Абдуллаева Шахзода Абдуллаевна,
заведующая кафедрой «Преподавание языков и литературы» Ташкентского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, доктор педагогических наук, профессор; Хужаназарова Санобар Файзуллаевна, старший преподаватель кафедры «Английский язык и литература» Навоийского государственного педагогического института
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
АБДУЛЛАЕВА Ш. А., ХУЖАНАЗАРОВА С.Ф. УМУМИЙ УРТА ТАЪЛИМ МАКТАБЛАРИДА ТОЛЕРАНТЛИК (БА¥РИКЕНГЛИК)НИ ТАРБИЯЛАШНИ ТАШКИЛ КИЛИШ
Макола Узбекистон Республикасининг умумий урта таълим мактаблари укувчиларида толе-рантлик (баFрикенглик)ни тарбиялаш ишларини ташкил килиш масалаларига баFишланган. Унда «толерантлик» тушунчаси алох,ида инсонлар орасидаги х,амда оила ва жамият уртасидаги муносабатларни мувофиклаштирувчи категория сифатида талкин килинган. Маколада миллий анъаналар асосида баFрикенгликни шакллантирувчи асосий педагогик шарт-шароитлар х,акида фикрлар ифода этилган.
Таянч суз ва тушунчалар: баFрикенглик, тарбия, шахс, давлат, жамият, масъулият, ах,иллик, шаклланиш, ривожланиш.
АБДУЛЛАЕВА Ш. А., ХУЖАНАЗАРОВА С.Ф. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
В статье освещены вопросы, касающиеся организации работы по воспитанию толерантности учащихся общеобразовательных средних школ Республики Узбекистан. В статье раскрыто понятие толерантности как особой категории, необходимой в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общества. В ней приведены основные педагогические условия формирования толерантности школьников на основе использования национальных традиций.
Ключевые слова и понятия: толерантность, воспитание, личность, государство, общество, ответственность, согласие, формирование, развитие.
ABDULLAYEVA SH.A., KHUDJANAZAROVA S.F. ORGANIZATION OF TEACHING TOLERANCE IN EDUCATIONAL PROCESS AT SECONDARY SCHOOL
The article high lights the issues in regards of organization of learning tolerance work among pupils in secondary schools of Republic of Uzbekistan. In the article tolerance considered as main category of people's communication on the level of persons, social groups and socity. Also in the article are given the major pedagogical conditions of tolerance forming in school, implementing the national traditions.
Keywords: tolerance, education, personality, government, society, agreement, formation, development.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 7
Народ Узбекистана издревле толерантен, что доказывают и имеющиеся литературные источники, и памятники культуры, и культовые учреждения разных народов, проживающих в республике.
Обретение независимости дало возможность народу республики почувствовать себя свободным на своей Родине, вернуть подлинные национальные ценности, сформировать собственную национальную государственность, что стало базой для реформирования системы образования, обусловленной объективным историческим процессом, становлением рыночной экономики.
Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных нормативных документах и правовых актах в области прав человека: ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совет Европы, СНГ, Азиатской организации ШОС и республиканские: Конституцию Республики Узбекистан1, кодексы, законы2, отраслевые Указы Президента Республики3, постановления Кабинета Министров4, решения коллегии и инструкции МНО.
1 Конституция Республики Узбекистан. - Т.: «Узбекистан», 2009. -С. 40.
2 Закон Республики Узбекистан от 20 ноября 1991 года № 429-Х11 «Об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан», // Ведомости Верховного Совета РУз, 1992, № 2. -С. 125-131; Закон Республики Узбекистан от 11 декабря 2008 года № ЗРУ-188 «О присоединении Республики Узбекистан к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребёнка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-йорк, 25 мая 2000 года), // Собр. законодательства РУз, 2008, № 50. -С. 87.
3 Доклад избранного Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан // «Народное слово», 8 декабря 2016 года.
4 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 августа 2008 года № 173 «О совершенствовании деятельности государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. Приложение № 1, 2 // Собр. законодательства РУз. 2008, № 33. -С. 87-104.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур общества, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.
Толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общества. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. В этой связи тема статьи имеет немаловажное значение.
