Российское здравоохранение — Олимпийскому движению
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.3:796.032 «2014»
ПОПОВА А.Ю.1, ПРУСАКОВ О.В.1, АНДРИЯШИНА Н.В.1, КЛИНДУХОВ В.П.2, ГРЕЧАНАЯ Т.В.2, НИКОЛАЕВИЧП.Н.2, БОЖКО И.И.2, ТАРАН Т.В.3
Организация работы по защите прав потребителей и осуществление административной практики в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 127994, Москва; 2Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, 350000, Краснодар; 3ФКУЗ "Ставропольский противочумный институт" Роспотребнадзора, 355035, Ставрополь
Проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи сопровождалось значительным увеличением объемов работ по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, проводимых в соответствии с современными стандартами. Задача исследования — анализ деятельности Роспотребнадзора по организации защиты прав потребителей и осуществления административной практики в период проведения Олимпийских игр. В статье представлены основные результаты работы по контролю в области предоставления услуг, продажи отдельных групп товаров, контроля безбарьерной среды, рассмотрению обращений и консультированию потребителей, осуществлению административной практики в период поведения игр. Результаты обеспечения органами Роспотребнадзора исполнения функций, связанных с надзором в области защиты прав потребителей в период подготовки и проведения указанных Игр, позволили сформировать необходимую правоприменительную практику, предметный анализ и использование которой будут востребованы при подготовке и проведении масштабных спортивных и иных мероприятий.
Ключевые слова: защита прав потребителей; административная практика; контрольно-надзорные мероприятия; Роспотребнадзор; административные правонарушения.
Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (3): 4—9.
Popova A.Yu.1, Prusakov O.V, Andriyashina N.V, Klindukhov V.P.2, Grechanaya T. V.2, Nikolaevich P.N.2, Bozhko I.I.2, Taran T. V.3
THE ORGANIZATION OF ACTIVITY CONCERNING DEFENSE OF RIGHTS OF CONSUMERS AND IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE PRACTICE DURING 2014 XXII WINTER OLYMPIC GAMES AND XI WINTER PARALYMPIC GAMES IN SOCHI
1The Rospotrebnadzor of Russia, 127994, Moscow, Russia; 2The department of Rospotrebnadzor of Russia in the Krasnodarsky region, 350000, Krasnodar, Russia; 3The Stavropol anti-plague institute of Rospotrebnadzor of Russia, 355035, Stavropol, Russia
The 2014 XXII winter Olympic Games and XI winter Paralympic Games in Sochi were followed by significant increasing of scope of work concerning federal surveillance of rights of consumers implemented according to actual standards. The study was carried out to analyze activities of Rospotrebnadzor concerning organization of defense of rights of consumers and implementation of administrative practice during Olympic Games. The main results of study are presented concerning control ofprovision of services, selling of particular groups of goods, control of no-barriers environment, examination of appeals and counseling of consumers and implementation of administrative practice during the Olympic Games. The results of ensuring by bodies of Rospotrebnadzor of implementation of functions related to surveillance of defense of rights of consumers during preparation and carrying out of the Olympic Games permitted to organize necessary enforcement practice. The subject-specific analysis and implementation of this practice will be claimed under preparation and carrying out of large-scaled sport and other activities.
Key words: defense; rights of consumers; administrative practice; control and surveillance activities; Rospotrebnadzor; administrative offense.
Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (3): 4—9. (in Russ.) For correspondence: Tatyana Taran, MD, PhD, DSc; e-mail: snipchi@mail.stv.ru
Received 18.11.14
Для корреспонденции: Таран Татьяна Викторовна, д-р мед. наук; e-mail: snipchi@mail.stv.ru
Введение
Современная Олимпиада — это не столько спортивное, сколько геополитическое событие, имеющее большое значение для упрочения мировых позиций страны-организатора. Проведение подобных мероприятий служит стимулом для развития государственных механизмов регулирования различных групп общественных отношений. XXII Олимпийские и XI Паралимпийские игры 2014 г. в г. Сочи (далее — Игры) способствовали внедрению передовых технологий в строительстве, обеспечению экологии, совершенствованию организации защиты прав потребителей в соответствии с современными стандартами. Разработаны новые универсальные стандарты доступности, которые могут быть эталоном для строительной отрасли России, что является важным достижением в сфере защиты прав потребителей. Построенные дороги, объекты спортивной и общественной инфраструктуры стали моделью безбарьерной среды для всей страны. Одна из главных особенностей деятельности Роспотребнадзора по совершенствованию сферы защиты прав потребителей в период проведения Игр — создание многоуровневой системы консультирования, которая позволила повысить социальную защищенность, потребительскую и правовую грамотность населения и гостей Игр.
