О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015
УДК 614.4:796(470.620)
Горский А.А.1, Гуськов А. С.1, Почтарева Е. С.1, Клиндухов В.П.2, Николаевич П.Н.2, Гречаная Т.В.2 Вечерняя Е.А.2, Бирюков В.А.2, Божко И.И.2, Куличенко А.Н.3, Таран Т.В.3, Зайцев А.А.3, Тушина О.В.4
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И КАЧЕСТВА ПРОЖИВАНИЯ УЧАСТНИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА И ГОСТЕЙ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 ГОДА В ГОРОДЕ-КУРОРТЕ СОЧИ
'Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 127994, г. Москва, Россия; Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, 350000, г. Краснодар, Россия; 3ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспо-требнадзора, 355035, г. Ставрополь, Россия; Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г.-к. Геленджике, 353475, г. Геленджик, Россия
Представлен анализ деятельности Роспотребнадзора по обеспечению соответствия условий проживания участников, обслуживающего персонала и гостей XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.-к. Сочи регламентированным требованиям. Определены пути усиления надзора за качеством размещения в объектах проживания при проведении массовых спортивных мероприятий для обеспечения прав потребителей.
Ключевые слова: защита прав потребителей; санитарный надзор; санитарно-гигиенические нормы; профилактика легионеллеза.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(2): 13-15.
Gorsky A. A.1, Guskov A. S.1, Pochtareva E. S.1, Klindukhov V. P.2, Nikolaevich P. N.2, Grechanaya T. V2, Vechernyaya E. A2, Biryukov V. A.2, Bozhko 1.1.2, Kulichenko A. N.3, Taran T. V3, Zaytsev A. A.3, Tushina O.V.4 ORGANIZATION OF THE QUALITY CONTROL OF PLACEMENT AND ACCOMMODATION OF PARTICIPANTS, ATTENDANTS AND GUESTS OF THE XXII OLYMPIC WINTER GAMES AND XI PARALYMPIC WINTER GAMES OF 2014 IN THE RESORT CITY OF SOCHI
'Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare, 1279944, Moscow, Russian Federation; 2Directorate of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare in the Krasnodar Krai, 350000, Krasnodar, Russian Federation; 3Stavropol Research Anti-Plague Institute of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare, 355035, Stavropol, Russian Federation; territorial department of the Directorate of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare in the Krasnodar Krai in the Resort City of Gelendzhik, 353475, Gelendzhik, Russian Federation
There is presented the analysis of activities of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare to ensure adequate conditions of accommodation of the participants, attendants and guests of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games of 2014 in the Resort city of Sochi according to regulated requirements. There were detected ways of the strengthening the supervision for the quality of the accommodation during mass sports activities for the assurance of the rights for consumers.
Key words: consumer rights protection; sanitary surveillance; sanitary hygienic regulations; prevention of legionellosis. For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(2): 13-15. (In Russ.)
Введение
Проведение массовых спортивных мероприятий сопряжено с проблемой размещения большого числа участников, гостей, обслуживающего персонала в соответствии с регламентированными требованиями для обеспечения соответствующего качества услуг средств размещения и санитарно-эпидемиологической безопасности населения [1—3]. Так, на XXVII Всемирной летней универсиаде в 2013 г. в г. Казани приняли участие почти 8 тыс. спортсменов и около 4 тыс. официальных лиц из 160 стран мира, было привлечено 19 970 волонтеров из 37 регионов Российской Федерации и 38 стран мира, что потребовало значительного усиления функциональных возможностей учреждений Роспотребнадзора Татарстана [4].