За многие века в узбекском обществе сложились свои традиции, соответствующие моральным правилам его народа (благотворительность, уважительное отношение к старшим, тяга к знаниям и др.), играющие созидательную гуманистическую роль, что является важнейшим фактором формирования этнической идентичности, национального самосознания. Следовательно, их использование должно стать целенаправленным и постоянным в решении воспитательных задач духовно-нравственного возрождения нации.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 7
V_/
Подростковый возраст в жизни школьника - это время самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов. Наряду с формированием положительных черт личности, происходит неосознанный выбор интересов у учащихся средних общеобразовательных школ, отсутствие чувства ответственности, долга перед обществом, что и делает необходимым участие школы в решении тех проблем, которые учащиеся не смогут одолеть собственными силами. Многие традиции народов нашей страны могут быть внедрены в учебный процесс в силу их устойчивости и доказанной эффективности в качестве элемента воспитания подрастающего поколения.
В этой связи, организуя работу по воспитанию толерантности в средних общеобразовательных школах №№2, 3, 5,6 - Букинского района, в средних общеобразовательных школах №№ 14,45,73 - Зангиотинского района Ташкентской области; школах № 18, 22, 27 г. Гиждувана Бухарской области, школах № 1, 8, 16 г. Навои, были определены педагогические условия формирования толерантности школьников на основе использования национальных традиций. Для этого было изучена степень сформированности толерантных качеств учащихся, знакомство с национальными традициями. Эксперимент проходил в два этапа (2015-2016 гг.; 2016-2017 гг.), в естественных условиях общеобразовательных средних школ в рамках проекта ИТД-1-17 «Формирование у учащихся общенационального и толерантного мировоззрения и место духовно-психологической службы в данном процессе», где было охвачено 566 учащихся общеобразовательных школ Ташкентской, Бухарской и Навоийской областей. В эксперименте участвовали учащиеся 1-9 классов, которые были разделены на контрольные и экспериментальные группы. Обучение в контрольных группах проводилось по действующим программам, с использованием традиционных методов обучения, а в экспериментальных - по тем же программам, но с использованием разработанной нами методики на основе этнопедаго-гики, национальных традиций.
Для установления представлений учащихся о толерантности и знания ими национальных традиций, им были предложены специально разработанные анкеты. Для подтверждения достоверности полученных результатов был составлен опросник-анкета, который состоял из 10 модификаций по 4 вопроса в каждой (всего 40 вопросов). Итоги ответов на вопросы анкет показали первоначальное слабое представление по заданным вопросам. Итоги наблюдений, интервью (индивидуальные и групповые) свидетельствовали, что учащиеся поверхностно представляют связь национальных традиций с задачами современности, мало кто знает о педагогических воззрениях мыслителей Востока (могут назвать лишь их имена), смутно представляют идеи толерантности и уж никак не связывают их со своей деятельностью, мало осведомлены о связи толерантности с глобализацией. В связи с этим был разработан план исследования:
1) собеседование с учащимися, учителями и родителями;
2) проведение анкетирования среди учащихся:
3) проведение в школах дополнительных занятий;
4) организация встреч учащихся с представителями разных национальностей.
5) рекомендации поурочных разработок учителям-экспериментаторам.
6) проведение уроков и внеклассных мероприятий на основе использования традиций по предлагаемой методике.
Проведённый сравнительный анализ по обозначенным основаниям показал значительное разнообразие содержательной и формальной стороны структуры и методики воспитательного процесса.
В ходе экспериментальной работы были разработаны планы уроков, которые вызвали интерес учащихся к традициям, культуре своего народа, её истокам.
При этом, комбинированное семинарское занятие чередовалось с занятиями-практикумами, деловыми играми, дискуссиями, пресс-конференциями. На семинарах-дискуссиях учащиеся должны были точно
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 7
34 ТАЪЛИМ МУАССАСАСИДАГИ ТАРБИЯ / ВОСПИТАНИЕ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ч_/
выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, находить аргументы, чтобы опровергнуть ошибочную точку зрения (или убедиться в ошибочности своей), что требовало прочных знаний, умения быстро реагировать, чётко формулировать свою мысль.
В рамках интеллектуального компонента выявлялся уровень общих знаний, умений и навыков, творческие способности, умение ориентироваться в информации, планировать, осуществлять и корректировать свою деятельность, объективно оценивать полученные результаты.