Задача исследования — анализ эффективности организации защиты прав потребителей и осуществления административной практики в период проведения Игр.
Результаты и обсуждение
Для организации системы защиты прав потребителей были активно привлечены руководители и специалисты системы Роспотребнадзора [1]. В целом для проведения запланированных мероприятий было аккредитовано 817 сотрудников Роспотребнадзора и задействовано 108 единиц автотранспорта; специалистами Роспотребнадзора было подготовлено более 60 распорядительных и нормативно-методических документов федерального и регионального уровней. Непосредственно в период Игр в городе-курорте Сочи было привлечено к работе 526 человек, задействована 91 единица автотранспорта. В рамках Федерального государственного надзора и в целях обеспечения соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей [2—18] специалистами Роспотреб-надзора проведен ряд контрольно-надзорных мероприятий по актуальным направлениям, имеющим отношение к благополучию участников и гостей Игр: оценка соответствия мест размещения санитарно-гигиеническим требованиям [4, 6], консультирование потребителей, качество транспортных, туристических и других видов услуг. Выполнены проверки в отношении 965 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), являющихся субъектами отношений с участием потребителей при предоставлении услуг на территории Сочи.
Предоставление услуг средств размещения. В период Игр обеспечивалось систематическое проведение проверок 151 объекта. Выявлены следующие основные нарушения: непредоставление исполнителем в доступной форме необходимой и достоверной информации об услугах — 292; недооснащение номеров и несоответствие необходимой площади — 221; предоставление услуг размещения без свидетельства о присвоении категории, предусмотренной системой классификации, — 130; непредоставление сведений о режиме работы исполнителя услуг — 94; отсутствие необходимой информации об исполнителе услуг, включение в договор о предо-
ставлении услуг условий, ущемляющих установленные законом права потребителей — 18; непредоставление юридическим лицом или ИП уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности — 3; нарушение ценообразования — 1 [3, 5—7, 9—12, 16, 17]. Всего по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в данной сфере было составлено 184 протокола об административном правонарушении. В судебные органы для принятия мер было передано 37 материалов, в том числе по статьям Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ): ст. 6.3, 6.6, 14.1, 14.6, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.7, ч. 1 ст. 19.7.5-1 [2].
Контроль безбарьерной среды. Необходимость в ограниченные сроки принять десятки тысяч людей с инвалидностью дала старт крупному проекту по формированию безбарьерной среды. Вся городская территория Сочи от аэропорта или вокзала до гостиничных номеров и ресторанов была приспособлена для комфортного использования ее людьми с разными видами инвалидности (инвалиды-колясочники, люди с нарушениями зрения или слуха). Доступными для инвалидов стали несколько сотен городских объектов, а также все спортивные сооружения. На каждом соревновательном объекте предоставлены зрительские места для людей с инвалидностью и зоны сервисов. Для комфортного перемещения участников и гостей Игр с инвалидностью предусмотрены доступные маршруты движения как между городом и объектами Игр, так и внутри территории соревновательных объектов и Олимпийского парка. Все автобусы, курсирующие в зонах безбарьерной среды, оборудованы механическими аппарелями, специальными рампами и креплениями для инвалидных колясок. Нарушений прав потребителей в зонах безбарьерной среды не выявлено.
Предоставление услуг перевозки пассажиров и багажа наземным городским автомобильным транспортом. В период проведения Игр Роспотребнадзор в ежедневном режиме проводил контроль 30 маршрутов и расположенных на них остановочных пунктов, предусмотренных для доставки гостей и участников Игр к основным олимпийским объектам. Нарушений прав потребителей не установлено.
