис. 3).
Рис. 3. Состояние профориентационной работы в школе
Качество работы оценивается прежде всего по ее эффективности. Большинство старшеклассников при принятии решения о поступлении в определенный вуз руководствуются рекомендациями своих наставников (согласно оценке, это лишь каждый четвертый из учителей, участвующих в профориентационной работе). Большинство респондентов полагает, что воздействие профориентационной работы на учащихся незначительно (рис. 4).
Рис. 4. Мера влияния профориентационной работы на выбор профессии учащимися
Важно отметить, что также две трети родителей указывают на эпизодическую профориентацию, что, с одной стороны, свидетельствует о недостатках образовательной стратегии школ, с другой, открывает широкие возможности для работы вузов по привлечению наиболее талантливых и мотивированных выпускников в рамках заключенных со школами соглашений о профильном образовании3.
Работа по профессиональной ориентации в школе предполагает решение таких вопросов, как формирование выраженного интереса к определенным видам деятельности посредством выявления способностей и выделения жизненных приоритетов у учащегося. Определенные трудности с принятием решения могут возникать у активных и успешных в учебе учеников в силу их разносторонних интересов, проявления таланта в разных видах деятельности. При этом половина учащихся, как отмечают педагоги, характеризуется завышенным уровнем притязаний. Это может привести к расхождению между сформированным у молодого человека желаемым образом будущего и практикой, субъективной оценкой своих способностей и навыков и реальными требованиями к их уровню и качеству со стороны пре-
3 В рамках исследования «Образовательная стратегия по привлечению талантливых и мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова» проведенного лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения (2015 г.) проанкетировано 82 родителя будущих студентов.
П Не оказывает особого воздействия
I Воздействует на большинство учащихся
Ш Воздействует на небольшую часть
подавателей. По данным исследования, лишь немногим более трети старшеклассников более или менее реалистично подходят к оценке своих возможностей по достижению поставленной цели (рис. 5).
Рис. 5. Реалистичность профессиональных планов большинства выпускников
При этом подавляющее большинство педагогов полагает, что в целом современные старшеклассники вдумчиво и осознанно подошли к выбору профиля обучения с предварительной оценкой того, чем бы они хотели заниматься в будущем (рис. 6).
Рис. 6. Оценка педагогами целенаправленности выбора профессии и профиля обучения учащимися (%)
Преподаватели юридического факультета, как и учителя, оценивают образовательный уровень выпускников — будущих юристов как достаточный для успешного обучения. Следует отметить, что мнение родителей школьников совпадает с оценкой экспертов. Две трети родителей вполне довольны уровнем подготовки в школе, несмотря на наличие отдельных недостатков.
Однако «достаточный уровень подготовки» для экспертов неравносилен положительной оценке качества подготовки старшеклассни-
ков. Так, примерно в два раза больше преподавателей, чем учителей, указали на плохую подготовку учащихся последних лет. Следует также отметить, что никто из преподавателей юридического факультета не дал высокую оценку знаниям, полученным в школе. Доля учителей, отметивших высокий уровень знаний их учеников составила лишь 17,4% (рис. 7).
Рис. 7. Образовательный уровень абитуриентов/школьников старших классов — мнение преподавателей и учителей (%)
Среди качеств, которые были отмечены педагогами у своих учеников, присутствуют практически все необходимые для осуществления профориентационного решения, но для подавляющего большинства характерна недостаточная степень их выраженности (табл. 1). Как устойчивыми характеристиками выпускники общеобразовательных учреждений обладают, по мнению подавляющего числа опрошенных, общительностью и коммуникабельностью. Данный вывод соответствует мнению преподавателей юридического факультета, отмечающих среди умений и навыков студентов младших курсов развитые коммуникативные компетенции и способности коллективного взаимодействия.
По полученным данным, практически нет проблем у старшеклассников с планированием и организацией учебной деятельности. Эксперты отмечают, с одной стороны, уверенное владение студентами приемами навигации в интернете, способность отыскивать и сопоставлять большие объемы данных. С другой стороны, письменное изложение и последовательная аргументация собственных идей, как и решение нестандартных задач, дается молодым людям сложнее, полагают эксперты (табл. 1).
