2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
- © Г.Н. Шаповаленко, О.Н. Еремеев,
С.В. Назаренко, Е.В. Кудря, В.С. Байкин, 2015
УДК 65:656.135
Г.Н. Шаповаленко, О.Н. Еремеев, С.В. Назаренко, Е.В. Кудря, B.C. Байкин
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СНИЖЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА ВНЕЗАПНЫХ ОТКАЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ НА РАЗРЕЗЕ «ЧЕРНОГОРСКИЙ»
Представлены результаты работы по усилению контроля за условиями и режимами эксплуатации автосамосвалов разреза «Черногорский». Обоснована необходимость повышения контроля за эксплуатацией автосамосвалов. Привлечены результаты хронометражных наблюдений рабочего времени начальников смен и приема-сдачи смен водителями автосамосвалов. Представлены практические решения по контролю за условиями и режимами эксплуатации автосамосвалов, которые после их реализации позволят снизить количество отказов автосамосвалов. Ключевые слова: условия и режим эксплуатации, внезапный отказ, нестандартные поломки, начальник смены, хронометраж, анализ, контроль.
Сначала 2015 г. на разрезе «Черногорский» разрабатывается и опробуется система контроля за условиями и режимами эксплуатации горнотранспортного оборудования, обеспечивающая сокращение количества его внезапных отказов.
В процессе исследования установлено, что при относительно низкой доле внезапных отказов, обусловленных системой производственной эксплуатации, экономический ущерб от них в среднем в 5—8 раз выше, чем ущерб от отказов, вызванных некачественным ремонтом. Это обусловлено тем, что в процессе неудовлетворительной производственной эксплуатации происходят, как правило, «нестандартные поломки». Несмотря на это, сегодня основное внимание механиков производственных участков сконцентрировано на организации и проведении ремонта, а не на контроле условий и режимов эксплуатации оборудования [1].
Основные узлы и системы а/с Эксплуатационные факторы, обуславливающие отказы Конструктивная надежность Итого
Дорога Водитель Забой
Электрооборудование 2 2 7
Тормозные системы 1 1 6
Подвеска 3 2 8
Ходовая часть Колеса и шины 3 3 10
Передняя ось 3 2 8
Тяговый эл. привод 2 1 7
Рама 3 2 3 9
Рулевое управление 3 2 1 7
Редуктор мотор-колеса 3 1 2 7
Пневматическая система 2 1 2 6
Платформа 1 1 3 6
ЦОМ 1 1 2 2 6
Кабина и оперение 1 3 2 1 7
ДВС 1 3 1 2 7
Итого 29 29 27 16 101
С|Ш№№ I Оициоц^^
Средняя
Низкая
Рис. 1. Влияние факторов эксплуатации на вероятность возникновения внезапного отказа
3
Сотрудниками ООО «НИИОГР» совместно с начальниками смен технической автоколонны №1 Горно-транспортного цеха (далее ТАК №1 ГТЦ) был произведен экспертный анализ влияния основных факторов эксплуатации на вероятность возникновения внезапного отказа автосамосвала (рис. 1).
Для улучшения качества контроля за условиями и режимами эксплуатации, с учетом выявленного влияния факторов, был разработан регламент для начальников смен, в котором прописаны основные обязанности и время на их выполнение. Регламент представлен на рис. 2.
Для сравнения фактической структуры рабочего времени начальников смен с регламентом было проведено 4 хронометража, которые представлены на рис. 3.
Время начала Время окончания Функции, выполняемые сотрудником
7:30 7:45 Получение и изучение информации о состоянии рабочих мест в карьере (забои, отвалы, склады, акты приёма автодорог в эксплуатацию и состоянии парка автосамосвалов и спецмашин)
При отсутствии документации на пункты погрузки, разгрузки, актов приёма в эксплуатацию автомобильных дорог сообщает начальнику технологической автоколонны и горному мастеру для принятия мер для получения соответствующей документации
7:45 7:50 Получение наряда на производство работ у начальника технологической автоколонны
7:50 8:00 Выдача наряда на производство работ водителям техколонны ГТЦ, пересменок которых производится в карьере
8:00 8:30 Выдача наряда и выпуск на линию автомобилей, находящихся в технологической автоколонне ГТЦ, выдача наряда на производство ремонта водителям, чьи автомобили находятся на ремонте совместно с начальником технологической автоколонны, утверждение выданного наряда
8:30 9:30 Оформление сменного задания в АСД КАРЬЕР
9:30 10:30 Проверка получения наряда на производство работ по устранению неисправностей водителями, направленными на ремонт в АРМ, проверка состояния рабочих мест водителей, находящихся на ремонте. Уточнение времени выхода машин с ремонта у начальника АРМ (ст. механика АРМ)
10:30 13:00 Выезд на рабочие места в карьер, проверка техсостояния самосвалов, пересменок которых производился непосредственно в карьере. Проверка соблюдения Правил безопасности водителями, проверка состояния рабочих площадок, подъездных путей, автомобильных дорог на предмет соответствия требованиям норм и правил безопасности.