Предоставление услуг перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом. С 24 января по 18 марта 2014 г. Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проведено 81 контрольно-надзорное мероприятие на 116 стационарных объектах, 78 транспортных средствах (электропоезда и пассажирские поезда дальнего следования). Также осуществлялось ежедневное оперативное наблюдение за вокзалами, медпунктами на территории вокзалов, предприятиями общественного питания и торговли на вокзалах. Нарушений прав потребителей не выявлено.
Предоставление услуг авиаперевозки пассажиров и багажа. Роспотребнадзор совместно с 14 авиаперевозчиками, осуществляющими доставку пассажиров и багажа в Сочи, выполнял работу по оценке соответствия качества услуг требованиям Федеральных авиационных правил [18]. Дежурные специалисты консультационных пунктов, размещенных в аэропортах городов Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика, в ежедневном режиме проводили мониторинг ситуации. Нарушений прав потребителей не выявлено.
Предоставление туристических услуг. Во время проведения Игр Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю организовало систематическое наблюдение за соблюдением прав потребителей при оказании
туристско-экскурсионных услуг объединением Некоммерческое партнерство "Большой Сочи" (включает 5 крупных туристических фирм: "РОСЮГКУРОРТ", "Ривьера-Сочи", "Планета-Сочи", "Эс-Джи Турс", "Большой Сочи"), осуществляющих деятельность через 149 нестационарных объектов, расположенных на территории Сочи, а также 84 туроператоров и турагентов, реализующих экскурсионные услуги по 15 утвержденным маршрутам (в том числе с использованием интернет-сайтов). Нарушений прав потребителей [2—5] в деятельности туристических фирм и агентств не выявлено.
Предоставление парикмахерских услуг. В рамках систематического наблюдения проведено 15 проверок. Нарушения выявлены во всех проверенных объектах, составлено 38 протоколов по статьям КоАП РФ (ст. 6.3, ч. 1 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.5, ч. 1 ст. 14.8, ч. 1 ст. 19.7.5.1), из них 8 передано в суд. Основные нарушения: непредоставление исполнителем в наглядной и доступной форме необходимой информации об услугах — 18 [3, 8, 12, 14]; непредоставление юридическим лицом или ИП уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности — 12 [8]; нарушения требований Сан-ПиН 2.1.2. 2631-10 и ГОСТ Р 51142-98-8 [13, 14].
Предоставление услуг по прокату автомобилей. Осуществлялась систематическая оценка деятельности 40 объектов, принадлежащих 25 юридическим лицам и ИП. Нарушения установлены на 38 объектах, составлено 45 протоколов об административном правонарушении, в том числе по статьям КоАП РФ 14.4 и 14.8. Основные нарушения: включение в договор о предоставлении услуг по прокату автомобилей различных условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, — 25 [3]; недоведение информации об исполнителе, режиме работы, адресе — 12 [3]; недоведение до сведения потребителей "Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации"; отсутствие образцов и бланков договоров (квитанций) — 8 [12].
Предоставление услуг бань, саун. Проверено 3 объекта, составлено 4 протокола, в том числе по статьям КоАП РФ: ст. 6.3, ч. 1 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.8. Основные выявленные нарушения: недоведение до сведения потребителей "Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" — 1 [12]; отсутствие образцов договоров (квитанций) и недоведение до потребителя информации об исполнителе услуги — 1; нарушение санитарных норм — 1; белье в саунах не помещено в индивидуальную упаковку — 1 [15].
Предоставление услуг ателье. Проверено 2 объекта, составлено 4 протокола по статьям КоАП РФ: ч. 1 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15. Основные нарушения: недоведение до сведения потребителей "Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации"; отсутствие образцов договоров (квитанций) — 2 [12]; недоведение до сведения потребителей "Правил продажи отдельных видов товаров" и другой информации — 2 [16].