Данный факт можно объяснить приоритетом в натаскивании учащихся на тестовые задания, не требующие навыков систематиза-
ции и анализа информации, логического структурирования большого объема данных, развития речи, владения риторическими способностями. Не может не стать проблемой для многих современных старшеклассников решение нестандартных задач в условиях переориентации образовательного процесса на подготовку к типовым заданиям по системе ЕГЭ.
Таблица 1
Оценка преподавателями и учителями умений и навыков учащихся (%)
умения и навыки Обладают недостаточно обладают не обладают
Преподаватели учителя Преподаватели учителя Преподаватели учителя
Нахождение общего языка с одноклассниками, работа в команде 77,8 95,7 16,7 4,3 5,6
Планирование и организация учебной деятельности 77,8 78,2 16,7 21,7 5,6
Работа по систематизации и обобщению больших объемов информации (поиск информации в Интернете, реферирование) 66,6 56,5 27,8 34,8 5,6 8,7
Выступления с устными докладами и сообщениями перед аудиторией, участие в дискуссиях 61,1 68,2 27,8 22,7 11,1 9,1
Решение нестандартных задач 55,6 77,3 22,2 22,7 22,2
Аналитический и критический разбор текстов разных авторов 55,4 60,9 27,8 26,1 16,7 13
Способность логичного и аргументированного выстраивания письменной речи 52,9 60,9 35,5 30,4 11,8 8,7
Написание письменных работ, предполагающих четкое аргументированное изложение собственных идей 50 56,5 44,4 34,8 5,6 8,7
Среди основных личностных качеств старшеклассников двумя из пяти педагогов отмечено наличие фактора самомотивации. При этом первокурсники обладают им в меньшей степени, о чем свидетельствует мнение каждого третьего респондента из числа преподавателей. Приведенные данные могут свидетельствовать о некотором временном спаде образовательной активности студентов первого
курса, связанном со своего рода восстановлением после стрессового периода поступления, ощущением преодоления первого жизненно важного барьера и последующего временного расслабления.
Заслуживает внимания наличие в качестве характерных личностных черт, как у выпускников, так и у первокурсников, настойчивости и нацеленности на результат, что является вполне закономерным во время окончания школы и поступления в МГУ имени М. В. Ломоносова, так как, не будучи целеустремленным, невозможно успешно пройти данный жизненный этап.
Для успешного поступления в высшее учебное заведение необходимо обладать также и такими характеристиками, как стремление к самосовершенствованию, работоспособность, настойчивость и др. Однако как устойчивые черты характера они присутствуют в среднем лишь у каждого третьего выпускника, тогда как для подавляющего большинства характерна недостаточная степень их выраженности. Двое из троих учителей считают, что современным старшеклассникам не свойственна высокая степень ответственности и надежности, что свидетельствует об определенной инфантильности выпускников, препятствующей грамотному построению дальнейшей образовательной стратегии. Указанные данные подтверждают и ранее отмеченную учителями тенденцию нежелания учиться. Еще более негативный результат выявляется при оценке указанной характеристики преподавателями. По их мнению, высокой степенью ответственности первокурсники либо не обладают вовсе, либо обладают в недостаточной степени.
Около трети экспертов полагают: стремление к самообразованию и самосовершенствованию является характерной особенностью старшеклассников и первокурсников. Остальные респонденты преимущественно придерживаются мнения, что этими чертами молодые люди обладают в недостаточной степени (табл. 2).
Таблица 2
Оценка преподавателями и учителями личностных качеств старшеклассников
и первокурсников (%)
личностные качества Обладают недостаточно обладают не обладают
старшеклассники Первокурсники старшеклассники Первокурсники старшеклассники Первокурсники
Общительность, коммуникабельность 87 76,5 13 11,8 - 11,1
Настойчивость, нацеленность на результат 39,1 41,2 56,5 47,1 4,3 11,8
Целеустремленность и усердие в учебе 30,4 41,2 62,5 47,1 4,3 11,8
Наличие фактора самомотивации 43,5 33,3 52,1 60 4,3 6,7
Умение логически мыслить 13,6 29,4 77,3 64,7 9,1 5,9
Стремление к самообразованию, самосовершенствованию 27,3 29,4 54,5 35,3 18,2 35,5
Умение работать в команде 38,1 18,8 61,9 75 - 5,6
Работоспособность и самодисциплина 26,1 17,6 65,2 41,1 8,7 35,3
Доброта, забота об окружающих 30,4 13,3 65,5 73,3 4,3 13,3
Высокая степень ответственности и надежности 13,6 - 68,2 53,6 18,2 43,8
По мнению экспертов, часть молодых людей, которые характеризуются ценностно-смысловой мотивацией, направленной на познание, саморазвитие, способные творчески мыслить и решать учебно-познавательные задачи, можно отнести к категории талантливой и мотивированной учащейся молодежи. Несмотря на то, что такие дети обладают рядом позитивных качеств, отличающих их от остального контингента, педагоги испытывают определенные трудности в работе с ними. Как правило, отмечается нехватка времени учителя или отсутствие свободного времени у ученика. О непреодолимых трудностях в осуществлении индивидуальной работы с такими подростками заявляет половина опрошенных учителей.