13:00 13:30 Обед
13:30 16:00 Продолжение проверки состояния рабочих мест в карьере, выборочный контроль за техсостоянием автосамосвалов в процессе работы, принятие в эксплуатацию новых участков автодорог, въездов и т.п.
16:00 16:30 Проверка рабочих мест водителей, находящихся на ремонте. Корректировка планового выхода самосвалов из ремонта, подготовка заявки на ремонт самосвалов на следующую смену
16:30 18:00 Формирование отчёта о работе смены в MS Excel, подготовка справки о расстояниях в АСД КАРЬЕР, подготовка бумажных документов о работе смены (акт простоя, сбор объяснительных и т.п)
18:00 19:00 Формирование отчёта о простоях в КИС ПАРУС
19:00 19:30 Подготовка к сдаче смены (окончательное формирование заявки на ремонт на следующую смену, отчёт о проделанной работе по контролю за состоянием дорог)
19:30 19:45 Передача информации о состоянии рабочих мест начальнику следующей смены
19:45 20:30 Приём самосвалов с линии, заполнение отчёта о работе водителей в MS Excel, завершение работы смены в АСД КАРЬЕР, печать отчётов о добыче угля по форме УПД-4
1. Выпуск на линию во время убытия начальника смены в карьер осуществляет диспетчер техколонны ГТЦ и направляет автосамосвал для проверки технического состояния к начальнику смены.
2. Начальник смены в процессе работы осуществляет оперативные перестановки автомобилей по рации, либо по телефону.
3. При поступлении заявки на ремонт начальник смены лично выезжает на место для осмотра самосвала и, при необходимости, осмотра места возникновения отказа
4. При направлении машины на ремонт начальник смены делает письменную заявку на ремонт в путевом листе водителя и направляет его в зону ремонта
Рис. 2. Регламент работы начальника смены ТАК №1 ГТЦ разреза «Черногорский»
Из представленного рисунка видно, что контроль за условиями работы автосамосвалов занимает от 5 до 33 % рабочего времени начальника смены.
Для сравнения фактической структуры рабочего времени начальников смены с регламентируемой была построена гисто-
грамма, на которой на основании проведенных хронометражей отображена усредненная структура рабочего времени (рис. 4).
Структура рабочего времени начальника сиены Сахарова А.Н, [дневнаясмена]
Структур? рабочего времеки начальника смены Сахарова А.Н. (дневная смена)
Структура рабочего вреуени начальника суены Казакова С.Г. (ночная смена]
Структура рабочего ем усни начальника :у«ны Тимофеев Е.С (ночная суена}
КОНТРОЛЬ
»иивкр:
Рис. 3. Структура рабочего времени начальников смены ТАК №21 ГТЦ
-36
I
Н 11
I ■ _ _ _ .
5С
I
Оценка
Прием/сдача Работа с Прочие работы Выполняемая
смены документами и работа
Регламент Факт
Рис. 4. Регламентируемая и фактическая структуры рабочего времени начальника смены ТАК №1 ГТК разреза «Черногорский»
Рабочее время,% (840 минут)
1СС
Контр
смена одежд
Пе
На рис. 4 видно, что контролю условий работы в карьере и оценке технического состояния автосамосвалов уделяется недостаточно времени - в 2 раза меньше чем положено по регламенту. Большая часть времени начальников смен тратится на работу с документами и работу в компьютере, прочие работы и на перерывы.