За период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе-курорте (г.-к.) Сочи (далее: Олимпийские игры). Сочи посетило около 1,2 млн человек. Первый пик численности (максимальное единовременное прибытие всех контингентов) совпал с началом Олимпийских игр и,
Для корреспонденции: Таран Татьяна Викторовна, snipchi©mail.stv.ru
For correspondence: Taran Tat'yana, smpchi©mail.stv.ru
по данным АНО «Оргкомитет "Сочи 2014"», составил более 400 тыс. человек, в том числе в составе клиентских групп: спортсмены и представители МОК - 6200, представители международных федераций - 1647, Олимпийская семья и VIP - 3575, представители прессы и телерадиовещания - 3933, маркетинговые партнеры - 22 780, персонал (оргкомитет, подрядчики, рабочие) -42 659, волонтеры - 20 тыс., зрители - более 300 тыс. человек. Второй пик численности пришелся на начало Паралимпийских игр (114 тыс. человек). Из них в составе клиентских групп: спортсмены - 1 380, представители международных федераций - 140, паралимпийская семья и VIP - 725, представители прессы и телерадиовещания - 3500, персонал (оргкомитет, подрядчики, рабочие) - 10 500, волонтеры - 8500, зрители - около 90 тыс. человек.
Всего в зоне проведения Олимпийских игр в сфере оказания услуг размещения было задействовано 1499 объектов различных форм собственности и категорий-ности (гостиницы, отели, мини-отели, пансионаты и пр.). АНО «Оргкомитет "Сочи 2014"» были заключены договоры на размещение участников, гостей и обслуживающего персонала со 161 объектом размещения категории 5*, 4*, 3*, 2*, расположенными в основном в горном
[гиена и санитария 2/2015
и прибрежном кластерах (Адлерский район г.-к. Сочи, п. Красная Поляна, с. Эсто-Садок).
В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.09.2012 № ДК-П12-5286 был издан приказ Роспо-требнадзора от 12.09.2012 № 898, определяющий организацию и проведение внеплановых проверок в сфере оказания гостиничных услуг на территории г.-к. Сочи.
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, начиная с сентября 2012 г., на территории муниципального образования г.-к. Сочи в постоянном режиме осуществлялась работа, направленная на проведение проверок, а также на своевременное выявление и пресечение недобросовестных действий со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере гостиничного обслуживания.
За период подготовки и проведения Олимпийских игр Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в рамках государственного контроля, надзора и систематического наблюдения обследовано 1 574 объекта размещения. Основными нарушениями, выявленными при проверке, были:
1. Непредоставление исполнителем необходимой и достоверной информации об услугах в наглядной и доступной форме, которая должна размещаться в помещении, предназначенном для оформления проживания, в удобном для обозрения потребителем месте (статьи 8, 10 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункты 4, 5, 13, 16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 № 490) (далее - Правила).
2. Недоведение до потребителей в наглядной и доступной форме информации о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя - юридического лица, его адресе, сведений о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа (для исполнителя - индивидуального предпринимателя), режиме работы исполнителя (статьи 8, 9, 11 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункт 3 Правил).
3. Включение в договор на предоставление гостиничных услуг различных условий, ущемляющих установленные законом права потребителей (статья 16 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
4. Непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала деятельности отдельных видов предпринимательской деятельности»).
5. Предоставление услуг по временному размещению потребителей без свидетельства о присвоении категории, предусмотренной системой классификации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от 01.12. 2007 № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).
6. Недооснащение номеров, несоответствие номеров по площади, недоведение до потребителей информации (ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», ГОСТ Р 54599-2011 «Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха», ГОСТ Р 54606-2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования»).
Во исполнение указаний Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю 20.01.2014 г. был разработан и утвержден актуализированный план первоочередных мероприятий, в соответствии с которым проведена следующая работа:
1. На стадии проведения Олимпийских игр в постоянном ежедневном режиме обеспечивалось систематическое наблюдение и проведение проверок в отношении 344 объектов размещения.
2. В рамках государственного контроля и надзора проведено 193 проверки в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывавших услуги размещения, в том числе по исполнению предписания - 44 (нарушения выявлены в 134 случаях).