Исследование личностного потенциала учащихся в Школе для одаренных учеников 5—9 классов при Тюменском государственном университете выявило любопытные факты. Диагностика школьников показала, что в результате феномена стандартизации их креативность падает от 5 к 9 классу. Авторы данного проекта утверждают: «школа ориентирована на формирование у учащихся хорошего алгоритмического (типового, формального) мышления, а не на развитие их творческих способностей. Несмотря на все декларации, школа остается в рамках "зуновского" подхода, культивируя формирование исполнителей, а не творцов»4.
Негативной тенденцией, отмеченной двумя из пяти педагогов, является снижение морально-нравственного уровня учащихся, являющееся прямым следствием ценностно-нормативного кризиса на
4 Юффа А., Алексеев Н. Талант на вес золота. Качество обучения одаренных: проблемы диагностики // Учительская газета. 2014. 28 янв.
уровне общества. В современных условиях исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социализацион-ных процессах и уступает доминирующее место текущей и актуальной социокультурной информации. А современная культура ориентирует на индивидуализм и культ потребления как на базовую социальную потребность индивида. Данная установка с помощью СМИ уже заложена в сознание молодого человека, превратившись в доминирующую потребность, при этом трансформировавшись из стремления к материальному благополучию в стремление к сверхпотреблению.
В связи с этим представляются интересными данные, полученные в результате сравнительного исследования базовых ценностей российских и европейских учителей. Авторы работы утверждают, «что по значимости ценностей безопасности, самоутверждения, конформности — традиции российские учителя чаще опережают учителей из европейских стран, а по значимости ценностей гедонизма, заботы о людях и природе и самостоятельности — напротив, чаще отстают от них. ...Таким образом, принижение альтруистических ценностей заботы, толерантности, равенства и, напротив, гипертрофированность конкурентных ценностей личного успеха, власти и богатства, свойственны сегодня и российскому обществу в целом (о чем свидетельствуют уже опубликованные работы), и российским учителям, чьи ценности обладают особым потенциалом влияния на подрастающее поколение. Подчеркнем, что речь идет о сильной выраженности не всех индивидуалистических ценностей, а только ценностей самоутверждения, которые прямо связаны с конкуренцией между людьми ("игрой с нулевой суммой") и потому наиболее явно противостоят ценностям заботы о людях и природе. Другие индивидуалистические ценности — гедонизм и самостоятельность — напротив, выражены у россиян пока слабее, чем у других европейцев»5.
Указанные тенденции не могут не отразиться на сознании молодежи, особенно несовершеннолетних. В определенной степени приведенные выводы совпадают с данными проведенного анкетного опроса учащихся6. Значительно утратили свои позиции такие ценности, как честь, достоинство и благородство, ранее воспринимавшиеся на уровне общественного мнения как основополагающие составляющие личности. Лишь каждый четвертый старшеклассник выделяет их в качестве приоритетных. Доброта, великодушие, нравственность и духовность считаются значимыми для современной России лишь каждым седьмым старшеклассником.
5 Грязнова О. С., Магун В. С. Базовые ценности российских и европейских учителей // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 61, 62-63.
6 См.: Клочкова А.В. Деформация ценностно-нормативных ориентаций старшеклассников // Социология. 2012. № 3. С. 63.
Симптоматичным является выделение большинством учителей среди проблем российского среднего образования в качестве наиболее острой нежелание школьников учиться. Действительно достаточно сложно обучать тех, кто не хочет получать и закреплять полученные знания. При этом нежелание учиться может быть вызвано разными причинами. В основе может быть проблема роста инфантилизма среди подростков, отсутствие интереса к обучению вследствие падения его качества, собственная лень, отсутствие стремления к самосовершенствованию, но также и разного рода увлеченность, проявление таланта в разных сферах, например, в спорте, искусстве и т. д. Это не является оправданием некоторой отстраненности от учебного процесса, но, с другой стороны, может свидетельствовать о целеустремленности ученика, нацеленности на результат в определенном виде деятельности.