Анализ влияния факторов эксплуатации на вероятность возникновения внезапного отказа, показал, что значительное влияние на рост отказов оказывает водитель. Хронометраж процедур приема-сдачи смены водителями позволил установить, что ежесменный осмотр БелАЗ проводится не в полном объеме, состояние отдельных узлов и деталей не контролируется (табл. 1).
Такая ситуация обуславливается отсутствием должного контроля за приемом-сдачей смены и отсутствием необходимых знаний у водителей. Для того, чтобы ознакомить всех водителей с перечнем объектов обязательного контроля при проведении ежесменного осмотра, были разработаны технологические карты осмотра автосамосвалов БелАЗ 75131 и БелАЗ 75306 (рис. 5).
Надежность закрепления тормозных л
Проверить состояние коллекторных
Проверить целостность кабелей подвода электричества к электродвигателям.
Рис. 5. Фрагмент технологической карты на проведение ежесменного осмотра
1 7
заднего
Таблица 1
Регулярность ежесменного контроля водителем узлов н детален (по данным хрономегражных наблюдений)
№ п/п Объект контроля по стандарту Регулярно контролируется Редко контрол ируется Не контролируется
1 Передние фары
2 Газовые балоны огнетушителей
3 Колеса
4 Картер заднего моста
5 Амортизаторы задней подвески
6 Задние фонари
7 Палуба (доступные системы и т.д.)
8 Кабина (показания датчиков и состояние систем)
9 Амортизаторы передней подвески
10 Двигатель, его агрегаты и узлы
11 Топливный бак
12 Гидравлический бак
13 Тормозные колодки передних колес
14 Рулевые цилиндры
15 Растворный и порошковый баки
16 ЦОМ
17 Воздуховоды
18 Соединительные штанги и тяги
19 Силовой генератор
20 Пневмогидроаккумуляторы
Итого,% 100 25 45 ВО
На текущем этапе идет освоение разработанного регламента и технологических карт с целью улучшения качества эксплуатации автосамосвалов.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беклемешев В.А., Вьюнов Е.М., Кравец А.Н., Хажиев В.А. О структуре функционала главного механика угледобывающего предприятия // Уголь. - 2015. -№ 1. - С. 58-61. ЕЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Шаповаленко Геннадий Николаевич - кандидат технических наук, директор разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected], Еремеев Олег Николаевич - начальник ГТЦ разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected],
Назаренко Сергей Викторович - начальник ТАК №1 ГТЦ разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected],
Кудря Евгений Владимирович - старший начальник смены ГТЦ разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected], Байкин Валентин Станиславович - лаборант лаборатории эффективной эксплуатации оборудования ООО «НИИОГР», [email protected].
UDC 65:656.135
MANAGEMENT OF REDUCTION IN RATE OF RANDOM FAILURES OF BELAZ DUMP TRUCKS IN CHERNOGORSK OPEN PIT MINE
Shapovalenko G.N., Candidate of Engineering Sciences, Director, Chernogorsk Open Pit Mine, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,
Eremeev O.N., Head of Mine Transportation Department, Chernogorsk Open Pit Mine, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,
Nazarenko S.V., Head of Utility Vehicles Sector No. 1, Mine Transportation Department, Chernogorsk Open Pit Mine, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia, Kudrya E.V., Key Shiftman, Mine Transportation Department, Chernogorsk Open Pit Mine, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,
Baikin V.S., Laboratory Assistant, Effective Equipment Operation Research Laboratory, NIIOGR, [email protected], Russia.
The article describes the effect of closer control over conditions and modes of operation of dump trucks in Chernogorsk Open Pit Mine. It is substantiated to be necessary to improve dump truck management. With this object in mind, the data of timestudies into operating time of shiftmen and time of shift turnover of dump truck operators are used. The implementation of the presented practical solutions on management of operating conditions and modes of dump trucks will enable reduction in failures of dump trucks.
Key words: operating conditions and modes, random failure, abnormal crippling, shiftman, stop-watch readings, analysis, control.
REFERENCES
1. Beklemeshev V.A., V'junov E.M., Kravec A.N., Hazhiev V.A. O strukture funk-cionala glavnogo mehanika ugledobyvajushhego predprijatija (Structure of the functional mechanics of the main coal mines) // Ugol'. - 2015. - No 1. - S. 58-61.
s3