На наш взгляд критерии сформированности толерантности у учащихся средней общеобразовательной школы, в основном состоят из следующих компонентов:
- когнитивно-познавательный (включает потребность в социальной детерминации, осознание своей принадлежности к определённой нации, готовность к нравственным поступкам в любой ситуации, желание преобразовать жизнь к лучшему);
- эмоционально-мотивационный (осознание мотива своих поступков и действий);
- действенно-волевой (внутренние усилия, заставляющие совершать определённые действия по собственной воле, умение владеть чувствами такими как: ответственность, долг, совесть и др., конструктивное взаимодействие с другими учащимися).
В эксперименте для наибольшей эмоциональной насыщенности занятий использовались элементы «импрессинга», т.е. моменты, вызывающие эмоциональный всплеск, а иногда потрясения личности от ярких впечатлений внешней среды, которые потом во многом определяют поведение человека.
На втором формирующем этапе эксперимента необходимо было осуществить перевод теоретических представлений толерантности из области знания в область действия, т.е. создание толерантной среды в ученическом коллективе, где основным критерием сформированности толерантности было умение конструктивно взаимодействовать с отдельными учащимися и группами, имеющими определённые отличия. При этом главное внимание
экспериментаторов было направлено на чёткое осознание целесообразности педагогических воздействий, т.е. чёткое определение цели. Поскольку основой толерантности является активная социальная позиция и психологическая готовность, то всё внимание уделялось мотивации и осознанию учащимися того, зачем именно им необходимо это качество (личная цель) и осознанию значимости для общества (социальная цель).
В ходе эксперимента использовались диалоговые формы обучения, в частности, семинарские занятия, где учащиеся выступали от лица известных педагогов, исследователей, героев исторических произведений, эпоса мыслителей-энциклопедистов и рассказывали, как они понимают традиции, почему их надо изучать, что, несомненно, способствовало более глубокому и сознательному усвоению материала. Уровень сформированности толерантности определялся с помощью бесед, опроса, изучения индивидуальных работ (сочинений, рефератов, эссе и др.), анализа контрольных заданий.
Таким образом, формирование комплекса знаний и умений, необходимых для воспитания толерантности одна из важнейших задач воспитания, формируемое на основе признания прав и свобод каждого человека достаточно эффективно осуществляется посредством обучения, информации и жизненный личный опыт, основанные на народной педагогике, народной мудрости и традициях. Проведённый мониторинг свидетельствует, что было улучшено отношение учащихся к представителям других национальностей, их языку и культуре, появилось стремление к изучению традиций и обычаев народов Узбекистана. Исследование также показало возросшую роль этнического фактора в жизни современной школы, что требует определённого уровня подготовленности учительских кадров, обладающих этнопедагогическими знаниями и применяющими их на практике. В целом, проведённое нами исследование свидетельствует, что в современном мире создаются новые условия для диалога различных культур, который невозможен без поиска общечеловеческих ценностей.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 7
V_/
Литература:
1. Конституция Республики Узбекистан. - Т.: «Узбекистан», 2009. -С. 40.
2. Закон Республики Узбекистан от 20 ноября 1991 года № 429-ХП «Об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан», // Ведомости Верховного Совета РУз, 1992, № 2. -С. 125-131.
3. Закон Республики Узбекистан от 11 декабря 2008 года № ЗРУ-188 «О присоединении Республики Узбекистан к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребёнка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-йорк, 25 мая 2000 года), // Собр. законодательства РУз, 2008, № 50. -С. 87.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 августа 2008 года № 173 «О совершенствовании деятельности государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. Приложение № 1, 2 // Собр. законодательства РУз. 2008, № 33. -С. 87-104.
5. Доклад избранного Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан // «Народное слово», 8 декабря 2016 года.
6. Каримов И.А. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т. 8. - Т.: «Узбекистан», 2000. -С. 512.
7. Декларация принципов терпимости: Принята Генеральной ассамблеей на её 28 сессии. 16 ноября 1995 года. SICS-96/WS-5. - Париж: ЮНЕСКО. -С. 16.
8. Инсон х,ук,ук,лари буйича халк,аро шартномалар. / Узбекча нашрининг масъул мух,аррири А.Х.Саидов. - Т.: «Адолат», 2004. -498-б.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 7