Одной из возможных причин, объясняющих отсутствие у школьников интереса к учебе, по мнению авторов указанной выше работы, «является также сравнительно низкая приверженность российских учителей ценностям открытости изменениям (свободы и самостоятельности, креативности, желания получать удовольствие от жизни) и, напротив, сильная ориентация на сохранение (безопасность, готовность подчиняться и следовать правилам, сохранение традиций), что особенно четко проявляется при устранении влияния возрастных различий между странами. Это серьезный культурный барьер на пути развития инновационной экономики, да и на пути общественного развития в целом»7.
Директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Косарецкий отметил, что в число главных приоритетов учителей не входят приемы индивидуального обучения и оценивания, российские учителя в отличие от их коллег из других стран предпочитают стандартизированные методы тестирования собственным разработкам, реже используют обратную связь в дополнение к формальной оценке8.
Среди отрицательных факторов, препятствующих достижению высокого уровня подготовки выпускниками школ, наиболее негативными являются, по мнению учителей, спорный характер содержания учебных программ и учебных материалов.
Такое же негативное воздействие оказывает чрезмерная бюрократизация в работе учителя, значительно усилившаяся в период реформ в области школьного образования. Действительно, в последние
7 Грязнова О. С., Магун В. С. Указ. соч. С. 64.
8 Исследование TALIS: учителя любят свою работу, но устают от отчетности // РИА Новости. 2015. 26 мая (электронный ресурс): URL: http://ria.ru/sn_edu/ 20150526/1066501091.html
годы отмечается чрезмерный контроль, который лишает возможности инновационного развития и проявления творческой инициативы со стороны учителей.
Третье место по негативному воздействию на качество образования учащихся общеобразовательных школ занимает фактор, связанный с нездоровой конкуренцией как в среде учащихся, так и в среде педагогов. Четверть педагогов считают, что недостаточная эффективность учебного процесса обусловлена несовершенством методического его обеспечения. Методики часто носят формальный характер либо просто устарели (рис. 8).
Чрезмерная регламентация действий учителя
Спорный характер содержания учебных программ и учебников
Развитие нездоровой конкуренции как в среде
школьников, так и в среде учителей
Неэффективные методики преподавания предметов (устаревшие или псевдоинновационные)
Стандартизация школьных программ
Негативные особенности молодежных субкультур
Иное
Рис. 8. Отрицательные факторы, влияющие на уровень подготовки выпускников
школ (%)
Среди основных проблем в сфере российского среднего образования учителями в первую очередь выделяются факторы, касающиеся организационных вопросов в рамках проводимых реформ образовательного процесса. Более половины учителей полагает, что реорганизация школ, их объединение ведет к утрате традиций, потере уникальности многих эффективных образовательных учреждений, уходу опытных преподавателей.
Мнение школьных педагогов совпадает с выводами ученых, исследующих процесс реформирования системы образования и его последствия. Помимо потери лучших учителей, прогнозируется снижение качества образования в новых объединениях вследствие слияния структур разных уровней, а также переход в другие школы учеников,
мотивированных на успехи в учебе, вследствие изменения учебного плана для присоединяемой школы, что может привести к сокращению состава классов и соответственно снижению зарплаты учителей9. Данная тенденция приведет к снижению качества преподавания. Таким образом, образуется замкнутый круг, обеспечивающий снижение уровня школьного образования в целом.
Отмечается рост формальной отчетности, нагрузки на сотрудников образовательного учреждения при сохранении ситуации с недостаточным вознаграждением учителей. В 2014 г. проводилось международное исследование по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey — TALIS) в 38 странах, в том числе и в России. Оно является самым масштабным и авторитетным исследованием, которое проводит организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) для сбора и анализа информации разных стран по проблемам подготовки и профессионального развития учителей и директоров школ, оценивает качество и особенности их работы.