Оказание услуг подъема на канатной и канат-но-кресельной дороге. По результатам проверки спортивно-туристического комплекса "Горная Карусель", предоставляющего услуги подъема на 5 канатных и ка-натно-кресельных подъемниках, выявлены нарушения действующего законодательства: до потребителей не доведена необходимая и достоверная информация об услуге, лице, ее оказывающей, и режиме работы. Нарушения были устранены в ходе проведения надзорного мероприятия. При последующих проверках нарушений прав потребителей не установлено.
Продажа непродовольственной группы товаров с нанесением олимпийской символики и товарных знаков мировых брендов. В период Игр проведены контрольно-надзорные проверки деятельности 73 хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу этой группы товаров в Адлерском районе г. Сочи. По результатам проверок в отношении 2 ИП, реализующих швейные изделия, выявлено незаконное использование товарного знака "DOLCE & GABBANA". Лица, допустившие нарушения, привлечены к административной ответственности. Материалы направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для принятия мер. Основные нарушения: непредоставление в наглядной и доступной форме необходимой информации о товаре и его изготовителе, организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей (импортере) — 2; нарушение исключительного права на товарный знак, продажа товаров без разрешения правообладателя — 2; несоответствие оформления ценников действующим требованиям законодательства — 1 [17].
Оказание услуг прачечных и химчисток. Проведены проверки на 6 объектах, в 2 случаях выявлены нарушения (отсутствовала информация об услуге и оказывающем ее лице). В отношении лиц, допустивших названные нарушения, составлены 2 протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Оказание финансовых услуг (банкоматы, пункты обмена валюты). На основе поступившей через консультационный пункт информации о нарушениях в данной сфере деятельности специалистами Роспотребнадзора проведены проверки 40 филиалов Крайинвестбанка, ОАО "Сбербанк России", оказывающих банковские услуги в горных деревнях пос. Красная Поляна, с. Эсто-Садок, Центральном, Адлерском и Лазаревском районах г. Сочи. Нарушений не выявлено. В адрес руководителей вышеуказанных учреждений направлены письма о необходимости усиления контроля за порядком доведения необходимой информации до потребителей.
Продажа и перепродажа билетов на Игры. Осуществлялся постоянный контроль Сочинского центра по продаже билетов на Игры, расположенного на железнодорожном вокзале г. Сочи. Нарушений установленных требований выявлено не было. Одновременно ежедневно проводился мониторинг информации, представленной на 27 интернет-сайтах, в целях своевременного выявления незаконной продажи билетов на олимпийские соревнования либо продажи с завышенной ценой. Было установлено 4 случая таких предложений, в связи с чем в УВД г. Сочи была направлена соответствующая информация для принятия мер.
Предоставлениеуслуг проката горнолыжного снаряжения, фото-услуг, интернет-услуг. При проведении контрольно-надзорных мероприятий на 24 объектах на территории Адлерского района г. Сочи и горных деревень (пос. Красная Поляна, с. Эсто-Садок) выявлены нарушения правил бытового обслуживания и закона "О защите прав потребителей". Объекты взяты на контроль. Нарушения устранены в установленные сроки.
Предоставление услуг почтовой и мобильной связи. При проверке качества услуг почтовой связи в 50 отделениях почтовой связи ФГУП "Почта России", 25 объектах по оказанию услуг и продаже средств мобильной связи нарушений действующего законодательства не выявлено, до потребителей доведена необходимая информация об оказываемых услугах.
Рассмотрение обращений потребителей. Всего за период Игр в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю рассмотрено 9 обращений потребителей, в том числе 5 обращений по вопросам оказания банковских услуг, недоведения информации об исполнителе финансовой услуги, о недостаточном количестве денежных купюр в банкоматах, навязывании покупки лотерейного билета при продаже олимпийской купюры номиналом 100 руб.; 4 обращения по вопросам оказания гостиничных услуг и бронирования мест. Все обращения были оперативно разрешены.
Консультирование потребителей. Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю на период подготовки и проведения Игр организована многоуровневая система консультирования потребителей в Сочи в целях оказания экстренной помощи в разрешении конфликтной ситуации на месте; повышения потребительской грамотности для правильных действий при намерении приобретения товаров и услуг; анализа ситуации по защите прав потребителей в целом по Сочи для принятия экстренных мер реагирования. Система консультирования позволила реализовать дополнительные возможности для разрешения конфликтов между потребителями и поставщиками различных услуг, внедрить новые технологии просвещения по вопросам правоприменения потребительского законодательства, повысить степень участия консультационных пунктов в развитии системы информирования и повышения правовой грамотности.