В предолимпийский период 130 объектов размещения не прошли процедуру классификации порядка, в отношении которых составлены протоколы по статье 14.39 КоАП РФ. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований в отношении 73 объектов размещения, не прошедших процедуру классификации, составлено 22 протокола по статье 28.1 КоАП РФ. Всего по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий составлено 184 протокола об административных правонарушениях. Использовано 14 составов по статьям КоАП РФ. В суды для принятия мер передано 37 материалов, в том числе по статьям КоАП РФ: ст. 6.3; ст. 6.6; ст. 14.1; ст. 14.6; ч. 1 ст. 19.5; ст. 19.7; ч. 1 ст. 19.7.5.1. Материалы по статьям 6.3 и 6.6 в отношении двух индивидуальных предпринимателей переданы в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности. Нарушение ценообразования выявлено в одном случае, протокол по статье 14.6 КоАП РФ передан в суд для принятия мер.
На основании анализа нарушений были определены первоочередные задачи усиления надзора за качеством размещения участников мероприятий для соблюдения прав потребителей и обеспечения стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки. Установлено, что особое внимание при проведении массовых спортивных мероприятий следует обращать на правонарушения по статьям КоАП РФ: ст. 6.3; ст. 6.6; ст. 14.1; ст. 14.6; ч.1 19,5; ст. 19.7; ч.1 ст. 19.7.5.1; ст. 28.1.
В целях профилактики заболеваемости легионелле-зом в период подготовки к проведению Олимпийских игр проведен отбор проб горячей воды для исследования на наличие ДНК легионелл на 105 объектах (проживания и спортивные объекты). Лабораторией специализированной противоэпидемической бригады ФКУЗ «Ставропольский противочумный институт» Роспотребнадзора исследовано 376 проб горячей воды централизованного водоснабжения, из них на 37 объектах выявлены пробы, свидетельствовавшие о возможном эпидемиологическом риске. Всем хозяйствующим субъектам были выданы предписания об устранении нарушений требований санитарного законодательства, рекомендации о видах и способах проведения профилактических мероприятий, установлены сроки их завершения (от 2 до 3 сут). За неисполнение предписания было составлено 3 протокола об административном правонарушении. По завершении профилактических мероприятий были проведены повторные исследования горячей воды. Все объекты были сняты с контроля после получения результатов лабораторных исследований, соответствовавших требованиям гигиенических нормативов.
Двукратно выполнены исследования качества воды бассейнов. Проб, не соответствовавших гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, не установлено.
Заключение
В период подготовки и проведения Олимпийских игр организации контроля размещения и качества проживания спортсменов, гостей, обслуживающего персонала Роспотребнадзором было уделено значительное внимание. В целом гигиенические условия и качество проживания были удовлетворительными. В случаях выявления нарушений по результатам проводимых контрольно-надзорных мероприятий составлялись протоколы об административных правонарушениях и оформлялись материалы для передачи в суды, что обеспечило эффективное устранение недостатков и соответствие условий проживания участников, обслуживающего персонала и гостей Олимпийских игр требованиям законодательства и санитарно-гигиеническим нормативам.
Литер ату р а
1. Онищенко Г.Г. Особенности организации профилактики управляемых инфекций. Эпидемиология и инфекционные болезни. 2003; 4: 4-7.
2. Онищенко Г.Г., Кривуля С.Д., Федоров Ю.М., Субботин В.Г.,.Гончаров С.Ф., Шапошников А.А. и др. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Руководство. М.: ЗАО МП «Гигиена»; 2006.
3. Удовиченко С.К., Топорков А.В., Карнаухов И.Г., Сафронов
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.31-074(571.53)
Безгодов И.В.1, Ефимова Н.В.12, КузьминаМ.В.1
В.А., Кедрова О.В., Топроков В.П. и др. Оценка внешних и внутренних угроз санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в условиях проведения массовых спортивных мероприятий. Проблемы особо опасных инфекций. 2013; 2: 26-32.