Результаты исследования показывают, что российские педагоги больше всех в мире загружены работой и больше всего времени тратят на заполнение различных отчетов. Более детальный анализ представлен в докладе группы специалистов НИУ «Высшая школа экономики»: «наши учителя работают больше, чем в среднем по всем странам. Их рабочая неделя превышает 46 ч., в то время как в среднем в странах—участницах исследования рабочая неделя длится не более 38 ч. На преподавание российский учитель тратит только половину своего времени (23,5 ч.), а в среднем по странам — чуть больше половины (20 ч.). При общем сходстве структур времени наших учителей отличает то, что ощутимо больше времени (на треть) у них занимает общая административная работа, прежде всего отчетность — более 4 ч. (при среднем по странам — 3 ч.). Нагрузка российских учителей высока, и ее структура не является пока оптимальной, прежде всего по объему времени, которое учителя тратят на административную деятельность»10.
Настоящее исследование фиксирует, что четверть опрошенных экспертов усматривает негативные последствия платного образования и системы ЕГЭ. Более половины преподавателей относятся к существующим практикам организации и проведения ЕГЭ критически, лишь отчасти признавая его эффективность, среди учите-
9 См.: Карнозова Л. М., Чиркина Р.В., Аруин С. Е. Анализ ситуации в системе управления конфликтами и социальными рисками в образовательных комплексах Москвы, находящихся на разных этапах реорганизации // Психология и право. 2014. № 3. С. 10-31.
10 Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS2013) / Под ред. Е. Ленской, М. Пинской. М., 2015 (Современная аналитика образования. Вып. 1). С. 7-8.
лей данной позиции придерживается примерно каждый четвертый (рис. 9).
уровня учащихся Большой объем формальной отчетности
Нежелание школьников учиться Объединение школ, потеря традиций Снижение морально-нравственного
Падение уровня правосознания и правовой культуры учащихся
Иное
Низкие зарплаты учителей
Платное образование
ЕГЭ
39,1
43,5
56,5
56,5
Рис. 9. Проблемы в сфере российского среднего образования (%)
Известными экспертами в области образования отмечается, что «серьезные искажения в практику реализации ЕГЭ внесло использование его результатов в качестве главного и единственного критерия для оценки работы учителей, школ, муниципалитетов и регионов. На примере ЕГЭ явно видна опасность некомплексного решения институциональных проблем. ЕГЭ с самого начала рассматривался лишь как часть комплексной национальной системы оценки качества образования, включающей в себя национальные экзамены, мониторинговые обследования и оценку на уровне школы. Однако эта система до сих пор не создана. Затягивание и некомплексность институциональных изменений, попытки их одновременной реализации приводят к имитации новых практик»11.
В этих условиях альтернативной стратегией повышения качества отбора могут стать инновационные методы вовлечения наиболее мотивированной части потенциальных абитуриентов в различные форматы подготовки к поступлению на факультет.
Наиболее эффективными каналами привлечения мотивированных абитуриентов эксперты считают участие в олимпиадах, учебу на подготовительных курсах, занятия в Школе права и работу в профильных классах в школах. По мнению преподавателей, хорошую
11 Каспржак А. Г., Фрумин И. Д. Указ. соч. С. 46.
эффективность демонстрируют квалифицированная работа в социальных сетях и непосредственные контакты в личном окружении.
Большое значение, с точки зрения привлечения способных абитуриентов, придается имиджевым и рекламным инициативам факультета. Особое внимание уделяется использованию современных дистанционных методов обучения и проведению научных мероприятий для школьников. Меньшее значение при этом придается проведению спортивных и досуговых мероприятия (рис. 10).
I I Эффективны
Олимпиады Школа права
Работа в профильных классах
Создание позитивного имиджа в СМИ, Интернете (реклама факультета)
Использование межличностных связей Школа права для школьников г. Москвы Подготовительные курсы
Работа в социальных сетях
Современные технологии дистанционного обучения (онлайн-образование и т.д.)
Дни открытых дверей
Научные мероприятия (конференции для школьников и т.п.)