Организация 10 консультационных пунктов на территории железнодорожных вокзалов Сочи и Адлера, аэропортов Сочи, Анапы, Геленджика, Краснодара, горных деревень — пос. Красная Поляна, с. Эсто-Садок ("Роза Хутор"), Центрального и Адлерского районов г. Сочи и открытие 6 "горячих линий" в Лазаревском, Центральном районах Сочи, Анапе, Геленджике, Туапсе и Краснодаре позволили потребителям разрешать вопросы непосредственно в зонах проведения соревнований и массовых развлекательных мероприятий.
Информация для потребителей о местах расположения, телефонах консультационных пунктов и "горячих линий" доводилась через СМИ, интернет-портал "Живая Кубань", с помощью волонтеров и непосредственно специалистами Роспотребнадзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также путем распространения памяток и буклетов для потребителей. Всего за период подготовки и проведения Игр среди потребителей было распространено 120 000 экземпляров памяток различной тематики, касающихся продажи товаров и оказания услуг. Для общественных акций, связанных с проведением Игр, на территории Краснодарского края памятки с информацией для потребителей были переданы в 14 консультационных пунктов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" в количестве 36 000 экземпляров. В 41 медицинский пункт горных деревень было доставлено около 103 000 памяток, касающихся профилактики инфекционных заболеваний.
В ходе работы консультационных пунктов и "горячих линий" потребителям — участникам и гостям Игр — было дано 1 149 консультаций по различным вопросам, связанным с продажей товаров и оказанием услуг (консультационными пунктами — 873, "горячими линиями" — 276 консультаций).
Благодаря организации дополнительных консультационных пунктов и "горячих линий" количество данных
потребителям консультаций по сравнению с обычным периодом возросло в 7 раз (в среднемесячном исчислении — со 100 до 700).
Осуществление административной практики. Всего Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю за весь период подготовки и проведения Олимпиады в рамках государственного контроля (надзора) на территории Сочи было обследовано 2942 объекта по продаже товаров и предоставлению различного рода услуг в сферах обслуживания, имеющих непосредственное отношение к благополучию участников и гостей Олимпийских зимних игр, из которых 1574 — это средства размещения, в которых было проведено 676 мероприятий по контролю, 1003 объекта продажи непродовольственной группы товаров и бытового обслуживания населения, применительно к которым было выполнено 782 мероприятия по контролю.
В результате в отношении виновных лиц в общей сложности было составлено 2438 протоколов об административных правонарушениях по следующим составам КоАП РФ: ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.5, ст. 14.6, ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8, ч. 2 ст. 14.8, ст. 14.10, ст. 14.15, ст. 14.39, ст. 14.43, ч. 1 ст. 19.4, ч. 2 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.7, ч. 1 ст. 19.7.5-1, ст. 19.14, ст. 6.3, ст. 6.6 (203 материала было направлено в суд, в частности по статьям 6.3, 6.6, 14.1, 14.6, 14.10, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.7, ч. 1 ст. 19.7.5-1, ст. 14.43, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
В стадии подготовки к проведению Игр в период с 8 июля 2013 г. по 10 января 2014 г. Управлением Роспо-требнадзора по Краснодарскому краю были проведены проверки на 747 объектах торговли (по продаже непродовольственных товаров) и бытового обслуживания, по результатам которых составлен 1121 протокол об административном правонарушении, в том числе:
• 853 в отношении юридических лиц и ИП, реализующих непродовольственные товары (из них 438 по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и 363 по ч. 14.15 КоАП РФ);
• 268 в отношении юридических лиц и ИП, оказывающих разного рода бытовые услуги (их них 84 по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и 82 по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ). Непосредственно в период проведения Олимпийских зимних игр в ежедневном режиме обеспечивалось наблюдение за исполнением обязательных требований и проведение проверок в отношении 965 юридических лиц и ИП, являвшихся субъектами отношений с участием потребителей и предоставлявших им услуги на территории Сочи. В результате было возбуждено 278 дел об административном правонарушении (в частности, по ст. 14.1 КоАП РФ — 11 дел; по ч. 1 ст. 14.4 — 89 дел; по ч. 2 ст. 14.4 — 1 дело; по ч. 1 ст. 14.5 — 16 дел; по ст. 14.6 — 1 дело; по ст. 14.7 — 2 дела; по ч. 1 ст. 14.8 — 54 дела; по ч. 2 ст. 14.8 — 29 дел; по ст. 14.39 — 7 дел; по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ — 5 дел и др.).
