Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНАЯ СВЯЗЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН (на примере педагогической деятельности Ташкентского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования)'

НЕПРЕРЫВНАЯ СВЯЗЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН (на примере педагогической деятельности Ташкентского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связь науки и образования / приоритетные направления / концепция / развитие / методология / метод / исследование / практика / технология / переподготовка / повышение квалификации. / сommunication science and education priorities / concept / development / methodology / technique / study / practice / technology and skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Ш. А.

В статье освещаются вопросы реформирования, связи науки и образования в Республике Узбекистан. Выделены основные приоритетные направления и проблемы современной педагогической науки, на конкретных примерах раскрыты педагогические аспекты переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS TIES BETWEEN SCIENCE AND EDUCATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN (ON THE EXAMPLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE TASHKENT REGIONAL INSTITUTE OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING)

The article highlights the issues of reform, communications science and education in the Republic of Uzbekistan. There is identified the main priorities and problems of modern pedagogy, with specific examples disclosed pedagogical aspects of training and professional development of teaching staff.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНАЯ СВЯЗЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН (на примере педагогической деятельности Ташкентского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования)»



Абдуллаева Ш.А.,

профессор кафедры педагогики, психологии и менеджмента образования Ташкентского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, доктор педагогических наук, профессор

НЕПРЕРЫВНАЯ СВЯЗЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН (на примере педагогической деятельности Ташкентского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования)

АБДУЛЛАЕВА Ш.А. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА ФАН ВА ТАЪЛИМДАГИ УЗВИЙ БО¥ЛИК^ЛИК (ТОШКЕНТ ВИЛОЯТИ ХАЛК ТАЪЛИМИ ХОДИМЛАРИНИ КАЙТА ТАЙЁРЛАШ ВА УЛАРНИНГ МАЛАКАСИНИ ОШИРИШ ИНСТИТУТИ МИСОЛИДА)

Маколада Узбекистон Республикасида таълим сох,асидаги ислох,отлар, педагогика фани ва таълимдаги узвий боFликлик жараёнлари уз аксини топган. Замонавий педагогика фанининг устувор йуналишлари х,амда педагог ходимларни кайта тайёрлаш ва малакасини ошириш маса-лалари х,акида фикр юритилган.

Таянч суз ва тушунчалар: фан ва таълимдаги узвий боFликлик, устувор йуналишлар, концепция, ривожланиш, методология, метод, тадкикотлар, тажриба, технология, кайта тайёрлаш, малака ошириш.

АБДУЛЛАЕВА Ш.А. НЕПРЕРЫВНАЯ СВЯЗЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАШКЕНТСКОГО ОБЛАСТНОГО ИНСТИТУТА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

В статье освещаются вопросы реформирования, связи науки и образования в Республике Узбекистан. Выделены основные приоритетные направления и проблемы современной педагогической науки, на конкретных примерах раскрыты педагогические аспекты переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова и понятия: связь науки и образования, приоритетные направления, концепция, развитие, методология, метод, исследование, практика, технология, переподготовка, повышение квалификации.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

ABDULLAYEVA. SH.A CONTINUOUS TIES BETWEEN SCIENCE AND EDUCATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN (ON THE EXAMPLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE TASHKENT REGIONAL INSTITUTE OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING)

The article highlights the issues of reform, communications science and education in the Republic of Uzbekistan. There is identified the main priorities and problems of modern pedagogy, with specific examples disclosed pedagogical aspects of training and professional development of teaching staff.

Keywords: communication science and education priorities, concept, development, methodology, technique, study, practice, technology and skills.

В Республике Узбекистан важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики является образование, как мощный двигатель культурных ценностей народа, служащий источником духовности для будущего поколения.