4. Патяшина М.А., Трофимова М.В., Имамов А.А., Авдонина Л.Г., Балабанова Л.А., Замалиева М.А. Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения универсиады-2013 в г. Казани. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 4: 45-7.
Поступила 24.11.14
References
1. Onishchenko G.G. Features of the organization of prevention preventable diseases. Epidemiologiya i Infektsionnye Bolezni. 2003; 4: 4-7. (in Russian)
2. Onishchenko G.G., Krivulya S.D., Fedorov Yu.M., Subbotin V.G.,.Goncharov S.F., Shaposhnikov A.A. et al. Hygiene and Disease Control of the Populations in in Emergency Situationsan. Guide. [Sanitarno-protivoepidemicheskoe Obespechenie Nasele-niya v Chrezvychaynykh Situatsiyakh. Rukovodstvo]. Moscow: ZAO MP «Gigiena»; 2006. (in Russian)
3. Udovychenko S.K., Toporkov A.V., Karnaukhov I.G., Safronov V.A., Kedrova O.V., Toprokov V.P. et al. Evaluation of external and internal threats sanitary and epidemiological welfare of the population in terms of mass sports events. Problemy Osobo Opasnykh Infektsiy. 2013; 2: 26-32. (in Russian)
4. Patyashina M.A., Trofimova M.V., Imamov A.A., Avdonina L.G., Balabanova L.A., Zamalieva M.A. On ensuring sanitary - epidemiological well-being during the preparation and holding of the Universiade-2013 in Kazan. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2014; 4: 45-7. (in Russian)
Received 24.11.14
КАЧЕСТВО ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И РИСК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», Иркутск, 664003; 2ФГБУ «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека» СО РАМН, Ангарск, 665827
Проведен гигиенический анализ централизованного и нецентрализованного водоснабжения сельского населения Иркутской области. Около 403 тыс. сельских жителей пользуются скважинами, колодцами, родниками. В питьевой воде обнаружены значительные концентрации железа, нитратов, марганца. На основе применения методологии оценки риска рассчитан неканцерогенный риск для взрослого и детского населения. Канцерогенный риск для воды из подземных источников составил (1,56.10-5-2,1.10-4) для 22,2 тыс. сельского населения. Определены приоритетные канцерогены: мышьяк (вклад которого 56,3-100%), шестивалентный хром (29,9-35,8%).
Ключевые слова: сельское население; питьевая вода; канцерогенный и неканцерогенный риск. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(2): 15-19.
Bezgodov I.V.1, Efimova N.V.12, Kuzmina M.V.1 ASSESSMENT OF THE QUALITY OF DRINKING WATER AND RISK FOR THE POPULATION'S HEALTH IN RURAL TERRITORIES IN THE IRKUTSK REGION
'Centre of Hygiene and Epidemiology in the Irkutsk region, Irkutsk, Russian Federation,664003; 2East-Siberian Research Center of Human Ecology, Siberian branch of RAS, Angarsk, Russian Federation, 665827
The hygienic analysis of centralized and decentralized water supply in rural population in Irkutsk region was performed. About 403 thousand of the upstaters use water wells, voids and springs. In drinking water there were detected significant concentrations of iron, nitrates, manganese. On the base of the application of risk assessment methodology there was calculated noncarcinogenic risk for adults (HI=1.2-1.3) and children (HI=1.1-2.9). Carcinogenic risk for water from groundwater sources supply is 1,56 .10-5-2,1 .10-4for 22.2 thousand of upstaters. There were determined priority carcinogenic ingredients: arsenic (contribution is 56,3-100%) and hexad chromium (contribution is 29,9-35,8%).
Key words: rural population; drinking water; noncarcinogenic and carcinogenic risk
For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(2): 15-19. (In Russ.)
Для корреспонденции: Ефимова Наталья Васильевна, medecolab@inbox.ru For correspondence: Efimova Natal'ya, medecolab@inbox.ru.