Заключение
Опыт организации Роспотребнадзором системы защиты прав потребителей в период проведения Игр позволил получить следующие значимые результаты:
• повышение доступности и качества государственных услуг Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
• снижение административных барьеров и возможности возникновения коррупционных рисков;
• обеспечение комплексного подхода к вопросу выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей на основе гармоничного сочетания мер
административной и гражданско-правовой ответственности;
• оптимизация федерального государственного надзора за соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством Российской Федерации, видов товаров (работ, услуг);
• повышение степени участия Роспотребнадзора в судебной защите прав потребителей и доли удовлетворенных исков;
• внедрение новых технологий в просвещение населения по вопросам правоприменения потребительского законодательства;
• увеличение доли мероприятий по информированию и консультированию, повышение степени участия консультационных центров (пунктов) в развитии системы информирования и повышения потребительской и правовой грамотности населения;
• обеспечение эффективного взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Результаты обеспечения органами Роспотребнадзора исполнения функций, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в период подготовки и проведения Игр позволили сформировать необходимую правоприменительную практику, предметный анализ, обобщение и использование которой должны быть учтены в качестве практического опыта при подготовке и проведении масштабных спортивных и иных мероприятий международного значения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 06.08.2013 г. № 516 "Об организационно-методической работе по вопросам защиты прав потребителей в связи с подготовкой к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпий-скихзимних игр 2014 г. в городе Сочи". М.; 2013.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАПРФ) (действующая редакция от 22.10.2014). М.; 2014.
3. Закон № 2300-1 "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1 (действующаяредакция от 05.05.2014). М.; 2014.
4. Федеральный закон № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.07.2010 г. М.; 2010.
5. ГОСТ Р 51185-2008 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования". М.; 2008.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.97 г. № 490 "Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации". М.; 1997.
7. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1264 "О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи ". М.; 2012.
8. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 "Об уведомительном порядке начала деятельности отдельных видов предпринимательской деятельности". М.; 2009.
9. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, разви-
тии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". М.; 2007.
10. ГОСТ Р 54599-2011 "Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха". М.; 2011.
11. ГОСТ Р 54606-2011 "Услуги малых средств размещения. Общие требования". М.; 2011.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1025 "Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации". М.; 1997.
13. СанПиН 2.1.2. 2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги". М.; 2010.
14. ГОСТР 51142-98. Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия. М.; 1998.
15. СанПин № 982-72 "Санитарные правила устройства, оборудования и содержания бань". М.; 1972.
16. Постановление Правительства Российской Федерации № 55 от 19.01.1998 г. "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (п. 9)". М.; 1998.
17. Постановление Правительства Российской Федерации № 856 от 30.09.2013 г. "О регулировании цен на отдельные услуги в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи". М.; 2013.
18. Федеральные Авиационные правила "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084. М.; 1999.