Образование в Республике Узбекистан ориентировано на формирование нового поколения кадров, с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу. Как известно, у истоков национального и духовного развития личности стоит школа. В своей книге «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса» Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов пишет: «Конечной целью должно стать построение сильного демократического правового государства и гражданского общества, с устойчивой рыночной экономикой, открытой внешней политикой. Только такое общество может гарантировать достойную жизнь народа Узбекистана, его права и свободу, обеспечить возрождение национальных традиций культуры, духовно-нравственное развитие человека как личности»1.

Современная педагогическая наука в Республике Узбекистан руководствуется педагогическими теориями об общественном развитии теории воспитания и образования. Различные педагогические теории, системы школ, организации, содержание, методы воспитания и обучения определяются, в конечном счете, условиями материальной жизни общества, на развитие которого они со своей стороны способны оказать определенное воздействие. Из-

1 Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Том 1. - Т.: «Узбекистон», 1996. -С. 39.

вестно, что подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения является важнейшим условием устойчивого развития и модернизации любой страны. Поэтому так актуален вопрос развития педагогической науки и её тесной связи с образовательными процессами, которые подготавливают будущих специалистов непосредственно к практической деятельности.

Современная педагогика представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования образовательного процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

За годы независимости в вопросах народного образования произошли большие изменения. Принят ряд документов по образованию. Среди них Закон Республики Узбекистан «Об образовании», «Национальная программа по подготовке кадров» (1997 г.). Эти документы определили целью образования - развитие интеллектуального и научного потенциала республики, формирование всесторонне развитой свободной личности, осознающей ответственность перед обществом, семьей, государством.

Идеи Президента Ислама Каримова о создании суверенного, демократического, правового государства, основанного на принципах гуманизма, нашли воплощение в статьях закона Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программе подготовки кад-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

ров». В ней приведены «Основные принципы государственной политики в области образования», гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; научность, светский характер системы образования; общедоступность образования в пределах государственных стандартов; поощрения образованности и таланта. В этой связи в нашей республике устанавливаются государственные стандарты образования, учебные заведения выбирают свой вариант учебного плана, свою программу, но стандарт в них единен. Иными словами, цель образования одна, но пути достижения - разные. В качестве примера, иллюстрирующего принцип единства и дифференцированного подхода к выбору программ обучения Закона «Об образовании», можно привести следующие данные: Министерством народного образования республики разработаны более 10 вариантов учебных программ и создан единый базисный учебный план для всех школ, независимо от языка обучения.

Основным, поистине судьбоносным звеном, определяющим эффективность функционирования системы непрерывного образования и охватывающим все виды образования, установленные в Законе Республики Узбекистан «Об образовании», является подготовка педагогических кадров. От эффективности, целеустремленности и характера деятельности в области педагогического образования зависит искомый и эволюционно реализуемый механизм модернизации непрерывного образования.

Одним из принципов государственной политики, в третьей статье Закона Республики Узбекистан «Об образовании», назван гуманистический и демократический характер обучения и воспитания.

В этой связи, можно выделить основные приоритетные направления и проблемы современной педагогической науки. Это:

- разработка общественных и конкретно педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;

- педагогические аспекты демократизации и гуманизации системы образования;

- поиск эффективных путей духовно-нравственного воспитания, развития духовной культуры, гражданское становление личности;

- разработка концепции национальной школы, как института формирования национального самосознания, идеологии мышления, национальной культуры, всемерного совершенствования межнациональных отношений, подлинного интернационализма; научный анализ состояния практики и надежное прогнозирование социально- экономических и педагогических аспектов образования;

- развитие методологии и методов педагогических исследований;

- исследование эффективных способов активизации и оптимизации педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья учащихся; исследование и разработка современных педагогических технологий;

- разработка условий повышения эффективности самообразования и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педагогических проблем молодежи;

- исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования;

- непрерывная связь науки и образования, обобщение и распространение передового и новаторского педагогического опыта и инновационных процессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педагогической практики в научных разработках.