Спортивные, досуговые мероприятия
| Неэффективны
100
1
93 6,2
■
93,8 6,2
■
87,5 6,3
■
86,7 13,3
85,7 14,3
82,3 17,7
81,3 18,7
71,5 28,6
71,5 28,5
71,4 28,5
53,3 46,7
Рис. 10. Наиболее эффективные способы привлечения абитуриентов по мнению преподавателей (%)
Высокую оценку экспертов получили такие формы мотивации и вовлечения школьников в научную деятельность, как участие в реальных научных проектах на базе факультета. Преподавательские мнения по вопросу участия в конкурсе исследовательских и проектных
работ распределились следующим образом: более половины хотели бы стать членами жюри конкурса, примерно каждый четвертый выразил желание участвовать в разработке заданий для конкурса, и столько же заявили об отсутствии интереса к данному проекту. В числе тех, кто положительно оценил эту инициативу, большинство составляют молодые преподаватели со стажем работы не более 10 лет (рис. 11)
Рис. 11. Участие в проведении конкурса исследовательских и проектных работ школьников
Одной из инновационных практик вовлечения наиболее мотивированных абитуриентов участие профессорско-преподавательского состава факультета в летней правовой школе. Она представляет собой 7- или 10-дневные сборы в конце июня с насыщенной учебной программой, круглыми столами, мастер-классами, презентациями для старшеклассников. Более половины преподавателей заинтересовались возможностью участия в коммерческом проекте Летней пра-
П Да, хотел(а) бы стать активным участником поекта (организатором, лектором)
I Хотел(а) бы участвовать в ограниченном формате (прочитать 2-3 лекции/семинара)
И Нет, не интересует такой проект
Рис. 12. Участие в Летней правовой школе
вовой школы. Часть экспертов, в основном молодые преподаватели, хотели бы стать активными организаторами проекта, а около трети от всех опрошенных не заинтересовались этой идеей (рис. 12).
Эксперты рекомендуют комплекс наиболее эффективных инструментов массовой коммуникации, способных оптимизировать процесс усвоения информации о приеме на факультет. Приоритетным каналом является официальный сайт факультета, где требуется усовершенствовать его навигационные характеристики и создать более дружественный и привлекательный интерфейс. Также предлагается обогатить его содержательную часть за счет размещения рекомендаций и обращения к опыту успешной карьеры недавних выпускников факультета (рис. 13).
Рис. 13. Совершенствование сайта юридического факультета в интересах абитуриента (%)
Эксперты внесли следующие предложения по повышению эффективности привлечения мотивированных абитуриентов:
— расширение связей с высокорейтинговыми средними учебными заведениями регионального уровня;
— необходимость передачи будущим специалистам этических норм профессионального юридического сообщества;
— использование передовых методов и форм продвижения позитивного имиджа и репутации юридического факультета в социальных сетях;
— повышение информированности будущих абитуриентов о возможностях участия в бесплатных образовательных проектах (например, Школе права).
Таким образом, при разработке стратегий и инструментов привлечения мотивированных абитуриентов на факультет существуют значительные резервы. В то же время экспертные оценки фиксируют целый ряд несоответствий и проблем в практиках их применения. В условиях насыщенности рынка образовательных услуг высоко конкурентными предложениями требуется более гибкая и проактивная позиция в подборе таких инструментов и каналов продвижения позитивного имиджа юридического факультета МГУ.
список литературы
1. Грязнова О. С., Магун В. С. Базовые ценности российских и европейских учителей // Социологический журнал. 2011. № 1.
2. Исследование TALIS: учителя любят свою работу, но устают от отчетности // РИА Новости. 2015. 26 мая: URL: http://ria.ru/sn_edu/20150526/ 1066501091.html (дата обращения 12.01.2016).
3. Карнозова Л. М., Чиркина Р. В., Аруин С. Е. Анализ ситуации в системе управления конфликтами и социальными рисками в образовательных комплексах Москвы, находящихся на разных этапах реорганизации // Психология и право. 2014. № 3.
4. Каспржак А. Г., Фрумин И. Д. Сценарии развития школьного образования в России на современном этапе // Среднее образование в России (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России»). Вып. 3. М., 2014.
5. Клочкова А. В. Деформация ценностно-нормативных ориентаций старшеклассников // Социология. 2012. № 3.
6. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS2013) / Под ред. Е. Ленской, М. Пинской. М., 2015 (Современная аналитика образования. Вып. 1).
7. Юффа А., АлексеевН. Талант на вес золота. Качество обучения одаренных: проблемы диагностики // Учительская газета. 2014. 28 янв.
8. Demmou L., Worgotter A. Boosting Productivity in Russia: Skills, Education and Innovation: OECD Economics Department Working Papers. 2015. N 1189: URL: http://dx.doi.ora/10.1787/5is4w26114r2-en (дата обращения: 15.01.2016).