REFERENCES
1. The order of Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare of 6.08.2013 No. 516 "About organizational and methodical work on questions of consumer protection in connection with preparation for carrying out XXII of the Olympic winter Games and XI of the Paralympic Winter Games of 2014 in the city of Sochi"[PrikazFederal'noy sluzhbypo nadzoru v sfere zash-chitypravpotrebiteley i blagopoluchiya cheloveka ot 6.08.2013 g. № 516 "Ob organizatsionno-metodicheskoy rabote po voprosam zashchity prav potrebiteley v svyazi s podgotovkoy k provedeniyu XXII Olimpiyskikh zimnikh igr i XI Paralimpiyskikh zimnikh igr 2014 g. v gorode Sochi"]. Moscow, 2013. (in Russian)
2. The Russian Federation code of administrative offences from 30.12.2001 № 195-FZ (Cao RF). Current version of22.10.2014 [Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonar-usheniyakh" ot 30.12.2001 № 195-FZ (KoAP RF). Deystvuyu-shaya redaktsiya ot 22.10.2014]. Moscow; 2014. (in Russian)
3. The law No. 2300-1 "About consumer protection" from 07.02.1992 № 2300-1 (the current version of 05.05.2014) [Za-kon № 2300-1 "O zashchite prav potrebiteley" ot 07.02.1992 № 2300-1 (deystvuyushchaya redaktsiya ot 05.05.2014]. Moscow; 2014. (in Russian)
4. The federal law No. 242-FZ "About modification of separate acts of the Russian Federation in connection with the organization and carrying outXXII of the Olympic winter Games andXI of the Paralympic Winter Games in Sochi and development of Sochi as mountain resort and modification of separate acts of the Russian Federation" of 30.07.2010 [Federal'nyy zakon № 242-FZ "O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s organizatsiey i provedeniem XXII Olimpi-yskikh zimnikh igr i XI Paralimpiyskikh zimnikh igr v g. Sochi i razvitiem g. Sochi kak gornoklimaticheskogo kurorta i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii" ot 30.07.2010 g.]. Moscow; 2010. (in Russian)
5. State Standard P 51185-2008 "Tourist services. Means of accommodation. General requirements" [GOSTR 51185—2008 "Tur-istskie uslugi. Sredstva razmeshcheniya. Obshchie trebovaniya"]. Moscow: Standartinform; 2008. (in Russian)
6. The resolution of the Government of the Russian Federation No. 490 of25.04.97 "Rules of providing hotel services in the Russian Federation" [Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 490 ot 25.04.97 g. "Pravila predostavleniya gostinichnykh uslug v Rossiyskoy Federatsii", utverzhdeny]. Moscow; 1997. (in Russian)
7. The resolution of the Government of the Russian Federation No. 1264 of 06.12.12 "About state regulation of cost of hotel service during XXII of the Olympic winter Games and XI of the Para-lympic Winter Games in Sochi" [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.12.12 № 1264 "O gosudarstvennom regulirovanii stoimosti gostinichnogo obsluzhivaniya v period provedeniya XXII Olimpi-yskikh zimnikh igr i XI Paralimpiyskikh zimnikh igr v g. Sochi"]. Moscow; 2012. (in Russian)
8. The resolution of the Government of the Russian Federation of 16.07.2009 No. 584 "About a notifying order of the beginning of activity of separate types of business activity" [Postanovlenie Pravitel'stvaRFot 16.07.2009№ 584 "Ob uvedomitel'nompory-adke nachala deyatel'nosti otdel'nykh vidov predprinimatel'skoy deyatel'nosti"]. Moscow; 2009. (in Russian)
9. The federal law of December 1, 2007 No. 310-FZ "About the organization and about carrying out XXII of the Olympic winter Games and XI of the Paralympic Winter Games of 2014 in the city of Sochi, a development of the city of Sochi as mountain resort and modification of separate acts of the Russian Federation" [Federal'nyy zakon ot 1 dekabrya 2007 g. № 310-FZ "Ob organizatsii i o provedenii XXII Olimpiyskikh zimnikh igr i XI Paralimpiyskikh zimnikh igr 2014 goda v gorode Sochi, razvitii goroda Sochi kak gornoklimaticheskogo kurorta i vnesenii izm-eneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii"]. Moscow; 2007. (in Russian)
10. State Standard R 54599—2011 "Services of accommodations. General requirements for the services of sanatoria, boarding houses, recreation centres" [GOST R 54599—2011 "Obshchie trebovaniya k uslugam sanatoriev, pansionatov, tsentrov ot-dykha"]. Moscow: Standartinform; 2011. (in Russian)