Следовательно, смысл демократизации образования в обеспечении всем и каждому доступа к высшим достижениям культуры, раскрытии способностей подрастающего поколения, устранении препятствий для их развития.

В общей теории воспитания, основы которой были заложены учеными энциклопедистами и просветителями: Абу Насром Фароби, Абу Али ибн Сино, Абу Райхоном Беруни, Юсуфом Хос Ходжибом, Аз-Замахшари, Яном Амосом Коменским, Генрихом Песталоцци, Адольфом Дистервегом, Иоганном Гербартом, К.Д.Ушинским, П.Ф.Каптеревым, а также просветителями джадидизма - Мунаввар Кори Абдурашидхоновым, Махмудом Бехбуди, Усмоном Носиром; крупнейшими представителями отечественной педагогики ХХ столетия:

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

А.Мунавваровым, К.Хошимовым, А.Зунуновым, С.Нишоновой, Э.Гозиевым, Р.Джураевым сформировалась собственно педагогическая теория воспитательной деятельности, являющаяся научным приоритетом Узбекистана.

Ярким примером укрепления связи образования и науки в Узбекистане являются научные методики, созданные учёными педагогами, психологами, которые служат для подготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования в XXI веке. Это исследования Э.Сейтхалилова, М.Куранова, Ш.Курбанова; методики диагностирования социальных и психолого-педагогических проблем молодежи. В этом направлении работают Г.Шоумаров, К.Зарипов, В.Каримова; разработками современных педагогических технологий занимаются М.Очилов, Н.Сайидахмедов; разработка условий повышения эффективности самообразования и самовоспитания широко исследуется учёными: О. Мусурмановой, Р.Чориевым. Здесь можно привести множество имён учёных-педагогов, психологов, которые вносят свою огромную лепту в развитие науки и процветания общества. Все эти исследования находят своё применение на практике.

В целях укрепления непрерывной связи науки и образования в республике созданы все условия для успешной её реализации. Нормативные документы, принятые за последние годы в республике, нацеливают на тесное сотрудничество науки и образования в стране. Это предполагает внедрение научных инновационных разработок в систему непрерывного образования, оказание учебной, учебно-методической помощи высшими учебными заведениями средним общеобразовательным школам, академическим лицеям, профессиональным колледжам и др.

В Ташкентском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников народного образования проделана большая работа в этой сфере. Утверждены и действуют программы по поддержанию тесной педагогической связи с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, научно-методическими центрами. Установлены договорные связи с Ташкентским государственным педагогическим университетом имени Низами, Центральным

институтом переподготовки и повышения квалификации работников народного образования имени А.Авлони, УЗНИИПН им. Кары Ниязова, Ташкентским государственным экономическим университетом, Бухарским государственным педагогическим университетом, РМЦО, Сеульским центром образования (Южная Корея), Санкт-Петербургским НИИ социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования им. А.С.Пушкина (Россия), а также установлена связь со средними общеобразовательными школами, научно-методическими областными центрами. Для этого создана открытость содержания образования, разрабатывается базовый компонент подготовки и переподготовки педагогических кадров, его деятельного содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств образования.

В настоящее время в Ташкентском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников народного образования реализовываются программы по внедрению инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, совместно с российскими и южнокорейскими коллегами. Это совместные работы Санкт-Петербургских ученых, докторов педагогических наук, профессоров Н.А.Лобанова, З.Масленниковой и кандидатами педагогических наук, доцентами - Р.К.Чориева, Б.Ялгашева, Б.Собирова, И.Асланова, О.Таджиева. Основная направленность программ обеспечивает эффективную, гарантированную учебно-воспитательную деятельность воспроизводимого цикла процесса обучения. Данное направление дидактических поисков ориентированно на традиционные и нетрадиционные задачи репродуктивного обучения, оно уточняет уже известные и инновационные способы постановки учебных целей, развивается по линии личностно-ориентированного подхода к обучению. Также совместно с южнокорейскими коллегами Сеульского университета - профессорами Квангуонг Сонгом, Жхун Вонгсеоком и молодыми учёными-докторантами: Г.Кулдашевой, Д.Арапбаевой, Г.Азизовой, Н.Норкуловой апробируются исследования в рамках проек-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

та «Разработка и внедрение эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся и просветительской работы в непрерывном образовании». В этой связи профессорско-педагогический состав института проводит выездные занятия, семинары-тренинги в образовательные учреждения, внедряют новаторские идеи ведущих учителей-предметников. Организация духовно-просветительских и воспитательных мероприятий нацелена на развитие компетентной деятельности педагогов, а также на развитие гармонически развитой личности, выявлению одарённой молодёжи в сфере образования.

Ведётся плодотворная работа в области реализации вышеназванных компонентов, обеспечивается проведением научно-методических, учебных семинаров и тренингов, результаты которых в конечном итоге находят своё отражение в письменных отчетах, сопровождаются презентацией на конференциях и семинарах.

В работах Ш.Курбанова и Э.Сейтхалилова «Влияние Национальной программы по подготовке кадров на развитие общества и формирование личности»1, М.Очилова «Укитувчи одоби ва назокати»2, Н.Сайидахмедова «Пе-дагогиканинг долзарб масалалари»3освещены вопросы повышения качества переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, формирование компетентности учителя новой формации, раскрыты проблемы образования - отбор базисных, ключевых, фундаментальных знаний и способов оперирования ими с учетом интеграционного подхода (организация учебно-воспитательного процесса), - информационно-компьютерных технологий, а также формы и методы обучения (в первую очередь интерактивные).

В рамках суммирующих технологий накопление конкретных знаний выступает целью обучения, а для развивающих технологий конкретные знания - это, в первую очередь, средства достижения главной цели - совер-

1 Курбанов Ш., Сейтхалилов Э. Влияние Национальной программы по подготовке кадров на развитие общества и формирование личности. - Т., 2011. - С. 345.

2 Очилов М. Укитувчи одоби ва назокати. - Т.: «Молия», 2009. -234-б.

3 Сайидахмедов Н. Педагогиканинг долзарб масала-лари. - Т.: «Ворис», 2013. - 238-б.

шенствования интеллектуальных и творческих способностей и возможностей обучающихся. Поэтому в системе городских и районных отделов народного образования Ташкентской области на основе программы тесного сотрудничества с Ташкентским областным институтом переподготовки и повышения квалификации работников народного образования целесообразно создать филиалы кафедр педагогического мастерства: «Педагогики и психологии», «Математики», «Физики», «Биологии», «Химии», «Русского и иностранных языков» и др.

Деятельность филиалов данных кафедр позволит внедрить в образовательный процесс передовой и новаторский педагогический опыт и научные инновации; изучать и удовлетворять реальные потребности педагогической практики в научных разработках, которые открывают широкие возможности образования; обогащают содержание, методы и формы обучения в средних общеобразовательных школах.

Профессорско-преподавательский состав института в тесном сотрудничестве с учителями школ ведёт плодотворную работу по разработке научных методик, способствующих воспитанию и формированию гармонически развитой личности. Этому примером служат методики: «Ускоренное обучение иностранным языкам», «Валеологическое воспитание в семье», «Формирование активной гражданской позиции учащихся средних общеобразовательных школ», «Диагностирование уровня освоения учебного материала подростков», «Методика работы с трудновоспитуемыми подростками», «Активизация резервных возможностей личности при обучении» и др.

На основе Государственной Программы по «Году внимания и заботы о старшем поколении» в институте идет активная работа в сфере духовного и просветительского направления национальными ценностями и народной педагогики.