11. State Standard R 54606—2011 "Services of small means of placing. General requirements" [GOSTR 54606—2011 "Uslugi malykh sredstv razmesheniya. Obshie trebovaniya"]. Moscow: Standartinform; 2011. (in Russian)
12. The resolution of the Government of the Russian Federation of 15.08.1997 No. 1025 "Rules of consumer services of the population in the Russian Federation" [Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 avgusta 1997 g. № 1025 "Pravila bytovogo obsluzhivaniya naseleniya v Rossiyskoy Federatsii"]. Moscow; 1997. (in Russian)
13. Sanitary rules and regulations 2.1.2. 2631-10 "Sanitary and epidemiologic requirements to placement, the device, the equipment, the contents and working hours of the organizations of household appointment rendering hairdresser's and cosmetic services" [SanPiN 2.1.2. 2631-10 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k razmeshcheniyu, ustroystvu, oborudovaniyu, soderzhaniyu i rezhimu raboty organizatsiy kommunal'no-byto-vogo naznacheniya, okazyvayushchikh parikmakherskie i kos-meticheskie uslugi"]. Moscow; 2010. (in Russian)
14. State Standard R 51142-98. Services. Hairdressing services. General specifications [GOST R 51142-98. Uslugi bytovye. Uslugi parikmakherskie. Obshchie tekhnicheskie usloviya]. Moscow: Standartinform; 1998. (in Russian)
15. Sanitary rules and regulations No. 982—72 "Health regulations of the device, equipment and maintenance of baths" [SanPin № 982-72 "Sanitarnye pravila ustroystva, oborudovaniya i soder-zhaniya ban'"]. Moscow; 1972. (in Russian)
16. The resolution of the government of the Russian Federation No. 55 of 19.01.1998. "About the approval of rules of sale of separate types of goods, the inventory of long use on which the requirement of the buyer about gratuitous granting to it for repair or replacement of similar goods, and the list of the nonfoods of appropriate quality which aren't subject to return or an exchange for similar goods of others of the size, a form, a dimension, a style, a coloring or a complete set (item 9) doesn't extend [Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 55 ot 19.01.1998 g. "Ob utverzhdenii pravilprodazhi otdel'nykh vidov tovarov, perechnya tovarov dlitel'nogo pol'zovaniya, na kotorye ne rasprostranyaetsya trebovanie pokupatelya o bezvozmezdnom predostavlenii emu na period remonta ili zameny analogichnogo tovara, i perechnya neprodovol'stvennykh tovarov nadlezhash-chego kachestva, ne podlezhashchikh vozvratu ili obmenu na analogichnyy tovar drugikh razmera, formy, gabarita, fasona, rastsvetki ili komplektatsii (p. 9)"]. Moscow; 1998. (in Russian)
17. The resolution of the government of the Russian Federation No. 856 of30.09.2013. "Aboutprice control to separate services during XXII of the Olympic winter Games and XI of the Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi" [Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 856 ot 30.09.2013 g. "O regulirovanii tsen na otdel'nye uslugi v periodprovedeniya XXII Olimpiyskikh zimnikh igr i XI Paralimpiyskikh zimnikh igr 2014 goda v g. Sochi"]. Moscow; 2013. (in Russian)
18. The federal Aviation rules "The Organization of Air Traffic in the Russian Federation", are approved by the resolution of the government of the Russian Federation of September 22, 1999 No. 1084 [Federal'nye Aviatsionnye pravila "Organizatsiya vozdu-shnogo dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii", utverzhdeny post-anovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 22 sentyabrya 1999 g. № 1084)]. Moscow; 1999. (in Russian)
Поступила 18.11.14
Журнал «Здравоохранение Российской Федерации» входит в Перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
Уважаемые читатели!
Подписаться на журнал "Здравоохранение Российской Федерации" можно во всех отделениях связи. Индивидуальные подписчики могут подписаться на журнал и получать его непосредственно в ОАО «Издательство "Медицина"» без наценок за доставку. Доставка через издательство осуществляется в пределах России. Тел. для справок: +7 (495) 678-65-62.
Подписка через интернет: www.akc.ru,www.pressa-rf.ru Электронная подписка: www.elibrary.ru.