Реформы системы образования в Узбекистане, происходившие в течение двадцати четырёх лет, осуществлялись с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным стандартам, обеспечение экономики и социальной сферы страны высококвалифи-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

цированными кадрами. Позитивными тенденциями связи науки и образования в Республике Узбекистан явились: систематическое обновление государственных образовательных стандартов и требований по всем видам образования, профессиям и специальностям; демократизация управления образованием, укрепление самостоятельности образовательных учреждений в определении собственных подходов организации образовательного процесса в достижении должного качества образования, укрепление их ресурсной и кадровой базы; внедрение прогрессивных педагогических и информационных технологий, а также методов интерактивного обучения; введение новых специальностей, новых учебных дисциплин, востребованных в изменившихся социально-экономических условиях и условиях функционирования системы образования; обновление учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам.

Однако, имеет место и тенденция сдерживающая динамизм развития связи науки и образования, а именно:

- недостатки использования на практике научных и учебно-методических основ диагностики качества педагогического образования и профессиональной ориентации молодежи, стремящейся реализовать себя в профессии педагога;

- отсутствие научно-методических и практических подходов к дифференцированной подготовке педагогических кадров, ориентированных на поиск решений по созданию образовательных учреждений нового типа;

- недостаточный учет региональных особенностей в практике подготовки педагогов;

- высока еще степень феминизации педагогических кадров, слабо протекает процесс их омоложения, имеет место отток наиболее квалифицированных кадров в другие отрасли экономики.

В этой связи целесообразно:

- разработать программы психолого-педагогического цикла и педагогической практики, методической междисциплинарной связи с дисциплинами учебного плана;

- наладить научно-методическую работу внутри образовательных учреждений, направленную на повышение профессионального мастерства педагогического коллектива, так

как переход на новую модель образования в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров, требует от современного педагога инновационного, творческого мышления, характеризующегося созданием объективно нового и возникновением новообразований в ходе самой деятельности.

Таким образом, в нашей стране педагогическое образование на различных этапах функционирования способствует и содействует развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные и социально-личностные задачи, обусловленные стратегическими направлениями реформ развития системы непрерывного образования и республики в целом. Повышается эффективность функционирования института переподготовки педагогических кадров, как системы, обеспечивающей в сравнительно короткие сроки повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров. Такой подход экономически оправдан и социально значим. Однако для обеспечения требуемого качества функционирования образования на всех структурно-организационных уровнях необходима дальнейшая модернизация и внедрение новых, более современных и совершенных механизмов повышения качества подготовки педагогических кадров, с учетом соответствия тенденциям мирового образовательного пространства, в контексте обеспечения устойчивого развития страны и его регионов. Для этого, на наш взгляд, целесообразно:

- выявить основные факторы, сдерживающие эффективное развитие непрерывного профессионально-педагогического образования;

- определить основные направления и механизмы развития современной науки и образования;

- обосновать структуру и содержание развития системы непрерывного профессионально-педагогического образования;

- создать благоприятные условия для развития компетентности педагога, реализующего свой потенциал в качестве организатора, наставника и методиста по избранному виду образования;

- формирование системы мер по целенаправленной подготовке педагогических и инженерно-педагогических кадров для сис-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

темы среднего специального образования, для образовательных учреждений повышения квалификации педагогических кадров, а также подготовки управленческих кадров и др.

В республике созданы все условия для успешной реализации непрерывной связи науки и образования, развитию концепций и

технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека. Это открывает широкие возможности для развития целостной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, способных служить во имя процветания нашей Родины.

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года № 464-1 «Об образовании».

2. Национальная программа подготовки кадров. - Т., 1997.

3. Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Том 1. - Т.: «Узбекистон», 1996.

4. Курбанов Ш., Сейтхалилов Э. Влияние Национальной программы по подготовке кадров на развитие общества и формирование личности. - Т., 2011.

5. Очилов М. Укитувчи одоби ва назокати - Т.: «Молия», 2009.

6. Сайидахмедов Н. Педагогиканинг долзарб масалалари. - Т.: «Ворис», 2013.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.